рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Контрольная: Финансовые правоотношения в области государственного кредита

Контрольная: Финансовые правоотношения в области государственного кредита

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

НА ТЕМУ

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Выполнил: Жантован Николай Иванович

студент 3 курса

юридического факультета

заочного отделения

шифр зачетки 828-ЮЗ/02

группа 25-ЮЗ

Научный руководитель:____________________

____________________

Оценка:_______________

Подпись преподавателя:_______________

2005 г.

Оглавление

Контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»

на тему:

«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»

Введение ......................... 3

1. Сущность и функции государственного кредита ......... 5

2. Правовые основы государственного кредита .............9

3. Основы классификации государственных займов .........11

Заключение ............................12

Список использованной литературы .................13

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-

финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и

осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на

ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает

участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются

составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой

функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)

инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и

расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка

заключе­ния договоров государственного займа регулируются также граж­данско-

правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность

вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным

финансово-право­вым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к

покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные,

сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных

структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает

государственный кредит, выражающий отношения между государственными и

многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования

дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется

отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей

экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны

зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста

экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на

мировой экономике.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы

правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг -

это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом

дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин

"государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед

иностранными и внутренними кредиторами.

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие

признаки кредита:

· наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных

субъектов кредитной сделки;

· аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и

организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных

случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

· возможность использования госкредитных операций внутри страны и в

международных отношениях[1].

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой

системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет

банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений

по государственному кре­диту, характерны для любых кредитных отношений.

Однако между государственным и банковским креди­том имеются существенные

различия.

Основная, особенность государственного кре­дита заключается в непроизводительном

использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно

не участ­вуют в кругообороте производительного капитала, в производстве

материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефици­та. Средствами для

погашения процентов за пользование государ­ственным и муниципальным кредитом

служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит

антици­пированными (взятыми заранее) налогами

[2].

Характерной чертой банковского кредита является производи­тельное

использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и

выплачивать вознаграждение за пользова­ние ссудой за счет увеличения в

процессе производства прибавоч­ной стоимости. В отношениях банковского

кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимо­давца),

юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите

заемщиком, как пра­вило, всегда является государство.

Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между

сторонами договора банковской ссуды, отно­сящегося к объекту гражданско-

правовых отношений, то резуль­татом госкредитных операций выступает

внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых

правоотноше­ний.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения

стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В

сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на

стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит

перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими

являются временно свободные денежные средства населения предприятий и

организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при

определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы

могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного

кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных

или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение

потребностей происходило по принуждению государства – подписка на

государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых

ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой

формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают

отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с

помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с

уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные

отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными

финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате

вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в

лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика

ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы

для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей

бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения

путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях

развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно

уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная

денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на

заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с

тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит

величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на

состоянии финансов государства[3].

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не

только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо

льгот­ных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,

учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для

всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером

может служить Указ Прези­дента РФ «О порядке предоставления финансовой

поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».

Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между

государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и

юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает

преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта

[4].

Правовые основы государственного кредита

В настоящее время государственный кредит регулируется

Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому

закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства

Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими

лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской

Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный

внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь

возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается

всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных

Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска

ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств,

гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ

определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением

государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не

установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего

долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств

РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по

урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено,

что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с

1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в

пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего

СССР использовать: средства бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки,

направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на

погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации

активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения

Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и

использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими

предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено

Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить

указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной

валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта

облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых;

срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего

валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и

ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и

защите вкладов населения в сберегательном банке, акций которого принадлежит

государству.

Основы классификации государственных займов

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются

государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и

государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и

рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем

Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных

бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных

денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от

27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при

Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному

министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по

размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде

процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается

обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ

осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется

представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.

Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о

состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Заключение

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что

он является средством мобилизации в руках государства дополнительных

финансовых ресурсов.

В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые

финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными

расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с

помощью государственного кредита средства прямо используются для

финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что

государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей

государства, может выступать важным фактором ускорения социально-

экономического развития страны.

Необходимость погашения государственного долга требует изыскания

дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены

(если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения

долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных

доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания

производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главная задача системы управления внешним долгом, являются

обеспечение национальной экономики страны внешними источниками

финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление

контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем

находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой

внешний долг.

г. Тирасполь

«____» _________________

________________________ Жантован Н.И.

Список использованной литературы

контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»

на тему

«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»

1. Указ Прези­дента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств федерального бюджета»

N 1484 от 8 июля 1994г.

2. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее.

М.: Финансы и статистика, 1992г.

3. Химичева Н.И. Финансовое право — М.: Юристъ, 2000г.

4. Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит:

прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992, с. 8

[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447

[3] Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

[4]Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: 1997г.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты