рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Курсовая: Политико-географическое положение Украины

Курсовая: Политико-географическое положение Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДГМИ

Кафедра экономики и управления

Дисциплина: Размещение производительных сил

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ

Курсовая работа

Выполнил:
студент 1-го курса


Чабан Д. В.


группа ФН-2000-1

Проверил:
ст.пр. к.э.н.


Коваленко Н.В.

Алчевск - 2000

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДГМИ

Кафедра экономики и управления

Чабан Дмитрий Викторович

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ

Курсовая работа

Алчевск - 2000

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………4

1 Глобальное ПГП Украины…………………………………………………….8

Военно- политическое положение Украины………………………………...9

Особенности глобального положения Украины по отношению к США.10

ПГП Украины относительно Японии, Западной Европы и России…….11

Пространственное отношение Украины к больщому массиву стран третьего
мира…………………………………………………………………...11

Глобализация мусульманского фактора в Украине………………………13

2 Региональное ПГП Украины. Общие черты


Евразийской политико- географической
системы………………………...14

Евразийский континент, как центр формирования государственности.14

Характеристика государств Евразии………………………………………..15

Теоретико- графовый анализ сети евразийской геополитической
системы………………………………………………………………………….16

Дезинтеграционные и интеграционные процессы на континенте………19

Национальный вопрос……………………………………………………...…20

Политический статус государств Евразии………………………………….20

3 Положение Украины на Евразийских

геополитических осях…………………………………………………………22

Изменение регионального политико- географического положения
Украины………………………………………………………………………...22

Пространственное отношение Украины к государствам Балтии………26

4 Соседское ПГП Украины……………………………………………………..28

4.1 Соседи Украины первого порядка…………………………………………..28

4.2 Особенности ПГП Украины по отношению к России…………………….29

4.3 ПГП Украины относительно Польши………………………………………30

4.4 ПГП Украины относительно Турции……………………………………….31

4.5 Государства, играющие важную роль в определении

ПГП Украины…………………………………………………………………..32

4.6 Особенности ПГП Украины относительно соседей второго
порядка…..34

Заключение……………………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Географическое положение (ГП) — одна из фундаментальных категорий
географической науки. Оно представляет собой пространственное (в
пределах земной поверхности) отношение определенного объекта (страны,
города, горного массива, природной территориальной системы и т. п.) к
географическим данностям, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на
него существенное влияние.

ГП является сложной категорией. Оно всегда индивидуализирует
географический объект. В ГП отражается такая его черта, как
позиционность. Это придает каждому географическому объекту свойство
уникальности. В мире не существует двух объектов, например, держав,
которые имели бы одинаковое ГП. Таким образом, ГП — это всегда свойство
объекта. Одновременно в нем отражается его отношение к другим объектам и
территориальным системам. Одним словом, ГП зависит как от самого
объекта, положение которого мы определяем, так и от окружения,
взаимодействующего (или могущего взаимодействовать) с ним. Поэтому,
например, ГП высоко- и слаборазвитой страны при других одинаковых
обстоятельствах не является одинаковым: первая находится в более
выгодном положении.

С одной стороны, определенное ГП является результатом предшествующего
развития государства, с другой — оно очень сильно влияет на дальнейшее
развитие всех его сторон — экономическую, социальную, политическую и
демографическую подсистемы. Поэтому в географии положение страны
рассматривается как важный фактор ее перспективного развития и
функционирования. Например, приморское положение Франции, ее выход к
Средиземному морю и Атлантическому океану было благоприятным фактором
развития промышленного производства на дешевом заморском сырье,
стимулировало колониальную политику вне Европы.

Обычно различают несколько видов положения страны: политико -,
экономико-, социально-, природно-, эколого- и математико-географическое.
Все зависит от того, к какой системе принадлежит гео- пространственное
окружение (среда), которым определяется положение государства. Если им
является естественная среда, то это будет природно-географическое
положение (например, Украина расположена в Лесостепной и Степной зонах
Северного полушария). Аналогично определяются другие виды
географического положения.

Политико-географическое положение (ПГП) государства — это его
геопространственное отношение к политическим данностям, которые
находятся вне его и оказывают на него влияние. Это влияние может
приобретать не только непосредственно политический характер. Например,
положение Италии в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику,
которая, в свою очередь, прямо и опосредованно определяет характер
политических процессов в этой стране. Иногда употребляется понятие
геополитическое положение (ГПП). Оно, в свою очередь, отражает влияние
на политические процессы и структуры государства не только внешней
политической среды, но и природных, экологических, экономических,
социальных систем. Так, положение страны в континентальных условиях
часто является фактором ее политического стремления к выходу к морским
коммуникациям и часто стимулирует ее агрессивность.

ПГП страны обладает свойством историчности: оно зависит как от изменения
ее экономического, социального, политического, военного потенциалов, так
и от геополитического окружения. Однако оно имеет и определенный момент
инерционности. Сущность этого свойства заключается в том, что
государству и его геополитическому окружению свойственны черты
стойкости, сохранения многих предыдущих качеств. Таким образом, это
влияет и на геопространственные отношения между ними. Даже когда за
короткое время изменился политической статус Украины (в 1991 г. она
стала независимой) и политический статус ее окружения (крах тоталитарных
режимов в соседних государствах), соседство с Россией, Беларусью не
претерпело изменений. Оно лишь приобрело новые черты — стало истинно
межгосударственным.

С точки зрения топологии ГП может быть центральным и периферийным. Чем
больше соседей имеет государство, тем более центральным является его
положение. Существует множество теоретико-графовых способов определения
меры центральности. Черты центральности и периферийности ГП очень часто
связывают с категориями его выгодности и невыгодности. Как правило,
центральное положение более выгодно, чем периферийное. Однако необходимо
принимать во внимание конкретную ситуацию. Многие страны имеют
периферийное положение, однако они расположены на судоходном побережье.
Таким образом, их положение лучше, чем у соседствующих с ними
континентальных государств, которые находятся рядом с «центральными».
Среди «окраинных» государств очень выгодное положение имеют те, которые
расположены на побережье незамерзающих морей. В этом случае страна может
или полностью омываться морем (например, Великобритания, Цейлон,
Исландия, Кипр), или быть полуостровной (Дания, Италия, Республика
Корея, Турция), или омываться морем в большей или меньшей части (Египет,
Алжир, Румыния, Болгария), или располагаться на двух морях различных
бассейнов (Франция, США, Канада, Мексика). Очевидно, что наилучшее
положение при наличии других одинаковых условий имеют такие государства,
как Франция и США. Украина, хотя и расположена на двух морях — Черном и
Азовском, все же относится к третьей («мономорской») группе государств,
поскольку эти моря образуют единый транспортно-водный бассейн.
Отрицательной чертой такого положения является и то, что выход в
Атлантику может когда-либо заблокировать Турция, которая контролирует
протоки Босфор и Дарданеллы, соединяющие черноморско-азовский и
средиземноморский бассейны.

Наконец, исходя из масштаба, ГП делится на глобальное, региональное и
соседское.

Глобальное положение — это геопространственное отношение государства к
мировой политической системе и ее подсистемам, в частности, к группам
высокоразвитых стран, стран «третьего мира», бывших стран
«коммунистического блока», к мировым геополитическим осям,
геостратегическим интересам и т. п.

Региональное положение представляет собой геопространственное отношение
к системе стран и политически-государственных структур того континента
или части мира, на которых расположено определенное государство. Для
Украины региональное ПГП — это ее принадлежность к европейской или
евразийской геополитическим системам.

Соседское положение предопределяет геопространственные взаимоотношения с
государствами, которые граничат с данной страной. Говорят о соседях
первого и второго порядка. Непосредственные соседи — это соседи первого
порядка, а соседи соседей являются соседями второго порядка. Так,
соседями первого порядка для Венгрии являются Украина, Румыния,
Хорватия, Словения, Австрия и Словакия, а соседями второго порядка —
Россия, Беларусь, Польша, Чехия, Германия, Швейцария, Лихтенштейн,
Италия, Босния, Албания, Македония, Болгария и Молдова, т. е. их почти
вдвое больше. Чем больше соседей имеет страна, тем при других равных
условиях выгоднее ее ПГП. Это предоставляет данной стране множество
«ступеней свободы» в выборе близких внешнеполитических и экономических
партнеров. В военно-политическом аспекте соседи соседей очень часто
становятся стратегическими союзниками данного государства (например, в
случае, если непосредственный сосед проявляет агрессивность).
Классический пример Польша—Франция, между которыми находится Германия. В
двух мировых войнах эта пара выступала в одном антинемецком блоке.



1 ГЛОБАЛЬНОЕ ПГП УКРАИНЫ

Глобальное ПГП Украины характеризуется множеством особенностей. Это
вытекает прежде всего из большого разнообразия и сложности
политико-географической ситуации в современном мире, наличия глобальных
политико- и экономико-географических структур, новых тенденций мирового
развития, глобального распределения политических и экономических
интересов, противоречий и сил.

В мире сегодня насчитывается 190 самостоятельных государств, большинство
из них входит в демократическую межгосударственную структуру —
Организацию Объединенных Наций (существует с 1945 г.). Украина была
одним из основателей этого политико-государственного содружества и
развивается в нем и сейчас (рис. 14).

В мировой политико-географической системе выделяется ряд глобальных
подсистем различных уровней. До недавнего времени советская география
делила всю совокупность государств на три большие группы:
социалистические (коммунистические), высокоразвитые капиталистические и
развивающиеся. Такая идеологизированная классификация упрощала ситуацию,
завуалировала империалистический характер и колониальную структуру
большевистской империи — СССР. Поэтому в наше время необходимо искать
новые подходы и аспекты.

Украина расположена в северном полушарии, в его умеренной зоне, где
развивалась современная человеческая цивилизация. Именно здесь возникли
все формы геополитических формирований и структур: империи с
метрополиями, колониями и другими формами политической зависимости,
самостоятельные государства монархического, теократического,
республиканского, федеративного или унитарного статусов. Украина как
составной элемент мирового универсума прошла на различных этапах своего
исторического развития почти все формы политического существования. Она
была и монархией (Киевская Русь), и колонией Российской, Польской и
Османской империй, имела федеративное устройство в IX—XII вв., была
(Казацкое государство — Запорожье) и теперь является республикой.

Другой чертой глобального ПГП Украины является то, что большое влияние
на него оказывает ее положение в глобальном поясе наивысшего
политического и социально-экономического развития. Этот пояс
определяется широтной полосой, опоясывающей все Северное полушарие.
Украина находится в центральной части этой полосы. Одновременно она
расположена в восточном секторе Северного полушария на Евразийском
континенте, где находится наибольшее количество государств названной
глобальной широтной полосы (в западном секторе — лишь США и Канада). В
мировом масштабе на высокоразвитые страны Северного полушария (умеренная
и частично субтропическая природные зоны — колыбели современной
цивилизации) приходится населения 750 млн чел. (~ 15 %), производства
валового национального продукта — 16,3 трлн дол. (78,8 %). Широтная
полоса наиболее интенсивной политической и социально-экономической жизни
Северного полушария представлена четырьмя центрами мировой силы. Ими
являются США, Западная Европа, Россия и Япония. Они, по существу,
образуют два географические массивы — американский и евразийский.
Украина находится в центре второго. Однако одновременно американский и
западноевропейский центры объединены военно-политической структурой —
Североатлантическим пактом.

1.1 Это обстоятельство до последнего времени существенно влияло на
военно-политическое положение Украины, поскольку она была южным
форпостом стран Варшавского Договора, не имея, однако, непосредственного
соприкосновения со странами НАТО. Последнее, правда, не очень
существенно улучшало ее положение. Именно этим положением объясняется
размещение на территории Украины многих военно-стратегических баз
ядерного оружия (военно-воздушных и ракетных), средств перехвата
космических аппаратов, радиолокационных станций (РЛС), станций глушения
западного радиовещания. С Украины вглубь большевистской империи (в
Сибирь, на Север, в Казахстан) было «отселено» наибольшее количество (в
абсолютном и относительном выражении) «врагов народа», «буржуазных
националистов», «шпионов и саботажников», «инакомысля-щих» с тем, чтоб
«очистить» этот форпост от коренного населения, а остав-шихся
деморализировать и загнать в колхозные резервации.

1.2 Глобальное положение Украины по отношению к США — главному ядру
мировой силы и демократии,— самой большой и могущественной стране
земного шара, имеет ряд особенностей.

Во-первых, США (как и Япония) является наиболее отдаленным от нашей
страны высокоразвитым государством (расстояние от Киева до Вашингтона и
Токио составляет ~ 8 тыс. км). Это порождает значительные
коммуникационные трудности. Сообщение с этими странами возможно лишь с
использованием морского (через Атлантический океан со США, а также
Индийский и Тихий океаны с Японией) или воздушного транспорта. В Японию,
правда, можно попасть и с помощью сухопутного транспорта через
территорию России (далее частично морем).

Во-вторых, вследствие интенсивной экспансии американского и японского
капитала едва ли не во все страны мира, создания транснациональных
компаний при ведущей роли капиталов этих стран расстояния реально
сокращаются. Восточно- и южноевропейские государства становятся
стартовой площадкой для распространения достижений НТР и связанных с ней
технологических и организационных нововведений на Восток, в т. ч. и в
Украину. Необходимо также учитывать, что американские военные базы в
Италии, Турции и Греции находились (и до сих пор не демонтированы) в
непосредственной близости от Украины.

В-третьих, положение Украины относительно США необходимо рассматривать
не только через геопространственное отношение, но и сквозь призму
интересов украинской диаспоры, которая является частью глобального
украинства. Именно в США и в Канаде проживает наибольшее количество
украинцев в Западном полушарии (1 млн в США, 600 тыс. в Канаде). Они,
как этнические украинцы, являются гражданами этих стран, однако имеют
преимущественно личные, социальные, экономические и информационные связи
со своей исторической родиной. Их голоса существенным образом влияют на
результаты выборов Президента США. Этнические украинцы обладают
значительным капиталом, занимают высокие государственные и общественные
должности. Например, генерал-губернатором Канады является этнический
украинец Роман Гнатишин, а послом США в Украине до недавнего времени был
Роман Попадюк. Все это в значительной степени сближает США и Канаду с
Украиной. Подобный фактор следует учитывать при определении ПГП Украины
относительно высокоразвитой, но очень отдаленной страны Южного
полушария—Австралии (около 14 тыс. км).

1.3 Что же касается ПГП Украины относительно Японии, то оно
«размывается» не только большим расстоянием между этими странами, но и
существованием «барьера» в виде большого массива стран Азии. Однако тот
факт, что Японию можно лишь условно причислить к нашим соседям второго
порядка (она является соседом нашего соседа России, на Дальнем Востоке
которой, в «Зеленом Клине», проживают украинцы, придает ПГП Украины
некоторые положительные черты.

Политико-географическое положение Украины относительно двух других
центров мировой силы— Западной Европы и России хотя и является
глобальным, однако имеет четко выраженный региональный в первом и
соседский характер во втором случае.

1.4 Наконец, в глобальном ПГП Украины следует принимать во внимание ее
пространственное отношение к большому массиву стран т. н. третьего мира.
В общем это страны субтропических и экваториальных зон. До недавнего
времени большинство из них называли «развивающимися странами», хотя
более точным можно считать их китайское название «мировое село». Это
чрезвычайно разнообразная и большая группа стран. Сюда входят такие
оригинальные сочетания государств, как «новые индустриальные страны»
(НИС) — Сингапур, Республика Корея, островной Китай (Тайвань) и даже
Таиланд, а также страны-экспортеры нефти (ОПЭК) — Алжир, Кувейт,
Саудовская Аравия, Венесуэла и др.; блоки и содружества стран:
Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских
государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Страны «третьего мира» представляют собой огромнейшую глобальную зону
политической нестабильности. В значительной степени это связано с
недавним колониальным прошлым, начальными этапами становления их
государственной независимости, в частности, в Африке и Азии границы
современных государств унаследованы от бывших колоний, что часто не
соответствует этническому составу населения и является причиной
напряженности, конфликтов и войн и вносит значительную долю
непредвиденности в геополитические процессы стран «третьего мира».

В то же время эти страны находятся в большой экономической и
политической зависимости от высокоразвитых стран Америки, Европы и Азии
(Япония). Образовалась огромнейшая ось геополитической напряженности —
Север—Юг. В более конкретном выражении — это несколько осей: Северная—
Южная Америка, Европа—Африка и Передняя Азия, Япония—Юго-Восточная и
Южная Азия. Украина расположена на северном фланге второй из них.
Поэтому наиболее вероятной сферой ее геополитических интересов в
«третьем мире» должны стать страны Передней Азии и Африки, которые
пространственно находятся к ней ближе всех. При этом необходимо учесть,
что эти группы стран являются также зоной американских и
западноевропейских военно-стратегических и экономических интересов.

Большинство стран «третьего мира» имеют специфическую демографическую
обстановку — быстрый прирост населения, опережающий темпы экономического
развития. В свою очередь, это ведет к возрастанию социальной, а
следовательно, и политической напряженности как внутри отдельных стран
«третьего мира», так и между ними и высоко и среднеразвитыми странами, к
которым относится Украина. Поэтому без учета этой ситуации нельзя
определить и глобальное геополитическое положение Украины относительно
стран этой группы.

1.5 Следует иметь в виду также глобализацию мусульманского фактора. Это
касается политических аспектов мусульманского фундаментализма,
укрепления военно-политического могущества стран, где данный фактор
играет ведущую роль (Иран, Ирак, Пакистан) и т. п. В Украине глобально
мусульманство имеет потенциальные условия распространения через Крым
(татарское население конфессионально является мусульманским). В будущем
глобализации мусульманства будет содействовать сосредоточение во многих
странах Ближнего и Среднего Востока нефтедолларов и их экспансия в
Европу, в т. ч. и в Украину, что наряду с положительными может иметь и
отрицательные последствия.

рис.1 Положение Украины в мире 2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ПГП УКРАИНЫ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Наиболее общей чертой регионального ПГП Украины является ее пребывание в
системе стран евразийского континента и европейского субконтинента,
прежде всего их субрегиональных объединений, интеграционных политических
и экономических формирований.

2.1 Евразия — самый большой континент земного шара (площадь 55,9 млн
км2, население 3,9 млрд чел.— на 01.01. 1990 г.). Здесь расположено
более половины (около 90) стран мира. Территория Евразии наиболее густо,
по сравнению с другими континентами, испещрена государственными
границами. Почти половина государств (44) расположены в сравнительно
небольшой по площади Европе. Украина — прежде всего европейское
государство (рис. 15).

Евразийский континент был первой на Земле лабораторией формирования
государственности. Здесь развивались все

Рис. 2. Положение Украины в Европе

формы государств, которые когда-либо существовали или существуют теперь.
Первые государства появились на Ближнем Востоке 7—5 тыс. лет тому назад.
Это были древний Египет (5 тыс. лет до Хр.), Ассирия и Вавилония (2 тыс.
лет до Хр.), государство Ариев в Пенджабе (3 тыс. лет до Хр.).

Украина находится сравнительно близко от этого глобального и
регионального ядра исторической государственно-политической организа-ции
человечества.

Не случайно первые государственные образования на территории Украины
возникли в южной ее части — на черноморском побережье. Это были
города-колонии (полисы) древней Греции (VII в. до н. э.) — Ольвия, Тира,
Херсонес, Пантикапей, а позднее (IV—II ст. до Хр.) — Боспорское царство.

2.2 Система государств Евразии характеризуется невероятно большой
контрастностью. По количеству населения, площади и экономическому
потенциалу здесь наряду с очень большими (Китай, Индия, Россия) и очень
маленькими (Ватикан, Монако, Андорра) выделяются большие (Япония,
Германия, Франция, Великобритания), средние (Польша, Испания, Румыния),
малые (Греция, Венгрия, Чехия, Нидерланды) и мелкие (Люксембург, Кувейт,
Эстония) государства. Правда, некоторые страны, занимающие значительную
площадь, например, Швеция, Казахстан, Туркмения (это преимущественно
северные и пустынные государства), сравнительно небольшие по населению.
В целом наблюдается такая геопространственная тенденция: с запада на
восток возрастает как средняя величина стран, так и их контрастность.
Самые крупные государства расположены на востоке и юге Азии—Китай,
Индия, Россия.

Украина принадлежит к большим государствам Евразии. Она непосредственно
граничит со страной-гигантом Россией. Ее соседом второго порядка
является Китай, третьего — Индия.

По географическому положению все страны Евразии делятся на две группы:
морские и континентальные. Количественно превалирует первая группа. В
историческом развитии каждая страна стремилась получить доступ к морю.
Это прежде всего экономическая необходимость, позволяющая государству
непосредственно и беспрепятственно контактировать с другими морскими и
частично континентальными странами. В свою очередь, морские государства
делятся на приморские (Германия, Франция), полуостровные (Дания,
Республика Корея, Саудовская Аравия), островные (Великобритания,
Исландия, Мальта, Кипр). При других равных условиях самое выгодное
положение имеют приморские государства. Украина принадлежит именно к
такой группе.

Континентальных государств в Евразии немного. В Европе это Швейцария,
Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Люксембург и ряд карликовых стран; в
Азии — Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Монголия, Непал,
Лаос, Бутан, Армения и др. В свою очередь, некоторые континентальные
государства, например, Австрия или Швейцария, находящиеся в узлах
международных коммуникаций, имеют выгодное геоположение по сравнению с
другими континентальными государствами.

2.3 Теоретико-графовый анализ сети евразийской геополитической системы
(рис. 16) подтверждает:

1) точками соединения первого порядка являются Россия, Турция и Греция
(если их убрать, то граф распадется на два подграфа — «европейский» и
«азиатский»). Это значит, что по линии Россия—Черное море—Восток
Средиземного моря (Турция—Греция) или Россия—Ближний Восток лежит
главная геополитическая ось Евразии. До сих пор положение на этой оси не
было удачным для Украины, о касается также Молдовы, Румынии, Болгарии,
Грузии): недаром узлами наркомафии стали Россия и Турция. На востоке
Евразии «точкой соединения» является Малайзия, на юге—Саудовская Аравия,
на западе — Франция;

2) другой большой геополитической осью является линия «Индия—Китай».
Если убрать на схеме точки «Китай» и «Индия», то «восточный» граф
распадается на два подграфа. Украина находится далеко от этой
геополитической оси;

3) наибольшей центральностью на графе характеризуются те вершины
(«страны»), из которых выходит больше всего ребер (линий соединения
вершин\). Это, в частности, Китай (14 соседей) и Россия (12), далее
следуют Франция (9), Германия, Австрия, Саудовская Аравия и Индия (8),
Украина (7). Согласно индексу Бавелаша, центральной является вершина «9»
(суммарное количество ребер от нее ко всем другим является минимальным).
Вершина «Украина» находится вблизи от центра графа;

4) связность графа, определяющаяся по формуле (Е – V +G)/(2V—5), равна
0,4 (здесь Е — количество ребер; V — количество вершин; G — количество
компонент связности (здесь 4); 2V—5 — максимально возможное количество
треугольных ячеек; Е –V + G — фактическое количество ячеек). Таким
образом, фактически евразийская система является малосвязной (в данном
контексте);

5) длина диаметра графа, т. е. самое короткое расстояние — количество
ребер между наиболее отдаленными вершинами,— равна 11. Диаметр
«пересекает» следующие страны:

Португалия (другой вариант—Ирландия) – Франция - Германия –Польша -
Украина - Россия - Китай - Бирма - Таиланд - Малайзия- Сингапур. Таким
образом, Украина лежит на евразийском «диаметре».

Евразийская система стран характеризуется большой динамикой. В
частности, здесь в последнее десятилетие наблюдаются следующие процессы:

а) дезинтеграция некоторых федеративных и псевдофедеративных государств
и образование новых самостоятельных государств. В частности, вследствие
распада советской империи возникли 15, на базе распада Югославии — 5,
раздела Чехословакии 2 государства.

б) в то же время некоторые ранее (после Второй мировой войны)
разделенные страны объединились (ФРГ и ГДР, Северный и Южный

Вьетнам).

Евразийская система стран характеризуется большой динамикой. В
частности, здесь в последнее десятилетие наблюдаются следующие процессы:

а) дезинтеграция некоторых федеративных и псевдофедеративных государств
и образование новых самостоятельных государств. В частности, вследствие
распада советской империи возникли 15, на базе распада Югославии — 5,
раздела Чехословакии 2 государства.

2.4 Дезинтеграционные и интеграционные процессы будут происходить и в
будущем. В частности, не исключено, что на территории России еще
появится несколько самостоятельных государств (особенно на Поволжье,
Северном Кавказе, в Сибири), очевидно, дезинтегрируются Китай, Индия,
Ирак. Рано или поздно на границе Ирака, Ирана и Турции образуется
независимое государство Курдистан, а в северной части Индии — Халистан.

В Азии продолжается национально-освободительная борьба, что, в конце
концов, может привести к изменению государственных границ и образованию
новых государств. Самыми крупными очагами этой борьбы являются Ближний и
Средний Восток, Кавказ, Южная Азия. Главные межгосударственные и
внутригосударственные конфликты вспыхивают именно здесь. Например,
длительный конфликт между Израилем и арабскими государствами, связанный
с проблемой Палестины, напряжение в Ливане, с возможным его разделом на
арабскую и христианскую части; борьба Армении с Азербайджаном за
Нагорный Карабах; сепаратистское движение в Северной Индии за отделение
Кашмира; борьба курдов на пограничье Ирака, Турции и Ирана за
образование Курдистана; вооруженные столкновения между Ираком и Ираном,
Ираком и Кувейтом, Индией и Китаем и т. п. Некоторые государства имеют
территориальные претензии к соседям, например, Япония, Китай, Эстония к
России.

В Евразии сохранились и рудименты колониализма. Это преимущественно
небольшие зависимые территории на окраинах континента: Гибралтар и
Гонконг (принадлежат Великобритании), Моссау (во владении Португалии).
По существу, все автономные республики Северного Кавказа являются
колониальными рудиментами России.

Исходя из роли этносов в формировании государственности, все государства
Евразии делятся на моно- и полинациональные. Россия, Индия, Китай,
Индонезия, Швейцария — типично многонациональные государства, поскольку
нации, проживающие в них, не имеют вне их исторической родины
(исключением является Швейцария). Что же касается таких стран, как
Германия, Венгрия, Чехия или Узбекистан, то они являются
мононациональными странами. Совершенно очевидно, что население этих
стран полиэтнично. Украина, как государство принадлежит к
полиэтничес-ким, но мононациональным государствам.

2.5 Фактически существует очень мало государств, границы которых
совпадали бы с этническими пределами народа — создателя государства. В
частности, этнические территории государства Беларусь находятся в Литве
и России, этнические украинские рубежи заходят на территорию Польши,
Словакии, Беларуси, России и Молдовы, тогда как на территорию Украины
заходят границы румынского, молдавского и венгерского этносов.

Характерной политико-географической чертой Евразии является наличие
здесь оригинальной нации — арабской, которая образует ряд
самостоятельных государств, которые нередко конфликтуют между собой.
Наряду с этим именно в Евразии, точнее на Ближнем Востоке, существует
уникальное мононациональное государство Израиль, формирующий этнос
которого — евреи в основной массе проживают в диаспоре. В Нью-Йорке их
больше, чем в Израиле. Именно между арабскими странами и Израилем
началась после Второй мировой войны жестокая борьба. Это борьба
определенным образом влияет на политическую, жизнь Украины (поскольку
большое количество граждан Израиля — выходцы из нашей страны), здесь в
оккупированном Иерусалиме находится духовно-религиозный центр
украинцев-христиан, воспитанных на общем с евреями памятнике древней
культуры — Библии (Старый Завет).

2.6 Наконец, на Евразийском материке существуют государства различного
политического статуса. Наиболее распространенным является
республиканский тип государств с унитарным административным строем (сюда
относится и Украина). Существуют также монархии (Великобритания, Швеция,
Нидерланды, Бельгия, Испания, Саудовская Аравия, Иордания, Таиланд,
Объединенные Арабские Эмираты). Уникальной теократической монархией
является Ватикан. В арабских и некоторых других странах возрастает роль
мусульманского фундаментализма (Иран, Тунис).

Незначительная часть государств имеет федеративное устройство
(Швейцария, Германия, Россия). Некоторые страны входят в
межгосударственные политические объединения: Бельгия, Нидерланды и
Люксембург — в Бенилюкс (объединение оказалось непрочным); Россия и
большинство государств бывшего СССР (в т. ч. и Украина) — в Содружество
Независимых Государств (СНГ). Ряд стран образуют военно-политические
блоки, например НАТО. Созданы региональные экономические объединения
стран: ЕС, Вышеградский треугольник (теперь четырехугольник — Венгрия,
Чехия, Словакия, Польша), Организация безопасности и сотрудничества в
Европе (ОБСЕ) и др. В деятельности многих этих структур принимает
участие Украина как европейское государство.

3 ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ

НА ЕВРАЗИЙСКИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОСЯХ

3.1 Изменение регионального политико-географического положения Украины в
значительной мере определяется направленностью международных евразийских
геополитических осей, которые пересекали ее территорию в различные
эпохи. Анализ историко-географических данных показывает, что можно
выделить две главные геополитические оси: северо-южную (меридиональную)
и западно-восточную (широтную). Часто они образовывали своеобразный
крест, центром которого была Украина. Этот крест имеет свои «полюсы» и
«центр». Полюсы созданы государствами-носителями начал (истоков)
геополитических осей, а центр — самой Украиной или теми ее частями,
которые в определенный период развития исполняли общеукраинские функции
(как Запорожье в XVI—XVII ст.), между отдельными «полюсами» и «центром»
формировались геополитические полуоси («лучи»).

Исторически первой была меридиональная полуось от древней Греции на
северочерноморское побережье и вглубь Украины (VII—VI ст. до Хр.).
Украинская территория была в то время северной окраиной
средиземноморской цивилизации. Именно на этой окраине возникли первые
формы украинской (по местоположению) государственности — причерноморские
полисы с их агропроизводственным (зерново-товарным) средне-украинским
Хинтерляндом. Таким образом, Причерноморье было тогда геополитическим
центром Украины (хотя предки украинцев жили несколько севернее, в
лесостепной и лесной полесской зонах). Вне пределов восточного
Средиземноморья Украина стала в то время первым в Европе местом
апробации государственно-политической культуры древней Греции. Это
является научным фактом и веским аргументом при обоснований
принадлежности Северного Причерноморья к нашему государству, как и то,
что цивилизация шла в Украину с юга, что тоже имело важные
геополитические и геокультурные последствия.

Они всегда были носителями военно-, государственно- и
национально-Политической силы в евразийском масштабе.

На смену меридиональной (старогреческой) полуоси и как ее дополнение в V
ст. до Хр. появилась новая, восточная полуось. Назовем ее скифской, или
степной. Она проходила от степей и полупустынь Азии и шла на юге Украины
к Дунаю. Это было началом большой восточно-западной евразийской оси,
которая во все последующие периоды несла на себе идеи и реалии восточных
деспотий. Скифы-кочевники поработили коренное староукраинское
земледельческое население и, по существу, отрезали его от источников
культуры Средиземноморья. В III ст. до Хр. эта геополитическая полуось
постепенно исчезает.

В последующие столетия с возникновением на юге Европы Римской империи (I
ст. до Хр.) наблюдается частичное обновление южного луча меридиональной
оси. На политические и геокультурные процессы Украины эта полуось
существенного влияния не имела. После распада Римской империи (IV ст. по
Хр.) вновь частично возрождается широтная азиатская полуось. Это
проявилось в большом переселении восточных народов (гунны, хазары,
половцы), которые прошли по югу Украины и частично осели гам. Оценка их
влияния на процессы последующего формирования государственности в
Украине неоднозначна.

Первой большой геополитической осью, которая пересекла территорию
Украины в меридиональном направлении, оказалась линия «варяги—греки» (с
IX ст.). Она проходила от Скандинавии через Прибалтику, Поднепровье к
Черному морю. Северная часть оси несла идеи и реалии государственности,
воинственности и завоевательства (они и проявились в походах князя
Святослава). Южная полуось шла из Византии (Царьгород) на Балканы и
Черное море и далее на Киев. В ней были заложены идеи и реалии
духовности, веры. Конкретным проявлением этого стало принятие
христианства от Византии, что послужило основой распространения на Руси
письменности, культового каменного зодчества с его византийской (в то
время передовой) архитектурой и живописью (фрески, мозаика и т. п.).
Слившись с культурой местного населения, эти идеи в конечном счете дали
оригинальный геокультурный сплав. Украина была в то время чрезвычайно
активной составной частью и центральным звеном этой оси. Геополитическим
ядром самой Украины выступало Киевское Поднепровье.

В XIII ст. под давлением степного Востока вновь возрождается восточная
полуось. Походы Чингиз-хана, Батыя, а потом Тамерлана вконец разрушили
Древнекиевское государство. Исчезает вся меридиональная геополитическая
ось. Северная ее полуось постепенно поворачивает против часовой стрелки
на запад. Сначала она становится «литовско-украинской», когда в XIV ст.
чуть ли не вся Украина вошла в состав Великого Княжества Литовского, а
со второй половины ХУ1ст. (1569 г.) - «польско-украинской», т. е. уже
западной полуосью. Во второй половине XIII ст.— первой половине XIV ст.
геополитический центр Украины переместился из Приднепровья в Галичину и
западную Волынь.

После упадка Золотой Орды и ее наследников—Казанского и Астраханского
ханств (конец XV—XVI ст.) функции двух полюсов геополитических полуосей
— северной и восточной — сосредоточивает Московское царство. Формируется
своеобразный геополитический треугольник, в центре которого оказалась
Украина. Стороны этого треугольника: Польша—Московское государство.
Московское государство (с XVIII ст. империя)— Османская империя,
Османская империя—Польша (с 1569 г. — Речь Посполитая). Первая из них
вначале тяготела к линии Польша—Литва (Белоруссия)—Москва, вторая—к
линии Москва—Слобожанщина—Приазовье—Турция и третья шла из Польши на
Волынь—Галичину—Подолье—Запорожье— Крым—Турцию. Геополитическим центром
Украины до второй половины XVIII ст. были Запорожская Сечь и Гетманщина.

После триразового раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), когда
украинские земли были оккупированы Австрийской (с 1867 г.—
Австро-Венгерской) и Российской империями, а Османская империя была
отодвинута Россией из причерноморско-азовского побережья, четко
сформировалась мощная широтная геополитическая ось — «германо-русская».
На ее восточном луче были окончательно уничтожены все признаки
украинской государственности (разрушение в 1775 г. Запорожской Сечи).
Второй раз в истории Украины ее геополитический центр смещается в
Галичину (особенно после революции 1848—1849 гг.), где существовали
некоторые черты парламентаризма и федерализма.

В XX ст. Украина находилась на больших евразийских геополитических осях
Запад—Восток (Западная Европа— Россия) и Север—Юг
(Россия—Средиземноморье или Ближний Восток). В 1917—1920 гг. она
становится активным ядром (центром) формирования государственности на
этих осях. Усилиями восточного (Москва) и западного (Варшава, страны
Антанты) полюсов широтной оси эта государственность была ликвидирована,
а в последующие годы было сделано все, чтоб ослабить стремление к ее
возрождению (большевистские голодоморы 30-х годов и массовое выселение
населения западных областей в послевоенный период, польские пацификации
в межвоенный период и т. п.). Когда же в 30-е годы западный полюс этой
геооси сместился в нацистскую Германию, Украина окончательно оказалась
между двумя жестокими империалистическими режимами —
национал-социалистическим (Третий рейх) и коммуно-большевистским
(коммунистическая Россия).

Однако и сейчас уже самостоятельная Украина находится на большой
широтной евразийской геополитической оси, полюсами которой являются
Западная Европа и Россия. Постепенно возрождается традиционная
меридиональная Балтийско-Понтийская ось. Геополитическим ядром на
пересечении этих региональных осей и деятельным их членом становится
Украина.

3.2 Еще одной компонентой регионального ПГП Украины является ее
пространственное отношение к государствам Балтии, т. е. к странам
Скандинавии (Швеции, Финляндии, и Норвегии) и балтийским республикам
бывшего СССР (Литве, Латвии, Эстонии). Это положение имеет свои
исторические особенности.

В давние времена всю северную часть современной Украины заселяли
балтские племена, о чем свидетельствует множество топонимов, особенно
гидронимов. Как уже подчеркивалось, первая большая геополитическая ось
протянулась «из варяг в греки», т. е. пересекла украинские земли,
начиная от Скандинавии и далее на юг. Торговля, судоходство,
военно-политическая организация и даже многие собственные названия,
особенно имена (Олег, Игорь, Кондратий и др.),— все это в значительной
мере принесено скандинавами. Существует мнение, что герб Украины —
Тризуб имеет балтийское происхождение.

Украина имела выход на Балтику и позднее, когда она входила в состав
Литвы, Польши (XIV—XVIII ст.) или России (с конца XVIII ст.).

Предпринимались попытки военно-политической ориентации на Скандинавию
(гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа и союз последнего со шведским
королем Карлом XII). Возможно, это является внешним признаком, однако
цвета государственных флагов Украины и Швеции одинаковы — синие и
желтые.

Связь с Балтией в прошлые века поддерживалась с помощью речных водных
систем: Западный Буг—Висла; Днепр— Припять—Днепровско-Бугский
канал—Висла; Днепр—Припять—Неман; Днепр—Березина—Березинский
канал—Даугава. Во второй половине XIX ст. построены железные дороги
Ромны—Лиепая, Ривне—Барановичи—Вильнюс—Рига. Таким образом, балтийский
регион не только лег на украинскую землю геокультурным пластом, но и
существенно приблизился к Украине вследствие развития экономических
связей, в т. ч. и во время вхождения Украины и республик Балтии в
советскую империю. С падением последней возрастает роль Швеции и
Финляндии в этих связях.

Все это свидетельствует о том, что наличие общих политических,
экономических и культурных интересов между Балтийскими государствами и
Украиной является важной предпосылкой формирования Балтийско-
Черноморского содружества независимых государств.

4 СОСЕДСКОЕ ПГП УКРАИНЫ

Соседское ПГП Украины — это ее геопространственное отношение к соседям
первого и второго порядков. Соседями могут быть отдельные государства,
их группы, системы и блоки и т. п.

Известно, что длина государственной сухопутной границы Украины
составляет примерно 6516 км. Морская граница достигает 1053 км — длина
линии вдоль территориальных вод Украины (ширина которых 12 морских миль—
22,2 км). Таким образом, общая длина границ 7569 км.

4.1 Украина имеет семь сухопутных соседей первого порядка, это — Россия,
Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Молдова (среди них первые
четыре — славянские государства), и трех морских соседей: Болгария,
Турция, Грузия. В то же время Румыния и Россия частично являются
морскими соседями, поскольку имеют с Украиной и сухопутную границу.
Сухопутные соседи образуют восточный, северный, западный, юго-западный
секторы, а морские — южный сектор. До недавнего времени большинство из
них (кроме Турции) принадлежали к т. н. мировой социалистической
системе, образуя во главе с СССР «ядро» этой системы и основу военного
Варшавского договора. Украина была важным опорным каркасом этого блока
на Юге и почти прилегала к восточному флангу Североатлантического блока.

Большое количество соседей первого порядка — это положительная сторона
ПГП Украины. Она обладает множеством вариантов внешнеполитических
отношений, а также возможностью выхода во внешний мир, несмотря на
непредвиденные осложнения взаимоотношений с одним или даже несколькими
из них.

В современном и прошлом соседском ПГП Украины основная роль принадлежит
трем большим государствам — России, Польше и Турции. Когда-то это были
могущественные империи, боровшиеся между собой за право владеть Украиной
и владычествовать на Черном море. Эта борьба всегда имела захватнический
характер, что побуждало к войнам, постоянно обескровливающим как их, так
и Украину.

4.2 В настоящее время наиболее существенным в ПГП Украины является ее
соседство с Россией. Это связано со следующими факторами:

1) граница Украины с этим государством самая длинная — 2484 км (38,1 %
сухопутной границы Украины). Россия— наиболее могущественный в
экономическом и военно-политическом отношениях сосед Украины. Она влияет
также на региональное и глобальное положение Украины;

2) одна из традиционных геополитических ориентации России — южная —
протянулась из Москвы по территории Украины на Ближний Восток, в
частности в направлении к т. н. второму Риму — Константинополю. Отсюда
постоянная борьба России за выход к Черному морю;

3) стремление России укрепиться на Черном море путем присоединения Крыма
— составной части государственной территории Украины;

4) наличие в Украине большого количества русского населения (по
результатам переписи 1989 г., около 12 млн чел., что является, очевидно,
завышенной цифрой), особенно в южных и восточных городах, а также
проживание в России около 10 млн украинцев;

5) близость главного политического центра России — ее столицы Москвы,
как к Украине вообще, так и к ее столице Киеву (примерно 600 км). Из
столиц «ближнего зарубежья» только Минск находится ближе к Москве, чем
Киев, и Кишинев — ближе к Киеву, чем расстояние от него до Москвы;

6) этнические земли России — междуречье Волги и Оки — в начале
формирования украинской государственности входили в состав Киевской
Руси, были ее северо-восточной («национальной») окраиной. Позднее
Украина сама превратилась в окраину Российской империи, что стало
существенным фактором ее упадка. С целью укрепления этого господства
официальные круги выработали пропагандистские стереотипы «старшего» и
«младшего» брата, «единого пространства», «единого народа», слияния
языков, культур и т. п. Все это не могло не повлиять на менталитет
русского народа и привитие ему имперских черт, пренебрежительного
взгляда на другие народы; в украинском народе, наоборот — утверждались
черты «малорасейства» и «неполноценности»;

7) в непосредственной близости к Украине находится мощный экономический
и военно-политической потенциал России — промышленный Центр, Поволжье,
Урал, хорошо сформированная система сухопутных (железные дороги), водных
(Волго-Донской канал, северо-восточная часть Черного моря) и воздушных
путей с соответствующей инфраструктурой, которые могут быть использованы
как на пользу Украине, так и против нее;

8) часть этнических территорий Украины (Кубань, Слобожанщина) находятся
в пределах Российского государства. Это требует укрепления дружеских
взаимоотношений между Украиной и Россией, однако может оказаться
причиной обострения отношений между ними.

Особенности ПГП Украины по отношению к России могут иметь и
положительное, и отрицательное значение для нашего государства. Это
объективная реальность длительного действия (соседей не меняют), что
необходимо учитывать как в тактическом, так и в стратегическом аспектах.

4.3 Соседство с Польшей определяет одно из приоритетных направлений
внешних отношений Украины. Ему присущи следующие черты:

1) несмотря на сравнительно незначительную протяженность современной
границы Украины с Польшей (всего 542 км), между ними существуют старые
сложные политические и межэтнические взаимоотношения. Украина, особенно
ее западная часть, длительное время с перерывами входила в состав
Польского государства. Это не могло не повлиять на экономику Украины и
особенно на духовный мир и этнопсихологию украинцев;

2) современная Польша среди соседей Украины занимает второе место после
России по территории (312,7 тыс. км2), а также по демографическому (38
млн чел. населения) и экономическому потенциалам;

3) в Украине, особенно в подольских (Винницкая, Хмельницкая) и полесских
(Житомирская) областях, проживает значительное количество этнических
поляков (по данным переписи 1989 г. — 219 тыс. чел.), а в Польше —
соответственно большое количество украинцев (более 500 тыс. чел.),
преимущественно насильно выселенных из этнических украинских земель —
Лемковщины, Надсянья, Холмщины и Подляшья. И одни, и другие проявляют
закономерный интерес к своей исторической родине, а переселенные с
Украины поляки и выселенные с восточной Польши украинцы заинтересованы в
налаживании контактов с отчей землей;

4) из всех соседей Польша в наибольшей мере представляет для Украины
«запад»: значительная часть инноваций в сфере современной культуры,
политики и экономики идет из Европы в Украину через Польшу, частично
трансформируясь в ней. Польша является главными воротами Украины в
Европу. В то же время пути вхождения Польши в «европейский дом», в
европейские структуры стали своего рода моделью вступления туда Украины,
правда, с десятилетним временным лагом;

5) вплоть до пятидесятых годов официальные власти Польши проводили
относительно Украины экспансивную политику. Государственные доктрины
бывшей Польши — это вариант тевтонской идеологии «дранг нах остен», а
геополитическая ось «од можа до можа», возведенная в ранг
государственной политики, вела за собой порабощение Украины и
уничтожение ее государственности. Освободительные войны украинский народ
(Хмельницкий, УГА, УПА) вел не с поляками, а за независимое Украинское
государство.

4.4 Специфическим является ПГП Украины относительно Турции,
расположенной на малоазиатском субматерике и отделенной от нашей страны
Черным морем. Длительное время это море многократно становилось поводом
к кровавым конфликтам между многими странами, особенно Россией, Польшей
(Литвой) и Турцией. Через Черное море Украина имеет единственный водный
выход в средиземноморский бассейн. Поэтому «турецкий фактор» ПГП для
Украины очень существен.

Следует отметить, что Турция — единственный сосед Украины, развивающийся
на протяжении последних пятидесяти лет «капиталистическим» путем и
достигший значительных успехов. Необходимо учитывать и тот факт, что в
Турции размещены военные базы НАТО. В последние годы Украина вместе с
Турцией и некоторыми другими прибрежными государствами образовали
Черноморскую экономическую ассоциацию стран, что существенно улучшило
экономико- и политико-географическое положение нашей страны.

4.5 Среди больших соседей первого порядка есть Беларусь и Румыния.
Беларусь — единственный сосед, с которым Украина никогда не находилась в
состоянии войны. В Беларуси, особенно на Берестейщине, проживает много
украинцев, а в Украине (Донбасс) — белоруссов. Протяженность
украинско-белорусской границы составляет 952 км. Украина имеет общую с
Беларусью систему водных (речных — Днепр, Припять) и железнодорожных
путей. Что же касается Румынии, протяженность границы с которой
составляет 608 км, то ее геополитическое положение соразмерное с
положением Польши. В значительной мере оно определяется общим выходом
Украины и Румынии на Черное море и общностью границы по низовью
Дунайской транспортной магистрали, которая выводит большую часть
территории Румынии этим путем и Днепром вглубь Украины, и наоборот,—
большую часть Украины вглубь Румынии. Это очень сближает два
государства. В то же время в случае неблагоприятных взаимоотношений и
возможного блокирования устья Дуная Румыния несет большие убытки, чем
Украина. Другим географическим фактором, который определяет их взаимное
ПГП, является то, что на отрезке Карпатского пограничья часть этнических
украинских земель (Мармарощина) находится в Румынии, а некоторые
румынские этнические территории (Герцовщина) — в Украине. Претензии
некоторых политически-общественных и реваншистских организаций на
Северную Буковину — этническую украинскую землю — беспочвенны.

Другая романская (по языку) страна — Молдова углублена в территорию
Украины с юго-востока. Ее граница с Украиной даже длиннее (1194 км), чем
границы Румынии с нашим государством. Не имея прямого выхода к морю,
Молдова использует территорию Украины, хотя она всегда может
использовать и запасной вариант — выход через Румынию. Наличие в Молдове
русскоязычного острова в ее приднестровском регионе (Тирасполь, Бендеры,
Дубоссары, Рыбница) делает геополитическое положение Украины невыгодным
в этом юго-западном направлении. Оно усложняется еще и тем, что и в
Молдове, и в Румынии существуют политические силы, которые стремятся к
воссоединению этих двух стран. Наконец, необходимо учитывать и то, что
молдавское Поднестровье плотно заселено украинцами. В перспективе это
станет важным фактором мира и согласия между двумя независимыми
странами.

Еще два государства — соседи первого порядка, важные в определении ПГП
Украины,— Венгрия и Словакия. Они находятся в юго-западном направлении
на пути выхода Украины в Европу, в частности на Адриатику.

До недавнего времени Словакия входила в состав федеративного государства
Чехословакии и через ее территорию Украина имела прямой выход в
Германию. Теперь же с образованием Чехии возник дополнительный барьер на
этом пути. Положительным фактором во взаимоотношениях со Словакией
является проживание в ней примерно сорока тысяч украинцев-русинов (южная
Лемковщина). Это является важным условием стабильности и безопасности
украинско-словацкого соседства.

Другое соседнее государство — Венгрия граничит исключительно с
Закарпатской областью. Именно юго-западная часть области южнее линии
Ужгород—Берегово—Виноградов является территорией со смешанным
украинско-венгерским населением, где для венгров созданы все условия для
нормальной национальной жизни (школа, церковь, заведения культуры,
пресса, телевидение и т. п.). Венгрия вошла в первую тройку стран,
которые признали независимость Украины. Она, как и Украина,
заинтересована во взаимных добрососедских отношениях.

4.6 В ПГП относительно соседей второго порядка важными являются такие
особенности:

1) четко определить всех соседей второго порядка сложно. Например, если
Черное море считать границей, то Грузия является соседом первого
порядка, а если определять соседство по суше, то она уже не
непосредственный, а опосредованный сосед;

2) среди «соседей соседей» есть страны, очень близкие по расстоянию, как
Чехия и Австрия, и очень далекие, как Монголия или Северная Корея,
влияние которых на ПГП Украины почти не ощущается;

3) некоторые соседи второго порядка определяют не столько соседское,
сколько региональное ПГП Украины. Это касается прежде всего Германии и
Китая;

4) на количество и отдаленность соседей второго порядка значительное
влияние оказывает Россия, особенно обширность и вытянутость ее
территории. Вследствие этого Украина не имеет кроме нее соседей на
севере, северо-востоке и востоке.

Среди соседей второго порядка необходимо особо выделить Австрию, Чехию,
Болгарию, Грузию и Казахстан. Австрия и Чехия — центрально-европейские
страны, бывшие составные части Австро-Венгрии, с которыми особенно
тесные историко-культурные связи имеет Западная Украина. Две другие —
Болгария и Грузия — причерноморские, по существу, являются
непосредственными соседями, поскольку между ними и Украиной нет никаких
территориальных барьеров. Однако существуют проблемы совместного
использования рекреационного потенциала, портовой инфраструктуры и т. п.

Наконец, Казахстан — молодое государство, отделенное от Украины большими
просторами России. Его геопространственное отношение к Украине
формируется под влиянием двух факторов:

а) в Казахстане проживает много украинцев (896 тыс. чел. в 1989 г.),
которые переехали сюда сравнительно недавно (депортация, переселение на
целину), поселились преимущественно в северной степной зоне и еще не все
адаптировались (часть из них может вернуться в Украину);

б) Казахстан богат полезными ископаемыми, особенно рудами, цветными и
редкоземельными металлами, в которых нуждается индустрия Украины.
Поэтому Украина заинтересована, чтобы ее взаимоотношения с этим
государством были как можно лучшими.

.

Заключение

Подытоживая, можно сделать вывод: современное ПГП Украины является
сложным. Оно обладает множеством благоприятных черт, однако ряд свойств
характеризует его отрицательные стороны. Прежде всего это зависит не
столько от особенностей соседей, сколько от слабости молодого
Украинского государства как политического и государственного организма.

Список используемой литературы:

1 Экономическая география Украины .Учебник для школ.8 класс.К.,1995

2 Природопользование. Пыльнев Т.Г. ,Л.,1995

3 География Украины. Заставский Ф.Д. ,Л., 1994

3/

33

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты