рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Доклад: Транспортный комплекс

Доклад: Транспортный комплекс

Транспортный комплекс

Сухопутный (ж/д, автомобильный) - òранспортные средства (суда, локомативы, выгоны, самолеты)

Водный (морской, речной)пути сообщения (трассы, оборудование для транспортных средств, ж/д пути)

Трубопроводныйтранспортные предприятия (вокзалы, депо, порты, пристани, аэродромы)

Воздушный

Роль различных видов транспорта определяется их долей в общей транспортной работе (доля в грузообороте определенных видов транспорта в %):

  1. Трубопроводный ~ 44%
  2. Ж/Д ~ 43%
  3. Морской ~ 9%
  4. Речной ~ 4%
  5. Автомобильный ~ 1,2%
  6. Воздушный ~ 0,1%

Ж/Д транспорт

Главный вид транспорта в России – ж/д транспорт. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. По протяжению ж/д Россия занимает 2-ое место в мире после США – 87 тыс. км. (в 1913 – 72 тыс.). И протяженность российских ж/д составляет 11% от мировой протяженности ж/д. Ж/д транспорт обслуживает массовые перевозки различных грузов.

85% ж/д – размещается в европейской части страны. Это объясняется историческими причинами – экономика России концентрировалась в европейской части, и ее основные связи и, сл., грузопотоки ориентировались на запад и на юг, где были расположены крупные порты и основные торговые партнеры.

Основные черты географии ж/д определились еще до революци и мало изменились с того времени. В европейской части их концентрация напоминает гигантское колесо, ось которого Москва, из которой в 12 направлениях расходятся дороги. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали, и по мере продвижения на восток их число уменьшается.

С 1837 по 1890 создавалась ж/д сеть в европейской части России. В 1837 году была построена первая ж/д из Санкт-Петербурга в Царское Село. В 1851 инженер Мельников построил ж/д из Москвы в Санкт-Петербург. В дальнейшем ж/д стремительно строились в разных направлениях. От Москвы и Санкт-Петербурга в разные стороны шли ж/д в лучевых направлениях.

Ж/Д соединили хлебные районы с крупными городами и портами, например:

  1. Волгоград – Новороссийск
  2. Волгоград – Орел – Рига

Для вывоза леса была построена ж/д дорога:

  1. Вологда – Архангельск

На рубеже 19 и 20 веков была заложена Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток.

  1. Вначале она была построена от Челябинска до Новосибирска.
  2. Затем продолжена до Иркутска, а со стороны Владивостока – до Хабаровска.
  3. Затем соединена.

Но время ВОВ были построены Печорская ж/д магистраль:

  1. Воркута – Котлос – Коноша

и Волжская магистраль:

  1. Казань – Волгоград по правому берегу Волги.

Главная задача ж/д дорог России – обеспечивать надежную транспортную связь европейской части с восточными районами.

Задачи на перспективу:

  1. Строительство новых магистралей, для этого необходимы инвестиции.
  2. Строительство второй колеи для БАМа.
  3. Модернизация подвижного состава.

Эти задачи особенно актуальны, т. к. между европейской частью, Уралом и Сибирью растет поток грузов, а за Уралом чень мало широтных магистралей, что создает проблемы для перевозки грузов. Стало гораздо сложнее перевозить грузы, когда Средне и Южносибирская магистрали остались за пределами России, и осталась одна Транссиб. Такой рисунок ж/д не позволяет обеспечивать кротчайшую связь между западными и восточными районами страны, а также с сопредельными России, но неграничащами друг с другом государствами.

Железнодорожный транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между районами страны и обеспечивает массовость перевозок народно-хозяйственных грузов. На пути следования возникают различные виды транспортных узлов. Самые крупные узлы возникают в пунктах подхода железных дорог к морским и речным портам. В них осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Такие виды транспортных узлов имеют многочисленные склады, рефрижераторы и специальную технику для осуществления погрузочных и разгрузочных работ (транспортеры, краны, лебедки, автокары).

В России существует несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейшими являются: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Магадан, Владивосток, Омск, Екатеринбург, Красноярск.

Работа транспорта оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота (т.е., количество перевезенных грузов и пассажиров * расстояние перевозки). Она выражается в т*км.

По массе перевезенных грузов выделяют трубопроводы и железные дороги. Пассажироперевозки занимают большую часть рабочих железных и автомобильных дорог.

Населенные пункты тяготеют к транспортным путям под воздействием закона экономии времени.

Ж/Д:

  1. Транссиб – Уфа – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск –Хабаровск – Владивосток
  2. Северосиб – (Освоение нефти и газа) Тюмень – Тобольск – Сургут – Уренгой
  3. Среднесиб1 – Челябинск – Кустанай – Кокчетав – Барнаул
  4. Южносиб1 – Уфа – Астана – Павлодар – Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет
  5. БАМ – Усть-Кут – Нижнеангарск – Чара – Тында – Комсомольск-на-Амуре – 3148 км
  6. Çначение БАМа немаловажно. Это дублирующая, стратегическая (выход к морским портам на Тихом океане) ж/д, построенная в экономических и внешнеэкономических целях. Она не достроена.
  7. Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) – Тахтамыгда – Беркакит – Томмот - - - Якутск

На Дальнем Востоке осуществляется паромная переправа ж/д вагонов (Холмск – Ванино).

Идет электрификация ж/д, в особенности грузонапряженных ж/д в районах пригородов крупных городов и промышленных центров (на данный момент протяженность электрифицированных линий составляет ~ 38 тыс. км.). Первым электрифицированным участком ж/д в СССР стал Баку – Суруханы. А в 1929 году была электрифицирована линия Москва-Мытищи.

Казахстан, Средняя Азия:

  1. Оренбург – Ташкент
  2. Трансказахстан – Чу – Караганда – Петропавловск
  3. Турксиб – Арысь – Джамбул – Алма-Ата – Семипалатинск – Барнаул
  4. Закаспийская – Красноводск – Мары – Чарджоу – Самарканд – Ташкент
  5. Баку – Красноводск – паромная переправа – Чарджоу – Кунград – Макаш – Александров Гай

Морской транспорт

Тоннаж морского флота России равен 10 млн. регистровых тонн. Регистровый тоннаж – объем внутреннего помещения судна в регистровых тоннах. Одна регистровая тонна – 2,83 м3. По морскому тоннажу Россия занимает 7-ое место в мире.

Грузооборот морского транспорта составляет ~ 9% от общего грузооборота.

Из-за распада СССР возможность использования морского транспорта для международной торговли и внутренних перевозок (38 % всех перевозок – внутренние) резко ухудшилась.

Морской флот России располагает судами всех типов и назначений, но большая часть судов стара (более 10 лет) и требует ремонта, не хватает специализированных судов.

Морские перевозки бывают:

  • внешнеторговыми
  • каботажными
Каботажные перевозки бывают 2-х видов:
  • малый каботаж – грузы перевозятся в пределах одной страны и одного бассейна, вдоль своих берегов (Новороссийск – Туапсе; Владивосток – Ванино)
  • большой каботаж – в одной стране, но по разным бассейнам, вдоль чужих берегов (Мурманск – Новороссийск)

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа морских портов и их пропускаемой способности. 2\3 границ России – морские. Но в транспортно-географическом отношение Россия – глубоко-континентальная держава.

В Российской Федерации около 40 портов, из них только 11 относительно крупных. Не хватает портов на Балтийском море, на Черном море всего 1 крупный порт - Новороссийск. Крупнейшие российские порты – Санкт-Петербург (11 млн. тонн), Выборг (5 млн. тонн), Калининград (3.7 млн. тонн). Мощность собственных портов удовлетворяет только на 50 %. Порты – мелководные, нет удобных бухт.

1-ое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, где осуществляются каботажные перевозки. Также осуществляются внешнеторговые связи со странами АТР и Австралией (экспорт – соль, уголь, лес, нефть и т. п.). Используется паромная переправа ж/д вагонов. Порты:

  • Находка
  • Владивосток
  • Петропавловск-Камчатский
  • Ванино
  • Углегорск
  • Восточный
  • Хомск
  • Нагаево (Магаданская обл.)
  • Корсаков

2-ое место принадлежит Балтийскому бассейну, который обеспечивает внешнеторговые связи со странами Европы и Америкой. Вывозятся лес, металл, уголь, нефть.

Крупнейшие порты:

  • Санкт-Петербург
  • Калининград

Реконструируются

  • Ломоносовский
  • Выборг
  • Приморск

Балтийский бассейн связан с Баренцевым морем Беломоро-Балтийским каналом, а с Москвой – Волго-Балтийским водным путем (Санкт-Петербург – Нева – Ладожское озеро – Онежское озера – Волго-Балтийский канал – Рыбинское вдхр. – Волга – канал им. Москвы – Москва).

Через порты Черноморского бассейна вывозится в основном нефть.

Порты:

  • Новороссийск
  • Туапсе

Северный Бассейн. Наибольшее значение имеет Баренцево море, которое не замерзает и обеспечивает круглогодичное судоходство. 70% перевозок – внутренние перевозки, осуществляющиеся, в основном, внутри Баренцего и Карского морец.

Большое значение имеет Северный морской путь (Мурманск – Владивосток). 1932 г. – ледокол "Сибиряков" прошел путь из Мурманска до Берингова пролива. 1935 г. – до Владивостока без зимовки. 1937 г. – регулярная навигация северного морского пути. Навигация по северному морскому пути возможна только 4 месяца. Северный путь соединяет Дальний Восток с европейскими портами, а также с устьями судоходных рек. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на север Сибири для использования богатых природных ресурсов северных районов и их развития роль северного морского пути возростает и будет возрастать.

Порты (осуществляются внутренние перевозки):

  • Мурманск (руды, апатиты)
  • Архангельск (лес)
  • Тикси
  • Амбарщик
  • Игарка (лес)
  • Диксон

Перевозят промышленные и продовольственные товары, стройматериалы, горючее, для снабжения северных районов. На экспорт идут полезные ископаемые.

Речной транспорт

Длинна рек, регулярно используемых в России для судоходства, составляет 108 тыс. км. Удельный вес речных транспортировок в грузообороте страны составляет ~ 4%. Недостатки речного транспорта:

  1. В России меридиальное направление рек, которые в основном текут с юга на север, в тов время, как грузы перевозятся с востока на запад. В широтном направление текут только Амур, часть Волги и Камы.
  2. Сезонность – судоходство 4-6 месяцев в году.

В структуре речных перевозок преобладает перевозка стройматериалов (2\3), леса (1\10) и нефти (1\4).

Судоходные каналы:

  1. Волго-Балтийский водный путь
  2. канал им. Москвы
  3. Беломоро-Балтийский водный путь
  4. Волго-Донский канал

Общая протяженность Волго-Камского бассейна – 3,5 тыс. км. Его грузооборот составляет 50% от общего грузооборота речного транспорта. На юг – лес, нефтяные грузы, минеральные удобрения; на север – соль, зерно.

Порты:

  • Ярославль
  • Нижний Новгород
  • Астрахань
  • Волгоград
  • Пермь (на Каме)

На Европейском Севере Северная Двина – главная водная артерия, по которой сплавляется лес в ЛПК в Архангельск и Котлас.

Большое экономическое значение имеет Ладожское и Онежское озеро, реки Сверь и Нева, а также Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский канал для перевозки различных промышленных грузов.

Реки Сибири и Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. По объему работы выделяются Обь, Иртыш и их притоки. Они обслуживают нефте-газавой комплекс. Перевозят: стройматериалы, трубы, машины, оборудование, промышленные товары.

Порты:

  • Тобольск
  • Сургут
  • Нижневартовск
  • Томск
  • Колкашево (Томская область)

На Енисее – Игарка, где происходит перегрузка древесины на морские суда.

Грузы: лес, зерно, угль, нефтепродукты, стройматериалы, промышленные и продовольственные товары.

Лена – главный порт в Усть-Куте – "Осетровский". Вниз по реке в республику Саха перевозятся горючее, продовольствие, стройматериалы и т.д.

Амур с притоками Зея, Бурея, Уссури. Грузы: соль, продовольственные и промышленные товары, нефтепродукты.

Задачи на перспективу:

  • необходимо реконструирование портов
  • обновление флота судов
  • производство судов для смешанных перевозок "река - море" для внутренних перевозок.

Автомобильный транспорт

Один из самых дорогих видов транспорта. Обладает большой скоростью и маневренностью, что дает возможность быстро доставлять грузы потребителю, перевозить скоропортящиеся и срочные грузы.

Дальние перевозки в северных и восточных районах в зимнее время:

  • В горах Кавказа – Владикавказ – Тбилиси
  • Амуро-Якутская магистраль (только зимой). "Большой Невер" - Алдан – Таммот – Якутск
  • Магадан – Якутск – автозимник

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России 660 тыс. км дорог с твердым покрытием. От Москвы – 12 автострад. Конфигурация автомобильных дорог в европейской части напоминает рисунок ж\д. В Европейской зоне наиболее густая сеть автомобильных дорог.

В республиках и областях главные города связаны автобусным сообщением с районными центрами.

Перспективы развития:

  • улучшение качества дорог
  • строительство дорог в труднодоступных районах и сельской местности, а также в широтном направлении
  • перевод автомобилей в городах на газ, что снизит загрязнение атмосферы на90 %
  • создание более экономных автомобилей

Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды.

Воздушный транспорт

Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров.

В России большая протяженность авиатрасс. В Москве 4 аэропорта. Аэрофлот связан регулярными международными линиями со 125 странами мира.

Воздушный авиапарк устарел. Наряду с самолетами в авиации широко используются вертолеты, которые используются при строительстве буровых вышек (перевозка труб, строительно-монтажных материалов), в тайге и на Севере, а также широко используются в сельском (опыление) и лесном хозяйстве (тушение пожаров).

ТК, состав, значение

Ж/Д транспорт обслуживает перевозки народно-хозяйственных грузов. Осуществляет перевозки грузов между районами страны, обеспечивает массовость перевозок, характеризуется большой скоростью, регулярностью, независимостью от времени года.

Морской транспорт. Более 50% – внешнеторговые перевозки. Большое значение имеют большие и малые каботажные перевозки внутри страны. Российские суда имеют связи со 120 странами мира.

Речной транспорт. Сезонный вид транспорта. Реки текут в меридиональном направлении (например, Енисей, Лена), а массовые перевозки грузов осуществляются в широтном направлении. Основной перевозимый груз – лес. Волга, Кама и Амур текут на некоторых своих участках в широтном направлении.

Трубопроводный транспорт. Дешевый и универсальный вид транспорта. Его роль постепенно возрастает.

Автомобильный транспорт обладает высокой маневренностью. Эффективен на коротких расстояниях. Принцип действия – "от двери до двери". В последние годы возрастает число международных автомобильных перевозок.

Воздушный транспорт обладает большой скоростью, но и высокой стоимостью. В основном обслуживает население и перевозит почту.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты