НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Контрольная: Финансовые правоотношения в области государственного кредита
Контрольная: Финансовые правоотношения в области государственного кредита
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Выполнил: Жантован Николай Иванович
студент 3 курса
юридического факультета
заочного отделения
шифр зачетки 828-ЮЗ/02
группа 25-ЮЗ
Научный руководитель:____________________
____________________
Оценка:_______________
Подпись преподавателя:_______________
2005 г.
Оглавление
Контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
на тему:
«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»
Введение ......................... 3
1. Сущность и функции государственного кредита ......... 5
2. Правовые основы государственного кредита .............9
3. Основы классификации государственных займов .........11
Заключение ............................12
Список использованной литературы .................13
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-
финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и
осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на
ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает
участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются
составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой
функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и
расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка
заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-
правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность
вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к
покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных
структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает
государственный кредит, выражающий отношения между государственными и
многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования
дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется
отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей
экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны
зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста
экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на
мировой экономике.
Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы
правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг -
это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом
дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин
"государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед
иностранными и внутренними кредиторами.
Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие
признаки кредита:
· наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
· аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
· возможность использования госкредитных операций внутри страны и в
международных отношениях[1].
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой
системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет
банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений
по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений.
Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные
различия.
Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном
использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно
не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для
погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом
служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит
антиципированными (взятыми заранее) налогами
[2].
Характерной чертой банковского кредита является производительное
использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и
выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в
процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского
кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),
юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите
заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между
сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-
правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает
внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых
правоотношений.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В
сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на
стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит
перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими
являются временно свободные денежные средства населения предприятий и
организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при
определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы
могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного
кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных
или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение
потребностей происходило по принуждению государства – подписка на
государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых
ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой
формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают
отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с
помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с
уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные
отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными
финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате
вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в
лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика
ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы
для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей
бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения
путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях
развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно
уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная
денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на
заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с
тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит
величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на
состоянии финансов государства[3].
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не
только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо
льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,
учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для
всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером
может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой
поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».
Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между
государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает
преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта
[4].
Правовые основы государственного кредита
В настоящее время государственный кредит регулируется
Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому
закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства
Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими
лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской
Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный
внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь
возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается
всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных
Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска
ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств,
гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ
определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением
государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не
установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего
долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по
урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено,
что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с
1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в
пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего
СССР использовать: средства бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки,
направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на
погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации
активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения
Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и
использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими
предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено
Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить
указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной
валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта
облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых;
срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.
Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего
валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и
ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и
защите вкладов населения в сберегательном банке, акций которого принадлежит
государству.
Основы классификации государственных займов
Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются
государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и
государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и
рассылки облигаций государственных займов.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем
Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных
бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных
денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от
27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при
Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному
министерству.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по
размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде
процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается
обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ
осуществляются за счет федерального бюджета РФ.
Контроль за состоянием государственного долга осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о
состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Заключение
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации в руках государства дополнительных
финансовых ресурсов.
В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые
финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными
расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с
помощью государственного кредита средства прямо используются для
финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что
государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей
государства, может выступать важным фактором ускорения социально-
экономического развития страны.
Необходимость погашения государственного долга требует изыскания
дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены
(если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения
долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных
доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания
производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главная задача системы управления внешним долгом, являются
обеспечение национальной экономики страны внешними источниками
финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление
контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем
находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой
внешний долг.
г. Тирасполь «____» _________________
________________________ Жантован Н.И.
Список использованной литературы
контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
на тему
«Финансовые правоотношения в области государственного кредита»
1. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки
предприятиям за счет средств федерального бюджета»
N 1484 от 8 июля 1994г.
2. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее.
М.: Финансы и статистика, 1992г.
3. Химичева Н.И. Финансовое право — М.: Юристъ, 2000г.
4. Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.
[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит:
прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992, с. 8
[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447
[3] Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.
[4]Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: 1997г.
|