рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Курсовая: Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

Курсовая: Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический институт физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема курсовой работы:

«Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей

школьного возраста»

Выполнил студент

3-го курса

2й группы

Маркин А. П.

Научный руководитель:

Додонова Л.И.

Москва 2001

Содержание

1. Теоретические аспекты нормирования физических

нагрузок в процессе физического воспитания школьников .

2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.

3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших

школьников на уроках физкультуры.

4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных

качеств у подростков и юношей.

5. Исследования функций центральной гемодинамики.

6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями

полового созревания.

7. Вывод.

8. Список использованной литературы.

Актуальность

Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как

активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических

систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть

создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования

человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе

физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного

применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации

физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических

систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные

особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на

разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от

применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для

здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать

двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества,

обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях

автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики

физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и

допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма

на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости

физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных

возможностей в процессе направленной тренировки.

Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках

физической культуры для детей школьного возраста.

Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда

будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться

нагрузки.

Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает

травматизм на занятиях по физической культуре.

Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки

на уроках физической культуры.

Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок

на основе теоретических данных с последующими выводами.

Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе

физического воспитания школьников.

Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы,

определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не

возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм

физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для

решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для

детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических

нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило,

подходят с тех позиций:

1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям,

в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;

2. дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от

максимальной скорости передвижения;

3. оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических

возможностей организма.

В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности

физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок

оценивается величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом

случае весь диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в

зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. В.

С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим

характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между

скоростью преодоления дистанций и предельным временем, в течение которого

эта скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой

зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко

второй – рекорды, время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5

минут, к третьей – рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все

рекорды, время которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические

упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного

сокращения, подразделяя их на:

1. силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в

динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;

2. скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с

большой скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую

мощность;

3. упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с

меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их

способность выполнять работу.

При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности

вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические

упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или

аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного

энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся соотношения трех

систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических

упражнений.

При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

1. продолжительность упражнения;

2. интенсивность;

3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4. характер отдыха;

5. число повторений упражнения.

При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание

заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения

физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий

обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в

первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной

системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений,

сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием

моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных

занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и

возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных

навыков.

Нормирование режима выполнения

общеразвивающих упражнений.

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках

физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений

упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были

оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то

эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации

физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и

продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет

понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением

веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции

движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет

потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного

покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода равняется

193,0 мл/мин. Следовательно, потребление кислорода нетто на выполнение

работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете

на кг веса тела потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного

бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.

Созданы необходимые предпосылки для физиологически обоснованного планирования

физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет

потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин,

а а относительном покое – 156,8 мл/мин.

Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС

у детей 7-10 лет при выполнении различных физических упражнений (ходьба, бег

игра, ОРУ и др.)

На рисунке прослежена зависимость величины потребления кислорода от величены

ЧСС при выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений.

Наглядно видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление кислорода при

переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при

переходе от ходьбы к игре потребление кислорода почти не изменяется, а ЧСС

заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление

кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.

Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на

уроках физической культуры.

Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств

– одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени

накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся

следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе.

Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей

младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития

выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования мы изучили

возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров

работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было

выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам,

выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная

продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность

работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а

при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к

нагрузкам разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у

мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к

физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8

лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих

транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого

воздуха при нагрузках аэробной направленности. Меньшая предельная

продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки

сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного и

сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики

естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет

и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание

считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит

повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие

выносливости младших школьников.

Физиологическая оценка комплексной

системы развития двигательных

качеств у подростков и юношей.

В плане поиска более эффективных форм и средств физического воспитания нами в

течение ряда лет апробировался экспериментальный режим урочных и внеклассных

занятий с подростками и юношами 7-10 классов. С учетом возрастных

закономерностей развития моторики и ведущих физиологических систем,

обеспечивающих мышечную деятельность, в содержание занятий включались

упражнения для формирования скоростных, скоростно-силовых возможностей,

мышечной силы и выносливости в условиях более напряженного учебно-

тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных уроков физической культуры

дополнительно вводили один час внеурочных занятий, акцент которых был сделан

на развитие силы и выносливости. Экспериментальный режим обусловил

интенсификацию процесса физического воспитания, повышение моторной плотности

занятий и, естественно, усиление напряжения у школьников физиологических

функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить, насколько адекватны

использованные нагрузки функциональным возможностям учащихся 7-10 классов.

параллельно с педагогическим экспериментом проводились комплексные методико-

физиологические исследования. Для оценки физической работоспособности

подростков и юношей 7-10 классов ежегодно проводились 2 серии обследований. В

1-й, осенней серии определяли общую физическую работоспособность мальчиков

при двух велоэргометрических нагрузках – 7 и 3 Вт/кг. Отказ от работы

регистрировался при снижении частоты педалирования на 10% ниже заданной. В

процессе работы, в течение 5 минут регистрировалась ЧСС. Аналогичная серия

проводилась весной. Затем данные обеих серий сопоставлялись соответственно

по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна

серия – в середине учебного года была направлена на выявление особенностей

гемодинамики у мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней

участвовали только те испытуемые, которые успешно справились с нагрузками 1-

й серии.

Исследования функций центральной гемодинамики.

Анализ динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в состоянии

относительного физического покоя величина этого параметра кровообращения

постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается к 16-17 годам.

Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе выполнения

вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В восстановительном периоде

после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому показателю практически

также не различаются.

Курсовая: Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

На рисунке показана физическая работоспособность и интенсивность накопления

пульсового долга у школьников 10 класса.

Вывод:

Исследование ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем быстрее она

накапливается. Существенный сдвиг в сторону уменьшения ИНПД при исследуемых

нагрузках происходит к 15-17 годам. Представляется интересным, что у мальчиков

контрольной группы при задаваемых нагрузках интенсивность накопления пульсового

долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).

В состоянии относительного физического покоя ЧСС с возрастом постепенно

уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг в сторону

увеличения УО крови происходит к 14-15 годам.

У школьников ЭГ 8 класса УО существенно больше, чем в КГ. Очевидно, что в

связи с противоположной возрастной динамикой ЧСС и УО МОК в состоянии

относительного физического покоя в возрасте 13-17 лет увеличивается

незначительно. У школьников КГ МОК меньше, чем у их сверстников ИЗ ЭГ.

Характеристика функциональных

показателей учащихся с разными стадиями

полового созревания.

При анализе у подростков с разными стадиями полового созревания параметров

центральной гемодинамики при выполнении нагрузки ступенчато возрастающей

мощности отмечена разнонаправленность изменений. ЧСС в процессе полового

созревания уменьшается. Однако существенные различия выявляются только при

работе предельной и околопредельной мощности (4 и 5 ступени нагрузки) между

школьниками на 1 и 4, а также 1 и 5 стадиях полового созревания.

Таким образом, процесс полового созревания не оказывает существенного

влияния на хронотропную функцию центрального кровообращения при нагрузках

умеренной и большой мощности. При нагрузке в зоне максимальной мощности,

соответствующей уровню МПК, ЧСС ниже, чем у подростков с начальными стадиями

полового созревания. УО крови по мере полового созревания нарастает. Его

различия более выражено отличаются при работе в зоне большой мощности у

подростков с 3-й стадией полового созревания. Однако при работе критической

мощности эти различия сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности

нагрузки.

У подростков с 4-5 стадиями полового созревания УО становится достоверно выше

(р<0,001) во время выполнения нагрузок всех диапазонов. (таблица).

Изучение кинетики КО крови в процессе выполнения различных физических

нагрузок свидетельствует о том, что максимальные значения его регистрируются

при работе умеренной и большой мощности. При выполнении предельных нагрузок

УО крови у подростков имеет тенденцию в уменьшению. Причем с увеличением

стадии полового созревания степень и число случаев уменьшения УО крови

снижается. Вопреки сложившемуся представлению о том, что наибольшие значения

УО крови наблюдаются при ЧСС 110-140 уд/мин, мы регистрировали увеличение УО

крови при значительно большей ЧСС. В процессе выполнения подростками нагрузки

ступенчато возрастающей мощности наибольшие значение УО крови нередко

отличались при ЧСС более 170 уд/мин.

Интегральный параметр центральной гемодинамики МОК изменяется в процессе

полового созревания в состоянии относительного физического покоя мало. При

работе в зонах умеренной и большой мощности у подростков с 3 стадией полового

созревания он больше, чем у подростков с 1 и 2 стадиями. Во время работы в

зоне критической мощности достоверных различий не выявлено. Наиболее

выраженные изменения в кинетике МОК при работе в различных зонах мощности

определяются к концу периода полового созревания (таблица)

Таблица

Показа

тели

Ступени нагрузки

Стадии полового созревания

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

ЧСС, уд/мин

Исходн.

I

II

III

IV

V

83,7±2,9

118,5±2,1

133,1±4,5

161,3±3,6

179,4±2,6

192,9±1,2

87,7±4,9

120,9±4,9

133,2±4,4

160,4±3,6

174,2±3,4

188,8±3,1

82,6±3,7

117,5±3,7

140,9±4,0

160,5±5,2

155,7±4,8

189,9±3,4

84,1±2,5

118,6±2,8

135,7±3,8

154,5±2,5

171,0±1,8

182,7±1,6

75,9±4,9

114,7±6,5

138,5±7,9

152,2±6,1

170,1±3,5

180,8±3,5

УО крови, мл/мин

Исходн.

I

II

III

IV

V

52,9±5,6

72,5±8,8

73,1±7,5

70,3±4,3

68,9±5,2

72,0±4,8

56,3±5,2

75,7±6,7

79,9±8,8

82,3±7,6

84,5±7,3

68,0±6,5

60,0±3,5

80,4±4,1

88,0±7,2

86,6±6,2

87,1±5,4

83,2±4,2

68,8±3,5

94,6±2,8

98,0±3,1

99,6±2,99

98,9±3,6

98,4±4,0

74,3±4,4

97,0±6,8

104,3±7,3

109,4±8,6

110,7±7,8

108,0±4,6

МОК, л/мин

Исходн.

I

II

III

IV

V

4,7±0,9

8,5±0,97

9,6±0,8

11,2±0,6

12,3±0,8

13,8±0,95

4,7±0,5

89,6±0,8

10,5±1,1

12,8±1,0

14,4±0,9

13,96±0,8

4,99±0,3

9,5±0,05

12,4±1,0

13,8±0,98

15,2±0,99

15,7±0,8

5,9±0,3

11,1±0,4

13,5±0,5

15,5±0,5

17,0±0,7

18,1±0,6

5,7±0,3

11,3±0,7

14,2±0,6

16,5±0,8

18,7±1,3

19,8±1,1

Таким образом, изучение динамики параметров кровообращения при мышечной

деятельность показано, что в процессе полового созревания адаптация функций

центрального кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом

за счет увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму адаптации

кровообращения к физическим нагрузкам в процессе полового созревания

сказывается и на физической работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией

полового созревания по показателям мощности работы в зоне большой мощности

работы превосходят подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне

субмаксимальной - в 1,4 раза. Обращает на себя внимание отсутствие в

процессе полового созревания прироста времени работы в зоне большой

мощности, что, по-видимому, связано с недостаточным развитием способности

удержания стабильного уровня кровообращения при переходе на новый уровень

функционирования.

Вывод

Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной

мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания

возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных систем при

мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного

комплексного исследования удалось выяснить и выявить возрастные особенности

ряда приспособительных реакций двигательной системы, центрального,

регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе

индивидуального развития физической работоспособности человека.

В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются

функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют

повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального

темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление

после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата.

Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением

времени выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек

увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-

мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у мальчиков после

большинства нагрузок период восстановления величины ЛВ ЧМП короче, чем у

девочек. Анализ показателей центральной гемодинамики при физической работе

свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с возрастанием мощности

нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных

значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении мощности работы меняется

незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до

50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс

достигает у них высоких величин при выполнении умеренных по интенсивности

нагрузок уже к 13-14 годам.

Выявленные возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при

мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные

пределы возрастания МОК у женского организма при физической нагрузке

объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В

возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов

адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе

становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у

мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у

мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в

то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование

регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам

уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной

гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки,

энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно-анаэробных

процессов.

Особенности координационной структуры и регуляции движений предопределяли

методический подход к нормированию соответствующих упражнений. Нормирование

нагрузок при упражнениях типа ходьбы и бега обычно очновывается на

оптимизации процессов энергообеспечения и процессов кислородного режима.

Факторы, ограничивающие нагрузку для упражнений подобного типа, - развитие

гипоксии и процессов, затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией

веществ к месту их потребления в организме. По этим физиологическим

параметрам классифицируются нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста.

При таком нормировании допустимо применение показателя ЧСС. Для нормирования

циклических упражнений, используемых на уроке физической культуры, важно

выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может

поддерживаться в течение продолжительного времени без значительного

увеличения кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может

поддерживаться длительное время. Для оценки влияния физических нагрузок на

организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5

зон:

1. Зона низкой интенсивности (20-30%).

Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все

физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает

100-120 уд/мин. Сюда относятся режимы выполнения упражнений с низкой

интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на лыжах и

т.д.)

2. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки).

Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию

общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130-160

уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между

функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата.

3. Зона большой интенсивности (70%).

Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при

мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4-5 минут у

младших школьников, и 10 минут – у старших.

4. Зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).

Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции,

скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа

мышц, сердца и др. Органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными

источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических

нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших – 1 мин. и более.

5. Зона максимальной интенсивности (100%).

Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью,

предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10

сек. За столь малое время функциональные сдвиги сердечно-сосудистой системы,

дыхания и других функций не достигают высоких величин.

Список используемой литературы

1. “Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников» под ред.

Л. Е. Любомирского; научно-исследовательский институт физиологии детей и

подростков Академии педагогических наук СССР.

2. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.

3. «Теоретические основы методики физического воспитания». Ч. Т. Иванков.

4. «Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.

5. «Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.

6. Курс лекций В.И.Ковалёва.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты