|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Святые помощники
Святые помощники
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им.БАУМАНА
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
СВЯТЫЕ ПОМОЩНИКИ
Научный руководитель: Петров В.Н.
Студент группы АК4-21:
Файнштейн И.А.
Москва 1994
С В Я Т Ы Е П О М О Щ Н И К И
Во все времена, обращая к небу
свои мольбы, русский
человек надеялся на божественную помощь
в своих делах. Так
было
и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные
силы многочисленные боги считались
покровителями различных
сторон
деятельности человека, хранителями его здоровья и
семейного благополучия. С приходом на
Русь христианства эти
обязанности языческих богов в народном сознании были расп-
ределены среди христианских святых, в которых люди Древней
Руси продолжали видеть своих небесных
помощников.
Особенности почитания святых
основывались, как прави-
ло,
на отдельных сюжетах их житий,
порой даже на незначи-
тельных эпизодах. "Обязанности" святых были строго
распре-
делены.
Многие из них
покровительствовали крестьянскому
труду,
оберегали урожай и скот. Особо
чтился пророк Илия,
унаследовавший функции языческого
Перуна-громовержца. От
него ждали избавления от засухи и защиты
от пожаров. Святой
Георгий считался покровителем не только
воинов, но и земле-
пашцев,
и даже невест, поскольку он спас от дракона царев-
ну.
Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее
имя переводится как "пятница",
а именно по пятницам на Руси
устраивались базары. Святитель Никола
оказывал помощь в
- 2 -
разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр
покровительствовал рыболовам.
Для сохранения супружеской
верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в
трудных родах считалась великомученица
Анастасия. Со време-
нем функции святых помощников
расширялись, ими наделялись и
вновь канонизированные русские
святые. Так Зосима и Савва-
тий Соловецкие стали покровителями
пчеловодов.
Святые помощники почитались по всей
Руси, но ярче все-
го их культ проявился в Новгороде, жителям которого всегда
был свойствен практический подход ко
всему, в том числе и к
делам веры. В новгородском искусстве как нигде больше мы
встречаем изображения небесных
покровителей. Уже в 12 веке
маленькие фигурки этих святых писались
на полях больших
икон, а с конца 13 столетия в Новгороде
стали писать и ико-
ны исключительно с их изображением. Святых в подобных ико-
нах изображали сразу трех-четырех, иногда и больше. Предс-
тавлены они были строго фронтально, обращенными к молящим-
ся, готовыми немедленно оказать помощь
по горячей к ним мо-
литве.
Часто над ними изображали покровительницу Новгорода
- икону Богоматери-Знамение. С древности
изображения святых
помощников включали в росписи храмов. Не
редкость изображе-
ния святых помощников и в искусстве
древнего Пскова, в ос-
тальных же землях Руси они встречаются
не часто.
Покровителями домашнего скота на
Руси считались Власий
- 3 -
и Спиридон. В Новгороде культ этих святых зародился очень
рано.
Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Вла-
сию.
Власий, епископ
Севастийский, живший в 14 веке,
в
юности был пастухом. Во время гонения на христиан он скры-
вался в пустынном месте на горе Аргос
в Каппадокии, где
благословлял и лечил диких зверей. Как
покровитель скотово-
дов он почитался уже в Византии, а его
большой популярности
на
Руси способствовало созвучие имен Власия и языческого
"скотьего" бога Велеса, чьи функции он и унаследовал. Не
случайно в Новгороде его храм был поставлен на Велесовой
улице.
Спиридон, епископ
Тримифунтский, жил в 4 веке на ост-
рове Крит. Он тоже происходил из пастухов и не оставил это
занятие, уже будучи епископом,
поэтому его изображали в
пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия
же
всегда можно узнать по длинной
заостренной бороде). В житии
Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том
числе, связанные с домашним скотом.
Поскольку память свято-
го приходится на день зимнего
солнцестояния ( в народе его
называли "спиридоньев
поворот"), то его почитание было свя-
зано также с культом плодородия. Власий и
Спиридон часто
изображались вместе благословляющими
стада. Именно так они
представлены на храмовой иконе
новгородской церкви Власия
ХУ
века. Мастер показал и "специализацию"
святых: около
- 4 -
Спиридона изображены козы и овцы,
которых он при жизни пас,
а рядом с Власием - коровы и свиньи,
поскольку в житии Вла-
сия есть эпизод, когда святой возвратил
вдовице украденного
у нее волками поросенка -
"вепреца"- целым и невредимым.
Святые мученики Флор и Лавр
покровительствовали коне-
водам. Братья-близнецы, они жили в
Иллирии во 2 веке и были
каменотесами. Строя языческий храм, они обратили в христи-
анство жреца, вернув зрение его сыну, в
глаз которого попал
осколок камня ( в связи с этим их
почитали и как целите-
лей).
Сам храм святые
посвятили Христу, водрузив в нем
крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны зем-
лей.
Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почита-
ния их как покровителей коней, тем не менее их культ, воз-
никший
на Балканах, имел именно такой
оттенок, вероятно,
под влиянием античной легенды о
братьях Диоскурах. Святые
пользовались общерусским почитанием.
Изображение Лавра сох-
ранилось в росписях звенигородской
церкви Успения на Город-
ке начала 15 века, связываемых
некоторыми исследователями с
Андреем Рублевым. В Новгороде же сложилась совершенно ори-
гинальная иконография Флора и Лавра,
которая была очень по-
пулярна также в северных землях. На
таких иконах изображали
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре.
Их композиция стро-
го симметрична, почти
геральдична. Сюжет основывается на
апокрифическом источнике - архангел Михаил вручает поводья
- 5 -
лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали
трех конюхов, кото-
рые гонят табун лошадей. Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме-
левсипп означают "ускоряющий бег коня", "гонящий коня"
и"ухаживающий за конем". По
преданию, это жившие в Каппадо-
кии во 2 веке конюхи языческой
богини Немезиды, ставшие
христианами-мучениками.
Иногда Флора и
Лавра изображали
иначе - едущими на конях и с
братской любовью обнимающими
друг друга, как на иконе 16 века из собрания Государствен-
ного Эрмитажа.
Новгородцы любили в одной иконе изображать сразу нес-
кольких святых помощников , собирая
своеобразный их "панте-
он". На провинциальной новгородской иконе 16 века иконопи-
сец представил сразу всех покровителей
скотоводов. Есть на
ней и Чудо о Флоре и Лавре, и
благословение скота Власием и
Модестом. Модест к 16 столетию заменил
Спиридона в его пат-
рональных функциях. На Руси его часто называли Медостом.
Святой Модест по преданию был
Иерусалимским архиепископом.
Его житие, известное в различных
версиях, во многом напоми-
нает житие Власия (также был пастухом и
прославился исцеле-
нием скота). Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков, был казнен
за отказ поклониться языческим
богам, а память его отмеча-
ется
18 декабря (здесь и далее дни памяти святых даны по
старому стилю) - близко к
Спиридону. Иконы Модеста, где он
изображался со скотом, были
популярны на русском Севере
- 6 -
очень долго. Известно, что в 18 веке по специальному указу
Синода они изымались как неканоничные.
Среди святых помощников, чтившихся
на Руси, было нема-
ло целителей, к которым обращались с молитвой в случае бо-
лезни.
Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма
и
Дамиан. Христианская традиция
знает нескольких святых
врачей-братьев, носивших эти имена. Одни
из них, чья память
приходится на 1 ноября,
жили в 6 веке в Малой Азии, их
обычно называют Асийскими. Они не были
мучениками, но боль-
них,
лечимых ими безвозмездно, наставляли в христианской
вере.
Другие Косма и Дамиан, жившие в
3 веке в Риме, были
убиты своим учителем лекарем-язычником
из зависти. Их назы-
вают Римскими и отмечают память 1
июля. И, наконец, третьи
Косма
и Дамиан, современники
Римских, жили в Аравии ( их
память отмечается 17 октября). За
отказ принести жертву
идолам их подвергли мучительным пыткам и
отсекли головы. На
Руси все эти святые часто не
разделялись, а чтились некие
Косма
и Дамиан, совмещающие черты
житий всех шестерых. В
древнерусской живописи также нередко
происходила путаница в
их изображении, хотя в иконописных подлинниках - специаль-
ных руководствах, указывавших мастерам, как какого святого
писать,- их строго различали. Так Асийских Косму и Дамиана
надлежало писать как Флора и Лавра, то
есть бородатыми сре-
довеками, одинаковыми ликом.
Римские должны были писаться
- 7 -
следующим образом: Косме надлежало походить на Дмитрия Со-
лунского, а Дамиану - на великомученика Георгия. У обоих в
правой руке изображался крест, а в левой
сосудец, указываю-
щий на их врачебное занятие. Аравийские
Косма и Дамиан, как
и Асийские, писались средовеками, оба с
бородами, держащими
в
руках перо и
сосудец. Тем не менее в
иконописи часто
встречаются смешанные изображения святых
лекарей-бессребре-
ников,
как на иконе первой половины 15 века,
происходящей
из Дмитрова.
На новгородской иконе
16 века "Косма, Иаков
Иеруса-
лимский и Дамиан" изображены, очевидно,
Асийские святые,
так как они представлены
близнецами, как Флор и Лавр. Тре-
тий святой на этой иконе - Иаков
Иерусалимский - особо по-
читался в Новгороде. Там уже в 12 веке
было два посвященных
ему храма. В Софийском соборе в приделе
Иоакима и Анны хра-
нился крест-мощевик, в котором была частица его мощей. Иа-
кова называют Братом Божьим, поскольку
он был сыном Иосифа,
обручившегося с девой Марией. Он
принадлежит к семидесяти
апостолам и издавна почитается православной
церковью. Пер-
вый епископ Иерусалима, автор одного из соборных апостоль-
ских посланий, он принял мученическую
смерть во время осады
города
императором Веспасианом. В Новгороде культ Иакова
обладал одной особенностью, благодаря
которой его часто
изображали вместе со святыми целителями:
святитель считался
- 8 -
избавителем от смертоносной язвы. Писали
Иакова Иерусалимс-
кого как Власия с длинной бородой.
В Византии одним из наиболее
почитаемых целителей был
святой великомученик Пантелеймон. На
греческой иконе 14 ве-
ка из Музея изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина юный
святой представлен в алом мученическом
венце и с атрибутами
врача в руках - в своей обычной
иконографии. Сын язычника и
христианки, Пантелеймон жил в Сирии в
конце 3 века в годы
правления императора Максимиана.
Названный при рождении
Пантелеоном, то есть подобным льву, за свою бескорыстную
помощь больным был прозван
Пантелеймоном, то есть милости-
вым
ко всем. За
обращение больных в христианство он был
предан мучительной казни. Частицы мощей
святого хранятся по
всему христианскому миру, но более всего их на Афоне, где
основанный русскими монастырь стал
носить имя Пантелеймона.
В древности на Руси Пантелеймон не был
столь популярен, как
другие врачи-бессребренники. Широко
почитаться он начал
только в 19 веке в связи с ростом
авторитета Афона в России
и привозом оттуда множества списков
с чудотворной иконы
святого. Эти списки в большом количестве
и сейчас находятся
в действующих храмах.
Если покровителями княжеской
власти на Руси издавна
считались святые воины, то у
представителей выборной власти
в Новгороде - посадских и тысяцких -
тоже был свой небесный
- 9 -
патрон. Им считался Ипатий Гангрский,
живший при императоре
Константине и бывший епископом города
Гангры на берегу Чер-
ного моря. Он принимал участие в первом Вселенском соборе
христианской церкви и известен как активный противник ари-
анской ереси. Ипатий принял мученическую
смерть от рук про-
тивников христианства. В Новгороде его изображения можно
было найти уже во фресках церкви Спаса
на Нередице конца 12
века.
Имелся в городе и посвященный святому храм, где хра-
нились его мощи. Поскольку в житии Ипатия есть немало эпи-
зодов, где он выступает как борец с
искушающими его бесами,
то почитали его и как защитника от
бесовских сил. На иконе
16 века из Третьяковской галереи святой
представлен как су-
ровый,
неколебимый в своих убеждениях старец,
исполненный
огромной силы духа. В клеймах
изображены чудеса святого и
главным образом мучения, которые он
стоически претерпел пе-
ред своей кончиной. Особенности письма, колорит позволяют
отнести икону к произведениям тверской
школы.
Помогая человеку, защищая его от невзгод, болезней и
несчастий, святые помощники были в его
глазах надежной опо-
рой
в жизни. Народное сознание
опоэтизировало образы этих
святых в преданиях, духовных стихах и
иконописи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая история искусств, т.2.
2. Н.А.Дмитриева "Краткая
история искусств".
3. "Юный художник", N 1,
1994.
4. "Юный художник", N 2, 1994.
| | |
|