рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество

Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество


Иван Сергеевич Тургенев
Жизнь и творчество.
Доклад
подготовлен Егоровым Михаилом
учеником
10 «А» класса 112 школы.
Иван
Сергеевич Тургенев.
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды.
Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло
большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть,
привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.
Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим
примером того, как крепостничество уро­дует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, - говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была
фактически главой дома,—происходила из бо­гатой провинциальной помещичьей семьи
Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась
о том, чтобы эта жен­щина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие
только могли быть изобретены
в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.
Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого
брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей,
по-видимому, просто потому, что за нее засту­питься было некому. В конце концов
девушка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родного дяди - Ивана Ивановича
Лутовинова. Но и там ее
ожидало то же - и надругательства. Кончилось тем,
что старик деспот прогнал племянницу, и она должна была искать пристанища у
чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она ока­залась
наследницей всего его большого состояния, включав­шего
в себя и то самое Спасское, которое известно теперь
в  всем
мире.               
Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой,
необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Нико­лаевич Тургенев. На
Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры.
Как вспо­минает близкая и сочувствующая ей современница, она че­рез своих знакомых
велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил к формальному
предложению, по­тому что отказа не  получит». Характерная черта нравов: с чего бы, кажется» Сергею
Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской фамилии, ведущей
свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в Отече­ственной войне и
за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден Георгиевским
крестом, а теперь слу­жил в одном из привилегированных гвардейских полков. Но
Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на
много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он —
«нищий»: у его отца—при большой, семье - крепостных душ было всего что-то около
140.       
Отношения в этой семье определялись довольно строго.
Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на
прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего
семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого
взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в
стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег,
ни соб­ственных усилий. Они внимательно следили за их прилежа­нием, входили во все
подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннем детстве будущий писатель
хорошо гово­рил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых
обращали на овладе­ние родным языком: судя по его письмам, двенадцатилет­ний
Иван Тургенев достаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет умел выразить
и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой
врожденный юмор.
Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего
вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и
обычаи их семьи. Варвара Пет­ровна считала телесные наказания универсальной
мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для
крепостных, но применяла она ее и к де­тям. Их секли за все: за невыученный урок,
за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, сек­ли по
подозрению и чуть ли не на всякий случай.
В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву -
главным образом с той целью, чтобы продолжить образова­ние детей. В те годы
состоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенных учебных
заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре после приез­да в
Москву Иван был определен сначала в пансион Армян­ского института, а через
несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двух лет, как его
взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить Турге­нева в
какой-нибудь пансион или гимназию уже не пред­принималось. Подготовку к
поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних учи­телей.     
Тургенев учился в Московском университете всего толь­ко
один год; в 1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в
Петербургское артиллерийское училище, пе­реехал в Петербург и стал студентом
тамошнего университе­та, который через два года и окончил. Однако впоследствии
он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском,
всегда отдавая предпочтение первому, пе­ред вторым.
Петербургский университет с самого своего основания был
постоянно под непосредственным неусыпным надзором правительства, что,
разумеется, сказывалось на всех сферах университетской жизни. В Московском
университете хотя бы по одной только дальности расстояния труднее было водво­рить
столь вожделенную для николаевской администрации казенную благопристойность.
Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициями
вольнолюбивой студенческой общественности.
У Петербургского 
университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился
на словес­ном факультете. Он находился в центре тогдашнего литера­турного
движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь — все они жили в Петербурге. Это не
могло не сказываться и на университетской жизни. Большим влиянием в универси­тете
и на словесном факультете пользовался ‘профессор П. А.Плетнев, поэт и критик,
один из ближайших друзей Пушкина, тот самый Плетнев, которому великий поэт по­святил
своего «Евгения 0негина».
Писал он тогда много и смотрел на свою литературную
работу, по-видимому, вполне серьезно. Убедительным под­тверждением и того и
другого является его письмо профес­сору А. В. Никитенко от 26 марта 1837 года:
«Я колебался, должен ли я был послать драму,
писанную мною 16 лет, мое первое произведение, - я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мне теперь
так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность, а главное,
если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мере предузнать
будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать...
Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих ли­тературных
опытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет — уже
в сороковые годы. Оче­видно, главным образом поэтому большая часть написанного
им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрения зрелого, взыскательного
художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцы его писаний не поднимаются
над уровнем литературного ученичества. Но для историка литературы и для
всякого, кто хочет понять, как пробива­лись первые ростки тургеневского
дарования, они имеют неоценимое значение.
Он начинал свою писательскую деятельность в переход­ное
для русской литературы: время. Это были годы после-декабрьской реакции. Та
часть дворянства, из среды кото­рой вышли декабристы, была деморализована.
«Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым
и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных
мыслей. Не»было  почти ни одной
аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе
сосланных, и поч­ти ни одна не осмелилась надеть траур или выказать свою
скорбь».
Увлечение молодого Тургенева стихами Бенедиктова также
было предопределено прежде всего условиями вре­мени. На фоне той унылости,
которая царила в стихах запоз­далых подражателей Жуковского, стихи Бенедиктова
вы­делялись бодростью тона, размашистой энергией речи. Од­нако эти свойства
могли предопределить лишь первое впе­чатление. При ближайшем рассмотрении стихи
Бенедиктова обнаруживали закоренелую и, так сказать, стихийную кон­сервативность
их автора. Бенедиктов готов был украсить стиховыми узорами самые отвратительные
явления нико­лаевской действительности. Казарменные нравы он воспе­вал как
воплощение рыцарства; с прямолинейностью лакея, допущенного в гостиную, он
приходил в восторг от «аромат­ной сферы балов» и т.п. Он простодушно
признавался, что больше всего его вдохновляли «очи огневые, да кудри тем­ные,
да перси наливные». Разумеется, эти предметы требо­вали соответствующих средств
выражения. Бенедиктов до­вел одно из свойств романтического стиля— сложную мета­форичность
до крайней степени напряженности и вычур­ности.
Урок, заочно полученный от
Белинского, был одним из важнейших моментов во всей писательской судьбе Турге­нева.
Ведь дело состояло не только в исправлении ошибок неопытного вкуса, хотя и это
само по себе не так уж мало. Согласие с Белинским предполагало изменение
взглядов не только на искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение
искусства к жизни: от поисков небывалого,, «ве­ликого» (недаром зрелый Тургенев
назовет школу романти­ков 30-х годов «ложно-величавой» школой) необходимо бы­ло
переходить к изучению реальной действительности - во всех ее ипостасях;
наступала пора наблюдений и анализа. Теперь наряду с литературными занятиями
Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес к фило­софии был
настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себя профессорской
деятельности—именно по кафедре философии. Желание усовершенствоваться главным
образом в этой области знаний и привело Тургенева в Берлинский университет.
В этом, уже третьем, университете Тургенев с больши­ми
перерывами провел около двух лет. Он усердно изу­чал там Гегеля под
руководством его ортодоксальных учеников и вместе с тем внимательно следил за
выступ­лениями левых гегельянцев, во многом с ними согла­шаясь; но,
по-видимому, самым значительным моментом его тогдашних философских штудий было
знакомство с со­чинениями Л. Фейербаха; позднее Тургенев скажет, что из всех
философов Германии «Фейербах—единственный че­ловек,
единственный характер и единственный талант»
Тургенев изучал тогда не только философию, но и ли­тературу—немецкую,
французскую, английскую, итальян­скую,— и искусство почти во всех его сферах. И
все, что он знал, он знал основательно, не из третьих рук. О нем можно сказать,
что он был эрудитом в самом точном и вы­соком смысле этого слова. Но книги не
были единственным источником знаний; студентом он много путешествовал по
Европе; музеи, мастерские художников, театры — видел он много, и много удержала
его беспримерно обширная память. Однако он не был похож на туриста,
озабоченного только тем, чтобы не пропустить какой-нибудь достопримечатель­ности.
В нем смолоду обнаружилась склонность любовно всматриваться в народную жизнь,
где бы судьба ни свела его с ней. Путешествуя в те годы по странам Западной Ев­ропы,
он наблюдал, сравнивал и решал...  
В феврале 1843 .года состоялось личное знакомство Тур­генева
с Белинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другой
не замечали этой разницы. В своем отношении к молодым литераторам Белинский
мень­ше всего напоминал снисходительного мэтра, мудреца, из­рекающего истины,
лишь ему одному ведомые. Он принад­лежал к числу тех истинно мудрых людей,
которые готовы учиться, у всякого, кто владеет полезными сведения­ми. Новый
знакомец в этом смысле был для него особенно интересен.
Тургенев не принадлежал у. числу тех писателей, к ко­му широкое .признание приходит скоро
или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования
первого же его романа «Бедные люди»
стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева—И. А. Гон­чаров,
В. Д. Григорович—на первых порах были гораздо счастливее его. В 1838—1842 годах
он писал мало и только лирику. Но ни одно из немногих опубликованных им стихот­ворений
не привлекло внимания ни читателей, ни критики. Отчасти, может быть, по этой
причине он все большей боль­ше внимания уделял поэме (с преимуществом
эпического на­чала в ней) и драме. На этом пути его и ожидал первый ус­пех: в
апреле 1843 года вышла в свет его поэма «Параша», а в начале мая этого года
появился очередной номер «Оте­чественных записок», в котором была напечатана
большая безоговорочно хвалебная рецензия на ,нее Белинского.
Среди произведений зарождавшейся тогда «натураль­ной»
школы «Параша» не выделялась какой-то особой ори­гинальностью; незаурядным
явлением в литературе она ста­ла главным образом благодаря рецензии Белинского,
хотя он вед речь, по существу, не столько о самой поэме, сколь­ко о свойствах
таланта Тургенева в целом. Тут еще раз во всей своей силе обнаружилась
неповторимая способность Белинского видеть в первых, еще далеких от
совершенства произведениях того или иного писателя самые коренные свойства его
таланта.
Вот как в этой рецензии определены основные свойст­ва
таланта Тургенева: «...верная наблюдательность, глубо­кая мысль, выхваченная из
тайники русской жизни, изящ­ная и тонкая ирония, под которою скрывается столько
чув­ства, - все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего
времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» ^ Эти строки похожи
на пророчество задним числом, кажется, что такие заключения мог сделать только
человек, хорошо изучивший все последующее творчество Тургенева.
В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев
признался, что когда он прочитал эту статью, то от го­рячих похвал критика
«почувствовал больше смущения, чем радости» '. Это признание нуждается в
поправке на время: автор «Записок охотника», «Дворянского гнезда», «Отцов и
детей», наверно, уже не мог думать о своей ран­ней поэме без снисходительной
улыбки. Однако смущение, о котором он говорит, вполне вероятно: - Тургенев ив
нача­ле 1840-х годов не переставал сомневаться в своем художни­ческом
призвании, и статья учителя не только ободряла молодого писателя, но и обязывала
его, давала критерий требований к самому себе и меру ответственности перед
собственным талантом, перед литературой, перед обществом.
Тургенев написал небольшую, горячую статью на смерть
Гоголя, которую председатель петербургского цензурного ко­митета запретил на
том основании, что Гоголь — «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал
статью в Москву, и там она стараниями его друзей — Боткина и Феоктистова — была
напечатана. Немедленно было назначено расследование; дан­ные, полученные при
перлюстрации тургеневских писем, и результаты наблюдений осведомителей были
срочно обра­ботаны, и Дубельт представил начальнику Третьего отделе­ния Орлову
проект «всеподданнейшего» доклада, в итоговой части которого было сказано:
«...Находя, с одной стороны, что в нынешнее время литераторы являются
действующими лицами во всех бедственных для государства смутах и на них
необходимо обращать строгое внимание, ас другой сто­роны, - что Тургенев должен
быть человек пылкий и пред­приимчивый, я полагал бы пригласить Тургенева в 3-е
от­деление соб. е. и. в. канцелярии, а Боткина и Феоктистова к московскому
генерал-губернатору, сделать им строжайшее внушение, предупредить их, что
правительство обратило на них особенно бдительное внимание, и учредить за ними
над­зор полиции». В окончательном тексте этого документа Ор­лов по каким-то
неизвестным причинам несколько смягчил и тон обвинений и саму меру пресечения:
вместо .гласного полицейского надзора он предложил секретное наблюдение, то
есть то, что уже было и до этого. Царю не понравилась эта «снисходительность».
В своей резолюции (она приводится  со
всеми красотами стиля и вольностями орфографии) на­писал следующее: «Полагаю
этого мало, а за явное ослуша­ние посадить его на месяц под арест и выслать на
житель­ство на родину под присмотр, а с другими предоставить г. Закревскому
распорядиться по мере их вины».   Во
исполнение царской воли 28 апреля 1852 года Турге­нев был водворен на съезжую
2-й адмиралтейской части. Даже по тем временам кара оказалась слишком жестокой;
само собой напрашивалось предположение, что заметка о Го­голе была не
единственной виной писателя. Так понимал этой сам Тургенев. Вот что он писал
своим друзьям во Францию:  «Я нахожусь
под арестом в полицейской части по высочайшему повелению, за то, что на
печатал в одной московской газете статью в несколько
строк о Гоголе. Это только послужило предлогом —
статья сама по себе совер­шенно незначительна. Но на меня уже давно смотрят
косо. Потому привязались к первому представившемуся случаю... Мои арест,
вероятно, сделает невозможным печатание моей книги в Москве» (Письма, II,
395—396). К счастью, последнее предположение не оправдалось: «Записки охотни­ка»
после некоторой задержки вышли в свет в августе
1852 года.
После освобождения из-под ареста Тургенев должен бы без
промедления и задержек отправиться к месту своей ссылки - в родовое село
Спасское-Лутовиново. Полтора год продолжалось это уединение. В первые месяцы
его не увлекала даже охота; творческая работа почти остановилась. Тогдашние его
письма наполнены жалобами на одиночество, 
настойчивыми просьбами посетить его и слова ми самой искренней и горячей
благодарности тем, кто хоть ненадолго приезжал к нему в Спасское. Как литератор,
он всегда испытывал острую потребность в общении со своими собратьями по
ремеслу, с людьми, любящими знающими искусство. Теперь встречи и беседы с
людьми литературными мнениями которых он дорожил, были для него особенно
необходимы.
«Отцы и дети» вызывали, по-видимому, самую ожесто­ченную
полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял
Базарова и провозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения
60-х годов один Д. И. Писарев. Антонович назвал Тургенева реакционером.
Тургенев в пылу раздражения резко отзывал­ся не только об Антоновиче, но и о
Некрасове и о Черны­шевском.
Полемика вокруг «Отцов и детей» напугала его. Сначала ему
казалось, что он уж больше никогда не добьется взаи­мопонимания с  тем читателем, мнением которого он доро­жил
больше всего,— взаимопонимания с молодым читателем своего времени. В связи с
этим в Сознании Тургенева воз­никла тема трагической судьбы художника; он снова
пере­жил полосу сомнений в собственном художническом при­звании. Прямым
выражением этих настроений была повесть «Призраки», в которой Тургенев
развивает мысль о том, что художническая мысль и художническая фантазия, в
сущно­сти, бессильны перед глубокими тайнами жизни и перед тайнами народного
сознания. В эти же годы он, подобно Пушкину, в его знаменитом стихотворении
«Сеятель», усомняется даже в плодотворности деятельности человека на благо
общества. Именно об этом и идет речь в его повести «Довольно». Тем, что
обыкновенна называют успехом у пуб­лики, он, по-видимому, уже не дорожил и все
настойчивее думал о прекращении своей литературной деятельности... Но когда
речь идет о Тургеневе, эти слова — успех у пуб­лики—требуют особого пояснения.
«Искренне признаюсь, что я воспитана страхе почтеннейшей публике и что не вижу
никакого стыда угождать ей и следовать духу време­ни»'. Эти строки написал
Пушкин. Он знал, что дух вре­мени не всегда и не полно воплощается в мнении
публики; он знал, как она многолика и непостоянна, как подверже­на влияниям моды.
Он, сам испытавший великую благо­склонность публики, видел, что она все та же
«почтен­нейшая публика», нарасхват покупает бездарные лакейски-услужливые
романы Булгарина. Однако ж он хорошо по­нимал и другое: истинный поэт может
обратиться только к той публике, которая дана ему судьбой; и он обязан долгом
человечности пробуждать в ней «чувства добрые».
     Тургенев и в
этом смысле был похож на Пушкина. За свою долгую и не очень-то легкую жизнь и
литературе он видел всякое: были годы, когда он был любимцем публики, ион
находил в себе достаточно мужества и житейского так­та, чтобы не делать вид,
будто это сочувствие его нисколько не радует. Позднее, на протяжении целого
ряда лет, он был предметом ожесточенных нападение и справа и слева; он сердился
на публику за ее холодность, отбивался, впадал в уныние, жаловался, грозился
«положить перо»—и... ни на минуту не переставал терпеливо следить за тем, что
волно­вало публику, на чем сосредоточились ее интересы. Его неиз­менное,
внимание к жизни общества, неотступные думы о судьбах родной, страны помогли
ему и на этот раз. Он при­шел к мысли, что та острота общественной борьбы в
стране, которая была так характерна для 60-х годов, не выражает всей глубины
общественных процессов. Ему казалось тогда, что Россия несколько десятков лет
может развиваться спо­койно главное препятствие на пути ее прогресса— крепост­ное
право — было отменено. Поэтому всякая борьба против реформационной политики
правительства ему казалась вредной. Именно эта мысль и лежит в основе его
романа «Дым».                  .       "
Никогда еще сила тургеневского отрицания не выступала так
открыто и прямо. Тургенев главные свои удары напра­вил против крепостнической
реакции. Генеральская компа­ния, собирающаяся вокруг Ратмирова - это люди
чуждые не только народу, но и России. Не случайно Тургенев заставля­ет их
действовать за границей: там они чувствуют себя не­принужденнее, чем дома; в
России они служат, подчиняются или распоряжаются, интригуют и только здесь
живут, на­слаждаются жизнью. Они враждебны, всему новому, всему, что хотя бы
косвенно связано с идеей свободы. Здесь Тургенев, как и в годы создания
«Записок охотника», еще раз возвращается к своей мысли о том, что дворянская
среда, оторванная от народа и противопоставившая себя народу, враждебна
человечности, враждебна искреннему человече­скому чувству, враждебна красоте.
В критике, и современной Тургеневу и позднейшей, мно­го
споров вызывает вопрос о положительной программе Тур­генева, как она выражена в
этом романе. Современникам ка­залось, что Потугин является выразителем мнений
самого Тургенева. На первый взгляд это как будто бы так и есть. Мысль о том,
что России нужна цивилизация, что ее нужно лечить «гомеопатическими
средствами», то есть улучшать общественный быт постепенно, терпеливо внедряя
элементы европейской культуры, - это давняя излюбленная мысль Тур­генева.
 «Литературная
деятельность Тургенева,— писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о
Тургеневе, - имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятель­ностью
Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе
художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии
и сердеч­ных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих
русских людях, а в том, что воспроизве­денные им жизненные образы были полны
глубоких поуче­ний.
Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда
не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую
жизнь с тем сознатель­ным постоянством, которое и составляет его главную и не­оцененную
заслугу перед русским обществом. В этом смыс­ле он является прямым
продолжателем Пушкину и других соперников в русской литературе не знает».
Заключение.
Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это
правда. Но ведь само-то время—вещь не только «необычно длинная», но и сложная. Теперь-то
мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается
нами эта реальность — время. Поглощенные нашими ежедневными делами—крупными и
мелкими,—мы обыкновенно не замечаем его, но бывает и так — правда, весьма
редко,— что оно вдруг предстанет перед нами все целиком—чуть ли не от эпохи
строительства древнееги­петских оросительных систем до событий сегодняшнего ут­ра.
И чаще всего это происходит Под воздействием подлин­ного искусства.
Россия, какой она была сто с лишним лет тому назад, какой
знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изме­нилась, может быть, за целую
тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его
произве­дений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние
остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто
встречались на до­рогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о
дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной
остроте. И русская деревня уже не та.
Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от
нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все,
что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим,
чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, во многом мы с ним
не можем согласиться, но только у самых самодовольных (они же, по убеждению
Тургенева, и самые ограниченные) людей может появиться при этом чувство
превосходства: мы и спорим с ним, как с нашим современником—мудрым и добрым.
Художник победил время.
М.Еремин
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты