рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - США х годов

США х годов


      РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: "СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 80-х годов"
1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ.
     В фундамент конституционной системы США
положено три основных по­литико-правовых принципа - разделение властей,  федерализм и  судебный конституционный надзор.
     Принцип разделения властей,  реализуемый через систему "сдержек и
противовесов", предполагает 
организационную  независимость трех
"вет­вей" государственной власти - законадательной,  исполнительной, судеб­ной - и разграничения
между ними соответствующих функций. На федераль­ном уровне три
"ветви" представлены конгрессом, 
президентом и Верхов­ным судом.
     Федерализм - конституционный принцип,
предполагающий относительно жестко разграничение  сфер  компетенции  федеральных властей и властей штатов, при
этом значительная часть прав "суверенных" штатов  передана федеральному правительству.
     Судебный конституционный надзор -
заключается  в  том,  что  суды имеют право  признать  не
соответствующими конституции и тем самым не­действительными законы конгресса и
акты исполнительной власти.
     Высшим
органом  конституционного  надзора 
является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования
конституции  являются  оконча­тельными и обязательными для всех
государственных органов.
2. СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ.
     В статье I описаны полномочия,  структура, порядок формирования и работы
конгресса США.
     Статья II посвящена президентской власти.
     Статья III касается федеральной судебной власти.
     Статья IV регулирует некоторые аспекты
взаимоотношений между шта­тами, а также между штатами и федеральным
правительством.
     Статья V предписывает порядок принятия
поправок к  конституции  и запрещает 
лишать тот или иной штат равного с другими штатами голоса в сенате.
     Статья VI провозглашает конституцию,
федеральный закон и междуна­родные договоры США "верховным правом"
страны;  если  конституция  или закон
какого-либо штата противоречат федеральным правовым установлени­ям, то
должностные лица штата обязаны руководствоваться последними.
Статья VII установила,  что для вступления конституции в силу не-
обходима ее ратификация
конвентами 9 из 13 образовавших 
Союз  штатов. Конституция
вступила в силу 4 марта 1789 года.
3. ЭКОНОМИКА США 80-Х .
     Соотношения
отраслей в экономике США отражает сложившееся 
разде­ление труда  и пропорции
общественного воспроизводства.  Эти
пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США. Струк­тура
экономики  находит  отражение 
в структуре валового национального продукта.
отраслевая
структура экономики США

% к ВНП в постоянных ценах 1982 г.)
---------------------T----------T----------T----------T----------¬ ¦                
ОТРАСЛИ       ¦  1981 г. ¦ 
1983 г. ¦  1984 г. ¦  1985 г. ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Строительство      ¦   4.54  
¦   4.49   ¦  4.58   ¦  
4.55   ¦
¦Торговля           ¦ 
15.61   ¦  16.13  
¦ 16.57   ¦  16.85   ¦
¦Финансы            ¦ 
14.60   ¦  14.91  
¦ 14.50   ¦  14.61   ¦
¦Услуги             ¦ 
14.24   ¦  14.84  
¦ 14.89   ¦  15.02   ¦
¦Управление         ¦ 
11.86   ¦  11.81  
¦ 11.24   ¦  11.14   ¦
¦Сельское
хозяйство  ¦   2.71   ¦  2.27  
¦   2.41   ¦   2.57   ¦
¦Добывающая
пром.    ¦   4.30   ¦  3.82  
¦   3.83   ¦  3.64   ¦
¦Обрабатывающая
пром.¦  20.81   ¦ 20.60   ¦ 
21.44   ¦ 21.67   ¦
¦Транспорт,
связь    ¦   9.12   ¦  9.17  
¦   9.08   ¦  9.02   ¦
L--------------------+----------+----------+----------+-----------
     В современный период наиболее радикальные
изменения происходят на уровне подотраслей, 
в рамках которых наиболее высокую динамику разви­тия имеют наукоемкие
производства. Все более заметную роль в воспроиз­водственном процессе играют
отрасли производства, применяющие новейшую технику и оказывающие преобразующее
влияние на техническую базу эконо­мики.
     Анализ
структуры  американской экономики
позволяет сделать вывод, что, несмотря на сравнительно небольшие количественные
изменения в со­отношении между  крупными
хозяйственными сферами и входящими в них от­раслями, в экономике США за 80-е
годы произошли глубокие  сдвиги.  Эти сдвиги не сводятся лишь к изменению
отдельных экономических пропорций. Они отражают гораздо более широкий процесс и
связаны с переходом  эко­номики на новую
качественную основу, подготовка которой является отли­чительной чертой современного
этапа экономического развития США.
4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И СССР.
     В развитии взаимоотношений СССР - США в
80-е годы можно  выделить три
периода.  Первый из них охватывает в
основном 1981-1984 гг. Он ха­рактеризовался военно-политической конфронтацией
двух государств из-за размещения ракет 
средней дальности на Европейском континенте;  безре­зультатно проходивших в 1981-1983 гг.  советско-американских перегово­ров об  ограничении ядерных вооружений в Европе и о
сокращении страте­гических наступательных вооружений;  плохим  политическим  климатом 
и ростом недоверия  и
подозрительности сторон друг к другу; 
сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних  советско-американс­ких отношений.
     Второй период (1985-1986) ознаменовался
началом в марте 1985 года новых советско-американских  переговоров об ограничении ядерных и кос­мических вооружений,
постепенным восстановлением механизма политическо­го диалога между двумя
странами, в т.ч. и на высшем уровне.
     В ноябре 1985 года  состоялась 
советско-американская 
встреча  в верхах (М.С.Горбачев и
Р.Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый ши­рокий диалог, оказавший
существенное воздействие на общуя обстановку в мире, а  также положила начало сотрудничества в ряде
сфер двусторонних отношений СССР - США. 
Обе стороны заявили,  что  "ядерная  война  не должна быть
развязана и в ней не может быть победителей",  и обязались не стремиться к достижению военного  превосходства,  подчеркнули  важ­ность
предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.
     В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган
встретились в  Рейкь­явике.
Значение  этой  встречи состоит прежде всего в том,  что на ней были обсуждены конкретные  формулы  радикального  сокращения 
ядерного оружия, предложенные советской стороной.
     С марта 1987 года советско-американские
отношения вступили в тре­тий период. 
Заметно активизировались политические контакты на различ­ных
уровнях.  В ходе весьма интенсивных
дипломатических контактов вес­ной и 
особенно  осенью 1987 года удалось
завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности,  договориться о проведении в де­кабре того же
года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.
     Становилось очевидным  то, 
что  в виду экономических трудностей,
США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пента­гоном
военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные рас­ходы, а с 1987
г.  началось даже их определенное
сокращение.  В стране усиливалась
критика внешней политики администрации, и особенно ее кур­са в отношении
Советского Союза.
     Важным звеном  в  развитии  советско-американских отношений стала
встреча в верхах в Москве,  которая
состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам 
факт проведения встречи на высшем уровне,  подготовка к ней
не только закрепили значительные позитивные
перемены в советско-амери­канских отношениях, 
но и дали новые импульсы к их развитию. Ратифика­ция Договора по ракетам
средней и  меньшей  дальности, 
обмен  в  ходе встречи ратификационными грамотами о
вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработкм
соглашения о 50-процент­ным сокращении стратегических наступательных
вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию,  заключение ряда сог­лашений о  дальнейшем совершенствовании механизма
предотвращения ядер­ной войны,  а также
о развитии двустороннего сотрудничества - все 
это конкретные свидетельства 
продолжающейся нормализациии советско-амери­канских отношений,
привнесение в них дополнительных элементов устойчи­вости и последовательности.
5. АМЕРИКАНСКО-ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
     Американская администрация  в начале 80-х годов попытался восста­новить
полную гегемонию США в союзе западных стран. 
Основным  методом, избранным для
достижения этой цели, было нагнетание международной нап­ряженности, для чего
активно использовались события в Афганистане, по­ложение в Польше и раздувание
мифа о "советской военной угрозе". 
Про­должение политики разрядки, 
сотрудничества со странами социалистичес­кого содружества  фактически 
рассматривалось США,  как
"предательство интересов Запада". В ряде случаев страны Западной
Европы были вынужде­ны демонстрировать 
атлантическую солидарность, 
принося в жертву свои собственные интересы.
     Снижение сопротивления  правящих 
кругов западноевропейских стран давлению из-за океана определялось рядом
факторов.  Западная Европа  с большими нежели   США,  издержками  вышла 
из  экономического  кризиса 1980-1982 гг., оживление ее
экономики происходило медленнее, чем в США. Этому способствовало,  в частности американская финансовая
политика. В ряде стран Западной Европы к власти пришли правительства в большей
ме­ре, чем их предшественники, ориентирующиеся на США.
     Вместе с тем ситуация в  американо-западноевропейских  отношениях не была однозначной.  Интересы двух центров капиталистического
мира на международной арене продолжали сохранять тенденцию к расхождению. Спе­цифика
западноевропейских интересов в экономической, политической, во­енной областях
объективно требовала сохранения  и  развития 
сотрудни­чества с СССР и другими странами социалистического содружества,
своего подхода к отношениям с развивающимися странами. Стремление США в корне
подорвать экономические связи Западной Европы со странами социализма в целом
оказалось безуспешным. Это со всей очевидностью выяснилось в пе­риод
столкновения  между атлантическими
союзниками о строительстве га­зопровода Сибирь - Западная Европа.  Попытки США сорвать сделку, расп­ространить
на  союзников американское законодательство
по контролю над экспортом технологии и оборудования в социалистические страны
потерпе­ли неудачу.  Западная  Европа недвусмысленно проявила свою
заинтересо­ванность в развитии общеевропейского сотрудничества.  Американской ад­министрации удалось,  однако, 
сорвать принятие итогового документа на конференции в Берне в июне 1986
г.,  не допустить компромиссного реше­ния
по обсуждавшимся там вопросам гумманитарного и культурного сотруд­ничества
вопреки интересам и желаниям  своих  союзников. 
Политические издержки этого  шага
для Вашингтона оказались настолько значительными, что на конференции по мерам
доверия в Стокгольме  правящие  круги 
США уже не решились на повторение подобных мер.
     В
80-е годы Западная Европа не выработала своего подхода к  прек­ращению гонки вооружений,  переговорам со странами социализма по этому
вопросу, к снижению уровня ядерного противостояния.  По всем этим воп­росам большинство  западноевропейских государств активно либо пассивно следовало за
США. Такие западноевропейские страны, как Великобритания, ФРГ, Италия и
др.,  не только поддержали
"Стратегическую Оборонную Ин­нициативу", но фактически включились в
программу по ее реализации.
6. АМЕРИКАНО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
     Отношения США и Канады - неравное
партнерство двух  расположенных по
соседству  друг  с 
другом  высокоразвитых  капиталистических госу­дарств, в
котором  первому  из 
них  принадлежит  главенствующая  роль вследствие его огромного превосходства в экономической и
военной мощи.
Для США Канада - важнейший объект
экономической экспансии.  Круп-
нейший
"пакет"  американских прямых
заграничных капиталовложений - бо­лее 20% 
- находится в Канаде, в результате чего американские корпора­ции
занимают  ключевые  позиции в ее экономике.  Канада является самым крупным торговым
партнером США,  на нее приходится до
20%  общей стои­мости американского
внешнеторгового оборота.
     В феврале 1980 года к власти пришли
либералы во главе с П. Трюдо, которые в 
октябре  того же года
провозгласили "национальную энергети­ческую программу",  направленную на ослабление господства США в
нефте­газовой промышленности Канады, 
что вызвало резкие протесты со стороны деловых и официальных кругов США.
     С приходом 
к власти в США республиканской администрации в январе 1981 года
отношения между двумя странами 
осложнились  в  еще 
большей степени. Уже в ходе избирательной кампании 1980 года в США была
выдви­нута идея создания североамериканского 
сообщества,  включающего  США, Канаду и  Мексику,  которая была
решительно отвергнута обоими соседями США.
     Американская администрация не проявила
склонности решать накопив­шиеся спорные, главным образом экономические, вопросы
с Канадой, каса­ющиеся, в 
частности,  рыболовство у
восточного побережья,  "кислотных
дождей" и др.  Ее позиция как
в  области  внутриэкономической, 
так  и внешней политики  во 
многом расходилось с действиями и планами прави­тельства П.  Трюдо: 
США проводили курс на дерегулирование 
экономики, Канада поощряла усиление государственного сектора в
энергетике. Амери­канская политика высоких процентных ставок срывала  усилия 
Канады  по оживлению своей
экономики. В то время как администрация США возглавля­ла наступление
реакционных кругов  Запада  на 
разрядку  международной
напряженности, правительство Канады продолжало выступать в ее поддерж­ку,
против возврата к "холодной войне". Лидеры двух стран резко разхо­дились
по  вопросу  о  формах  отношений стран Запада с развивающимися
странами.
     Поражение канадских  либералов 
на  выборах  в сентябре 1984 года привело к власти
правительство консерваторов во главе 
с  Б.  Малруни, которое взяло курс на всестороннее сближение с США,
особенно в области экономики. В январе 1988 года по  иннициативе  Оттавы  было 
подписано соглашение о введении режима свободной торговли между США и
Канадой. В сентябре 1985 года правительство Б. 
Малруни разрешило частным канадс­ким фирмам  и  отдельным гражданам
участвовать в реализации "стратеги­ческой оборонной инициативы"
(СОИ),  но под  давлением  общественности
отказалось от участия в СОИ на межправительственном уровне.
     Вместе
с тем и при консерваторах сохранились прежние 
разногласия между США и Канадой по таким вопросам двусторонних
отношений, как тор­говля, "кислотные дожди",  разграничение морских экономических  зон 
в Тихом и Ледовитом океанах, суверенитет Канады над акваторией Арктичес­кого
архипелага,  отношения с Кубой,  Никарагуа, 
ядерное разоружение, где по некоторым вопросам Канада занимает более
конструктивные позиции.
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
     В середине 80-х годов промышленность США
выпускала условно чистой продукции на сумму свыше 1 трлн  американских  долларов,  концентрируя
при этом  основной  производственный  капитал  в размере 2698
млрд ам. долларов и 20 млн занятых,  в
промышленное развитие ежегодно вкладыва­лось более 165 млрд долларов капиталовложений.
     Процесс становления современной
индустриальной  структуры  в 
США развивался в  направлении  создания 
всеохватывающего набора отраслей, подотраслей и производств в расчете на
удовлетворение потребностей ем­кого внутреннего и в определенной мере мирового
рынков.
     В условиях ожесточенной  международной  конкуренции  американские
монополии сосредоточили  усилия на
развитии принципиально новых науко­емких отраслей и производств,  которые становятся движущей силой  про-
мышленного
роста, опорой интенсивного типа воспроизводства.
     К углуюлению интенсивного  пути 
воспроизводства  капитализм  США толкает также  кризисная ситуация на отдельных рынках сырья и энергии,
ограниченные возможности дальнейшего наступления на жизненный  уровень трудящихся.
     Главным
направлением научно-технического развития и совершенство­вания структуры  промышленного  производства  в данный
период является постепенный переход от базовых отраслей к отраслям опирающимся
в своем развитии на прогресс науки и техники и квалифицированную рабочую силу.
7. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.
     В течение 
данного  периода роль
научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ (НИОКР) в экономике
США постоянно повышалась. Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР,
которая к середи­не 80-х годов превысили 100 млрд долларов.
     Участие государственных органов в развитии
науки в США весьма ве­лико и осуществляется в основном на федеральном уровне,
где разрабаты­вается и  реализуется
общенациональная научно-техническая политика.
Особенности организации фундаментальной науки
в США заключается в
том,
что фундаментальные исследования проводятся главным образом в на­учно-исследовательских
центрах и лабораториях высших 
учебных  заведе­ний. Такая
организация исследований академического характера позволяет не только быстро
включать результаты этих исследований в учебные прог­раммы, но и привлекать к
научной деятельности способных студентов.За поддержку  в стране фундаментальной науки отвечает Национальный науч­ный
фонд США.
     С середины 80-х годов на средства
государства при ведущих универ­ситетах создаются центры инженерных
исследований, текущее финансирова­ние которых осуществляется из средств
промышленных фирм.
     В это время активно развивается процесс
слияния научной и экономи­ческой политики 
американской администрации, 
чтобы в еще большей мере сориентировать науку на решение стратегической
задачи правящего класса США - 
сохранение  жизнеспособности  капиталистического способа произ­водства в
этой стране.
     Система образования  в 
США  включает как
государственный,  так и частный
сектор.  В 1986 г.  расходы государственных учебных  заведений составили 211,6 млрд. долларов, на
долю частного сектора пришлось 48,6 млрд. долларов.
     Структура государственной высшей школы
существенно изменилась:  в 80-е годы
лишь треть ее учебных заведений составляют полноценные  вузы (университеты и колледжи), а две трети
- это "усеченные" вузы, младшие колледжи, в которых обучается почти
половина студентов государственно­го сектора.
     Система начального и среднего образования в
США - одна из  наибо­лее развитых в
капиталистическом мире.  В 1985 г.  в стране насчитыва­лось 105,5 тыс.  школ, 
в которых обучалось 44,0 млн 
детей  школьного возраста.
Продолжительность  обучения  в 
общеобразовательной  средней
школе составляет 12 лет, начиная с 6-летнего возраста.
     Средняя школа  в  большинстве  округов 
подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые - девятые классы) и
старшую среднюю школу  (де­сятые -  двенадцатые 
классы).  Основной принцип
обучения,  принятый в американских
средних школах,  состоит в том,  что учащиеся, особенно в старших
классах,  могут  выбирать по собственному желанию тот или
иной набор учебных дисциплин в зависимости от своих наклонностей и  способ­ностей.
     Уже в девятом классе фактически создается
несколько программ обу­чения, совпадающих 
с профилями старшей средней школы, 
где проводится дифференцированное обучение девушек и юношей в возрасте
от  16 
до  18 лет. В соответствии с
разными программами различаются три профиля обу­чения: акадкмический, направленный
на подготовку к колледжу; професси­ональный, задача  которого  дать
практические знания для устройства на работу; общий, не дающий
специализированной подготовки.
     Однако, несмотря на то,  что бесплатное школьное образование, его
более демократическая в  целом  организация,  широкий  охват  молодежи
средним
образованием  делают американскую
систему более прогрессивной, чем школьные системы ряда других капиталистических
стран,  ее основной чертой является  классовость.  Распределение  знаний их
дальнейшее ис­пользование в конечном счете ставятся в зависимость от социальной
при­надлежности, хотя  правящий  класс 
в силу экономической необходимости вынужден допускать к подлинно
качественному среднему образованию  наи­более
талантливых выходцев из "низов".
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты