рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Святые помощники

Святые помощники


                 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
                         УНИВЕРСИТЕТ
им.БАУМАНА
                       АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ
                                РЕФЕРАТ
                           СВЯТЫЕ  ПОМОЩНИКИ
                 Научный  руководитель: Петров В.Н.
                 Студент группы АК4-21:
Файнштейн И.А.
                            Москва   1994
          
                   С В Я Т Ы Е     П О М О Щ Н И К И
           Во все  времена,  обращая к небу
свои мольбы,  русский
      человек надеялся на божественную помощь
в своих делах.  Так
      было 
и  в эпоху язычества,  когда олицетворявшие природные
      силы многочисленные боги считались
покровителями  различных
      сторон 
деятельности  человека,  хранителями его здоровья и
      семейного благополучия. С приходом на
Русь христианства эти
      обязанности  языческих богов в народном сознании были расп-
      ределены среди христианских святых,  в которых люди Древней
      Руси продолжали видеть своих небесных
помощников.
           Особенности почитания святых
основывались,  как прави-
      ло, 
на отдельных сюжетах их житий, 
порой даже на незначи-
      тельных эпизодах.  "Обязанности" святых были строго
распре-
      делены. 
Многие  из  них 
покровительствовали крестьянскому
      труду, 
оберегали урожай и скот.  Особо
чтился пророк Илия,
      унаследовавший  функции  языческого
Перуна-громовержца.  От
      него ждали избавления от засухи и защиты
от пожаров. Святой
      Георгий считался покровителем не только
воинов, но и земле-
      пашцев, 
и даже невест, поскольку он спас от дракона царев-
      ну. 
Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее
      имя переводится как "пятница",
а именно по пятницам на Руси
      устраивались  базары.  Святитель  Никола 
оказывал помощь в
                                 - 2 -
      разных делах,  в том числе и в мореплавании, а апостол Петр
      покровительствовал  рыболовам. 
Для  сохранения супружеской
      верности молились Гурию,  Самону и Авиву,  помощницей же  в
      трудных родах считалась великомученица
Анастасия. Со време-
      нем функции святых помощников
расширялись, ими наделялись и
      вновь канонизированные русские
святые.  Так Зосима и Савва-
      тий Соловецкие стали покровителями
пчеловодов.
           Святые помощники почитались по всей
Руси, но ярче все-
      го их культ проявился в Новгороде,  жителям которого всегда
      был свойствен практический подход ко
всему, в том числе и к
      делам веры.  В новгородском искусстве как нигде  больше  мы
      встречаем изображения небесных
покровителей.  Уже в 12 веке
      маленькие фигурки этих святых  писались 
на  полях  больших
      икон, а с конца 13 столетия в Новгороде
стали писать и ико-
      ны исключительно с их изображением.  Святых в подобных ико-
      нах изображали сразу трех-четырех,  иногда и больше. Предс-
      тавлены они были строго фронтально,  обращенными к молящим-
      ся, готовыми немедленно оказать помощь
по горячей к ним мо-
      литве. 
Часто над ними изображали покровительницу Новгорода
      - икону Богоматери-Знамение. С древности
изображения святых
      помощников включали в росписи храмов. Не
редкость изображе-
      ния святых помощников и в искусстве
древнего Пскова,  в ос-
      тальных же землях Руси они встречаются
не часто.
           Покровителями домашнего скота на
Руси считались Власий
                                 - 3 -
      и Спиридон.  В Новгороде культ этих святых зародился  очень
      рано. 
Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Вла-
      сию. 
Власий,  епископ
Севастийский,  живший в 14  веке, 
в
      юности был пастухом.  Во время гонения на христиан он скры-
      вался в пустынном месте на горе  Аргос 
в  Каппадокии,  где
      благословлял и лечил диких зверей. Как
покровитель скотово-
      дов он почитался уже в Византии, а его
большой популярности
      на 
Руси  способствовало  созвучие имен Власия и языческого
      "скотьего" бога Велеса,  чьи функции он и  унаследовал.  Не
      случайно  в  Новгороде  его храм был поставлен на Велесовой
      улице.
           Спиридон, епископ
Тримифунтский,  жил в 4 веке на ост-
      рове Крит.  Он тоже происходил из пастухов и не оставил это
      занятие,  уже  будучи  епископом, 
поэтому его изображали в
      пастушьей шапке,  сплетенной из ивовых прутьев  (Власия 
же
      всегда можно узнать по длинной
заостренной бороде). В житии
      Спиридона описываются многочисленные чудеса святого,  в том
      числе, связанные с домашним скотом.
Поскольку память свято-
      го приходится на день зимнего
солнцестояния ( в народе  его
      называли "спиридоньев
поворот"), то его почитание было свя-
      зано также с культом плодородия.  Власий и 
Спиридон  часто
      изображались вместе благословляющими
стада.  Именно так они
      представлены на храмовой иконе
новгородской  церкви  Власия
      ХУ 
века.  Мастер  показал и "специализацию"
святых:  около
                                 - 4 -
      Спиридона изображены козы и овцы,
которых он при жизни пас,
      а рядом с Власием - коровы и свиньи,
поскольку в житии Вла-
      сия есть эпизод, когда святой возвратил
вдовице украденного
      у нее волками поросенка -
"вепреца"- целым и невредимым.
           Святые мученики Флор и Лавр
покровительствовали  коне-
      водам. Братья-близнецы, они жили в
Иллирии во 2 веке и были
      каменотесами.  Строя языческий храм, они обратили в христи-
      анство жреца, вернув зрение его сыну, в
глаз которого попал
      осколок камня ( в связи с этим их
почитали  и  как  целите-
      лей). 
Сам  храм  святые 
посвятили Христу,  водрузив в нем
      крест и отслужив службу,  за что заживо были засыпаны  зем-
      лей. 
Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почита-
      ния их как покровителей коней,  тем не менее их культ, воз-
      никший 
на Балканах,  имел именно такой
оттенок,  вероятно,
      под влиянием античной легенды о
братьях  Диоскурах.  Святые
      пользовались общерусским почитанием.
Изображение Лавра сох-
      ранилось в росписях звенигородской
церкви Успения на Город-
      ке начала 15 века, связываемых
некоторыми исследователями с
      Андреем Рублевым.  В Новгороде же сложилась совершенно ори-
      гинальная иконография Флора и Лавра,
которая была очень по-
      пулярна также в северных землях. На
таких иконах изображали
      Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре.
Их композиция стро-
      го симметрична,  почти
геральдична.  Сюжет основывается  на
      апокрифическом  источнике - архангел Михаил вручает поводья
                                 - 5 -
      лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали
трех конюхов, кото-
      рые гонят табун лошадей.  Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме-
      левсипп означают  "ускоряющий  бег  коня",  "гонящий  коня"
      и"ухаживающий за конем". По
преданию, это жившие в Каппадо-
      кии во 2 веке конюхи  языческой 
богини  Немезиды,  ставшие
      христианами-мучениками. 
Иногда  Флора  и 
Лавра изображали
      иначе - едущими на конях и с
братской  любовью  обнимающими
      друг друга,  как на иконе 16 века из собрания Государствен-
      ного Эрмитажа.
           Новгородцы любили  в одной иконе изображать сразу нес-
      кольких святых помощников , собирая
своеобразный их "панте-
      он".  На провинциальной новгородской иконе 16 века иконопи-
      сец представил сразу всех покровителей
скотоводов.  Есть на
      ней и Чудо о Флоре и Лавре, и
благословение скота Власием и
      Модестом. Модест к 16 столетию заменил
Спиридона в его пат-
      рональных  функциях.  На  Руси его часто называли Медостом.
      Святой Модест по преданию был
Иерусалимским  архиепископом.
      Его житие, известное в различных
версиях, во многом напоми-
      нает житие Власия (также был пастухом и
прославился исцеле-
      нием скота).  Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков,  был казнен
      за отказ поклониться языческим
богам,  а память его отмеча-
      ется 
18  декабря  (здесь и далее дни памяти святых даны по
      старому стилю) - близко к
Спиридону.  Иконы Модеста, где он
      изображался  со  скотом,  были 
популярны на русском Севере
                                 - 6 -
      очень долго.  Известно, что в 18 веке по специальному указу
      Синода они изымались как неканоничные.
           Среди святых помощников, чтившихся
на Руси, было нема-
      ло целителей,  к которым обращались с молитвой в случае бо-
      лезни. 
Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма
      и 
Дамиан.  Христианская  традиция 
знает нескольких святых
      врачей-братьев, носивших эти имена. Одни
из них, чья память
      приходится  на  1  ноября, 
жили в 6 веке в Малой Азии,  их
      обычно называют Асийскими. Они не были
мучениками, но боль-
      них, 
лечимых  ими безвозмездно,  наставляли в христианской
      вере. 
Другие Косма и Дамиан,  жившие в
3 веке в Риме, были
      убиты своим учителем лекарем-язычником
из зависти. Их назы-
      вают Римскими и отмечают память 1
июля.  И, наконец, третьи
      Косма 
и Дамиан,  современники
Римских,  жили в Аравии ( их
      память отмечается 17 октября).  За 
отказ  принести  жертву
      идолам их подвергли мучительным пыткам и
отсекли головы. На
      Руси все эти святые часто не
разделялись,  а чтились  некие
      Косма 
и Дамиан,  совмещающие черты
житий всех шестерых.  В
      древнерусской живописи также нередко
происходила путаница в
      их изображении,  хотя в иконописных подлинниках - специаль-
      ных руководствах,  указывавших мастерам, как какого святого
      писать,- их строго различали.  Так Асийских Косму и Дамиана
      надлежало писать как Флора и Лавра, то
есть бородатыми сре-
      довеками,  одинаковыми ликом. 
Римские должны были писаться
                                 - 7 -
      следующим образом:  Косме надлежало походить на Дмитрия Со-
      лунского,  а Дамиану - на великомученика Георгия. У обоих в
      правой руке изображался крест, а в левой
сосудец, указываю-
      щий на их врачебное занятие. Аравийские
Косма и Дамиан, как
      и Асийские, писались средовеками, оба с
бородами, держащими
      в 
руках  перо  и 
сосудец.  Тем не менее в
иконописи часто
      встречаются смешанные изображения святых
лекарей-бессребре-
      ников, 
как на иконе первой половины 15 века, 
происходящей
      из Дмитрова.
           На новгородской  иконе 
16 века "Косма,  Иаков
Иеруса-
      лимский и Дамиан" изображены,  очевидно, 
Асийские  святые,
      так как они представлены
близнецами,  как Флор и Лавр. Тре-
      тий святой на этой иконе - Иаков
Иерусалимский - особо  по-
      читался в Новгороде. Там уже в 12 веке
было два посвященных
      ему храма. В Софийском соборе в приделе
Иоакима и Анны хра-
      нился крест-мощевик,  в котором была частица его мощей. Иа-
      кова называют Братом Божьим, поскольку
он был сыном Иосифа,
      обручившегося  с девой Марией.  Он
принадлежит к семидесяти
      апостолам и издавна почитается православной
церковью.  Пер-
      вый епископ Иерусалима,  автор одного из соборных апостоль-
      ских посланий, он принял мученическую
смерть во время осады
      города 
императором  Веспасианом.  В Новгороде культ Иакова
      обладал одной особенностью,  благодаря 
которой  его  часто
      изображали вместе со святыми целителями:
святитель считался
                                 - 8 -
      избавителем от смертоносной язвы. Писали
Иакова Иерусалимс-
      кого как Власия с длинной бородой.
           В Византии одним из наиболее
почитаемых целителей  был
      святой великомученик Пантелеймон. На
греческой иконе 14 ве-
      ка из Музея изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина юный
      святой представлен в алом мученическом
венце и с атрибутами
      врача в руках - в своей обычной
иконографии. Сын язычника и
      христианки,  Пантелеймон  жил в Сирии в
конце 3 века в годы
      правления императора  Максимиана. 
Названный  при  рождении
      Пантелеоном,  то  есть подобным льву,  за свою бескорыстную
      помощь больным был прозван
Пантелеймоном,  то есть милости-
      вым 
ко  всем.  За 
обращение больных в христианство он был
      предан мучительной казни. Частицы мощей
святого хранятся по
      всему христианскому миру,  но более всего их на Афоне,  где
      основанный русскими монастырь стал
носить имя Пантелеймона.
      В древности на Руси Пантелеймон не был
столь популярен, как
      другие врачи-бессребренники.  Широко 
почитаться  он  начал
      только в 19 веке в связи с ростом
авторитета Афона в России
      и привозом оттуда множества  списков 
с  чудотворной  иконы
      святого. Эти списки в большом количестве
и сейчас находятся
      в действующих храмах.
           Если покровителями  княжеской 
власти  на Руси издавна
      считались святые воины, то у
представителей выборной власти
      в Новгороде - посадских и тысяцких -
тоже был свой небесный
                                 - 9 -
      патрон. Им считался Ипатий Гангрский,
живший при императоре
      Константине и бывший епископом города
Гангры на берегу Чер-
      ного моря.  Он принимал участие в первом Вселенском  соборе
      христианской  церкви и известен как активный противник ари-
      анской ереси. Ипатий принял мученическую
смерть от рук про-
      тивников  христианства.  В  Новгороде его изображения можно
      было найти уже во фресках церкви Спаса
на Нередице конца 12
      века. 
Имелся в городе и посвященный святому храм, где хра-
      нились его мощи.  Поскольку в житии Ипатия есть немало эпи-
      зодов, где он выступает как борец с
искушающими его бесами,
      то почитали его и как защитника от
бесовских сил.  На иконе
      16 века из Третьяковской галереи святой
представлен как су-
      ровый, 
неколебимый в своих убеждениях старец, 
исполненный
      огромной  силы духа.  В клеймах
изображены чудеса святого и
      главным образом мучения, которые он
стоически претерпел пе-
      ред своей кончиной.  Особенности письма,  колорит позволяют
      отнести икону к произведениям тверской
школы.
           Помогая человеку,  защищая его от невзгод,  болезней и
      несчастий, святые помощники были в его
глазах надежной опо-
      рой 
в жизни.  Народное сознание
опоэтизировало образы этих
      святых в преданиях, духовных стихах и
иконописи.
                            ЛИТЕРАТУРА
           1. Всеобщая история искусств, т.2.
           2. Н.А.Дмитриева "Краткая
история искусств".
           3. "Юный художник", N 1,
1994.
           4. "Юный художник", N 2, 1994.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты