рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Алмазный фонд СССР

Алмазный фонд СССР


ПЛАН:
1.
Введение.
2. Современный Алмазный Фонд. 3. История
Алмазного Фонда.
ВВЕДЕНИЕ.
     На мой взгляд тема Алмазного фонда является
одной из  са­мых интересных   тем,  
представленных   в  курсе 
"Московеде­ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда
и фирмы Фа­берже. Раньше  в  советской литературе умалчивалось содержание
Алмазного фонда до 1917 года.  Также
почти не говорилось о ре­визии, проходившей с 1920 по 1923 год,  которая отобрала "вто­ростепенные"
вещи из царской коллекции Бриллиантовой 
комнаты, после которой 
русские  сокровища  все чаще и чаще стали появ­лятся на Западных
антикварных ювелирных аукционах. В советской исторической публицистике
сообщалось о том, как в трудные годы становления молодого Советского
государства Алмазный фонд  был не только
сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов начали появляться статьи,
правдиво рассказывающие о судьбе Ал­мазного фонда  при Советской власти и разоблачающие "ювелирную
политику" бывших 
руководителей  Советского  государства.  Эти статьи и послужили поводом для написания  этого реферата.
                     СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.
     Алмазный фонд СССР - это государственное собрание
уникаль­ных  драгоценных  камней 
и  произведений ювелирного
искусства, имеющих выдающуюся историческую, 
художественную и материальную ценность.
          Выставка Алмазного фонда в Московском
Кремле  откры­лась 2-го  ноября 1967 года - к 50-летию Советской
власти.  Ее открытие стало заметным  событием 
в  культурной  жизни 
нашей страны.
     Первоначальный срок работы выставки был
определен в  один год, но  в 
связи  с ее широкой популярностью
в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую.
     Выставка Алмазного  фонда 
СССР занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты.
     Экспозиция открывается  витринами с советскими природными алмазами -
ювелирными и техническими.  Тысячи
каратов  алмазов находятся в  них. 
Во  втором  зале экспонируется историческая часть
Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как "  Семь 
исторических камней",  или
" Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз
"Орлов",  алмаз
"Шах",  плоский портретный
алмаз,  гигантские шпинель, изумруд и
сапфир; импе­раторские регалии, 
старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий 18-19 веков. По
исключительной красоте и ценности поч­ти каждый из этих экспонатов заслуживает
отдельной витрины.
Посетителей, выходящих  из 
полутьмы  "исторического
зала
снова
в первый зал,  встречают ярким блеском
витрины советских бриллиантов (4500  
каратов)  и  современных 
ювелирных  изде­лий.
Красота,  разнообразие и  благородство  форм,  виртуозное
исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве советского
ювелирного искусства.
     Здесь же 
представлена  обширная коллекция
цветных драго­ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка­мень
столь же драгоценный и сегодня еще более редкий,  чем ал­маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого
класса ­рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри­на.
     И наконец, 
уральские самоцветы, 
полудрагоценные и поде­лочные камни. Их красота никого не оставляет
равнодушным.
Центральная витрина. Внешне спокойный, но
колдовски маня-
щий,
поистине подземный свет золотых и платиновых 
самородков, фантастических произведений 
нерукотворного  искусства неживой
природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.
                       ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.
     Составившие основу  Алмазного 
фонда  исторические  ценности России - императорские регалии,
драгоценные камни и ювелирные из­делия, накопленные  в  течении  столетий, 
-  юридически  не были собственностью русских царей.  Они принадлежали "короне" -  госу­дарству и выдавались царствующим особам
"для временного пользова­ния".
     Предыстория Алмазного  фонда 
как  государственного собрания
восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа­ции
Камер-коллегии  впервые  включил 
в  ее регламент параграф "О
подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи"  корон­ные ценности   хранились  в  специальных 
охраняемых  помещениях, носивших
название Комнаты его императорского величества, а с 1839 года  - 
Бриллиантовой  комнаты.  Ведали 
ими  различные  отделы кабинета его императорского
величества, а с начала 19 века - спе­циальное Камеральное отделение (
Камеральная часть ) .
     Русские цари и царицы,  особенно в 18 веке, стремясь затмить
роскошью иностранных  владык,  стараясь 
увеличивать  богатство и пышность
своего двора.  Они приобретали лучшие
экземпляры  драго­ценных камней,  создавали из них соответствующие украшения и
хра­нили их неподалеку от "своего монаршего внимания".
     Большинство этих  вещей  приобреталось  на 
государственные
средства,
а небольшая часть поступала в виде подарков, 
и  поэто­му кроме регалий,т.е.
знаков монархической власти,в состав корон­ных драгоценностей включались и
светские украшения,  пользоваться
которыми могли только царицы.
     Порядок хранения,  учета, пополнения коронных драгоценностей и бриллиантов  время от времени учитывались и меняли места
хране­ния. При Николае  Первом  окончательно  определилась  юридическая
природа коронных  драгоценностей  как части государственного иму­щества.
     Значительные вклады  в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке,
особенно при Елизавете и Екатерине Второй, 
- большая часть рега­лий, яркие, 
светские украшения стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия
классического стиля.
     Среди многих  драгоценных камней главное место тогда занимал бриллиант.18 век
называли веком бриллианта.  В ювелирных
изделиях начала 19  века  продолжены 
лучшие  традиции русского
ювелирного прикладного искусства,  но
среди более  поздних  изделий 
уже  не встретишь
произведений,  сравнимых с шедеврами
18-начала 19 века. Они становятся суше и в целом ординарнее.  Эволюция вкусов хорошо отражают данные  А.Е.Ферсмана  о составе предметов, 
отобранных в 1922 году для Алмазного фонда:  вещи,  изготовленные или
приобре­тенные в 1761 году (Петр Первый, 
Елизавета),  - 20 процентов;  в 1762 - 1801 годах  (Екатерина 
Вторая,  Павел  Первый) 
-  40;  в 1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856
­1899 годах (Александр Второй, 
Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах
(Николай Второй) - 5 процентов.
Почти ничего неизвестно о тех,  кто 
создавал  эти  шедевры:
большинство
исторических  ценностей  Алмазного 
фонда  безымянны. Лишь три имени
за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте­рер.
     В начале первой мировой  войны 
драгоценности  Бриллиантовой
комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова­ны в восьми
сундуках из Петрограда в Москву. 
Так,  без проверки, их
приняли  в Оружейную палату Московского
Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части.  Впоследствии их за­валили новыми грузами, и
в таком виде они хранились вплоть до Ок­тябрьской революции.
     После жестоких боев Октябрьской революции
чудом уцелели цен­ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная
коллекция,  так  и бессмертные сокровища самого Кремля,  хотя постройки сильно пост­радали. Главный
хранитель Эрмитажа  академик  Я.И.Смирнов 
дважды выезжал в  Москву,  чтобы 
убедиться в этом,  а сохранность
крем-
левских богатств установила впоследствии
специальная комиссия. Пожалуй, ни одна страна в начале нашего века не обладала
та-
ким
запасом драгоценностей,  находившимся
в  храмах,  монастырях, музеях, дворцах, 
особняках  и  личном 
пользовании граждан,  как Россия,
- подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам в наследство после
революции.  Тайна исчезновения сокровищ
России восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда ...
А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10
- 1921 года).
     " В феврале месяце 1919 года по
предложению наркома  Красина (тогда
нарком торговли и промышленности РСФСР .- авт.) была орга­низована в Петрограде
А.Пешковым "Экспертная комиссия", 
цель ко­торой заключалась:  в
отборе и оценке вещей, имеющих художествен­ное значение, в тридцати трех
национализированных складах Петрог­рада, бесхозных  квартирах,  ломбардах и
антикварный лавках.  Эти вещи отбирались
на предмет создания в Советской республике 
анти­кварного экспортного фонда.
     До 1-го октября 1920 года "Экспертная
комиссия",  работая  в составе 80  человек  под председательством
А.Пешкова,  образовала два склада
отобранных ею вещей,  как то:
художественной старинной мебели, картин 
различных эпох,  стран и
школ,  фарфора русского, севрского,
саксонского и т.д.,  бронзы,  художественного  стекла, керамики, старинного оружия, предметов восточного
искусства и т.Д.
По оценке 15-го года стоимость этих
вещей  превышает  милли-
ард.
Кроме того,  на складах Комиссии имеются
отобранные в бесхо­зяйственных квартирах ковры на сумму в  несколько 
сот  миллионов (тоже по оценке
1915 года)".
     1923 год один их самых  драматических  в  истории  Алмазного фонда. Тогда  на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно
появи­лись бриллианты,  в которых
специалисты узнали часть русских  ко­ронных
драгоценностей.  Возник  политический скандал.  Зарубежная пресса писала,  что эти города и их банки используются  советским правительством для  валютных операций с золотом,  алмазами и цер­ковными ценностями. Чтобы
заглушить возмущения, в конце 1925 года в Колонном  зале  Дома  Союзов спешно открылась выставка коронных
драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы.
     Однако есть неоспоримые свидетельства,  что в 1923 году соб­рание коронных  драгоценностей  совершила интригующее путешествие под охраной латышских красных
стрелков из Москвы в Читу,  где на­ходилось
японское  правительство.  Руководил 
операцией  работник наркома
финансов Р.Я.Карклин.  В архивах
сохранилось  удостовере­ние,
выданное  ему  28-го декабря 1922 года за номером 2739,  где сказано , что тов. Карклин Р.Я. назначен
уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном
ревкоме. Подписал его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников .
Загадку этого турне  нам  еще предстоит разгадать.  Но, 
учитывая все вы­шесказанное, можно достоверно предположить,  Что после экспертной оценки сокровищ  комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний
Восток, чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со
времен постановления  "О  хлебных 
закупках"  стала центром
нашей внешнеэкономической и внешнеполитической активности.  Видимо, ка­нун этой  сделки 
века  запечатлены опубликованные
недавно в "Из­вестиях" и в каталоге "Сотби"
фотографии,  на которых снята в Чи­те,
в  богатом  особняке,  на фоне
коронных драгоценностей группы советских официальных лиц и респектабельных
иностранцев.  Судя по ним, решили  оптом продать все величайшие реликвии
Алмазного фон­да: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской импе­рией
во  главе,  коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых диадем,
бриллиантовые знаки и цепи императорских 
орденов,  пода­рочные золотые
кубки,  коллекцию вееров и перстней,
императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились
в Галлерее  драгоценностей  Эрмитажа 
и  в  Бриллиантовой комнате Кремля. Большинство из них бесследно
исчезло в 20-е годы. Некото­рые впоследствии 
обнаружились  в американских
частных собраниях, например, брачная корона 
русских  императриц,  изготовленная  из бриллиантового 
пояса  Екатерины Великой.  Сейчас она находится в
собрании
Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР Джозефа Дэвиса.
Госпожа Поуст купила ее на аукционе "Сотби" в де­кабре 1966
года.  Возможно,  бриллианты, 
проданные в 1923 году в Бельгии и Голландии,  были из этой партии и попали в Европу через Читу - Харбин -
Владивосток, и такая же участь ожидала остальное. И как знать,  если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме,
заста­вившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Моск­ву, то
не потеряли бы мы все и навсегда?!
     Дальнейшее известно.  В 1925 году возникла  Главная 
контора Госторга СССР  по скупке
и реализации антикварных вещей "антиква­риат". Тогда же вышла брошюра
"Алмазный фонд СССР"  ,  где 
прямо говорилось , что при Советской власти эти сокровища "зажили
новой жизнью так или иначе примут участие в общей  созидательной  рабо­те...
превратясь  в  столь  необходимое  для 
рабоче-крестьянское государства предметы, как машины и т.п.".
Осенью 1926 года упомя­нутая брачная 
корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Перво­го, украшением
коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских  бриллиантов 
и  индийских  изумрудов, 
бриллиантовой ( 2000 штук ! ) 
табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией им­ператорских  пасхальных 
яиц  Фаберже и прочим была
куплена у со­ветского 
правительства  и  доставлена в Америку торговцем Норма­ном
Вайсом.
     Приведенные  документы 
неопровержимо  доказывают,  что рас­продажа национальных сокровищ в СССР
началась не в годы индустри­ализации, а значительно раньше.  Она переживала, как минимум, два пика: в
1920-1923 и в 1928-1934 годах.
     Выставка Алмазного  фонда СССР в Московском Кремле открылась 2
ноября 1967 года - к 50-летию 
Советской  власти.  Ее 
открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны.
     К этому времени работники Гохрана
(государственное хранилище ценностей) при 
участии  научных  сотрудников 
музеев Московского Кремля подготовили каталог,  художественный альбом "Сокровища Ал­мазного
фонда",  стали выходить рекламные
буклеты, альбомы, в ко­торых сообщалось:" В  отличие  от  печальной 
участи  сокровищниц крупнейших
европейских   монархий  - 
французской  и  австро-вен­герской,-расхищенных,
безвозвратно утраченных в вихре войн и 
ре­волюций, судьба  русских
коронных драгоценностей оказалась счаст­ливой и глубоко  справедливой:  Великая  Октябрьская  социалисти­ческая революция возвратила эти
сокровища их подлинному хозяину ­народу... Даже в  самые  трудные  первые 
годы  Советского  госу­дарства, когда  оно 
остро нуждалось в средствах для защиты моло­дой  республики, 
восстановления  народного  хозяйства, 
укрепляя обороноспособность 
страны, сокровища Алмазного фонда 
оставались неприкосновенными. С того 
времени  эти  сокровища были не только сохранены, но и
преумножены."(?!)
     Действительно, поступления были. Большую
часть их составляли особо крупные алмазы, добывавшиеся в Якутии и образцы
современно­го ювелирного искусства.  Но
гораздо больше ценностей, в основном уникальных старинных  произведений  искусства ушло за 
границу  в частные коллекции и
государственные музеи других стран. 
Местона­хождение некоторых 
бесценных  вещей  до 
сих пор неизвестно (два пасхальных императорских яйца фирмы
Фаберже,  бриллиантовый  знак ордена Андрея  Первозванного, 
принадлежавший Александру Второму, икона "Введение Богородицы во
храм" в драгоценном окладе Фаберже, и многие другие).
     Все вожди Советского государства словно
считали своим долгом запустить руку в собрание Алмазного фонда. Как это делали
Ленин и Сталин описано выше.  Никита
Сергеевич едва не подарил  одной  из развивающихся стран  знаменитую шапку Мономаха,  при Брежневе Ал­мазный фонд не досчитался
одного из бриллиантовых орденских  зна­ков.
В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы.  Не желая тратить средства на реставрацию,  небезызвестный Павлов  распоря­дился продать их "на
реставрацию более развитым странам". Он счи­тал, что убил сразу двух
зайцев:  иконы  будут  восстановлены,  а страна получит необходимую валюту.
     Нет ответа на многие интересные  вопросы. 
Например,  откуда
появляются
на  мировых аукционах и в антикварных
магазинах за ру­бежом наши ценности (контрабанда здесь не  при 
чем)?  По  какому праву величайшие  исторические реликвии Гохрана и Алмазного
фонда являются залоговой собственностью 
Министерства  финансов,  а  не
неприкосновенным национальным достоянием? 
Что хранится в госфон­довских кладовых в Москве,  Миасе и других  местах?  И,  наконец, нужно документально  разобраться,  какая часть ценностей пошла на финансирование экономических
программ,  какая ушла на политику, а что
исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти вопросы -
неизвестно...
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА.
     1. Н. 
Я. Баулан и др. "Алмазный фонд СССР./ Путево-
дитель".  -М. 3-е изд.1988г.
     2. А. Мосякин. - "Огонек",6,7,8,1989
г.
     3. "Известия", от 3 марта 1990
г.,С.6
     4. Каталог аукциона "Сотби".
     5. Т. Здорик."Сокровища державы"
- "Огонек", 1990 г,6
     6. В. 
А.  Милашев  "Алмаз.  Легенды  и действитель-
ность".-Л.
1989 г.
     7.
Б. И. Прокопчук."От алмаза до бриллианта".-М.1986г.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты