рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Контрольная: Сравнительная характеристика экономико-географического положения Калининградской области и Приморского края

Контрольная: Сравнительная характеристика экономико-географического положения Калининградской области и Приморского края

Содержание.

Введение. 2

Характеристика регионов:

Эколого-географическое положение. 3

Географическое положение 3

Климатические условия. 5

Флора и фауна. 5

Полезные ископаемые. 6

Население, плотность населения, трудовые ресурсы, демографическая
ситуация. 7

Экономика. 8

Топливно-энергетический комплекс. 9

Транспортный комплекс. 9

Промышленность. 11

Агропромышленный комплекс. 13

Пищевая промышленность. 14

Заключение. 15

Список литературы. 17

Введение.

Российская Федерация – крупнейшее суверенное государство. По своей
площади (17,1 млн. км.) Россия сравнима только с материками. По
численности населения, национальному составу, по количеству и
разнообразию природных богатств Российскому государству нет равных.

Однако, на всем ее протяжении (около 9 тыс. км с запада на восток и 4
тыс. км с севера на юг) распределение населения, природных ресурсов и
хозяйства (отраслей экономики) неравномерно. Под воздействием различных
сочетаний природных, социальных и экономических условий в Российской
Федерации были сформированы экономические районы. На территории страны
выделены 11 таких районов:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Центрально-Черноземный

Волго-Вятский

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Указом В.В.Путина была изменена система учета социально-экономических
показателей по субъектам Российской Федерации. Были созданы Федеральные
округа со своими представителями:

Северо-Западный

Центральный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

В состав Северо-Западного Федерального округа и одноименного
экономического района входит анклавная территория – Калининградская
область. Дальневосточный Федеральный округ и экономический район
включают в себя Приморский край. Эти два субъекта Российской Федерации
имеют как много общих черт, так и различий, и являются предметом данной
работы.

Целью же работы было сравнение Приморья и Калининградской области по
экономико – географическим характеристикам. Для этого была поставлена
задача: сравнить географическое положение двух рассматриваемых объектов,
население и трудовые ресурсы, природные ресурсы и экономический
потенциал. На основе сравнения были сделаны выводы об экономическом
развитии данных субъектов Федерации.

1.ЭКОЛОГО - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

1.1 Географическое положение.

Приморский край является административной единицей Российской Федерации
с 20 сентября 1938 года и занимает юго-восточную окраину России. Он
расположен в самой южной части Дальнего Востока на берегу Японского моря
(рис.1).

Рисунок 1. Приморский край









Территория края – 165,9 тыс. кв. км, что составляет около 1% (0,97%)
площади Российской Федерации. Приморский край относится к числу средних
по величине областей нашей страны (26 место), но тем не менее по площади
он значительно больше таких государств, как Греция (131,9 тыс. кв. км),
или Болгария (111 тыс. кв. км), или Исландия (103 тыс. кв. км). На самом
юге Приморский край граничит с Корейской Демократической Республикой, а
на западе- с Китайской Народной Республикой. Самая северная точка
Приморского края находится вблизи истоков реки Дагды (приток реки
Самарги) (48° 23’ c.ш.), а крайняя южная точка – в устье реки Туманной
(Туманган, Тумыньцзян) на границе с Корейской Демократической
Республикой (42° 18’ с.ш.). Крайняя западная точка лежит вблизи истока
р. Новгородовки (Хасанский район) на границе с Китайской Народной
Республикой (130о 24’ в.д.), крайняя восточная точка – мыс Золотой на
берегу Японского моря (139о 02’ в.д.). Расстояние между крайними –
северной и южной – точками ровно 900 км, между западной и восточной
точками оно составляет 430 км.

Калининградская область - "анклавная" после распада СССР, самая западная
территория России, образована 7 апреля 1946 г. в результате передачи
части земель Восточной Пруссии после окончания второй мировой войны.
Область находится в составе Балтийского региона и отличается
своеобразным экономико-географическим положением. На севере и востоке
она граничит с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша, на
западе область ограничивает 140-километровое побережье незамерзающего
здесь Балтийского моря (рис.2).

Рисунок 2. Калининградская область







Две косы – Куршская и Вислинская (ее часть, входящая в территорию нашей
области называют Балтийской) отделяют от моря 2 залива - Куршский и
Калининградский (на территории Польши-Вислинский). Калининградская
область - единственная территория России, отделенная от ее основной
части территориями других суверенных государств. Территория области
небольшая, около 15,1 тыс. кв. км (в 11 раз меньше площади Приморского
края), что составляет всего 0,09% площади Российской Федерации и
занимает 81 место в стране. Максимальная протяженность области с севера
на юг достигает 110 км, а с запада на восток – 195 км. Протяженность
границ региона, являющихся одновременно и государственной границей
Российской Федерации, составляет 540 км.

В состав Приморского края входят многочисленные острова: Русский,
Попова, Рейнеке, Рикорда, Путятин, Аскольд и др.

Территория Приморья на три четверти занята горами Сихотэ-Алинской и
Восточно-Маньчжурской горных областей. Остальная часть территории имеет
равнинный характер. Это Раздольнинско-Приханкайская равнина и некоторые
внутригорные впадины. Значительная часть территории края покрыта
довольно густой речной сетью, но самой большой водной магистралью
Приморья является река Уссури. Самое большое озеро в крае - Xанка,
расположенное в западной части края, в 160 км к северу от Владивосток,
длиной 95 км, шириной от 40 до 85 км. В северной части Приморского края
расположены верховые болота. Большие пространства покрыты лиственными
лесами с торфянистыми и торфянисто – глеевыми переувлажненными почвами.
Вокруг озера Ханка располагается одноименная низменность – заболоченные
равнинные пространства, разделенные речными долинами.

Природные условия и ресурсы самого западного региона Российской
Федерации тоже весьма разнообразны, хотя и не столь масштабны из – за
небольших размеров территории. Практически вся территория
Калининградской области представляет собой низменную равнину, отдельные
участки которой находятся ниже уровня моря. Лишь некоторые холмы
Виштынецкой возвышенности на крайнем юго – востоке имеют высоту более
200 м (до 242 м) над уровнем моря. Вблизи заливов расположены польдерные
земли. Избыточное увлажнение имеют 79% всех земель. Следствием этого и
плоского ландшафта является существование большого количества озер и
рек, многие из которых имеют искусственное происхождение. Только рек и
мелиоративных каналов в Калининградской области насчитывается около
4600 , чуть меньше прудов и озер – 4000. Самые большие реки - Неман и
Преголя – соединены каналами в единую водную систему. Но крупнейшими
внутренними водоемами являются заливы.

1.2 Климатические условия.

Климатические условия Приморского края во многом определяются его
географическим положением – на стыке Евразии и Тихого океана. Зимой
здесь господствуют холодные континентальные воздушные массы, а летом
прохладные океанические. При этом " смягчающее" воздействие, особенно на
прибрежные территории оказывает муссонный климат: прохладная весна,
дождливое и туманное лето, солнечная сухая осень и малоснежная с ветрами
зима. В центральных и северных районах края климат более
континентальный. Летний тихоокеанский муссон с ветрами южных и юго –
восточных направлений несет мелкие моросящие дожди в прибрежные районы
края в первой половине лета. Во второй половине лета и ранней осенью
муссон охватывает всю территорию Приморья и поэтому идут интенсивные и
продолжительные ливневые дожди, нередко сопровождающиеся мощными
циклонами – тайфунами. Зимой континентальный муссон преобладает над
морским. Поэтому в Приморском крае устанавливается необычайно холодная
для столь низких широт зима (средняя температура января от –14 до -24
градусов в зависимости от района). Среднегодовое количество осадков
600-900 мм, причем их большая часть выпадает летом. Вдоль морского
побережья с cеверо-востока на юго-запад проходит холодное Приморское
течение, которое вызывает продолжительные туманы.

Климатические условия Калининградской области отличаются от таковых
Приморского края. Для области характерен переходный от морского к
континентальному климат. Преимущественно он определяется действием
атлантических циклонов, приносящих влажные воздушные массы, прохладные
летом, и относительно теплые зимой. Для лета обычен интервал
температур от +16 до +19 градусов Цельсия. Случаются и более жаркие
месяцы лета (до + 36 градусов), но это обусловлено кратковременными
вторжениями тропических воздушных масс. Зима, как правило, мягкая, со
среднеянварской температурой от –2 до –4 градусов. Снежный покров
неглубокий и неустойчивый. Но вторжения арктических воздушных масс
приводят к непродолжительным сильным морозам (вплоть до – 35 градусов).
Среднегодовое количество осадков составляет 700 мм, с колебаниями (в
зависимости от преобладания в течение года континентальных или
океанических воздушных масс) от 400 до 1100 мм.

1.3 Флора и фауна.

Флора и фауна Приморского края отличаются сочетанием южных и северных
видов. До 80% территории края занимают исключительно разнообразные по
составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и
кустарники, многие из которых эндемичны (абрикос маньчжурский,
актинидия, женьшень настоящий, лотос Комарова и др.). Животный мир также
многолик. Он представлен как охотничье-промысловыми (лось, изюбр,
косуля, кабан, кабарга, белка, норка, выдра, колонок, соболь, горностай
и др.), так и редкими видами (амурский тигр, леопард, красный волк,
уссурийский пятнистый олень и др. ). В прибрежных водах Японского моря
обитает около 700 видов животных и великое множество водорослей и трав.
Многие из них обладают уникальными биологически активными и лечебными
свойствами (морской еж, трепанг, приморский гребешок, ламинария и др.).
Таким образом, природные ресурсы края весьма разнообразны и велики, что
является одной из самых важных его отличительных характеристик.

Растительный и животный миры Калининградской области сильно изменены
человеком. Это происходит вследствие высокой освоенности территории.
Так, на естественные формы растительности – смешанные и широколиственные
леса, луга и болота – приходится менее четверти территории. При этом
40% лесов - искусственного происхождения. Средний процент лесистости
невелик (18, а без учета площади заливов – 20%). Из 500 видов деревьев и
кустарников только более ста местные (дуб, ель, сосна, липа, береза),
соответствующие этой подзоне, остальные - из других природных зон. В
лесах области встречаются: лось и косуля, кабан и волк, лиса и заяц,
белка и куница, хорек и енотовидная собака. Прижились олени – пятнистые
и благородные. Значительными рыбными запасами обладают крупные
внутренние водоемы. Наибольшее промысловое значение имеют лещ, судак,
салака, угорь и ряпушка (озеро Виштынецкое). На основе вышеизложенного
можно сделать вывод, что природные ресурсы хоть и разнообразны, но
невелики и их необходимо охранять, С этой целью были созданы заказники
(7) и национальный парк «Куршская коса».

1.4 Полезные ископаемые.

Большое значение в экономике Приморья имеют возобновляемые ресурсы:
лесные, рыбные, земледельческие, водные, гидроэнергетические и др.
Общегосударственное, региональное и локальное значение имеют:
горнохимическое и горнорудное сырье для цветной металлургии
(месторождения олова, свинцово-цинковых и боросодержащих руд, вольфрама,
золота, серебра, флюорита и др.). Имеются каменный и бурый уголь, торф,
полевошпатовое сырье, природные сорбенты, стройматериалы, драгоценные и
полудрагоценные камни и др. Кроме этого в крае выявлено более 100
источников минеральных вод, большинство из которых – холодные углекислые
(в центральных районах и вдоль западной границы), реже азотно-кремнистые
термальные (вдоль побережья двумя участками – на юге и северо-востоке).
Наиболее известные – Шмаковское, Ласточка, Амгу, Чистоводное и
Горноводное – любимые места отдыха и лечения жителей Дальнего Востока
России.

Калининградская область располагает полезными ископаемыми, которые по
степени и перспективам их использования можно классифицировать:

хорошо освоенные, с налаженной добычей – янтарь, нефть, торф,
строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи;

разведанные, подготовленные к использованию – бурый уголь, каменная
соль, фосфориты и глаукониты;

прогнозные – калийная соль, серосодержащее и карбонатное сырье.

Оценивая в целом природные ресурсы области, можно говорить о том, что
они создают благоприятные предпосылки для развития многих отраслей
промышленности и рекреационного комплекса.

2. Население, плотность населения, трудовые ресурсы, демографическая
ситуация.

Приморский край – одна из самых густонаселенных территорий Дальнего
Востока. На его территории проживает 2241,3 тыс. человек (1997 г.), в их
числе – 77,6% -- городское население. Плотность населения - 13,3 чел/км.
Национальный состав края представлен преимущественно русскими,
украинцами и белорусами. Доля представителей остальных национальностей
невелика – молдаване, армяне, азербайджанцы, амурские народы и пр.

В крае насчитывается 12 городов, 46 поселков городского типа, 25
административных районов. В среднем на один район приходится 25,2 тыс.
человек (в том числе сельского населения 13,2 тыс. человек), а на один
сельский совет - 1,5 тыс. человек. Наиболее крупными городами являются
Владивосток (651,0 тыс. человек), Находка (190,5 тыс. человек),
Уссурийск (160,9 тыс. человек), Артем (67,5 тыс. человек) и Арсеньев
(69,1 тыс. человек).

На территории Калининградской области проживает 946,8 тыс. человек
(1998 г.) и только 23% - сельское население. Плотность населения
составляет 62,5 чел/км, что почти в 5 раз больше чем в Приморском крае.
Национальный состав области многочисленный и в течение длительного
времени остается достаточно стабильным: доля русского населения около
78%, белорусов около 8%, украинцев – более 7%. Среди остальных 7%
наиболее многочисленны литовцы (2%), на представителей каждой из
остальных национальностей приходится менее 1% (армяне, немцы, поляки,
татары и др.). Население региона сформировалось за счет
организованного, исторически сложившегося переселения, начавшегося в
1945 году. К середине 1950-х годов прибыло почти полмиллиона
переселенцев, а затем до начала 1990-х годов увеличение шло за счет
естественного прироста.

Область включает в себя 13 административных районов, 3 городских
округа и 3 города на уровне отдельных образований. Городами и районами с
высокой плотностью населения являются город Калининград (1916,8 чел
/км.), город Пионерский ( 1537,5 чел /км.) и город Советск (1077,5 челё
/км.). В остальных районах плотность населения варьируется от 16 до 58
человек на км. Наиболее крупные города: Калининград (425,6 тыс. чел.),
Советск (44,0 тыс. чел.), Черняховск (43 тыс. чел.), Балтийск (31,2 тыс.
чел.) и Гусев (28,1 тыс. чел.). Названия большинства городов и улиц даны
в честь воинов, героически сражавшихся на территории Пруссии во время
Великой Отечественной Войны.

Начиная с 1988 г. демографическая ситуация в Приморском крае стала
ухудшаться, что характерно и в целом для Российской Федерации. До 1991
года численность населения края из года в год увеличивалась не только за
счет мигрантов, но и за счет естественного прироста. С 1992 г.
численность населения края стала сокращаться как за счет миграционного
оттока, так и за счет естественной убыли. Миграция населения во все
большей мере определяется трудностями перехода отраслей хозяйства на
рыночные отношения. В крае формируется многоукладная рыночная экономика,
характеризующаяся безработицей и конкуренцией на рынке труда. В
характере миграционных процессов происходят не только количественные, но
и качественные сдвиги, которые в значительной мере повлияли на положение
в сфере занятости населения. Четвертая часть населения края - дети в
возрасте до 15 лет, 13% - лица пенсионного возраста. Максимальной долей
населения старших возрастов выделяются сельские районы, где эти
показатели выше средних по краю. Так же много лиц старше трудоспособного
возраста в городах - Владивостоке, Артеме, Дальнереченске, Партизанске,
районах - Анучинском, Кировском, Черниговском. Более чем на 6 тыс.
человек увеличивается ежегодно число лиц пенсионного возраста. К уровню
1999 г. увеличение составило 30%. В Приморском крае по видам занятости
сложилась следующая структура трудовых ресурсов: в общественном
производстве - 70,1%, в домашнем и личном подсобном хозяйстве - 24,2%,
на учебе с отрывом от производства - 5,7%. Средний возраст постоянно
проживающего населения составлял в 1979 году - 30,7, в 1989 году - 31,8
года. Средний возраст женщин выше, чем мужчин. Если сравнивать жителей
городской и сельской местности, то средний возраст городского жителя
выше на 1,5 года. Удельный вес мужчин составляет 49,5%, женщин 50,5%. На
1000 мужчин приходится 1016 женщин. Самый высокий удельный вес мужчин
отмечен в Лесозаводском районе.

В Калининградской области доля городского населения всегда была выше
доли сельского. Но в 1990-х годах благодаря возросшему количеству
мигрантов – беженцев и вынужденных переселенцев, многие из которых стали
селиться в сельской местности, - численность сельского населения стала
возрастать, причем более высокими темпами по сравнению с городским. В
соответствии с общемировыми и российскими тенденциями естественный
прирост населения сокращается. Удельный вес детей в общей численности
населения сократился с 23,4 до 20,2%.

Для структуры населения области характерна более высокая доля женщин по
сравнению с мужчинами. Мужчины составляют 48% населения, женщины – 52%.
Продолжительность жизни в 1996 году составила у мужчин 60 лет и 72 года
у женщин. Наблюдается неблагополучная возрастная структура населения.
Так, средний возраст у женщин составил 38 лет, у мужчин – 36,6 лет
(1994 год). Доля лиц трудоспособного возраста с 1989 по 1999 годы
осталась неизменной (60,2%). А по доле пенсионеров (19,6%) область
вплотную приблизилась к среднеевропейскому показателю, хотя раньше
значительно уступала ему. Численность экономически активного населения
области в последние годы увеличивается, достигнув в 1998 году 460 тыс.
человек. Но количество занятых в различных секторах экономики за 1990 –
1995 годы сократилось с 435 тыс. до 386 тыс. человек. В условиях
сокращения занятости растет численность безработных. Основная их часть –
женщины. В 1992 году они составляли 80% от общего числа безработных, в
1995 году – 65%. Особенно страдает от безработицы молодежь. Каждый
третий безработный имеет возраст 16 – 29 лет.

Таким образом, демографическая ситуация в двух сравниваемых субъектах
Российской Федерации остается чрезвычайно острой. Продолжает сокращаться
естественный прирост, вследствие снижения рождаемости и увеличения
смертности населения ухудшается возрастная структура населения,
диспропорциональна половая структура. Общее положение усугубляется
отсутствием целенаправленной государственной демографической политики и
политики в области занятости и трудовых ресурсов.

3. Экономика.

Приморский край является наиболее развитым из дальневосточных районов
России. Здесь сосредоточено около 30% всего социально-экономического
потенциала Дальнего Востока: населения, валового регионального продукта,
промышленной и сельскохозяйственной продукции. Основными факторами
развития и размещения хозяйства в Приморском крае являются следующие:

Благоприятное экономико-географическое положение края.

Разнообразный природно-ресурсный потенциал территории края и прилегающих
к ней морских акваторий.

Накопленный за предшествующие периоды социально-экономический и
научно-технический потенциал.

Геополитические факторы.

К настоящему времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое
хозяйство, здесь представлено более 50 отраслей промышленности,
сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, торговли и сферы
обслуживания. Всего зарегистрировано 36373 предприятия различных форм
собственности. Роль предприятий, компаний, фирм разных отраслей в
хозяйственном комплексе края, в его экономике существенно различаются.
Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие работу всех
других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК),
транспорт, связь.

Топливно-энергетический комплекс.

ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские и
Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из
Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих
заводов). В крае в год добывается около 10 млн. т. угля; 3-4 млн. т.
угля завозится из Южной Якутии, Иркутской и Кемеровской областей. На
этих углях работают тепловые электрические станции: Приморская ГРЭС в п.
Лучегорске, ТЭС в Артеме, Партизанске и Владивостоке. Свои
электростанции строятся в Уссурийске и Находке. В южных районах края
предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода.

Энергетический комплекс Калининградской области полностью основывается
на привозном топливе (ТЭЦ-2 в Калининграде, ГРЭС-2 в Светлом). Завоз
угля и мазута является сложным и дорогостоящим: транспортные расходы
сравнимы со стоимостью топлива. В гидроэнергетике наиболее перспективно
энергетическое использование реки Лава, а также восстановление и
строительство 9 ГЭС мощностью от 135 до 500 кВт на реке Писса. На
балтийском побережье установлены ветроэнергетические установки, каждая
мощностью 600 кВт.

Транспортный комплекс.

В Приморском крае развиты почти все виды транспорта - морской,
железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее
значение имеет морской транспорт, который является отраслью
специализации. Выделяются две основные акционерные судоходные компании:
"Дальневосточное морское пароходство", которое ориентировано на
заграничные и каботажные перевозки различных грузов и "Приморское
морское пароходство", специализирующееся на перевозках нефтепродуктов.
Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда
Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь,
нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары.
Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье
действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной
Пристани, Ольге, Преображении и др.). Через порты Приморья и Транссиб
действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы.
Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры
перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края, в
другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во
многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет 1628
км. За год через железнодорожные станции края отправляется и принимается
около 20 млн. т. разнообразных грузов: уголь, лес, зерно, металл,
нефтепродукты, контейнеры. Автомобильный транспорт выполняет в основном
внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием
составляет около 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом перевозится
около 10 млн. т. грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние годы
стали развиваться автодорожные сообщения с приграничными районами КНР.
Большую роль для края выполняет авиационный транспорт, прежде всего в
перевозках пассажиров. Основной аэропорт во Владивостоке связан
регулярными рейсами со многими крупными городами России, а также с
отдельными городами Японии, Китая, США, Республики Корея, КНДР и
другими. Самолетами осуществляются и грузовые перевозки. Выполняются и
внутренние авиаперевозки.

Транспортный комплекс Калининградской области относится к одним из
наиболее перспективных отраслей экономики области. Однако в 1990-е годы
объемы перевозок сократились по всем видам транспорта (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Перевозки (отправления) транспортом



Исключение составил воздушный транспорт, снизивший лишь перевозки
пассажиров, но наращивающий объемы перевозок. Аэропорт в Храброво имеет
рейсы как международные, так и внутригосударственные. По области
авиаперевозки не совершаются. Внутриобластные железные дороги перевозят
наибольшее количество грузов. Основной объем грузоперевозок между
Калининградской областью, с одной стороны, и Литвой и Россией – с другой
проходит по широтной магистрали, которая используется лишь на 30-40%.
Северная линия Калининград-Рига практически не используется для
перевозки грузов. Это касается и южных линий, соединяющих с Польшей. На
территории области автомобильные дороги образуют довольно густую сеть,
хотя имеется лишь одна 4-хполосная скоростная автострада длиной в 200
км. Значительная часть перевозок автомобильным транспортом
осуществляется малыми и индивидуальными предприятиями внутри области и
за рубежом. Грузооборот всех ранее перечисленных видов транспорта во
многом зависит от развития водного, а особенно морского.

В Приморском крае, как и на всей территории Российской Федерации, в том
числе и в Калининградской области, действуют современные линии связи, с
использованием спутниковых систем. Развивается сотовая телефонная связь,
электронная почта, Интернет.

Промышленность.

К отраслям специализации Приморья, которые производят большие объемы
продукции на внешние рынки, относятся рыбная, лесная и горнодобывающая
промышленность, морской транспорт. Основные базы рыбодобывающего флота,
рыбообрабатывающие предприятия и компании сосредоточены во Владивостоке,
Находке, Зарубино и Преображении. Добыча рыбы и морепродуктов
(ракообразные, головоногие, моллюски, иглокожие, водоросли) ведется как
в прибрежных водах, так и в удаленных районах Тихого океана. Добывается
более 1 млн. т. рыбы и морепродуктов в год. На юге Приморья создаются
первые предприятия по выращиванию марикультуры ( в прибрежных водах
искусственно разводятся ценные моллюски - мидии, гребешки, трепанги, а
также - водоросли - анфельция, ламинария и др). Лесная промышленность
представлена тремя группами предприятий:

лесохозяйственными, производящими лесопосадки, санитарные рубки,
заготовку побочных продуктов лесопользования: орехов, ягод, грибов,
лекарственных растений, мяса и пушнины промысловых животных;

лесозаготовительными, которые ведут заготовку древесины, ее вывоз с
лесосек на склады. Около 200 подобных предприятий вырубают в год около 3
млн. куб. м. деловой древесины;

деревообрабатывающими предприятиями, которые производят пиломатериалы,
деревянные строительные детали, фанеру-клееную, древесно-стружечные
плиты, различную мебель. Наиболее ценные породы - кедр, ясень,
лиственница - на лесосеках часто заготавливаются выше рациональной
нормы. В то же время мало используются в хозяйстве осина, береза, дуб.
Практически не развита глубокая переработка древесины, в том числе
отходов лесопиления.

Добыча и обогащение свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в
крае с начала XX века в АО "Дальполиметалл" (Дальнегорский район) и в
Хрустальненской оловодобывающей компании (Кавалеровский район).
Оловянный концентрат вывозится автомобильным транспортом до станции
Варфоломеевка, а затем по железной дороге - в Новосибирск на
металлургический завод для выплавки чистого олова. Свинцово-цинковый
концентрат большей частью вывозится морем за рубеж. Предполагается
коренная реконструкция свинцово-плавильного завода в пос. Рудная
Пристань, а также строительство нового металлургического завода полного
цикла с получением всех полезных веществ из полиметаллических руд.

Добыча и обогащение вольфрамовых руд ведется на Приморском
горно-обогатительном комбинате в Красноармейском районе и Лермонтовском
рудоуправлении в Пожарском районе. В северных районах края на ряде
россыпных месторождений старательские артели добывают золото и серебро.

Ценное химическое сырье - бор и борсодержащие продукты (борную кислоту
и изделия из нее) производит крупнейшее в стране предприятие - АО "Бор"
в Дальнегорске.

На Ярославском горно-обогатительном комбинате (Хорольский район)
добывается и обогащается ценнейшее металлургическое сырье - плавиковый
шпат, или флюорит. В основном продукция этих предприятий вывозится за
рубеж на рынки АТР.

Промышленность Калининградской области глубоко специализирована,
большая часть предприятий имеет не региональное, а общероссийское
значение. Индустриальный облик региона определяют отрасли: рыбная
промышленность, машиностроение и металлообработка, целлюлозно - бумажная
промышленность. За пределы области вывозится большая часть производимой
продукции, прежде всего рыбопродукция, изделия производственного
назначения (оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства и
др.), целлюлоза, а также янтарные изделия, нефть. Хозяйство области
обслуживают электроэнергетика, торфяная, химическая, лесная и
деревообрабатывающая промышленность и производство строительных
материалов. Так, в области действует пять предприятий целлюлозно -
бумажной промышленности. Мелкими предприятиями осуществляется
лесопиление (деревообрабатывающая промышленность). Наиболее развито
производство деревянной и картонной тары («Тарный комбинат»,
«Калининградтара»), мебельная промышленность (АООТ»Балтмебель»).
Рыбопромышленный комплекс региона находится в кризисном состоянии –
свернута поисковая работа «Рыбпрогноза», устаревший флот, снижение улова
рыбы и морепродуктов. Около 82 % добытых морских ресурсов «уходят» в
зарубежные страны, на область приходится 11%, а все остальное на другие
российские регионы.

Ювелирная (янтарная) промышленность осуществляет экспорт сырья
(вымытого и отсортированного кускового янтаря) и полуфабрикатов (пластин
прессованного мелкого янтаря, готового для дальнейшей обработки и
производства брошей, колец, серег и др.). Добыча осуществляется
открытым способом с Приморского и Пальмникенского месторождений.

В шельфовой зоне Балтийского моря, относящейся к территории области,
выявлены месторождения нефти с запасами промышленного значения. В
настоящее время действуют сухопутные нефтепромыслы с объемом добычи 0,7
– 0,8 млн. т в год («ЛУКОЙЛ»). Развитие нефтеперерабатывающей
промышленности будет наиболее эффективным в случае переработки на месте
и этот вопрос остро стоит в области.

До 3 млрд. т составляют залежи торфа. В области насчитывается более 30
месторождений. Небольшая часть экспортируется. В разных частях области
эксплуатируются десятки небольших месторождений строительных материалов
– глин, песков, песчано-гравийных смесей.

Значительный объем товаров народного потребления производится местными
Приморскими предприятиями легкой промышленности, на которых работает
более 6 тысяч человек. Здесь выпускаются широко известные в крае и за
его пределами фарфорофаянсовая продукция, трикотажные и швейные изделия,
обувь, мебель, моющие средства, бытовая техника и прочее. К сожалению, в
последние годы легкая промышленность, в условиях жесткой конкуренции с
товаропроизводителями из Китая и Республики Корея, испытывает
значительные трудности, которые постепенно преодолеваются. Предприятия
начинают адаптироваться к условиям рынка. В отрасли создаются малые
предприятия, меняется ассортимент производимой продукции, повышается ее
качество и др.

Легкая промышленность Калининградской области ориентирована на местного
потребителя – Советская чулочная фабрика, Калининградская обувная
фабрика и др. Однако имеет место опыт производства швейных
полуфабрикатов и изделий для крупных западных фирм, выпускающих
продукцию под своей маркой.

Значительное место в хозяйстве Приморского края занимает
машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт, авиастроение,
приборостроение. Производятся в крае также инструменты для
металлообрабатывающей промышленности, станки деревообрабатывающие, литье
чугунное, стальное и цветное, санитарнотехническая арматура и т. п.
продукция. В крае имеются машиностроительные предприятия
военно-промышленного профиля, выпускающие продукцию мирового уровня,
например, боевые вертолеты Ка-50 ("Черная акула"), Ка-52 ("Аллигатор"),
ракетные зенитные комплексы и т.п. Край заслуженно гордится создателями
этой продукции. В последние годы военно-промышленные предприятия края
значительно увеличили удельный вес гражданской продукции в общем объеме
производства и довели этот показатель до 47-55%.

Для Калининградской области большое значение имеет машиностроение,
которое представлено тремя отраслями: электротехническая и электронная
промышленность (ОКБ»Факел», АО»Завод светотехнической арматуры»,
«Калининград-газавтоматика», А0»Карат» и др.), транспортное
машиностроение – судостроение (АО»Янтарь») и судоремонт («СРЗ Преголь»),
вагоностроение («Вагоностроитель»), автомобилестроение («КИА Балтика»,
«Автотор-1»), приборостроение -производство оборудования для пищевой и
целлюлозно-бумажной промышленности.

Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. В Приморье имеется около 1,5 млн. га
сельскохозяйственных угодий, работает более 600 сельскохозяйственных
предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. фермерских хозяйств.
В них насчитывается около 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 40
тыс. свиней, разводят они также овец и коз, производят зерно, картофель,
овощи, мясо, молоко, яйца и много другой ценной сельскохозяйственной
продукции. Некоторые производства: сои, риса, звероводства - имеют
общегосударственное значение. По объему производства меда Приморский
край занимает 1-е место в России. Значительная часть
сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой
промышленности края.

Калининградская область является самым освоенным в сельскохозяйственном
отношении регионом Российской Федерации. Общая площадь сельхозугодий
превышает 800 тыс. га, что составляет 60% площади суши, 92% земель
мелиорированы. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве
(разведение крупного рогатого скота молочно-мясного направления,
свиноводство и птицеводство). Поголовье крупного рогатого скота почти в
2 раза больше, чем в Приморье –170 тыс. голов; свиней – 100 тыс. голов
(данные 1999г.). Животноводство опирается на развитую кормовую базу:
многолетние культурные пастбища, сенокосы, посевы кормовых и
зернофуражных культур. Земледелие носит вспомогательный характер. В
области существуют 3 группы производителей: коллективные хозяйства
различных форм собственности (192), фермерские и домашние хозяйства.
Доля фермерских хозяйств в сельхозпроизводстве невысока (4%). В домашних
хозяйствах производится колоссальный объем товара: 92% картофеля и
овощей, 52% молока и 39% мяса. Вся вырабатываемая сельскохозяйственная
продукция перерабатывается на местных предприятиях пищевой
промышленности.

Пищевая промышленность.

Пищевая промышленность Приморского края представлена плодоовощной,
хлебопекарной, кондитерской, масложировой, сахарной, мясной,
маслосыродельной, молочной и другими отраслями. Наиболее крупной
отраслью, несомненно, является рыбная. На долю рыбной отрасли приходится
74% продукции от всей пищевой промышленности края.

Пищевая промышленность области зависит от сельского хозяйства. На рыбную
промышленность приходится 60% производимой пищевой продукции, 15%- на
ликеро-водочную, 10%- на мясную и молочную. Среди остальных производств
выделяются хлебопекарная, кондитерская, мукомольно- крупяная и
комбикормовая. На рынке производителей появились монополисты- АО»
Молоко», птицефабрика «Прибрежная». Это связано с налаживанием новых
технологий, расширением ассортимента выпускаемой продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) Приморского края
определяется тем, что территория края имеет непосредственное соседство -
на севере с промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на
протяжении почти 1000 км с активно развивающимися северо-восточными
районами Китая, на юге с развивающейся северной провинцией КНДР. Со
всеми край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения.
На юге и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к
незамерзающему Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет
хорошую доступность к таким развитым странам, как Япония, Республика
Корея. Расстояние через Японское море между ближайшими географическими
точками побережья Приморского края и Японии составляет 300 км,
Республики Корея - 500 км. Всю территорию края с севера на юг пересекает
крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная ее
линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два
ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба
отходят ряд широтных железнодорожных ответвлений - на восток во
внутренние районы края и на запад к российско-китайской границе. Таким
образом, большая часть территории Приморья имеет надежную
железнодорожную связь с другими районами России, в том числе с Москвой и
Санкт-Петербургом, а также - с соседними странами КНР и КНДР. Через
основные порты Приморья, к которым подходят ветки Транссиба,
осуществляются экспортно-импортные связи со странами АТР не только
Приморского края, но и других районов России. Таким образом, благодаря
выгодному ЭГП Приморье выполняет связующие, контактные функции в
развитии разнообразных связей России со странами АТР. Через порты
Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы:
продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы
страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.

Иная ситуация сложились для ОЭЗ – Калининградской области. После распада
СССР регион в географическом смысле ничего нового не приобрел, но
геополитическое и геоэкономическое положение радикально изменилось.
Открылись интересные возможности, но в тоже время появились скрытые
угрозы. Так, область расположена в центре южной части Балтийского
региона, обладающей большим потенциалом экономического роста. Эта зона –
наиболее заселенная, урбанизированная, обладающая крупными
индустриальными центрами. Близость к странам с переходными экономиками
(Польша и страны Прибалтики), где есть похожие проблемы и сходное
экономико-географическое положение, помогает и облегчает использование
их опыта трансформации.

В числе слабых сторон - пространственная удаленность региона от России.
Во всех отраслях наблюдается спад производства. На примере транспортного
комплекса рассмотрим влияние оторванности от основной территории России
на экономику области. Транспорт является одним из приоритетов
регионального развития, особенно морской транспорт, нацеленный на
обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности
Калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн.
т. Однако, они загружены только на треть. Основная часть грузопотока
«ушла» из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и
крупными специализированными портами, где обработка грузов обходится
дешевле (литовцы, например, благодаря правительственным субсидиям могут
предложить клиентам 75%-ные скидки по прохождении по железной дороге).
Конкурентоспособность же портов в области снижают установленные в Москве
высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей
сообщения РФ, эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей
грузов из России в Калининград оформлять множество документов,
необходимых для пересечения границы. Так, например, в отраслях
машиностроительного комплекса, предприятия области не связаны между
собой, а их поставщики, смежники и потребители находятся за пределами
региона.

Итак, ключевой проблемой для Калининградской области является
обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы
(а также Белоруссии) и облегчение оформления необходимых формальностей.
Эта проблема должна решаться на федеральном уровне, однако
калининградским властям необходимо инициировать принятие таких
документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Бильчак В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции.-
Калининград:Янтарный сказ, 2000.

Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение.- Калининград, 1989.

Ваулина В.Д. Наш край.- Калининград,1988.

Гохберг М.Я. Калининградская область.- «ЭКО» журнал Всерос. Экон.-№2,
2000.

Литвин В.М., Ельцина Г.Н., Дедков В.П. Калининградская область.
Природные ресурсы.- Калининград: Янтарный сказ, 1999.

Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский Лицей,
2001

Смородинская Н. –Калининград в условиях объединения Европы: вызов и
ответ. – Вопросы экономики, №11, 2001.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты