рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Славяне

Славяне


       Вопрос о  происхождении славян считается одним из ос-
     новных вопросов в истории Восточной и
Юго-Восточной Ев-
     ропы. Парадоксально, что у этого
многомиллионного наро-
     да," расселявшегося на огромных
пространствах Европы  и
     Азии 
от  лазурной Адриатики до берегов
Тихого океана и
     от знойных степей и пустынь Казахстана
и  Средней  Азии
     до 
хмурых  вод Балтики и Северного
Ледовитого океана",
     не могут определить место откуда он
вышел.
       Одна из  причин  этого,  по словам В.П.Кобычева,- от-
     сутствие сколько-нибудь полноценных
письменных источни-
     ков о славянах до середины 6 века н.э.
       В настоящее время в состав славянских
народов  входят
     русские, 
украинцы,  белоруссы,  поляки, чехи, словаки,
     болгары, сербы, хорваты, гасконцы,
словенцы. Но на пер-
     воначальном этапе существовала еще масса
групп и племен
     славян, которые были известны в Греции,
Малой Азии, Се-
     верной Африке,  некоторые селились даже в Испании. Но в
     последствии они были уничтожены,  либо ассимилировали ,
     например,  как поморские славяне, 
подпавшие под власть
     Тевтонского ордена в 12-14 веках.
       Несмотря на  вроде бы разрозненность и разбросанность
     славянских племен,  все-таки славянские племена  предс-
     тавляли из себя единое целое.  Летописец " Повести вре-
     менных лет" в начале своего труда
писал:"...  Был  один
     народ славянский" ( "Бе един
язык словенск" ).
       Проблему составляет не  только 
определить  прародину
     славян, 
но даже и ответить на вопрос об их происхожде-
     нии. 
По этой проблеме существует множество версий, од-
     нако, 
ни  одну из них нельзя признать
полностью досто-
     верной.
       На рубеже 19-20 веков языковед И.А.
Бодуэн де Куртенэ
     выдвинул предположение о происхождении
этнонима  славя-
     не. 
По  мнению  этого исследователя,  наэвание славяне
     возникло вначале в среде римлян,
захвативших на восточ-
     ных 
границах  славянского государства
множество рабов,
     вторая половина имени которых
оканчивалась  на  слав 
-
     Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и
т.д. Это окон-
     чание римляне превратили в нарицательное
название  вся-
                               - 2 -
     кого раба вообще ( в поздней латыни раб -
sclavas), а в
     дальнейшем и народа, поставлявшего
большинство этих ра-
     бов. От римлян это было затем усвоено и
самими славяна-
     ми.
       Эту теорию  впоследствии сильно развили немецкие уче-
     ные-националисты, использовавшие ее для
принижения роли
     культуры 
и  значения славянских народов в
истории ран-
     несредневековой Европы.  Однако у этой теории есть мно-
     жество слабых сторон. Например, такой
факт, что Римская
     Империя, существующая уже множество
веков, ведущая пос-
     тоянные войны,  в ходе которых она брала огромное коли-
     чество пленных -  рабов, 
вдруг  обратила  внимание 
на
     пленных славян,  и по их имени стали называться все ра-
     бы. 
Далее,  невозможно, по словам
В.П.Кобычева, объяс-
     нить, 
каким  образом  оскорбительный  для  себя термин
     восприняли все славянские народы,  в частности 
восточ-
     ные, которые ни под прямым, ни под
косвенным владычест-
     вом римлян никогда не находились. Плюс,
сам автор гипо-
     тезы исходит из того,  что корень слав является исконно
     славянским,  следовательно,  славянам
не  было  никакой
     нужды заимствовать это слово у кого бы то
ни было - оно
     и без того у них имело самое широкое хождение.
       В своей  книге " Мир истории " Б.А.Рыбаков рассматри-
     вает вопрос о происхождении государства
Киевская  Русь.
     При этом он говорит, что " первым
вопросом, без решения
     которого мы не  можем  приступить  к 
анализу  процесса
     превращения первобытного общества в
классовое, является
     вопрос о происхождении  славян 
в  его  географическом,
     территориальном аспекте: где жили "
первославяне, какие
     города были их соседями,  ..., каким путем шло дальней-
     шее расселение славянских племен..."
       Именно с точки зрения ответа на
этот  вопрос  я  буду
     рассматривать книгу Б.А. Рыбакова в своей
работе.
       Рыбаков в своей книге " Мир
истории" пишет,  что сла-
     ыянские 
народы принадлежат к древнему индоевропейскому
     единству,  включавшему такие народы, 
германские,  бал-
     тийские ( " литовско-латышские"
),  романские,  гречес-
     кие, 
индийские ( "арийские" ) и др., раскинувшиеся еще
     в 
древности на огромном пространстве от Атлантического
                               - 3 -
     океана до Индийского и от Ледовитого
океана  до  Среди-
     земного моря. Четыре-пять тысяч лет назад
индоевропейцы
     занимали еще не всю Европу и не заселили
еще  Индостан.
     Рыбаков 
считает,  что  приблизительным  геометрическим
     центром первоначального
"индоевропейского массива" была
     северо-восточная  часть Балканского полуострова и Малая
     Азия. Те племена, из которых путем
постепенной консоли-
     дации 
образовались  праславяне,  обитали почти на краю
     индоевропейских пространств,  севернее горного барьера,
     который 
отделяет южную Европу от Северной и тянется от
     Альп на восток, завершаясь на востоке
Карпатами.
       Славянский народ считается в истории
сравнительно мо-
     лодым. Под собственным именем они впервые
упомянаются в
     письменных источниках лишь с 6 века.
Впервые имя славян
     в форме oxhabnvos мы встречаем у
Псевдо-Цезариуса около
     525 г.
       Главной образующей силой праславянского
народа следу-
     ет 
считать  стихийную интеграцию
более или менее родс-
     твенных племен. Хотя, несомненно, имело
место и естесс-
     твенное размножение и колонизация новых
пространств. То
     есть, 
по словам Рыбакова,  создало
славянский народ не
     размножение одного единственного племени.
Говоря о при-
     чинах обособления славянского народа от
индоевропейской
     группы, 
Б.А. Рыбаков называет, например, такое общеев-
     ропейское событие:
       На рубеже 3-4 тысячалетий до н.э. в
северной половине
     Европы ( от Рейна до Днепра )
усиливалось  скотоводчес-
     кое пастушеское хозяйство, быстро
возникает имуществен-
     ное и социальное неравенство.Крупный
рогатый скот  ста-
     новится 
символом  богатства  (в старом русском языке "
     скотница"- казна ),  а легкость отчуждения стад ведет к
     войнам и неравенству племен и вождей, тем
самым наруша-
     ется 
первобытное  равенство.  Начавшаяся  
повсеместно
     борьба за стада и пастбища привела к
широчайшему рассе-
     лению пастушеских племен не только по
Центральной, но и
     по Восточной Европе вплоть до Средней
Волги. Расселение
     велось отдельными, самостоятельно
действующими племена-
     ми.
       Важно отметить,  что в момент расселения ( первая по-
                               - 4 -
     ловина 
2  тысячелетия ) еще не было ни
славянской,  ни
     германской, ни балтийской общности; все
племена переме-
     шивались и меняли соседей по мере
постепеннго движения.
     " Примерно к 15 веку до  н.э. 
расселение  прекратилось
     ,"-утверждает  Рыбаков.Вся 
зона европейских лиственных
     лесов и лесостепей была занята
индоевропейскими  племе-
     нами. 
Началась  новая,  оседлая жизнь,  в ходе которой
     складывались различного рода связи между
соседствующими
     племенами,  а также особенности развития отдельных пле-
     мен. Впервые на таком большом
пространстве начали скла-
     дываться новые родственные друг другу
языки.
       В научном поиске древнейших  судеб 
славянства  новое
     место принадлежит лингвистике. Лингвисты
определили:
       1. что отделение праславянских племен
от  родственных
     или 
соседних  индоевропейский  племен 
произошло около
     4000-3500 лет назад;
       2. по данным языка лингвисты
установили, что соседями
     славян из индоевропейских народов
были  германцы,  бал-
     тийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и
т.д.
       3. судя по общим всем славянским
народам обозначениям
     элементов ландшафта,  праславяне проживали в зоне лист-
     венных лесов и лесостепи, где были
поляны, озера, боло-
     та, но не было моря; где были холмы,
овраги, водоразде-
     лы, но не было высоких гор.
       Однако тут следует обратить внимание на
то,  что при-
     родные зоны,  отвечающие этим лингвистическим определе-
     ниям, 
размещены в Европе шире,  чем
можно предполагать
     славянскую прародину.  Праславяне занимали  лишь 
часть
     того пространства,  которое отразилось в их древних на-
     речиях.
       В настоящее  время
родиной славян признается область,
     простирающаяся к северу от Карпат. Но при
ближайшем оп-
     ределении ее границ ученые весьма
существенно расходят-
     ся между собой. Например, один из
основоположников сла-
     вяноведения,  чешский  ученый  Шофарик проводил границу
     славянской прародины на западе от устья
Вислы к Неману,
     на севере - от Новгорода до истоков Волги
и Днепра,  на
     востоке - до Дона.  Далее она, по его мнению, шла через
     нижний 
Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водо-
                               - 5 -
     разделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.
       Один из представителей русского
языковедения академик
     А.А. 
Шахматов искал прародину славян в бассейне запад-
     ной Двины и нижнего Немана, откуда, по
его мнению, сла-
     вяне позже передвинулись на Вислу, а
затем уже рассели-
     лись по разным направлениям и затем
области,  в которых
     сформировались современные славянские
народы.
       Первая версия получила название
висло-одерского вари-
     анта. 
Польский археолог Стефан Носек, 
сторонник этого
     варианта,  предложил обратиться к археологическим мате-
     риалам того времени, когда славянский
народ отсоединил-
     ся от основной группы индоевропейских
племен.  Внимание
     археологов привлекла тишнецкая культура
15-12 веков  до
     н.э., которая быля хорошо известна на
территории Польши
     между Виспой и Одером.
       Однако другой  польский археолог Александр Гардавний,
     а также ряд украинских археологов
установили,  что тиш-
     нецкая культура распространяется и на
пространство вос-
     точнее Вислы,  вплоть до Днепра, переходя частично и на
     левый его берег.
       Таким образом,  на основе объективных археологических
     материалов  спор  был  решен в пользу объединения обоих
     вариантов.  Хотя окончательно вопрос о точных  границах
     прародины праславян по-прежнему не решен.
       В своих лекциях " Происхождение
славян " М.И. Артамо-
     нов говорил о том,  что наиболее разработанным является
     вопрос о западной границе праславянской
территории, ко-
     торую 
проводят  от моря по Одеру до
реки Варты и далее
     по этой реке и Висле и по ней до реки
Сала.  На  севере
     праславяне  соседствовали  с  предками 
литовцев  " уг-
     ро-финнов ".  Границей с первыми служила река  Припять.
     На востоке славяне достигали Днепра и
даже, как полага-
     ют некоторые исследователи,  простирались за него, зах-
     ватывая, по крайней мере, часть бассейна
реки Десны.
       Изложенные представления основываются
в  основном  на
     лингвистических данных.
       Однако невозможно переоценить и
возможность такой на-
     уки, 
как археология, хотя виднейший археолог Л.Нидерле
     и не верил в самостоятельное значение
своей науки.  Го-
                               - 6 -
     воря 
об  общности  народов ( в нашем случае славянских
     народов ),  нельзя основываться только на языковой общ-
     ности, 
важно, чтобы народы не были различны и по куль-
     туре. 
Под " культурой " археологи понимают  устойчивую
     совокупность признаков,  свойственных остаткам прошлого
     определеного периода развития
общества:  обряд погребе-
     ния, 
формы украшений,  одежда,  типы орудий,  оружие и
     т.д. и т.п.
       В своей  лекции М.И.Артамонов говорит о том,  что,  в
     частности, характерная керамика с
волнисто-линейным ор-
     наментом 9-10 веков совпадает в своем
распространении с
     территорией восточных и западных,  а частично 
и  южных
     славян, 
что во многом говорит не только о языковой, но
     и о культурной общности.
       Однако в  первом тысячалетии до н.э. 
западные и вос-
     точные части славянской  прародины 
оказываются  разно-
     культурными,иначе говоря,  этнически неоднородными.  Из
     этого можно сделать вывод, что не вся
область так назы-
     ваемой 
прародины  была  исконно славянской.  В связи с
     этим польские и чешские археологи
выдвигают в  качестве
     праславянской археологической культуры
лужицкую культу-
     ру, 
просуществовавшую с 1300 до 300 
года  до  н.э. 
С
     признанием славянской принадлежностик
лужицкой культуре
     связывается не только весьма существенное
для  славянс-
     ких 
народов продление славянской истории в глубочайшую
     древность Европы,  но, что весьма важно, и в политичес-
     ком отношении,  этим обосновываются права западных сла-
     вян на занимаемые ими области как исконно
славянские.
       Классическими областями  лужицкой 
культуры  являются
     две старые славянские области,  расположенные к  северу
     от Судет между Эльбой на западе, верхним
Одером на вос-
     токе и Вартой - на севере; это Лужицкая
область и Силе-
     зия.
       Лужицкая культура представлена
могильниками и поселе-
     ниями. 
Типичными являются большие могильники с сотнями
     погребений, чаще всего в виде плоских,
т.е. не отмечен-
     ных сверху курганною насыпью, неглубоких
могил с урною,
     содержащей пепел сожженного покойника.
       Древняя ступень  лужицкой культуры относится к треть-
                               - 7 -
     ему периоду бронзового века ( 1300-1100
годы до н.э.  )
     и, 
по заключению большинства специалистов, ограничива-
     ются в своем распространении Лужицей,
Силезией, Велико-
     польшей. 
Лужицкая культура уже в третьем периоде брон-
     зового века  распространилась  на  юго-восточную  часть
     Мекленбурга,  почти  весь
Брандербург,  восточную часть
     Саксонии,  северо-восточную Чехию, северо-восточную Ма-
     равию, северо-западную Словакию и большую
часть Польши.
     В четвертом периоде бронзового века (
1100 -  900  годы
     до н.э. 
) территория лужицкой культуры продолжала рас-
     ширяться во всех  направлениях.  Особенно  значительным
     было ее продвижение на северо-восток и
восток,  где она
     заходит за Буг и занимает угол за Вислой
и Саном.
       В последнем  периоде бронзового века границы лужицкой
     культуры на северо-западе и западе, в
северном Бранден-
     бурге, восточном Мекленбурге и на верхней
Эльбе в Чехии
     несколько отступают  под 
натиском  предков  германских
     племен. 
Зато  на востоке в это время
лужицкая культура
     доходит до западной Волочии.
       Основными областями лужицкой культуры
являлись: севе-
     ро-восточная Чехия,  Моравия, 
Силезия и соседнии земли
     Великопольши.
       Во второй половине раннего железного
века часть насе-
     ления 
поморской культуры пересекла водную преграду Но-
     тецы и клином врезалась в области других
групп лужицкой
     культуры.  По  мнению польского
археолога Костшевского,
     местное население оказывало упорное  сопротивление  се-
     верным 
завоевателям  (  об этом свидетельствует густая
     сеть городищ как в Куявии и Мазовии, так
и в южной час-
     ти Великопольши и Силезии ).
       В 400-150 годы до н.э.  северные пришельцы  достигают
     наибольшего распространения, проникая к
югу на Одер, на
     юго-восток - вверх по Висле, доходя до
Збруча на терри-
    
тории западной Украины.
       В период поздней бронзы и  раннего 
железа  на  севе-
     ро-западе  и западе на лужицкую культуру наслаиваются и
     частично вытесняют  ее 
культуры  соседних  этническитх
     групп ( германцев ). Особенно значитеьным
было движение
     кельтов, 
начавшееся в 400 году до н.э., 
в  результате
                               - 8 -
     которого 
происходит слияние лужицкой и кельтской куль-
     туры в районе Польши и возникает
новая  так  называемая
     культура ямных погребений.
       Немецкие археологи долгое время
утверждали,  что  эта
     культура принадлежит германцам,  и ее появление связано
     с вторжением вандалов во второй половине
2 века до н.э.
     Польские же археологи связывают ее с
венедами, древней-
     шим из известных истории славянских
образований.  В до-
     казательство  они  приводили не только
нахождение ее на
     территории,  на которой, согласно данным письменных со-
     общений, 
жили венеды, но и ее тесные генетические свя-
     зи, с одной стороны с исторической
славянской культурой
     и, 
с другой стороны,  с более
древней лужицкой культу-
     рой, 
негерманскя принадлежность которой ясна 
и  самим
     немецким археологам.
       Несмотря на то, что на основной части
восточной поло-
     вины 
Центральной  Европы  сохранились многочисленные и
     отчетливые следы пребывания здесь
балтийского  субстра-
     та, подавляющее большинство
исследователей, как в нашей
     стране, 
так и за рубежом, продолжают искать древнейшую
     прародину славян к северу от Карпатских
гор,  где-то на
     пространстве между реками Одером, Вислой
и Днепром, ес-
     ли брать наиболее крайние мнения.
       Разница во взглядах состоит  лишь 
в  том,  что  одни
     сдвигают 
эту территорию более к западу ( Яжджевский ),
     другие - более к востоку ( Бернштейн ).
       Одним из  важных доводов сторонников восточной ориен-
     тации является так называемая  зооботаническая  теория,
     которая 
основывает свои доводы на анализе содержащихся
     в славянских языках назваий растений  и 
представителей
     животного мира.  В соответствии со своими лингвистичес-
     кими заключениями сторонники этой версии
ищут прародину
     славян вне пределов распространения таких
деревьев, как
     бук, 
черешня,  белый клен,
лиственница, а именно между
     Вислой, 
Западным Бугом,  Припятью,
Карпатами и средним
     течением Днепра.
       Однако многие считают этот метод
недостоверным.  Нап-
     ример, языковед Фасмер, касаясь
лингвистичеких заключе-
     ний, 
основанных  на анализе
зооботанической терминоло-
                               - 9 -
     гии, 
скептически заметил,  что так не
будет доставлять
     большого 
труда  доказать,  будто на территории древней
     прародины славян " водились слоны
и  верблюды  ".  Этот
     скептицизм связан,  во-первых, с возможностью заимство-
     вания того или иного зооботанического
термина,  во-вто-
     рых, с изменчивостью и подвижностью
границ флоры и фау-
     ны
( например, в результате изменения климата в Европе,
     границы 
произрастания бука за последние 2-3 тысячи лет
     продвинулись на сотни км с запада на
восток ).
       Сторонники более западного
местонахождения славянской
     прародины  (  Костшевский,   Козловский,   Чекановский,
     Лер-Сплавинский и др. ) ищут ее в
основном в междуречье
     Вислы и Одера.  В основе их взглядов лежит предполагае-
     мая 
принадлежность  лужицкой культуры
целиком или час-
     тично славянам.  Обосновывается это тем, что у славян и
     носителей  лужицкой культуры совпадают места поселений,
     форма и приемы строительства жилищ,
погребальные обряды
     ( трупосожжение ), а главное ( по "
методу исключения "
     Бронштейна ) тем,  что в противном случае для славян  в
     Европе I тысячалетия до н.э.  вообще не найти места для
     поселения, имея ввиду, что они являются
одним из значи-
     тельнейших  и многочисленнейших народов этого континен-
     та.
       Однако и у этой теории есть свои слабые
места. Напри-
     мер, 
отсутствие 
славяно-германских  языковых  связей.
     Лер-Сплавинский на основании формального
статистическо-
     го учета установил, что у славян больше
языковых связей
     с германским языком, чем у балтийцев.
Отсюда можно сде-
     лать вывод, что славяне жили западнее
балтийских племен
     в непосредственной близости от
германцев.  Но эти факты
     были собраны из разных хронологичеких
пластов и  ярусов
     языковой системы,  поэтому, 
по-мнению В.В. Мартынова (
     тоже сторонника этой гипотезы ),  их нельзя сопоставить
     и подвергать статистическому учету. Таким
образом, мож-
     но сказать,  что висло-одерская локализация 
древнейшей
     прародины  славян  на сегодня еще
очень далека от того,
     чтобы считаться окончательно доказанной.
       И все 
же  в  пользу  гипотезы о
западной,  а вернее,
     юго-западной,  т.е. карпато-дунайской, прародины славян
                               - 10 -
     можно привести больше аргументов,  чем в пользу восточ-
     ной днепровско-припятской их прародины.
       Аргументированное доказательство,  приведенное 
ниже,
     представлено в книге В.П. Кобычева "
В поисках прароди-
     ны славян ".
       Первый аргумент - совпадение
племенных  названий  по-
     лабских, 
поморских и других западных славян с древней-
     шими,известными на данной территории
этническими наиме-
     нованиями рубежа первых веков нашей
эры,  которых отно-
     сят к восточногерманским народам.
       Правда, известно, что отдельные племена
получали наи-
     менования в зависимости от природных
особенностей края,
     в 
силу  этого  они могли совпадать у народов различных
     языковых систем, но в рассматриваемом
случае перед нами
     почти полное совпадение этнической карты
двух различных
     эпох, отделенных одна от другой
промежутком времени бо-
     лее, чем в 500 лет.
       Другой аргумент основывается на данных
тононимии, на-
     уки о географических названиях.
       Пребывая на той или иной территории,
народы дают наз-
     вания различным географическим
объектам,  которые потом
     передаются из поколения в  поколение. 
Характерно,  что
     однажды 
данные  географические названия
не изменяются,
     как правило,  впоследствии, даже если народ, давший их,
     ушел в другое место или вообще
исчез.  Однако тононими-
     ческие исследования связаны со
многими  трудностями.  В
     частности,  не заменяя старое название новым,  новопри-
     шедший народ изменяет его в  соответствии  с  правилами
     своего языка.Тем не менее, представляется
возможным ут-
     верждать,  что древняя прародина славян, находится ско-
     рее на западе,  чем на востоке междуречья Вислы и Днеп-
     ра. Доказательством этого служит
следующее.
       Во-первых, территория  верхней части бассейнов Вислы,
     Одера и отчасти Эльбы и Днепра, как это
было установле-
     но 
в  конце  прошлого века русским исследователем И.П.
     Филевским, полна гидронимических
повторов, что с несом-
     ненностью  свидетельствует о языковой однородности соз-
     давшего ее населения.
       Во-вторых. В  пределах  отмеченного  ареала отчетливо
                               - 11 -
     прослеживается " движение "
гидронимов в направлении  с
     запада 
на  восток  и с юга на север,  определяемому по
     уменьшительному характеру названий (
р.  Ломна бассейна
     Одера и р. Ломница - притоки Днепра,
Попрада и Топли ).
       В-третьих. Тононимия западной  части 
славянских  зе-
     мель, 
включая  и район Карпатских гор в
пределах Румы-
     нии, 
поражает архаичностью,  на  что 
указывают  такие
     древние ее формы,  как Брда, Вда, Гвда, Вкра, со свойс-
     твенным и специфичным для славянских
языков  сочетанием
     нескольких согласных.
       Северную и северо-восточную границы
славянской праро-
     дины установить несколько труднее. Это
связано, по-мне-
     нию Кобычева, с теснейшим соседством
славян с летто-ли-
     товскими 
племенами,  значительная  часть которых впос-
     ледствии органически слилась с ними.  Однако по некото-
     рым характерным гидронимам можно
утверждать,  что линия
     раздела между славянами  и 
летто-литовскими  племенами
     проходила  где-то  в районе северных
отрогов Карпатских
     гор, 
отклоняясь к югу на востоке,  и
уходя на север  в
     сторону Балтийского моря на западе.
       Западная же граница расселения  славян 
в  древности,
     вероятно,  достигла  восточных  склонов Альпийский гор,
     включая бассейны реки Лех - правого
притока Дуная.  Это
     предположение  связано  с тем
фактом,  что в славянском
     языке сохранилось несколько слов,  свидетельствующих  о
     соседстве славян в отдаленном прошлом с
народами, гово-
     рившими на италийских языках.
       Если мы  обратимся к антропологическим исследованиям,
     то обнаружится четыре основных
антропологических  типа,
     проживающих  на  несомненно славянских
землях - район к
     северу от Карпат:
       1) умеренно  длинноголовый с небольшими размерами че-
     репа и лица, так называемый
прибалтийский;
       2) длинноголовый, широколиций -
кроманьонский;
       3) длинноголовый узколицый - моравский;
       4) среднеголовый  широконосый,  с выступающими вперед
     челюстями - силезский,  известный в данных местах уже с
     эпохи неолита и ранней бронзы.
       Первые 2 типа в эпоху неолита были
распространены го-
                               - 12 -
     раздо 
шире,  чем очерченный ареал (
например,  прибал-
     тийский тип был известен на юге
Скандинавии...), поэто-
     му они вряд ли могут быть признаны
исконно славянскими.
       Наиболее интересным является
третий,  моравский, ант-
     ропологический тип,  т.к. 
границы его распространения-
     полностью умещаются в рамках  предполагаемой  прародины
     славян. Этот тип лица выявлен наиболее
ярко у славян из
     Моравии и Слабошева.  В период раннего средневековья  с
     этим типом сближается население,  проживавшего в районе
     Познанского воеводства ( Польша ),  и некоторые 
группы
     восточнославянского племени северян.
       Таким образом, и из антропологических
данных вроде бы
     вытекает вывод о том, что областью
первоначального фор-
     мирования славянства  является 
территория,  непосредс-
     твенно 
примыкающая к Среднему и отчасти верхнему тече-
     нию Дуная и охватывающая верховья рек
Эльба,  включая и
     ее левые притоки, Одера и Вислы.
       Однако в вопросах происхождения и
древнейшей  истории
     славян еше много неясного,  предположительного, спорно-
     го. 
В этой области необходима 
еще  длительная  работа
     представителей различных областей знания:
и языковедов,
     и археологов,  и историков,  и
этнографов, и антрополо-
     гов.
       Только путем исследования всей
совокупности имеющихся
     данных можно справиться с этой сложной,
но в то же вре-
     мя и очень важной проблемой!
                      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
          1. Артамонов М.И. "
Происхождение славян ", 1950
          2. Рыбаков Б.А.   "
Мир истории "
          3. Кобычев В.П.   " В поисках прародины славян "
          4. Стефан Носек   " Триумф автохнотистов "
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты