НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Доклад: Бюджетное устройство российской федерации
Доклад: Бюджетное устройство российской федерации
Ишкова Анна ( 401)
Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной
системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т. е. межбюджетные
отношения.
Бюджетное устоиство тесно связано с типом государственного устройства. Для
унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система -
центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных государств
типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и
местных бюджетов административно-территориальных единиц.
Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный
Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ».
В качестве основополагающих принципов построения бюджетной системы и
бюджетного устройства закреплены принципы единства и самостоятельности
бюджетов.
Принцип единства – взаимодействие бюджетов всех уровней по линии доходов
путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания
и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Гарантиями
единства бюджетной системы является ее единая правовая база, использование
единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации,
согласованные принципы построения бюджетного процесса, единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой
социально-экономической, в том числе налоговой государственной политики.
Самостоятельность бюджетов – право самостоятельного утверждения каждого
из бюджетов соответствующим представительным органом власти , право определения
направлений использования и расходования бюджетных средств, наличие собственных
источников бюджетных доходов.
Также к принципам построения бюджетной системы можно отнести принцип
разграниченности доходов и расходов бюджета между уровнями бюджетной системы,
принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов,
принцип сбалансированности, принцип экономичности и эффективности использования
бюджетных средств, принцип гласности, достоверности, адресности и целевого
использования бюджетных средств.
Структурно бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Бюджет федеральный
2. Бюджет субъектов федерации – республиканские бюджеты республик в
составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты
городов Москва и Санкт-Петербург, областные бюджеты автономных областей, и
окружные бюджеты автономных округов.
3. Местные бюджеты – районные бюджеты районов, городские бюджеты
городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов.
В 1991 году изменилось бюджетное устройство в связи с принятием бывшими
союзными республиками Деклараций о Суверенитете. Бюджеты союзных республик
обособились от союзного бюджета и перестал представлять собой единый
денежный централизованный фонд. В данный момент бюджеты всех уровней
представляют собой консолидированный бюджет РФ.
Межбюджетные отношения в РФ осуществляются в основном через внебюджетные
фонды – ФФПР, и через предоставление вышестоящими бюджетам нижестоящим
дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд.
Субвенции – бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому для выполнения целевых программ.
Дотация - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы.
Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.
Бюджетные ссуды предоставляются на платной и возвратной основе.
Через ФФПР осуществляется государственная политика выравнивания уровня
обеспеченности регионов бюджетными средствами.
|