рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Статья: Что такое философия

Статья: Что такое философия

Характерные черты и особенности современной западной философии отчетливо

проявляются в тех оживленных, а порой и весьма острых дискуссиях о природе и

призвании философии, которые по сей день ведутся в самых различных регионах

западного мира.

Вопросы «зачем философия?», «нужна ли еще философия?» и другие, ставящие под

сомнение оправданность и правомочность философии как самостоятельной духовной

деятельности или научной дисциплины, в последнее десятилетие не сходят со

страниц журнальных статей и специальных, посвященной именно этой теме

монографических изданий.

Широкий размах и особую остроту приняло обсуждение этих проблем в

западногерманских философских кругах. Положение философии, ее возможности по-

разному оцениваются в западногерманской философской среде. Из всего

многообразия существующих подходов к этому вопросу наибольший резонанс

получили два – критико-пессимистический и проблемно-оптимистический. Из

выступлений представителей первого подхода складывается крайне неутешительная

картина западной философии. Сторонники второго подхода, не отрицая всех

трудностей современной философской ситуации, рассматривают их как трудности

развития и предлагают различные программы восстановления правомочия

философии, ее научной и социальной практической действенности.

Скептики и пессимисты констатируют, прежде всего, один несомненный факт –

утрату культуры масштабного, стратегического философского мышления,

охватывающего и объясняющего мир в целом, способного к анализу и оценке общей

социально-политической, культурной и духовной ситуации времени. Обращается

внимание на отсутствие крупных мыслителей, философов, могущих стать

родоначальниками влиятельных направлений мысли. Эра великих мастеров

философствования (Хайдеггера, Ясперса, Рассела и др.) осталась позади-

отмечают Лобкович и Хоккепель.

Несостоятельность и беспомощность философии Хоккепель видит в непреодолимом

методологическом плюрализме, непрекращающейся «критике всех против всех»,

ведущей, в конечном счете, к аннигиляции самой философии.

Западнная философия, по мнению ее самокритичных представителей, не выработала

ни каких критериев и норм, которые бы могли воплотиться в конкретных

способах действия, поведения, и поэтому она должна признать свою

беспомощность перед практикой. «Философская теория науки»- пишит Ридель,- «не

содействует научному прогрессу, социальная и политическая философия на

протяжении всей своей истории редко разрабатывали концепции, которые

способствовали бы человеческому общежитию».

Эта скептическая оценка возможностей философии принимает крайние меры у

Маркарда. Философия, по его мнению, не смогла и не сможет оправдать

возлагаемых на нее с разных сторон надежд. Она не справилась с функцией

утешительницы душ человеческих, которую нередко брала на себя.

Не оправдали себя и так называемые «технологические» притязания философии,

связанные с ожиданием, что она сможет способствовать развитию «технологически

реализуемого полезного знания». «Наконец»,- считает Маркард - «стала очевидна

также несостоятельность политических притязаний философии на роль

устроительницы общественных дел, науки о жизненной мудрости, указающей

человечеству путь к достижению справедливого и заслуженного счастья».

И, в конце концов, Маркард заключает: «Сперва философия была компетентна во

всем, позднее - компетентна лишь в некоторых областях, и, наконец, философия

сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей

некомпетентности. Философия? Она кончилась. Мы занимаемся философий после

конца философии».

Однако есть философы, настроенные не столь пессиместично как Маркард.

Важным условием определения места философии в современном мире, согласно

Баумгартнеру, является анализ ее функций в конкретных общественных формациях.

В данном случае имеется в виду положение философии в индустриально развитом

капиталистическом обществе, в сложных обстоятельствах его динамического и

противоречивого развития, с его перманентными социально-экономическими

потрясениями, политическими конфликтами и кризисами. В этих условиях

Баумгартнер утверждает необходимость философии, харрактеризуя ее в согласии с

Люббе, как «интеллектуальное искусство рефлексии, имеющее своей целью

разрешение кризисов». Философия, по его мнению, должна выполнят не просто

функцию элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся условиях, а

более масштабную ориентационную функцию, определяемую ее собственными и

«формально-априорными знаниями о мире и человеке».

Следущая постановка вопроса о судьбах философии уже относится к более

конкретному и фактическому ее институциональному положению. В дискуссиях на

эту тему речь идет о том, должна ли философия существовать и быть

использована в рамках научно-исследовательских и учебных заведений, на

специальных философских факультетах университетов. И вообще оправдывает ли

себя философия как профессиональная академическая дисциплина?

В размышлениях на эту тему западногерманские философы исходят из того

реального положения философии, которое сложилось в условиях современных форм

общественной организации духовной деятельности. Имеется ввиду то

обстоятельство, что реальная философская работа осуществляется сегодня в

Германии, как правило, институционально, т.е. в рамках крупных организаций, и

в условиях общества, где наука стала важной производительной силой.

Вообще Ридель выделяет три группы людей занимающихся философией. К первой он

относит «философов по обстоятельствам», каким может быть каждый в своих

размышлениях о судьбах мира и человека, о той или иной жизненной ситуации. Во

вторую группу входят те, для кого философия является побочной профессией,-

это большая армия философских экспертов, специалистов по определению границ и

возможностей конкретного вида научной и практической деятельности. И,

наконец, к третьей группе Ридель относит уже тех, для кого философия является

главной профессией. И вот между философами-профессионалами и множеством

непрофессионально и побочнопрофессионально занимающихся философией, прежде

всего, обнаруживаются различия, зачастую несовместимые представления о

природе философии и ее функциях в современном мире.

Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также

специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и

объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу. Философия - не

общая теория или мира или человека, она есть общая теория мира и человека. В

своих обобщениях философия опирается на научное знание и на ценностное

отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-

мировозренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские

законы и принципы воплощают в себе одновременно и истину, и ценность, научное

знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и значения.

Философия говорит человеку как о его реальном, фактическом положении в мире,

так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и том, чем

он должен быть. Соответственно, существо той или иной философии во многом

определяется тем, как она сочетает, соотносит в себе научнотеоритический и

ценностнопрактический моменты. Как в прошлом, так и в настоящем философия

выступаоа и выступает не только как теория мира и человеческого познания, но

и как наука о жизненной мудрости, как способ ориентации в мире, как

практически-духовный способ освоения и преобразования действительности.

Итак, каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-

исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет наиболее общие

идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная

конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их

называют универсалиями культуры. Философская мысль выявляет не только

интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии.

Помимо функции выявления универсалий философия берет на себя задачу

рационализации- перевода в логическую, понятийную форму, а также

систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого

опыта во всех его формах.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В

качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными

возможностями творческого формирования принципиально новых идей,

мировозренческих образов, идеалов.

Используемая литература:

Журнал «Вопросы философии» 1985 г.

Реферат по философии

Тема: Что такое философия и зачем она?

Выполнил: Лихачев О.А.

Гр. 714.2

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты