рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сша 80-х годов

Сша 80-х годов

США 80-х годов
1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
В фундамент конституционной системы США положено три основных политико-правовых принципа разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти законодательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.
Федерализм конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.
Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.
2. СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ
В статье I описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы конгресса США.
Статья II посвящена президентской власти.
Статья III касается федеральной судебной власти.
Статья IV регулирует некоторые аспекты взаимоотношений между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.
Статья V предписывает порядок принятия поправок к конституции и запрещает лишать тот или иной штат равного с другими штатами голоса в сенате.
Статья VI провозглашает конституцию, федеральный закон и международные договоры США "верховным правом" страны; если конституция или закон какого-либо штата противоречат федеральным правовым установлениям, то должностные лица штата обязаны руководствоваться последними.
Статья VII установила, что для вступления конституции в силу необходима ее ратификация конвентами 9 из 13 образовавших Союз штатов. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.
3. ЭКОНОМИКА США 80-Х
Соотношения отраслей в экономике США отражает сложившееся разделение труда и пропорции общественного воспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США. Структура экономики находит отражение в структуре валового национального продукта.
отраслевая структура экономики США (в % к ВНП в постоянных ценах 1982 г.)
ОТРАСЛИ
1981 г.
1983 г.
1984 г.
1985 г.
Строительство
4.54
4.49
4.58
4.55
Торговля
15.61
16.13
16.57
16.85
Финансы
14.60
14.91
14.50
14.61
Услуги
14.24
14.84
14.89
15.02
Управление
11.86
11.81
11.24
11.14
Сельское хозяйство
2.71
2.27
2.41
2.57
Добывающая пром.
4.30
3.82
3.83
3.64
Обрабатывающая пром.
20.81
20.60
21.44
21.67
Транспорт, связь
9.12
9.17
9.08
9.02
В современный период наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых наиболее высокую динамику развития имеют наукоемкие производства. Все более заметную роль в воспроизводственном процессе играют отрасли производства, применяющие новейшую технику и оказывающие преобразующее влияние на техническую базу экономики.
Анализ структуры американской экономики позволяет сделать вывод, что, несмотря на сравнительно небольшие количественные изменения в соотношении между крупными хозяйственными сферами и входящими в них отраслями, в экономике США за 80-е годы произошли глубокие сдвиги. Эти сдвиги не сводятся лишь к изменению отдельных экономических пропорций. Они отражают гораздо более широкий процесс и связаны с переходом экономики на новую качественную основу, подготовка которой является отличительной чертой современного этапа экономического развития США.
4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И СССР
В развитии взаимоотношений СССР - США в 80-е годы можно выделить три периода. Первый из них охватывает в основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет средней дальности на Европейском континенте; безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг. советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений; плохим политическим климатом и ростом недоверия и подозрительности сторон друг к другу; сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних советско-американских отношений.
Второй период (1985-1986) ознаменовался началом в марте 1985 года новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя странами, в т.ч. и на высшем уровне.
В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча в верхах (М. С. Горбачев и Р. Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общую обстановку в мире, а также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США. Обе стороны заявили, что "ядерная война не должна быть развязана и в ней не может быть победителей", и обязались не стремиться к достижению военного превосходства, подчеркнули важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.
В октябре 1986 года М. С. Горбачев и Р. Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной.
С марта 1987 года советско-американские отношения вступили в третий период. Заметно активизировались политические контакты на различных уровнях. В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.
Становилось очевидным то, что в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987 г. началось даже их определенное сокращение. В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза.
Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве, которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей дальности, обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработкам соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны, а также о развитии двустороннего сотрудничества - все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализации советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности.
5. АМЕРИКАНСКО-ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Американская администрация в начале 80-х годов попытался восстановить полную гегемонию США в союзе западных стран. Основным методом, избранным для достижения этой цели, было нагнетание международной напряженности, для чего активно использовались события в Афганистане, положение в Польше и раздувание мифа о "советской военной угрозе". Продолжение политики разрядки, сотрудничества со странами социалистического содружества фактически рассматривалось США, как "предательство интересов Запада". В ряде случаев страны Западной Европы были вынуждены демонстрировать атлантическую солидарность, принося в жертву свои собственные интересы.
Снижение сопротивления правящих кругов западноевропейских стран давлению из-за океана определялось рядом факторов. Западная Европа с большими нежели США, издержками вышла из экономического кризиса 1980-1982 гг., оживление ее экономики происходило медленнее, чем в США. Этому способствовало, в частности американская финансовая политика. В ряде стран Западной Европы к власти пришли правительства в большей мере, чем их предшественники, ориентирующиеся на США.
Вместе с тем ситуация в американо-западноевропейских отношениях не была однозначной. Интересы двух центров капиталистического мира на международной арене продолжали сохранять тенденцию к расхождению. Специфика западноевропейских интересов в экономической, политической, военной областях объективно требовала сохранения и развития сотрудничества с СССР и другими странами социалистического содружества, своего подхода к отношениям с развивающимися странами. Стремление США в корне подорвать экономические связи Западной Европы со странами социализма в целом оказалось безуспешным. Это со всей очевидностью выяснилось в период столкновения между атлантическими союзниками о строительстве газопровода Сибирь - Западная Европа. Попытки США сорвать сделку, распространить на союзников американское законодательство по контролю над экспортом технологии и оборудования в социалистические страны потерпели неудачу. Западная Европа недвусмысленно проявила свою заинтересованность в развитии общеевропейского сотрудничества. Американской администрации удалось, однако, сорвать принятие итогового документа на конференции в Берне в июне 1986 г., не допустить компромиссного решения по обсуждавшимся там вопросам гуманитарного и культурного сотрудничества вопреки интересам и желаниям своих союзников. Политические издержки этого шага для Вашингтона оказались настолько значительными, что на конференции по мерам доверия в Стокгольме правящие круги США уже не решились на повторение подобных мер.
В 80-е годы Западная Европа не выработала своего подхода к прекращению гонки вооружений, переговорам со странами социализма по этому вопросу, к снижению уровня ядерного противостояния. По всем этим вопросам большинство западноевропейских государств активно либо пассивно следовало за США. Такие западноевропейские страны, как Великобритания, ФРГ, Италия и др., не только поддержали "Стратегическую Оборонную Инициативу", но фактически включились в программу по ее реализации.
6. АМЕРИКАНО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения США и Канады - неравное партнерство двух расположенных по соседству друг с другом высокоразвитых капиталистических государств, в котором первому из них принадлежит главенствующая роль вследствие его огромного превосходства в экономической и военной мощи.
Для США Канада - важнейший объект экономической экспансии. Крупнейший "пакет" американских прямых заграничных капиталовложений - более 20% - находится в Канаде, в результате чего американские корпорации занимают ключевые позиции в ее экономике. Канада является самым крупным торговым партнером США, на нее приходится до 20% общей стоимости американского внешнеторгового оборота.
В феврале 1980 года к власти пришли либералы во главе с П. Трюдо, которые в октябре того же года провозгласили "национальную энергетическую программу", направленную на ослабление господства США в нефтегазовой промышленности Канады, что вызвало резкие протесты со стороны деловых и официальных кругов США.
С приходом к власти в США республиканской администрации в январе 1981 года отношения между двумя странами осложнились в еще большей степени. Уже в ходе избирательной кампании 1980 года в США была выдвинута идея создания североамериканского сообщества, включающего США, Канаду и Мексику, которая была решительно отвергнута обоими соседями США.
Американская администрация не проявила склонности решать накопившиеся спорные, главным образом экономические, вопросы с Канадой, касающиеся, в частности, рыболовство у восточного побережья, "кислотных дождей" и др. Ее позиция как в области внутриэкономической, так и внешней политики во многом расходилось с действиями и планами правительства П. Трюдо: США проводили курс на дерегулирование экономики, Канада поощряла усиление государственного сектора в энергетике. Американская политика высоких процентных ставок срывала усилия Канады по оживлению своей экономики. В то время как администрация США возглавляла наступление реакционных кругов Запада на разрядку международной напряженности, правительство Канады продолжало выступать в ее поддержку, против возврата к "холодной войне". Лидеры двух стран резко расходились по вопросу о формах отношений стран Запада с развивающимися странами.
Поражение канадских либералов на выборах в сентябре 1984 года привело к власти правительство консерваторов во главе с Б. Малруни, которое взяло курс на всестороннее сближение с США, особенно в области экономики. В январе 1988 года по инициативе Оттавы было подписано соглашение о введении режима свободной торговли между США и Канадой. В сентябре 1985 года правительство Б. Малруни разрешило частным канадским фирмам и отдельным гражданам участвовать в реализации "стратегической оборонной инициативы" (СОИ) , но под давлением общественности отказалось от участия в СОИ на межправительственном уровне.
Вместе с тем и при консерваторах сохранились прежние разногласия между США и Канадой по таким вопросам двусторонних отношений, как торговля, "кислотные дожди", разграничение морских экономических зон в Тихом и Ледовитом океанах, суверенитет Канады над акваторией Арктического архипелага, отношения с Кубой, Никарагуа, ядерное разоружение, где по некоторым вопросам Канада занимает более конструктивные позиции.
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В середине 80-х годов промышленность США выпускала условно чистой продукции на сумму свыше 1 трлн американских долларов, концентрируя при этом основной производственный капитал в размере 2698 млрд долларов и 20 млн занятых, в промышленное развитие ежегодно вкладывалось более 165 млрд долларов капиталовложений.
Процесс становления современной индустриальной структуры в США развивался в направлении создания всеохватывающего набора отраслей, подотраслей и производств в расчете на удовлетворение потребностей емкого внутреннего и в определенной мере мирового рынков.
В условиях ожесточенной международной конкуренции американские монополии сосредоточили усилия на развитии принципиально новых наукоемких отраслей и производств, которые становятся движущей силой промышленного роста, опорой интенсивного типа воспроизводства.
К углублению интенсивного пути воспроизводства капитализм США толкает также кризисная ситуация на отдельных рынках сырья и энергии, ограниченные возможности дальнейшего наступления на жизненный уровень трудящихся.
Главным направлением научно-технического развития и совершенствования структуры промышленного производства в данный период является постепенный переход от базовых отраслей к отраслям опирающимся в своем развитии на прогресс науки и техники и квалифицированную рабочую силу.
7. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
В течение данного периода роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономике США постоянно повышалась. Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР, которая к середине 80-х годов превысили 100 млрд долларов.
Участие государственных органов в развитии науки в США весьма велико и осуществляется в основном на федеральном уровне, где разрабатывается и реализуется общенациональная научно-техническая политика.
Особенности организации фундаментальной науки в США заключается в том, что фундаментальные исследования проводятся главным образом в научно-исследовательских центрах и лабораториях высших учебных заведений. Такая организация исследований академического характера позволяет не только быстро включать результаты этих исследований в учебные программы, но и привлекать к научной деятельности способных студентов. За поддержку в стране фундаментальной науки отвечает Национальный научный фонд США.
С середины 80-х годов на средства государства при ведущих университетах создаются центры инженерных исследований, текущее финансирование которых осуществляется из средств промышленных фирм.
В это время активно развивается процесс слияния научной и экономической политики американской администрации, чтобы в еще большей мере сориентировать науку на решение стратегической задачи правящего класса США - сохранение жизнеспособности капиталистического способа производства в этой стране.
Система образования в США включает как государственный, так и частный сектор. В 1986 г. расходы государственных учебных заведений составили 211,6 млрд. долларов, на долю частного сектора пришлось 48,6 млрд. долларов.
Структура государственной высшей школы существенно изменилась: в 80-е годы лишь треть ее учебных заведений составляют полноценные вузы (университеты и колледжи) , а две трети - это "усеченные" вузы, младшие колледжи, в которых обучается почти половина студентов государственного сектора.
Система начального и среднего образования в США - одна из наиболее развитых в капиталистическом мире. В 1985 г. в стране насчитывалось 105,5 тыс. школ, в которых обучалось 44,0 млн детей школьного возраста. Продолжительность обучения в общеобразовательной средней школе составляет 12 лет, начиная с 6-летнего возраста.
Средняя школа в большинстве округов подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые - девятые классы) и старшую среднюю школу (десятые - двенадцатые классы) . Основной принцип обучения, принятый в американских средних школах, состоит в том, что учащиеся, особенно в старших классах, могут выбирать по собственному желанию тот или иной набор учебных дисциплин в зависимости от своих наклонностей и способностей.
Уже в девятом классе фактически создается несколько программ обучения, совпадающих с профилями старшей средней школы, где проводится дифференцированное обучение девушек и юношей в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии с разными программами различаются три профиля обучения: академический, направленный на подготовку к колледжу; профессиональный, задача которого дать практические знания для устройства на работу; общий, не дающий специализированной подготовки.
Однако, несмотря на то, что бесплатное школьное образование, его более демократическая в целом организация, широкий охват молодежи средним образованием делают американскую систему более прогрессивной, чем школьные системы ряда других капиталистических стран, ее основной чертой является классовость. Распределение знаний их дальнейшее использование в конечном счете ставятся в зависимость от социальной принадлежности, хотя правящий класс в силу экономической необходимости вынужден допускать к подлинно качественному среднему образованию наиболее талантливых выходцев из "низов".
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты