рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рождение Русского флота в эпоху Петра

Рождение Русского флота в эпоху Петра


Школа №        среднего ( полного ) образования
Р Е Ф Е Р А Т
по истории
Эпоха Петра 1: рождение русского флота”
работу выполнил
:______________________
                    __________________
рецензент: _______________
оценка :                 
ВОРОНЕЖ
1997 г.
ПЛАН
1. Географическое положение России в конце 17
века .
2. Вступление на
престол Петра 1.
3. Первый Азовский поход.
4. “Консилия  господ адмиралов . ”
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”
7. Великое
посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже.
9. Начало Северной войны.
10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.
11. Российский флот к 1725 году.
12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение.
1. Географическое положение
России в конце 17 века. Ã
раницы
русского государства 18-го века сущесвенно отличались от современных. Они
совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды
морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру ,
включала земли , расположенные чуть западнее Смоленска , и далее тянулась вдоль
Днепра.
   На южной оконечности страны находилась
Астрахань. От нее пограничная линия тянулась к столице Донского войска—
Черкасску , расположенному севернее устья Дона , и затем поднималась на
северо-запад до излучины Днепра в районе современного Днепропетровска.
   Как видим , Россия в те времена занимала
огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов , от
возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние
века и даже в новое время экономически процветали страны ,располагавшие
возможностью связываться с остальным миром морем – Англия , Голландия , Испания
и др. У  России такие возможности  были крайне ограничены . На востоке ее
границы омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т.к.  Дальний Восток только начинал осваиваться и
экономического значения этот край не имел. На юге европейской России Астрахань
открывала путь в Каспийское море . Город издавна являлся транзитным пунктом в
торговле  с восточными странами не
только для России , но и для Западной Европы . Однако Каспийское море не имело
выхода к океанским просторам , оно обеспечивало морские связи с Восточным
Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.
   Роль единственных морских ворот России в
страны Европы выполнял Архангельск . Но расположение этого города представляло
ряд серьезных неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на
расстояние , которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья
Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск
: товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме сосредотачивались в Ярославле ,
оттуда санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и  Двине в Архангельск. Во-вторых , путь через
Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем путь через
Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные моря таил
неизмеримо больше опасностей ,чем путь через Балтийское море , где кораблям не
грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания .
   Россия очень нуждалась в побережьях Черного
и Азовского морей. Но выход к этим 
морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и Днепра :
Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить армию для
похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под командованием главы
правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг , но не дойдя до Крыма
вернулась обратно , понеся большие потери от болезней . Два года спустя в 1689
году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не предприняв активных
действий возвратился в Москву .   Эти
походы подорвали авторитет Софьи и  ослабили
ее шансы в борьбе за власть .
2. Вступление на престол Петра
1 .
В 1689 году
Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства . Более всего
юного царя влекло морское дело . Современников и потомков всегда удивляло , как
Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не только моря , но и большого
озера , так пристрастился к морскому делу , что оно оттенило на второй план все
прочие увлечения . Есть версия , что истоки этой страсти у царя , с детства
боявшегося воды , связаны со знакомством с астролябией , а также со старым
ботиком , найденным Петром и Францем   Тиммерманом
в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском . Достоинство ботика , который Петр в
последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в том , что паруса на
нем были устроены так , что позволяли плавать против ветра .
   Обучение плаванию проходило на Яузе ,
узенькой речушке , в берега которой судно то и дело упиралось . Поиски большой
воды , где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком ,
привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское
озеро . Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах –
так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере . В
промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии” на
Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя , его
тянуло к настоящему морю ,  и в 1693
году он отправляется в Архангельск  --
единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со странами
Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли ,
доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы грузили меха ,
пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес . На небольшой яхте
Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие .
   В это время в Архангельске окончилась
погрузка нескольких английских и голландских купеческих судов , и они
готовились отправиться в обратный путь . Их провожал настоящий голландский
военный корабль . Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с
собой в плавание , четвертого августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле
добрались до устья Двины , где при совершенном безветрии простояли целый день .
Царь в это время оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого
августа подул южный ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело
так  быстро , что он не заметил , что
отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех Островов царь
простился с капитаном на своей яхте “Петр”.
   Наконец восемнадцатого сентября Петр
объявляет о своем решении покинуть Архангельск . Перед отъездом царь
закладывает в городе сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в
Голландии амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.
   По пути домой , на заводе в Олонце , Петр
сам отлил пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля . В течение
Великого поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха
.
   В самый конец распутицы следующего лета (
1694 год) Петр снова спешит в Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду
Святой Павел” – пожалуй первый русский корабль ,получивший
проездную
грамоту “ на право заграничной торговли .
   Пребывание русского царя на Белом море –
уникальная страница истории. Скажем о главном. Дождавшись купленного в
Голландии торгового корабля “Святое пророчество” , Петр поднял на нем
трехцветный “штандарт царя московского” и в сопровождении
Святого
Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и голландских торговых
и военных  судов отправился на выход из
Белого моря . Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания ,
Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда ,  до этого Петр совершил рискованное плавание
на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с голландцами
было для царя “морским ликбезом” . государь интересовался всем : от подачи пива
капитану до уборки парусов . Обучение дало отличные результаты , тем более ,
что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно , 1694 год был
переломным в истории русского флота . Царь понял : потешные игрища – лишь
начало... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе
с Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить
образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в разобранном
виде в  Архангельск тотчас же отправить
в Москву . По пути на пир , устроенный им для английских и голландских
капитанов , Петр неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные
о крутом нраве царя , не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр,  страдавший водобоязнью , так снял с себя
порчу и усугубил веселье за столом .
   В это время назревает план похода на
турецкую  крепость Азов. Русское
командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства от
ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в 1471
году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье .
   План похода был утвержден , оставалось
ждать прибытия “образцовой” галеры , чтобы приступить к строительству флота .
Франц Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят
сделать адмиралом, я отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит
мне большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне
поручено командовать всеми судами.”
   Но пока доставят “образцовую” галеру ,
пройдет не меньше года , поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью ,
и Петр , не дождавшись начала строительства , объявляет о выступлении армии в
поход .
3. Первый Азовский поход.
   В марте 1695 года 150-тысячное войско , из
которого тридцать тысяч должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.
   Походы на Крым предпринимались не раз , но
все они заканчивались неудачно : русской рати приходилось двигаться по
безлюдной и безводной степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям
татарской конницы , достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала
вступить на полуостров и ни с чем возвращалась домой .
   На этот раз было решено нанести удар не по
Крымским татарам ,находившимся в вассальной зависимости от Османской империи ,
а по Азову .Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению
со старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том ,
что войска получали возможность двигаться не по “ голодной”   степи, а по реке Дон , вдоль которой стояли
поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе,
доставлявшем не только продовольствие , но и воду.
   Войско на судах дошло до Царицына , оттуда
пошло пешком до казачьего города Паншина на Дону . Этот переход был очень
труден , потому что люди были изнурены продолжительной греблей , а тут , за
недостатком лошадей ,  им пришлось
тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра ожидала новая
невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок .
Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня
подступило к Азову .
   Вновь прибывшее войско установило батареи и
в первых числах июля началась осада .Город непрерывно обстреливался .  Петр собственноручно начинял бомбы, заряжал
пушки и мортиры, о чем       сам написал
в своей книжке :” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за
отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а
наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие подвезти
было нельзя , т.к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи ,
между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы
восстановить сообщение со складами . В армии объявили , что солдаты ,
добровольно идущие на штурм этих башен , получат по десять рублей каждый .
Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по Дону стало свободным
. Вскоре осажденные отомстили за эту потерю : на сторону турок перешел голландский
матрос Яков Янсен . Он рассказал о слабых местах русской армии , и сообщил ,
что осаждающие спят днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо
подобрались к русскому лагерю . На вопрос часового :” Кто идет?” отвечал один
из астраханских раскольников , находившихся в Азове , что идут казаки . Турки
стремительно ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь
войска отбили атаку , но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и
испортить остальные осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь
нападения , оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и
решил , что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не
продержится . Но надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще большей
яростью , осада и подкопы результатов не давали , войска таяли .  
Здесь мы
работаем без отдыха – пишет царь –но, слава Богу , все здоровы и марсовым
плугом и в городе , и на стенах , и во рву все испахано и засеяно железом .
Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его святого имени . “
   Но несмотря на все надежды и ожидания Петра
поход 1695 года окончился ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было
решено отступить от Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.
4.“ Консилия  господ адмиралов .”
   Возвратившись из-под Азова , Петр созывает
совет , на котором      присутствовали
Шереметьев ,Гордон, Зотов,    Репнин,
Лефорт , Головин и конечно же “шутейный” государь и шеф грозного
Преображенского приказа “костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков
Брюс с картами и , наконец, Александр Меньшиков .
   Флот решили строить в Преображенском : 22
галеры по образцу голландскому , 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их
для сборки в Воронеж  ; на ближних к
Воронежу плотбищах – Козлове , Добром , Сокольске сделать 1300 сплавных стругов
для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже учинить Адмиралтейство и
цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно .
   Неудача под Азовом обнаружила
привлекательную черту характера Петра 1 – он умел извлекать уроки и не
расхолаживался , а напротив , доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной
энергией исправлял допущенные промахи , поэтому царь не упал духом и стал
готовиться ко второму походу .
   Базой флота решено было сделать Воронеж по
нескольким причинам :
- в 1694 году
Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от                                  обилия вековых лесов , годных для
постройки кораблей ;
- вблизи
находилась липецкая железная руда ;
- река Воронеж
впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью , а
местное население , благодаря отправке “донских отпусков” , уже имело опыт в
строительстве речных судов .
   Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “
По возвращении от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к
будущей войне делать галер , для чего удобно мню , быть          шхип-тиммерманам   всех от Вас сюды...”  Между тем Архангельск дождался груза из
Голландии . В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в Преображенское .
Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал : “ Положения консилии начали
исполняться . Преображенское обратилось в верфь , на ней к концу февраля были
срублены члены 22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4
брандеров . Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом
весел от 28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и
Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы . Главным
сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернев  отвечал за поставки леса и “имание” людей .
А. Кревет – толмач Посольского приказа – улаживал с иноземцами поставки по
парусной и такелажной части –дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия
иностранных терминов .
   Ранней весной 1696 года началось
драматическое шествие 27 судов из Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр
приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая . Он лично работал над
постройкой кораблей , занимался их оснащением и комплектованием экипажей . Жил
царь в доме подьячего Игната Моторина . Работы велись на правом берегу реки ,
около Успенского монастыря Воронежская верфь как бы раздваивалась . В конце
марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически
же всем руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские
войска , прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную
часть работных людей на верфи в Воронеже  
составляли драгуны , стрельцы , казаки и солдаты из городов
Белгородского разряда – всего около 27000 человек . Второе апреля 1696 года
считают днем рождения русского флота : на воду были спущены галеры
Принципиум”  , “Святой Марк” и “Святой
Матвей”. 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Петр” .
5. Второй Азовский поход .
И вот наконец
флот готов . Весь флот состоял из трех караванов, возглавляемых тремя
флагманами под общим руководством генерал-адмирала Лефорта на голландской
галере . Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли
Святой Петр” и “Святой Павел” . Петровскую галеру называли просто “Его
Величество” или “Кумандера” . Третьего мая Петр , покидая Воронеж , пишет дьяку
Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли , где я
от господина адмирала учинен есмь командором “ . Остальные караваны уходили по
мере готовности , ведя достройку на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял
Указ по галерам о порядке морской службы” – первый российский военно-морской
устав . Вот одна из его статей : “Под великим запрещением должны друг друга не
оставлять и всячески о том радеть . Понеже пока в корабле доски плотно стоят
меж себя , тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться .”
   Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск –
казачья столица . Казаки , встретившие караван , преподнесли сюрприз : три
десятка лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у
тех оказались слишком высокими ...
   Известие о первой стычке казаков с турками
было хорошим подарком Петру – гетман левобережной Украины Иван Мазепа
заслуживал всякого одобрения . Вся морская эпопея 1696 года , положившая начало
русскому флоту , выглядела следующим образом...
   Хотя два других каравана были еще в пути ,
Петр решил один из полков Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона
вслед за 40 казачьими лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым :
на каждой лодке было по 20 бойцов . Когда из-за мелей галеры встали на якорь в
самых протоках , Петр на казачьей лодке отправился в разведку на азовское
взморье и увидел 13 судов неприятеля , стоявшие на якорях . Дальнейшие действия
Петра остаются непонятными : все галеры спешно поднимаются вверх по протокам и
Дону к Новосергиевску – укрепленной базе русского флота выше Азова . Видимо ,
Петр решил дождаться подхода двух других караванов , поскольку 9 русских галер
против 13 кораблей турок оказались бы в слишком невыгодном положении.
   Между тем казаки , оставшиеся в засаде в
камышовых зарослях, продолжали наблюдение за действиями неприятеля .
Девятнадцатого мая атаман Миняев , обнаружив турецкий десант , направлявшийся с
кораблей к Азову , решил напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием
и на прикрывавшие их
11 вооруженных
ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен , что почти все тумбасы
были захвачены в абордажном бою .  
Перегрузив припасы и пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки
в панике бежали . три тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы к кораблям .
Турки начали поспешно сниматься с якорей . Два корабля не успели поднять паруса
и казаки напали на них . Один из кораблей турки затопили сами , другой был
захвачен и сожжен казаками .
   Это была единственная морская баталия в
Азовской кампании , и она была проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой
на море русский флот обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр в донесении
кесарю” не смог не слукавить :”И того же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в
малых судах , а казаки в лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда
разбили , из которых 9 сожгли , одно взяли ... с моря , май 31 дня . Петр .“ В
тот же день,  к вечеру , казачьи лодки с
захваченным снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и были встречены
салютом . Через неделю салют повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса
А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта . Первый российский адмирал
задержался не по своей воле : рана , полученная в прошлой кампании привела к
тяжелой болезни . Корабли , не мешкая , по протокам Каланча и Кутерьма ,
наконец, вышли в море . Это случилось 27 мая 1696 года .
   На беду разыгрался шторм . Уровень воды
стремительно поднимался , и палатки с солдатами штурмового полка , высаженного
на острова , стало затапливать . Солдаты пересели на лодки , но шквальный ветер
разметал их , выкидывая целые суда на илистый , поросший камышом берег . Однако
, корабли отстояли на якорях без происшествий . На следующий день “великая
непогода” продолжалась .
   Второго июня 1696 года к флоту
присоединился отряд вице-адмирала Георга Лима с семью галерами . Десять дней
спустя показалась галера шаутбенахта Карла Лозера и четыре брандера. Теперь
весь флот , расположенный поперек залива , преграждал путь с моря к осажденному
Азову , над которым уже давно клубился дым боя .
   Четырнадцатого июля турецкий флот стал на
якорь на виду у русского флота . Молчаливое противостояние продолжалось две
недели , но двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь
окруженному Азову . Наши галеры тут же стали сниматься с якорей , чтобы сорвать
высадку и ударить по кораблям . Турки , видя это , поспешно поставили паруса и
ушли в море . В следующие дни , как отмечал историк Елагин , “флот наш
оставался в наблюдательном положении до взятия Азова войсками.”
   Тем временем русские войска храбро
сражались под стенами Азова . Генерал Гордон начал осуществлять рискованный
план :он составил проект вала , превышающего крепостные стены , наметил выходы
для вылазок , раскаты для батарей так , чтобы появилась возможность стрелять по
каменному замку . Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе .
Пятнадцать тысяч человек работали ночью , и каждое утро вал видимо разрастался
.Но солдатам не нравились изнурительные осадные работы. Два полка
малороссийских и донских казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм
. Им удалось ворваться в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не
выдержали , отступили и засели в бастионе .
   Турки быстро опомнились от неожиданного
натиска и всеми силами ударили по казакам , укрывшимся на валу в бастионе .
Гордон со своими гренадерами поспешил на помощь , и после шестичасового боя
атаку турок удалось отбить .Царь поблагодарил казаков за храбрость и приказал
готовиться к штурму . Но девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок ,
махая шапкой , чтобы русские прекратили пальбу . Условия сдачи, по которым
турки уступали Азов со всеми орудиями и снарядами , если им будет предоставлена
свобода и гарантия , что они смогут выйти из города в полном вооружении с
женами и детьми , были приняты и девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и
с пушечным салютом встал на якорь у стен поверженной крепости . Неделю спустя
Петр проводил вновь заболевшего Лефорта водным путем в Москву и вышел с флотом
в северную часть залива для осмотра мыса Таганрог . Выбрав место для будущей
крепости , Петр приказал флоту стать на якорь у вновь приобретенного берега .
Утром флот возвратился в Азов . Историк Елагин писал : “Кампания кончилась .
Без громкой славы , скромно , но вполне , флот выполнил свое назначение – дать
возможность не только покорить крепость , но приобрести край и кончить войну ,
искупив таким образом значительные издержки и почти нечеловеческие усилия ,
употребленные на его постройку .”
   Три года спустя Петр 1 проводил до
Керченского пролива российского посла Украинцева для заключения мира с турками
. Впервые в истории флота военный корабль России “Крепость” с послом на борту
вышел в Черное море и направился в Стамбул .
   Последствия Азовской победы отозвались по
всей России . Осенью 1696 года в Москве состоялась пышная “триумфания”
в честь взятия
турецкой крепости . У триумфальной арки наряженный гением стихотворец
приветствовал первого российского адмирала и идущего следом Петра 1 :
 
     -- Генерал-адмирал , морских всех сил
глава , пришел , узрел , победил прегордого врага ...
6. Решение
Боярской Думы : “Морским судам быть...”
   На двадцатое октября ( по старому стилю )
было назначено заседание Боярской Думы , к которому Петр подготовил записку с
названием :”статьи удобные , которые принадлежат к взятой крепости или фартеции
турок Азова.” Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое
предложение Петра 1 : “... воевать морем , понеже зело близко и удобно
многократ паче , нежели сухим путем . К сему же потребен есть флот или караван
морской , в сорок или вяще судов состоящий , о чем надобно положить не испустя
времени : сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать ?”
Дума приняла “Статьи удобные...” . Приведу более пространный отрывок из этого
документа , чем широко известное троесловие : “октябрь , в двадцатый день
приговорено :
   Морским судам быть , а скольким , о том
справитца о числе крестьянских дворов , что за духовными изо всяких чинов
людьми , о том выписать и доложить не замолчав . “
   Азовская победа привела ко многим переменам
в России . Возросло и национальное самосознание русского народа , надо было
позаботиться о символах державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра на
учреждение высшего ордена страны – Андрея Первозванного . Первыми кавалерами
ордена стали : преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман
Иван Мазепа за храбрые действия казаков . Учреждение ордена привело к появлению
главной гордости русского флота – Андреевского флага . Кроме того , Петр
посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул ,
для обучения морскому делу . Позже,  в
декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство ,
поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения
борьбы с Османской империей . Посольство , кроме того , должно было нанять за
рубежом специалистов на русскую службу , закупить оружие , а также пристроить
для обучения новую партию дворян .
7. Великое
посольство 1697 - 1698 годов .
   И вот , наконец , назначен день отъезда .
Поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу,
посольство выехало  второго марта 1697
года из Москвы . Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности . Его
возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын . В числе волонтеров
находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь . Посольство
сопровождал многочисленный обслуживающий персонал : священники , лекари ,
переводчики , хлебники . В месте с солдатами охраны общая численность
составляла 250 человек , а обоз насчитывал 1000 саней .
   Посольство направилось в Голландию . Путь
туда пролегал через Курляндию , Бранденбург , Германию . Повсюду в их
честь  устраивали торжественные приемы ,
а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито .
   В начале августа 1697 года посольство
прибыло в центр кораблестроения Голландии – город Саардам . У царя была неделя
времени , за которую он успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в
голландское платье , осмотреть бумажные и лесопильные предприятия  и даже поработать топором .
   Шестнадцатого августа 1697 года состоялся
въезд посольства в Амстердам , где было достигнуто соглашение о том , что
волонтеры будут работать на верфи Ост-Индской компании . Конец августа и начало
сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения . Девятого сентября был
заложен фрегат “Петр и Павел” , который в середине ноября был спущен на воду .
В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано :
Петр Михайлов , находившийся в свите великого московского посольства ... был
прилежным и разумным плотником ... ; кроме того под моим надзором корабельную
архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно , что
может , сколько мы сами разумеем в том и другом упражняться .”
   Но царю было мало одной практики , ему
хотелось освоить теорию . Для этого он решает отправиться в Англию , куда
прибыл в январе 1698 года . Там Петр работал на верфях , осматривал Лондонские
предприятия , побывал в Оксфордском университете , несколько раз съездил в
Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор .
   Так одна из задач посольства была выполнена
: волонтеры постигли азы кораблестроения . Большие трудности пришлось
преодолеть при закупке оружия и найме специалистов . Тем не менее удалось
приобрести 10000 ружей , 5000 мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы и
прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов , а также боцманы , шлюзные
мастера и т.д.
   Но главная задача посольства не была
выполнена : Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России .
   После пребывания в Англии посольство снова
отправляется в Голландию , которую покидает в мае 1698 года , чтобы отправиться
в Вену для предотвращения возможности сепаратного мира австрийцев с османами и
достижения согласия продолжать войну с ними . Однако и это не удалось . Австрия
уже вела переговоры о мире с Османской империей .
   Впрочем , у Петра теплилась надежда
склонить к продолжению войны Венецию , 
но тревожные вести из Москвы разрушили все его   планы . Царю пришлось возвратиться в Россию .
  
  8. Экзамен в
Воронеже .                      
   
   К весне 1699 года из-за границы
возвратились все волонтеры . Они прибыли в Воронеж , где их назначили на
корабли , готовящиеся к Керченскому походу . В конце апреля Петр приказывает К.
Крюйсу произвести на корабле “экзерциции , сколько на якоре стоя , то исполнить
можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку .
Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем , то здесь
ученики показывают свою полную несостоятельность .
   В начале июня 1699 года германский резидент
Гвариент доносил своему императору из Москвы : “из числа 72 дворян , посланных
для обучения в Италию и  Германию  только четверо выдержали экзамен , сделанный
самим государем в Воронеже . Остальным 68 представлено или вторично отправиться
в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений , на свой счет,
или возвратить выданные на поездку деньги.”
   Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов ,
князь А. Голицын , Ф. Плещеев . Другим же наука не далась .
   Практика учения молодежи существовала и в
последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за
русскими . В своем письме от 1711[i]
года он просил не посылать больше навигаторов в Англию , т.к. пользы от них
было мало :”...для того , чтобы и старые научились там больше пить и деньги
тратить . Не могу их оплатить , а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги “.
Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...
9. Начало
Северной войны .    
  
           Международная ситуация все больше
осложнялась . И вот наступило то , чего все ждали : Россия вступила в войну со
Швецией . Нужно сказать , что начало этой войны было неудачным для русских .
Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать , что Россия слаба и
не может оказать достойного сопротивления . Но они заблуждались : поражение не
сломило Петра  , наоборот , он начал
готовиться к войне с еще большим рвением .
   Шведский флот начал вторжение . Первые
битвы русских кораблей с неприятелем произошли на озерах . В августе 1702 года
30 русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на
Ладожском озере поражение шведской эскадре , состоящей из 9 крупных судов . Два
шведских корабля были сожжены , один потоплен , два захвачены в жестокой
абордажной схватке . За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями , а
солдаты золотые награды поменьше и без цепей .
   Это поражение не остановило шведов . На
Чудском озере появилась крупная шведская эскадра . В 1704 году произошло
сражение , в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских
судов , а избегшую этой участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы .
   В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (
Шлиссельбург ) , а в 1703 году Ниеншанц—крепость в устье Невы , что позволило
русским выйти сначала в реку Неву , а затем в Финский залив .
   Первая победа русского флота в Балтийском
море была одержана в устье Невы . На следующий день после взятия Ниеншанца  Петр 1 внезапно атаковал подошедшие на
помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда
Гедан” и “Астрильд” . Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном
участии царя и А. Меньшикова.
   Через несколько дней на острове Янни-Сари
было заложено основание Санкт-Петербурга . С моря новая крепость была защищена
трехъярусными батареями , возведенными у острова Котлин .
   Первые русские суда Балтийского флота
строились на Олонецкой   верфи (
Лодейное поле ) , на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов , 6
шняв , 7 галер , 13 полугалер , 1 галиот и 13 бригантин .
   Создание мощного российского флота
послужило началом овладения всем морем . В 1710 году при участии морских сил
были освобождены Выборг , Рига , о. Эзель , Ревель .В 1713 году со взятием
Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива .
   К летней кампании 1714 года русский флот
насчитывал 15 линкоров , вооруженных 42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32
пушками и 99 галер . Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были
впервые организованы полки морской пехоты .
10. Гангут и
Гренгам , окончание Северной войны .
 
   В июне 1714 года русский флот под
командованием Ф.М. Апраксина , двигавшийся с продовольствием к м. Або , был
блокирован у м. Гангут шведской эскадрой адмирала Вантранга . Соотношение сил  практически не оставляло сомнений в исходе
поединка – у русских почти не было шансов . Однако было решено вступить в
сражение . Русские применили тактическую хитрость: они сделали вид , что
собираются перетащить свой флот по бревнам на другую сторону мыса . Шведы это
увидели и Вантранг приказал части своих кораблей отойти на другую сторону мыса
Гангут . Благодаря решительным действиям русских моряков отряд адмирала
Эреншельда : фрегат “Элефант” , 6 галер и 3 шхербота , после ожесточенного
боя  был пленен . Адмирал Вантранг
возвратился к своему королю ни с чем .
Это сражение
справедливо считают первой крупной победой молодого русского флота .
    Четвертого июня 1719 года в сражении со
шведами в Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго
ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа , с использованием
одних орудий .
   В июне 1720 года русский гребной флот под
командованием М. Голицына заманил шведские корабли в шхеры у м. Гренгам  . В ходе решительной абордажной атаки
русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400 моряками . Эта победа ускорила
подписание Ништадского мира 1721 года , положившего конец Северной войне.
11. Российский
флот к 1725 году .
   К концу первой четверти 18 века Россия
стала одной из сильнейших морских держав. Тринадцатого января 1720 года Петром
1 был издан первый морской устав :” Море . Но тогда , чего ради тому не
исполниться , и нас сие бремя , воля вышнего Правителя возложить изволила :
оное оставляем непостижимым судьбам его . И понеже сие дело необходимо нужное
есть государству , того ради сей Воинский Морской устав учинили , дабы всякой
знал свою должность и неведеньем никто не отговаривался .”
   Издание в России в 1720 году Морского
Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны : в самые сжатые
сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот . Петр использовал все
лучшее , что было в западном кораблестроении . Но он прежде всего учитывал
особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества . От
европейских флотов флот Петра отличался прежде всего тем , что вначале он
состоял в основном из гребных судов , различных по размерам и вооружению . Петр
исходил из того , что такие суда просты в постройке , относительно легко
управляемы , хорошо используются для поддержки сухопутной армии . Только после
победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров .
Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море .
   К 1725 году русский флот на Балтике был
одним из сильнейших флотов . Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и
других судов . Общая численность команд достигла 28000 человек . С 1716 года на
флоте появились гардемарины – выпускники открытой в 1700 году “Школы
математических и навигационных наук” . Впервые за всю историю страны многие
незаметные государству мужи” получили возможность выдвинуться на видные посты
. Это такие люди как А.Д. Меньшиков , Ф.Я. Лефорт –адмирал , близкий друг царя
, А.С. Шеин –первый генералиссимус , Ф.М. Головин – адмирал , М.М. Голицын –
адмирал . Все они добились почета не только 
из-за происхождения – этих людей возвысил их ум .
   В 1719 году простой крестьянин Ефим Никонов
изобрел первую деревянную подводную лодку – “потаенное судно”. Правительство
заинтересовалось этой идеей , и после успешных испытаний лодки в 1722 году
изобретателю было пожаловано поместье с несколькими десятками крестьян .
12. Завершение царствования
Петра 1 , его итоги и значение .
   Заслуга Петра в том , что он не ограничился
созерцанием того , как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически
развиваться . Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой
незаурядный талант ускорению развития всех начал , возникших до него . Петр как
бы подстегивал события . Трудно и , пожалуй , невозможно обнаружить такие
области истории России первой четверти 18 века , в которые не вторгался Петр и
не оказывал на них своего влияния : военное дело , дипломатия , экономическое и
социальное развитие , наука , просвещение , флот , быт , государственное
устройство – вот далеко не полный перечень дел , которыми он навсегда прославил
свое имя ...
 
[i]
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты