рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Столыпинская реформа на Украине и ее последствия

Столыпинская реформа на Украине и ее последствия

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: студент группы КФ-97-1                                 Свир Станислав                                              Владимирович.                                                          Проверил: доцент Кривой Иван                   Афанасьевич Дата: Оценка: Реферат по истории Украины на тему «Столыпинская аграрная реформа и её последствия на Украине» ДНЕПРОПЕТРОВСК  1997
План.
I. Вступление.
1. Историография.
2. Украинское село
до реформы. 
II. Столыпинская аграрная реформа.
    1.
Основные положения.
    2.
Первые мероприятия.
    3. Указ 9 ноября 1906 г.
   4.
Вопрос о семейной собственности.              
            
    5. Проведение и последствия указа 9
ноября.                                        
    6.
Циркуляр 9 декабря
1906 г.
    7.
Роспуск Думы.
    8.
Деятельность Крестьянского банка.
    9. Законы 
14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.     
    10. Земская реформа.
    11. Переселение крестьян.
    12. Методы проведения реформы.
III. Последствия реформы на Украине.
 
Изучением аграрной реформы Столыпина занималось очень много
учёных, как отечественных, так и зарубежных, причём взгляды разных учёных сильно
различаются. Американский историк Дж. Токмаков утверждал, что политика
Столыпина была направлена на «дальнейший подрыв глубоко укоренившихся
феодальных уз и пробуждение инстинкта частной собственности , который в конце
концов должен был создать буржуазное общество мелких фермеров». Примерно такой
точки зрения придерживается большинство современных учёных. В советской науке
реформа оценивалась как негативное явление, т.к. считалось, что она принесёт
пользу лишь кулакам, по словам В.И.Ленина, «... это поощрение грабежа общин
кулаками ... крупный шаг массового насилия над крестьянством в интересах
капитализма...». При всём различии этих оценок в них есть и сходство. Обе
исходят из предположения, что первоочередной целью Столыпина было создание слоя
фермеров. Одни историки считают, что фермерские хозяйства должны были
формироваться на основе кулацких хозяйств, другие - на основе всего
крестьянства.  
Во время революции 1905-1907 гг. и после неё ситуация в
Украинском селе оставалась очень напряжённой. Община перестала быть опорой
самодержавия на селе, усиливалось социальное расслоение крестьян,  между различными слоями возникали
противоречия. Большая часть крестьян неуклонно беднела, до 80% крестьян были
безземельными. Имели место пережитки крепостничества, что привело к
искусственному аграрному перенаселению (в Восточной Украине за
1860-1910 гг. сельское население возросло на 86%, а площадь пахотных земель -
лишь на 31%), а следовательно, к уменьшению индивидуального крестьянского
землевладения и снижению оплаты труда. Была распространена система отработок,
переход на денежную ренту осуществлялся очень медленно. Общинное землевладение
охватывало 40% дворов. В общем в Украине крестьянам принадлежал 91 млн.дес.
надельной и 5,4 млн.дес собственной земли, помещики владели 10,9 млн.дес.
Практически все надельные земли были чересполосными, т.е. надел состоял из
многих частей, расположенных в разных местах, что усложняло обработку. Из-за
бедноты культура сельского хозяйства в большинстве хозяйств оставалась на очень
низком уровне, из-за чего урожайность на крестьянских землях была намного ниже,
чем на помещичьих. Всё это вызывало выступления крестьян, которые продолжались
и после революции.
Перечисленные и другие факторы говорили
о том, что на селе нужны коренные преобразования. Во главе этих преобразований
стал председатель Совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин. Само название
реформы не совсем правильное, т.к. Столыпин разработал лишь некоторые пункты
реформы, основу же её составляли предложения, высказанные С.Ю.Витте ещё перед
революцией. Но приводил реформу в исполнение именно Столыпин.  
***              
На плечи Столыпина легла сложная задача
- поиск и формирование новой социальной опоры для самодержавной системы.
Столыпин видел эту опору в частном собственнике и поэтому основной частью его
политики было расселение крестьян на хутора, уничтожение чересполосицы,
передача крестьянам через Крестьянский Банк части государственных земель.
Столыпин выступал за проведение реформ «сверху», не спрашивая мнения крестьян. В одном из его докладов говорится:
«Следует отрешиться от мысли, что когда наступит время к переходу к иной, более
культурной системе хозяйства, то крестьяне перйдут к ней по собственной
инициативе. Во всём мире переход крестьян к улучшенным системам  хозяйства происходил при сильном давлении
сверху».   По его мнению, для реформ
«все методы хороши». В общем Столыпин так сформулировал свою программу:  «Сначала успокоение - потом реформы». Важно
отметить, что Столыпин никогда не выступал против самодержавной системы - он
лишь пытался её реформировать. 
Ещё будучи саратовским губернатором,
Столыпин предлагал организовать широкое содействие созданию крепких
индивидуальных крестьянских хозяйств на 
государственных и банковских землях. 
Эти хозяйства должны были стать примером для окружающих крестьян,  подтолкнуть их к  постепенному отказу от общинною землевладения. 27 августа 1906 г.  Столыпин провел мероприятия по  передаче Крестьянскому  банку части государственных и удельных
земель для продажи крестьянам.  Тем
самым он приступил к исполнению своею замысла. По существу, речь шла о
приватизации части государственного имущества.
     5 октября последовал указ об отмене
некоторых ограничений в правах крестьян. Этим указом были окончательно отменены
подушная подать, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян,
избрания ими места жительства, отменён закон против семейных разделов, сделана
попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены
права крестьян на земских выборах. Эти мероприятия вызвали возражения со
стороны помещиков, т.к. они боялись потерять свои земли. Но Столыпин не
допускал и мысли о полной ликвидации помещичьего землевладения. Другое дело -
частичное его ограничение. В интервью корреспонденту газеты "Волга"
он заявил: "Вероятно,  крупные
земельные собственности  несколько  сократятся, вокруг нынешних помещичьих
усадеб начнут возникать многочисленные средние и мелкие культурные
хозяйства,  столь необходимые как оплот
государственности на местах".
Частичное отчуждение помещичьей земли
фактически уже шло:  многие помещики,
напуганные революцией,  продавали имения
Крестьянскому банку. По замыслу Столыпина, Крестьянский банк скупает все эти
земли, разбивает на участки и продаёт крестьянам. Из перенаселенной общины
лишние работники упадут на банковские земли. Идет переселение в Сибирь. Под
воздействием определенных правительственных мер община прекратит свои
бесконечные земельные переделы. 
Надельная  земля перейдет в
личную собственность. Некоторые крепкие хозяева станут заводить хутора и отруба
на общинных землях. Примерно так 
сложилась у Столыпина общая концепция реформы, проект которой получил
скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося
крестьянского землевладения и землепользования».
В дальнейшем, дополненный и переработанный в III Думе, он стал действовать как закон 14
июня 1910 года.
29 мая 1911 года был принят закон « О землеустройстве ». Эти три акта составили
юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «аграрная
столыпинская реформа».
9 ноября 1906 г. первый проект Совета
министров был утверждён царём: 
столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет.  Первая статья указа 9 ноября 1906 г.,  наиболее известная,  устанавливала,  что "каждый домохозяин, владеющий надельною землею  на общинном праве,  может во всякое время требовать укрепления за собою в личную
собственность  причитающейся  ему части из означенной земли".
Закрепив землю в частную собственность, хозяин имел право, оставаясь на прежнем
месте жительства, требовать объединения его земельных участков в один - так
называемый отруб или выселиться из села на хутор - усадьбу, построенную на
выделенном ему участке.  Этот указ имел
и полицейский аспект - выселение крестьян на хутора приведёт к их разобщению и
уменьшению революционной активности.
После принятия закона в Думе возник
вопрос: признавать ли укрепляемые участки семейной или частной собственностью.
Возник это вопрос на основании многочисленных известий о том, что крестьяне
пропивают наделы и пускают семейства по миру. Столыпин был категорически против
семейной собственности, она напоминала ему общину. Он говорил, что «нельзя
создавать общий закон ради исключительно уродливого явления», что нельзя
связывать руки всему крестьянству из-за пьяниц.
Крепкий работящий собственник, по
замыслу Столыпина, должен был формироваться на основе широких слоёв зажиточного
и среднего крестьянства. В то же время правительство не хотело сосредоточения
земли у небольшого числа кулаков, ибо в результате этого должна была разориться
масса крестьян. Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными
потрясениями. Поэтому правительство запретило в пределах одного уезда
сосредотачивать в одних руках более шести высших душевых наделов, определённых
по реформе 1861 года. По разным губерниям это составляло от 12 до 18 десятин.
Установленный для «крепких хозяев» потолок был весьма низким. 
    В реальной жизни из общины выходила в
основном беднота и городские жители, вспомнившие, что в давно покинутой деревне
у них есть надел, который теперь можно продать. Огромное количество
чересполосных земель шло в продажу. В 1914 году было продано 60% укреплённых в
этом году земель. Покупателем земли иногда оказывалось крестьянское общество,
что означало возвращение к общине. Чаще же покупали землю зажиточные крестьяне,
которые не спешили выходить из общины. В руках одного хозяина сосредотачивались
общинные и укреплённые земли, что грозило великой путаницей с землёй, новой
волной переделов (количество которых с 1912 года снова пошло по восходящей).
Нельзя наивно думать, будто на хутора и отруба выходили «крепкие хозяева»,
желавшие завести отдельное от общины хозяйство. Землеустроительные комиссии
предпочитали не возиться с отдельными хозяевами, а разделять на хутора или
отруба всё селение, часто применяя при этом силу. Крестьяне сопротивлялись
переходу на хутора исходя из здравых жизненных соображений. Земледелие
находилось в полной зависимости от капризов природы. Имея полосы в разных
местах, крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай: в засушливый год
хороший урожай давали полосы в низинах, в дождливый - на взгорках. Получив
надел в одном месте, крестьянин полностью оказывался во власти погоды. При этом
подавлялись альтернативные способы улучшения агротехники, выдвинутые самой
жизнью. Фактический запрет земельных переделов приостановил начавшийся с конца XIX века переход от трёхпольной к
многопольной системе. Задерживался переход на «широкие полосы», при помощи
которых крестьяне боролись с чрезмерной чересполосицей.
9 декабря 1906 г. за подписью Столыпина
был разослан циркуляр МВД, в котором устанавливалось следующее правило:  домохозяин, 
подавший заявление о выходе из общины после принятия на  сходе приговора об очередном переделе,  но до утверждения его уездным съездом,  укрепляет свой надел в прежнем размере.
Фактически это равнялось запрещению общих переделов,  ибо всякий, теряющий часть надела,  мог подать заявление о выходе, удержать за собой весь надел и
расстроить передел.  И правительству
было известно,  что многие крестьяне
держатся за общину только потому,  что
она периодически переделяет землю.  В те
времена для крестьянства это было то, 
что сейчас называется социальной гарантией:  каждый крестьянский юноша, 
как бы ни сложилась ею судьба, мог рассчитывать на свою долю в земельном
наделе деревни.  Циркуляр МВД, изданный
всею лишь через месяц после указа 9 ноября 1906 г.,  наносил еще один, очень точно рассчитанный удар по общине. Но 5 декабря
1907 г., разбирая одну из жалоб, 
департамент Сената признал этот циркуляр незаконным и отменил его, но
многие приверженцы Столыпина использовали его и после отмены.
II Дума не устраивала правительство, т.к.
не одобряла указ 9 ноября. Глядя на Думу, крестьянство бойкотировали аграрную
реформу. Ходил слух, будто тем, кто выйдет из общины, не будет прирезки земли
от помещиков. Правительству необходимо было сформировать более «покладистую»
Думу. Для этого, в свою очередь, надо было изменить избирательный закон, что
делать без согласия Думы нельзя. Однако 1 июня 1907 года Столыпин сделал в
закрытом заседании II
Государственной думы заявление, основанное на провокации, на основании которого
Дума была распущена и произведён государственный переворот - изменён
избирательный закон в Думу  без её
согласия. Третьеиюньский переворот знаменовал собой окончание революции -
«успокоение было установлено», была сформирована более «покладистая» Дума.
Пришло время переходить к активизации второй части программы - реформ.
    Существо политики Столыпина в этот период
составляло лавирование между интересами помещиков и самодержавия и задачами
буржуазного развития страны. «Успокоение наступило», и в 1909 году  Столыпин завил: «Дайте государству 20 лет
покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» - то есть он
понял, что в условиях покоя проводить реформы будет труднее. С наступлением
покоя от него отвернулось дворянство, а вскоре и царь.
Едва ли не главной заботой председателя
Совета министров стало положение, в которое попал Крестьянский поземельный  банк, созданный ещё в 80-х годах прошлого
века.  Масштаб  его операций по закупке земли в это время возрос почти в три
раза.  Напуганные революцией, многие
помещики  спешили расстаться со своими
имениями. 
В его распоряжение перешли государственные и удельные земли; между тем
крестьяне, всё ещё рассчитывая на ликвидацию помещичьею землевладения в
ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. В его руках оказалось очень
много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен,  и мало денег.  Для поддержки  его
правительство использовало даже накопления пенсионных касс. В это же время
крестьяне весьма неохотно  выходили  из общины и укрепляли свои наделы.
Предоставляя крестьянам денежные займы для покупки земли, банк отдавал
предпочтение богатым крестьянам. Заём отдельному покупателю мог составлять до
500 рублей, а общинам и
коллективам - не больше 150. Ступив на банковскую землю, для крестьянина
возобновлялись изнурительные выплаты, 
поскольку он не всегда мог своевременно выплатить долг, банк лишал его
купленных земель - с 1906 по 1910 год в банк было возвращено 21 тыс. десятин(
4% проданных ). После окончания революции правительство предприняло
энергичные  действия  по ликвидации земельных запасов
Крестьянского банка. 13 июня 1907 г. этот вопрос разбирался в Совете
министров,  было решено образовать на
местах временные отделения Совета банка, 
передав им ряд важных полномочий. 
Для участия в работе этих отделений отправились многие видные
чиновники  Министерства  финансов, МВД и Главного управления землеустройства
и земледелия. Отчасти в результате принятых 
мер,  а  больше  того - вследствие  изменения 
общей  обстановки  в 
стране  дела  у Крестьянскою банка пошли лучше. До  1911 
г. объем  продаж  ежегодно возрастал,  а затем начал снижаться. Это объяснялось,
во-первых, тем, что в ходе реализации указа 9 
ноября 1906 г.  на рынок было
выкинуто большое количество дешевой надельной 
земли,  а  во - вторых,  тем, что  с окончанием
революции помещики резко сократили продажу своих земель.  Оказалось, 
что подавление революции в  конце
концов не пошло на пользу созданию хуторов и отрубов на банковских землях.
Вопрос о том, как распределялись покупки банковских хуторов и отрубов среди
различных слоев крестьянства, исследован недостаточно. Увеличилась доля
бедняков среди клиентов банка. Многие помещичьи земли,  из года в год сдававшиеся в аренду одним и
тем же обществам,  стали как бы частью их
надела. Продажа их Крестьянскому банку ударила в первую очередь по  малоземельным хозяевам.  Банк давал ссуду в размере до 90-95%
стоимости участка. Продажа укрепленного надела обычно позволяла  уплатить 
первый взнос.  Некоторые земства
оказывали помощь по обзаведению хуторами. 
Всё это толкало  бедноту на
банковские земли,  а банк, имея убытки
от содержания купленных земель на своем балансе,  не был разборчив  в  выборе клиентов. Появились на банковских
землях и достаточно крепкие фермерские 
хозяйства.  С этой  точки зрения землеустройство на банковских
землях было перспективнее,  чем на
надельных. Однако таких хозяйств изначально было немного. Таким образом,
Крестьянский банк так и не решил 
проблему малоземелья.
Наладив деятельность Крестьянского
банка, правительство вплотную занялось реализацией указа
9 ноября 1906 г. На места заспешили министерские ревизоры, потребовавшие от
губернских и уездных чиновников, чтобы все их силы сосредоточились на
проведении аграрной реформы.  Земские
начальники, уличенные в нерадивости, 
увольнялись в отставку.  Это
резко подхлестнуло активность тех, кто оставался на службе. Явившись в то или
иное село и собрав сход, они первым делом спрашивали, почему крестьяне не
укрепляются,  часто применялась сила, в
том числе и черносотенные полки, применявшиеся Столыпиным для успокоения
крестьян ещё на посту Саратовского губернатора.
В одной из речей в Государственном
совете Столыпин поддержал предложение объявить перешедшими к подворному
владению общины, длительное время не совершавшие общих переделов. Эта норма
была закреплена в законе 14 июня
1910 г., заменившем собою указ 9 ноября 1906 г. По новому закону общины, в
которых со времени надела их землёй не было общих земельных переделов в течение
24 лет, стали рассматриваться как перешедшие к единоличному владению землёй.
Закон давал право на переход к отрубным участкам с согласия простого большинства
участников схода, тогда как раньше нужно было 2/3 голосов.  
     Чересполосно укрепляемая  личная крестьянская земельная
собственность  весьма  отдаленно 
походила  на  классическую римскую  "священную  и  неприкосновенную  частную 
собственность".  И дело не
только в правовых ограничениях, 
налагавшихся на укрепленные наделы (запрещение продавать лицам
некрестьянского сословия,  закладывать в
частных банках).  Сами крестьяне,  выходя из общины, первостепенное значение
придавали закреплению за собой не конкретных полос,  а  общей  их площади. 
Поэтому они, случалось, были не прочь принять участие в общем
переделе,  если при этом не
уменьшалась    площадь их надела. Чтобы
власти не вмешались и не расстроили дело, 
такие переделы иногда производились тайно. Само правительство в концов
встало на такую же точку зрения: 29 мая 1911 через Думу был проведён закон
«О землеустройстве», однако ничего принципиально нового в этом законе не было,
в основных своих частях он действовал и ранее в виде ведомственных инструкций.
По этому закону правительство закрепило за собой право передвигать полосы
земли, соединяя их в один целый участок.
Столыпинская реформа предусматривала
преобразования власти на местах. Действовавшая система основывалась на
сословных началах. Сельское и волостное управление было сословно -
крестьянским, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства.
Получалось, что одно сословие руководило другим. Правительство намеревалось
уменьшить сословный характер управления. В духе националистических идей был
построен законопроект о введении земства в западных губерниях империи, в том
числе в Киевской, Волынской и Подольской, где среди помещиков преобладали
поляки. Столыпин заявил, что новое земство должно быть «национально - русским»
(украинцев он считал русскими). С этой целью избирательные съезды и собрания
были разделены на национальные курии, причём на долю поляков приходилось
меньшее число гласных, чем на долю всех неполяков. Это означало, что крупные
помещики в новом земстве окажутся в меньшинстве. Кроме того, новое земство было
бессословным, имущественный ценз был понижен двое. Государственный совет
отклонил основную часть законопроекта, и этот закон был принят без его
согласия(по 87 статье). Такая политика повернула дворянство против
Столыпина. 
Одной из частей столыпинской реформы
являлось переселение крестьян на неосвоенные территории империи. Особенно много
малоземельных крестьян двинулось с Украины в Сибирь. За 1906 - 1912 гг. туда
выехал почти 1 млн. человек. В 1914 г. в Сибири и на Дальнем Востоке проживало
около 2 млн. украинцев. Но переселение не было по-настоящему организовано. Оно
проходило в ужасных антисанитарных условиях, крестьяне ехали в
неприспособленных вагонах со знаменитой надписью «40 человек, 8 лошадей». Не
имея капитала для организации хозяйства, переселенцы попадали в очень трудное
положение. Около 70% переселенцев не получили земли вообще, многие получили
непригодные для сельского хозяйства земли. Уровень орудий труда был очень
низок. Хроническое недоедание, непривычные климатические условия, отсутствие
квалифицированной медицинской помощи приводили к массовой смертности среди
переселенцев, доходившую в некоторых поселениях до 30 - 40%. Тысячи
переселенцев, хлебнув горя, возвращались. В 1911 г. на Украину возвратилось
68,5% переселенцев. Вернувшись на родину, бывшие переселенцы пополняли ряды
безземельных крестьян, то есть переселенская политика потерпела крах.
Следует отметить методы проведения
реформы - имели место аресты, запреты высказываться на сходах против
указа,  вызов стражников и содержание их
за счет общества.  Практиковалась и
административная высылка особо активных противников реформы из числа   крестьян. Это не помешало Столыпину 15
марта 1910 г.  заявить в Государственном
совете:  "Не вводя, силою закона,
никакою принуждения к выходу из общины, правительство считает совершенно
недопустимым установление  какого-либо
принуждения,  какого-либо  насилия, 
какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в
деле  устройства  его судьбы, распоряжения его надельною
землею".
Ни один важный закон реформы не был
принят обычным путём(через Думу), большинство законов было принято по
87 статье( без утверждения Думы ).
***
Наиболее активно реформа проводилась в
первые несколько лет после революции. С 1910 г. темпы  укрепления земли стали снижаться.  Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не
исправили положение. Численность 
выделяющихся  из общины крестьян
стабилизировалась только после выхода закона
29 мая 1911 г. Однако  вновь  приблизиться  к  наивысшим показателям
1908-1909 гг. так и не удалось.
Укрепление чересполосных земель
фактически приводило только к образованию беспередельных общин. К началу
столыпинской реформы около трети общин в 
Украине  не переделяли землю.  Иногда рядом соседствовали две
общины - переделяющаяся и беспередельная. 
Большой разницы в уровне их земледелия никто не отмечал. Только в
беспередельной разница между богатыми и бедными была больше. Не разрушив
полностью общины, но запретив переделы, реформа ещё больше усилила социальное
расслоение крестьян.
    В течение 1907-1915 гг. закрепили землю в
индивидуальную собственность в среднем на Правобережье 48% крестьян, на Юге -
42%, на Левобережье - 16,5%. До 1916 г. было образовано 440 тыс. хуторов, или
14% дворов, что значительно выше по сравнению с Россией, где из общин вышло 24%
хозяйств, а на хутора - 10,3%. Такой значительный процент выхода крестьян из
общины на Украине объясняется тем, что тут общинное землевладение было менее
распространено (на Правобережье общинники составляли 1-9% всех дворов),
общинное землевладение не являлось традиционным для Украины. Большинство
хуторских хозяйств были убогими, приходили в упадок и разорялись, продавая свои
земли зажиточным крестьянам по очень низким ценам (38 - 80 рублей за десятину
при рыночной цене 250 рублей).
    Не спасал положение и Крестьянский банк,
т.к. его цены были недоступны многим беднякам, к тому же они постоянно росли
(от 105 руб. за десятину в 1907г. до 136 руб. в 1914г.). Всего в 1906 - 1916
гг. Банк продал украинским крестьянам 596,4 тыс. дес. земли, купил у помещиков
572,2 тыс. дес, остальное было куплено у крестьян.  
    Из - за отсутствия финансирования реформы
бедняки никак не были поддержаны, они продолжали беднеть, если в 1906 г. на
одно бедняцкое хозяйство припадало в среднем 3,7 десятины земли, то в 1916 -
2,2 десятины.
За 1907 - 1910 гг. на Украине состоялось 4552 выступления крестьян, что
говорило о том, что аграрная реформа не решила проблем основной массы крестьян.
Положительные результаты столыпинская
реформа имела для зажиточных крестьян, у которых и в общине было достаточно
земли. В целом реформа ускорила переход села на индустриальную основу.
Создались условия для развития частного сельского землевладения. Реформа
стимулировала развитие агрономических приёмов, повышение агрокультуры.  В целом благодаря ей и другим факторам в
1909 - 1913 гг. продуктивность сельского хозяйства в России возросла в полтора
раза. В сёлах образовывались прокатные технические станции, для малоземельных
крестьян образовывались общества по аренде земли и коллективному ведению
сельского хозяйства. 
     К другим факторам общего поднятия
хозяйства относят: во - первых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и
начался рост цен на зерно на мировом рынке; во - вторых, за годы реформ был
только один неурожайный год (1911), зато подряд два года (1912 и 1913) были
отличные урожаи. 
После убийства Столыпина эсером
Багровым в 1911 году реформы практически остановились, т.к. у Столыпина не было
явных однодумцев, которые бы продолжали его дело. 
Список использованной
литературы.
    1. История Украинской ССР в двух
томах. Редакционная коллегия: К.К.Дубина, И.А.Гуржий и др. 1969г., Киев,
изд-во «Наукова Думка». Том 1, стр. 603 - 610.   
2. Россия на рубеже веков: исторические
портреты. Составитель А.П.Корелин. 1991, Москва, издательство политической
литературы. Стр. 54-70.
3. Пётр Аркадьевич Столыпин. Нам нужна
великая Россия. 1991, Москва, изд-во «Молодая гвардия».
Стр. 12 - 14, 176 - 180.
4. Україна і світ.
Історія господарства від первісної доби і перших цивілізацій до становлення
ндустріального суспільства. 1994, Київ, видавництво «Генеза».
Стр. 274-278.
Столыпинская аграрная реформа и особенности ее проведения в украине. Столыпинская аграрная реформа и ее последствия для Украины. Переселение крестьян с Украины в Саратовскую губернию в г. Столыпинская аграрная реформа и ее значения для украины. Столип нська аграрна реформа та насл дки для укра ни. Столыпинская реформа и ее последствия для украины. Последствия столыпинской реформы для украины. Особенности столыпинской реформы в Украине. Столыпинская реформа переселение украинцев. Столыпинская аграрная реформа на украине. Столыпинская реформа и ее последствия. Реферат сталыпинское землеустройство. Переселение по столыпинской реформе. Столыпинское переселение украинцев. Столыпинская реформа в украине.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты