НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Курсовая: Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
Курсовая: Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический институт физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема курсовой работы:
«Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей
школьного возраста»
Выполнил студент
3-го курса
2й группы
Маркин А. П.
Научный руководитель:
Додонова Л.И.
Москва 2001
Содержание
1. Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.
3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших
школьников на уроках физкультуры.
4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных
качеств у подростков и юношей.
5. Исследования функций центральной гемодинамики.
6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями
полового созревания.
7. Вывод.
8. Список использованной литературы.
Актуальность
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как
активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических
систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть
создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования
человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе
физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного
применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации
физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических
систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные
особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на
разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от
применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для
здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать
двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества,
обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях
автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики
физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и
допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма
на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости
физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных
возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках
физической культуры для детей школьного возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда
будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться
нагрузки.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает
травматизм на занятиях по физической культуре.
Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки
на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок
на основе теоретических данных с последующими выводами.
Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе
физического воспитания школьников.
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы,
определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не
возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм
физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для
решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для
детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических
нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило,
подходят с тех позиций:
1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям,
в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;
2. дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от
максимальной скорости передвижения;
3. оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических
возможностей организма.
В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности
физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок
оценивается величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом
случае весь диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в
зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. В.
С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим
характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между
скоростью преодоления дистанций и предельным временем, в течение которого
эта скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой
зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко
второй – рекорды, время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5
минут, к третьей – рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все
рекорды, время которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические
упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного
сокращения, подразделяя их на:
1. силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в
динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;
2. скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с
большой скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую
мощность;
3. упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с
меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их
способность выполнять работу.
При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности
вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические
упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или
аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного
энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся соотношения трех
систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических
упражнений.
При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
1. продолжительность упражнения;
2. интенсивность;
3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
4. характер отдыха;
5. число повторений упражнения.
При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание
заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения
физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий
обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в
первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной
системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений,
сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием
моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных
занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и
возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных
навыков.
Нормирование режима выполнения
общеразвивающих упражнений.
Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках
физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений
упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были
оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то
эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации
физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и
продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет
понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением
веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции
движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет
потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного
покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода равняется
193,0 мл/мин. Следовательно, потребление кислорода нетто на выполнение
работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете
на кг веса тела потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного
бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.
Созданы необходимые предпосылки для физиологически обоснованного планирования
физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет
потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин,
а а относительном покое – 156,8 мл/мин.
Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС
у детей 7-10 лет при выполнении различных физических упражнений (ходьба, бег
игра, ОРУ и др.)
На рисунке прослежена зависимость величины потребления кислорода от величены
ЧСС при выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений.
Наглядно видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление кислорода при
переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при
переходе от ходьбы к игре потребление кислорода почти не изменяется, а ЧСС
заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление
кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.
Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на
уроках физической культуры.
Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств
– одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени
накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся
следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе.
Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей
младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития
выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования мы изучили
возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров
работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было
выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам,
выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная
продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность
работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а
при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к
нагрузкам разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у
мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к
физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8
лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих
транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого
воздуха при нагрузках аэробной направленности. Меньшая предельная
продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки
сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного и
сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики
естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет
и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание
считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит
повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие
выносливости младших школьников.
Физиологическая оценка комплексной
системы развития двигательных
качеств у подростков и юношей.
В плане поиска более эффективных форм и средств физического воспитания нами в
течение ряда лет апробировался экспериментальный режим урочных и внеклассных
занятий с подростками и юношами 7-10 классов. С учетом возрастных
закономерностей развития моторики и ведущих физиологических систем,
обеспечивающих мышечную деятельность, в содержание занятий включались
упражнения для формирования скоростных, скоростно-силовых возможностей,
мышечной силы и выносливости в условиях более напряженного учебно-
тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных уроков физической культуры
дополнительно вводили один час внеурочных занятий, акцент которых был сделан
на развитие силы и выносливости. Экспериментальный режим обусловил
интенсификацию процесса физического воспитания, повышение моторной плотности
занятий и, естественно, усиление напряжения у школьников физиологических
функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить, насколько адекватны
использованные нагрузки функциональным возможностям учащихся 7-10 классов.
параллельно с педагогическим экспериментом проводились комплексные методико-
физиологические исследования. Для оценки физической работоспособности
подростков и юношей 7-10 классов ежегодно проводились 2 серии обследований. В
1-й, осенней серии определяли общую физическую работоспособность мальчиков
при двух велоэргометрических нагрузках – 7 и 3 Вт/кг. Отказ от работы
регистрировался при снижении частоты педалирования на 10% ниже заданной. В
процессе работы, в течение 5 минут регистрировалась ЧСС. Аналогичная серия
проводилась весной. Затем данные обеих серий сопоставлялись соответственно
по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна
серия – в середине учебного года была направлена на выявление особенностей
гемодинамики у мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней
участвовали только те испытуемые, которые успешно справились с нагрузками 1-
й серии.
Исследования функций центральной гемодинамики.
Анализ динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в состоянии
относительного физического покоя величина этого параметра кровообращения
постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается к 16-17 годам.
Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе выполнения
вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В восстановительном периоде
после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому показателю практически
также не различаются.

На рисунке показана физическая работоспособность и интенсивность накопления
пульсового долга у школьников 10 класса.
Вывод:
Исследование ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем быстрее она
накапливается. Существенный сдвиг в сторону уменьшения ИНПД при исследуемых
нагрузках происходит к 15-17 годам. Представляется интересным, что у мальчиков
контрольной группы при задаваемых нагрузках интенсивность накопления пульсового
долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).
В состоянии относительного физического покоя ЧСС с возрастом постепенно
уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг в сторону
увеличения УО крови происходит к 14-15 годам.
У школьников ЭГ 8 класса УО существенно больше, чем в КГ. Очевидно, что в
связи с противоположной возрастной динамикой ЧСС и УО МОК в состоянии
относительного физического покоя в возрасте 13-17 лет увеличивается
незначительно. У школьников КГ МОК меньше, чем у их сверстников ИЗ ЭГ.
Характеристика функциональных
показателей учащихся с разными стадиями
полового созревания.
При анализе у подростков с разными стадиями полового созревания параметров
центральной гемодинамики при выполнении нагрузки ступенчато возрастающей
мощности отмечена разнонаправленность изменений. ЧСС в процессе полового
созревания уменьшается. Однако существенные различия выявляются только при
работе предельной и околопредельной мощности (4 и 5 ступени нагрузки) между
школьниками на 1 и 4, а также 1 и 5 стадиях полового созревания.
Таким образом, процесс полового созревания не оказывает существенного
влияния на хронотропную функцию центрального кровообращения при нагрузках
умеренной и большой мощности. При нагрузке в зоне максимальной мощности,
соответствующей уровню МПК, ЧСС ниже, чем у подростков с начальными стадиями
полового созревания. УО крови по мере полового созревания нарастает. Его
различия более выражено отличаются при работе в зоне большой мощности у
подростков с 3-й стадией полового созревания. Однако при работе критической
мощности эти различия сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности
нагрузки.
У подростков с 4-5 стадиями полового созревания УО становится достоверно выше
(р<0,001) во время выполнения нагрузок всех диапазонов. (таблица).
Изучение кинетики КО крови в процессе выполнения различных физических
нагрузок свидетельствует о том, что максимальные значения его регистрируются
при работе умеренной и большой мощности. При выполнении предельных нагрузок
УО крови у подростков имеет тенденцию в уменьшению. Причем с увеличением
стадии полового созревания степень и число случаев уменьшения УО крови
снижается. Вопреки сложившемуся представлению о том, что наибольшие значения
УО крови наблюдаются при ЧСС 110-140 уд/мин, мы регистрировали увеличение УО
крови при значительно большей ЧСС. В процессе выполнения подростками нагрузки
ступенчато возрастающей мощности наибольшие значение УО крови нередко
отличались при ЧСС более 170 уд/мин.
Интегральный параметр центральной гемодинамики МОК изменяется в процессе
полового созревания в состоянии относительного физического покоя мало. При
работе в зонах умеренной и большой мощности у подростков с 3 стадией полового
созревания он больше, чем у подростков с 1 и 2 стадиями. Во время работы в
зоне критической мощности достоверных различий не выявлено. Наиболее
выраженные изменения в кинетике МОК при работе в различных зонах мощности
определяются к концу периода полового созревания (таблица)
Таблица
Показа тели | Ступени нагрузки | Стадии полового созревания | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | ЧСС, уд/мин | Исходн. I II III IV V | 83,7±2,9 118,5±2,1 133,1±4,5 161,3±3,6 179,4±2,6 192,9±1,2 | 87,7±4,9 120,9±4,9 133,2±4,4 160,4±3,6 174,2±3,4 188,8±3,1 | 82,6±3,7 117,5±3,7 140,9±4,0 160,5±5,2 155,7±4,8 189,9±3,4 | 84,1±2,5 118,6±2,8 135,7±3,8 154,5±2,5 171,0±1,8 182,7±1,6 | 75,9±4,9 114,7±6,5 138,5±7,9 152,2±6,1 170,1±3,5 180,8±3,5 | УО крови, мл/мин | Исходн. I II III IV V | 52,9±5,6 72,5±8,8 73,1±7,5 70,3±4,3 68,9±5,2 72,0±4,8 | 56,3±5,2 75,7±6,7 79,9±8,8 82,3±7,6 84,5±7,3 68,0±6,5 | 60,0±3,5 80,4±4,1 88,0±7,2 86,6±6,2 87,1±5,4 83,2±4,2 | 68,8±3,5 94,6±2,8 98,0±3,1 99,6±2,99 98,9±3,6 98,4±4,0 | 74,3±4,4 97,0±6,8 104,3±7,3 109,4±8,6 110,7±7,8 108,0±4,6 | МОК, л/мин | Исходн. I II III IV V | 4,7±0,9 8,5±0,97 9,6±0,8 11,2±0,6 12,3±0,8 13,8±0,95 | 4,7±0,5 89,6±0,8 10,5±1,1 12,8±1,0 14,4±0,9 13,96±0,8 | 4,99±0,3 9,5±0,05 12,4±1,0 13,8±0,98 15,2±0,99 15,7±0,8 | 5,9±0,3 11,1±0,4 13,5±0,5 15,5±0,5 17,0±0,7 18,1±0,6 | 5,7±0,3 11,3±0,7 14,2±0,6 16,5±0,8 18,7±1,3 19,8±1,1 |
Таким образом, изучение динамики параметров кровообращения при мышечной
деятельность показано, что в процессе полового созревания адаптация функций
центрального кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом
за счет увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму адаптации
кровообращения к физическим нагрузкам в процессе полового созревания
сказывается и на физической работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией
полового созревания по показателям мощности работы в зоне большой мощности
работы превосходят подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне
субмаксимальной - в 1,4 раза. Обращает на себя внимание отсутствие в
процессе полового созревания прироста времени работы в зоне большой
мощности, что, по-видимому, связано с недостаточным развитием способности
удержания стабильного уровня кровообращения при переходе на новый уровень
функционирования.
Вывод
Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной
мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания
возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных систем при
мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного
комплексного исследования удалось выяснить и выявить возрастные особенности
ряда приспособительных реакций двигательной системы, центрального,
регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе
индивидуального развития физической работоспособности человека.
В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются
функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют
повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального
темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление
после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата.
Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением
времени выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек
увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-
мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у мальчиков после
большинства нагрузок период восстановления величины ЛВ ЧМП короче, чем у
девочек. Анализ показателей центральной гемодинамики при физической работе
свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с возрастанием мощности
нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных
значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении мощности работы меняется
незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до
50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс
достигает у них высоких величин при выполнении умеренных по интенсивности
нагрузок уже к 13-14 годам.
Выявленные возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при
мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные
пределы возрастания МОК у женского организма при физической нагрузке
объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В
возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов
адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе
становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у
мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у
мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в
то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование
регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам
уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной
гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки,
энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно-анаэробных
процессов.
Особенности координационной структуры и регуляции движений предопределяли
методический подход к нормированию соответствующих упражнений. Нормирование
нагрузок при упражнениях типа ходьбы и бега обычно очновывается на
оптимизации процессов энергообеспечения и процессов кислородного режима.
Факторы, ограничивающие нагрузку для упражнений подобного типа, - развитие
гипоксии и процессов, затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией
веществ к месту их потребления в организме. По этим физиологическим
параметрам классифицируются нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста.
При таком нормировании допустимо применение показателя ЧСС. Для нормирования
циклических упражнений, используемых на уроке физической культуры, важно
выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может
поддерживаться в течение продолжительного времени без значительного
увеличения кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может
поддерживаться длительное время. Для оценки влияния физических нагрузок на
организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5
зон:
1. Зона низкой интенсивности (20-30%).
Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все
физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает
100-120 уд/мин. Сюда относятся режимы выполнения упражнений с низкой
интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на лыжах и
т.д.)
2. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки).
Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию
общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130-160
уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между
функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата.
3. Зона большой интенсивности (70%).
Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при
мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4-5 минут у
младших школьников, и 10 минут – у старших.
4. Зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).
Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции,
скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа
мышц, сердца и др. Органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными
источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических
нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших – 1 мин. и более.
5. Зона максимальной интенсивности (100%).
Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью,
предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10
сек. За столь малое время функциональные сдвиги сердечно-сосудистой системы,
дыхания и других функций не достигают высоких величин.
Список используемой литературы
1. “Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников» под ред.
Л. Е. Любомирского; научно-исследовательский институт физиологии детей и
подростков Академии педагогических наук СССР.
2. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.
3. «Теоретические основы методики физического воспитания». Ч. Т. Иванков.
4. «Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.
5. «Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.
6. Курс лекций В.И.Ковалёва.
|