рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рыцарство

Рыцарство


РЫЦАРСТВО
Рыцарство - особый
привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это
понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период
расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины.
Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в
противовес знати.
Зарождение рыцарства
относится к тому периоду раннего средневековья ( 7-8 вв.), когда получили
широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала
пожизненные, позже наследственные. При передачи земли в феод его жалователь
становился сеньором ( сюзереном ), а получатель - вассалом последнего, что
предполагало военную службу ( обязательная военная служба не превышало 40 дней
в году ) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним
относились денежная “помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери,
необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала
участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления
вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если
размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь
передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так
складывалась многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет”, ”феодальная
иерархия”, ”феодальная лестница”) от верховного сюзерена - короля до однощитных
рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы
правила вассальных отношений отражал принцип: ”вассал моего вассала не мой
вассал”, в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.)
была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от
короля с обязательной службой в королевском войске.
Иерархия вассальных
отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип
формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением
военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого
военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное
дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и
привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции,
культурные ценности.
В военные обязанности
рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - землю от
посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных
войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях
междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель
была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался
захватчиком на деле, не говоря уже об участиях в завоевательных кампаниях,
организованных королевской властью, как например, многочисленные походы
германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.
Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика боя
отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому уровню
своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская
конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения играла
основную роль в бою.
Феодальные войны не
исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности
при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой
вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности
феодалов на землю, основу их господства. Ярким примером тому может служить
история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии
(1358-1359), вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари,
представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под
знаменами наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших
крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические
процессы эпохи, так как социальные интересы феодального класса в целом и нормы
рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали
феодальную вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство (
средние и мелкие феодалы ) составляло основную военную силу королей в их
противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную
власть в государстве. Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение
прежней нормы вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в
армию короля на условиях денежной оплаты.
Участие в рыцарском войске
требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не только
вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее
осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье,
меч, булаву, доспехи, броню для коня ) рыцарь приобретал на собственные
средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи
включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с
течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила
система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет
росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве
пажа, затем - оруженосца, наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря
быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть
семью рыцарскими добродетелями”: верховой ездой, фехтованием, искусным
обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением
стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари
символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам
и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому
обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу,
произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ
рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в
свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести.
Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией
воинской выучки и храбрости.
Рыцарские традиции и особые
этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип
верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую
отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине,
внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали
скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в
согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (
например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов ),
то рыцарские “подвиги” приносили горе, разорение, поругание и позор не одним
простолюдинам.
Крестовые походы
способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию
западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты и расширения
владений крестоносцев возникли особые организации западноевропейских феодалов -
духовно-рыцарские ордены. К ним относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров
(1118), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава,
Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены
ордена давали монашеские обеты ( нестяжание, отказ от имущества, целомудрие,
повиновение ), носили схожие с монашескими одеяния, а под ними - военные
доспехи. Каждый орден имел свою отличительную одежду ( например, у тамплиеров -
белый плащ с красным крестом ). Организационно они строились на основе строгой
иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При
магистре действовал капитул ( совет ), с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в
области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со
своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости
вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала
рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого
патриотического звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская
Песнь о моем Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров и
труверов во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( история
любви Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую “куртуазную
литературу” ( от французского courtois - учтивый, рыцарский ) с обязательным
культом дамы.
В Европе рыцарство теряет
значение основной военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей
заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля
1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую
конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с
очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело
ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных
армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно появилось в 15 в. ), рыцарство
оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения
капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В
16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит
в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители
старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского
времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли
колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные
принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в
себе влияние рыцарской эпохи.
Реферат на тему рыцарства тамплиеры Москва Россия Москве. Реферат по истории правила поведения рыцарей кодекс чести.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты