НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - : Смысл жизни по С.Л. Франку
: Смысл жизни по С.Л. Франку
Смысл жизни по Франку. 1. Вступление. 2. Истинная
жизнь и ее сущность. 3. Поиски смысла жизни. 4.
1. Вступление.
Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950
году в Лондоне.
С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в
уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался
разъяснить природу человеческой души и знаний человека.
Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех
философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности
пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее
общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же
Франк говорил: "Я не богослов, я философ".
Франк называл свою концепцию: "метафизическим (философским) реализмом". Его
философия- реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему
человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.
2. Истинная жизнь и ее сущность.
В своем учении Франк говорит об истинной жизни и смысле жизни. "Истинная
жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение абсолютному
целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и
укрепляем существо в ином- в Боге, как первоисточнике всячекой жизни." Но тем,
самым по мнению Франка, мы связываем себя со всем живущем на Земле, и прежде
всего- с нашими ближними и их судьбой: "Любовь есть основа человеческой жизни,
само ее существо." Жить истинной жизнью, жить в вере значит жить в постоянном
напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить "полным", "большим"
сознанием того, что любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее
несказанности, значительности, таинственной глубине. По мнению Франка: "Это
есть подлинный труд, подлинная борьба, подлинное творчество, в котором мы
усилием творческой воли преображаем в реальность, творим нечто совершенно иное,
небывалое- именно преображенную реальность нашего существа, нового человека."
Исходя из этих соображений Франк пытается определить смысл жизни.
Он определяет основной труд человеческой, жизни, как "религиозное внутреннее
делание, аскетичную борьбу с самим собой." Этот труд закладывает фундамент
жизни. "Все внешние человеческие дела, все способы внешнего устроения и
упорядочения жизни опираются на внутреннее дело- на осмысление жизни через
духовное делание, через взращивание в себе сил добра и правды, через
действенное вживание человека в первоисточник жизни- Бога."
3. Поиски смысла жизни.
"Смысл жизни", пишет Франк- "в ее утвержденности в вечном, он осуществляется,
когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь
и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем
рассчитывать вообще на достижение смысла жизни." При этом он выводит
противоречие: "Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы
должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по
частям, и, живя во времени, мы живем лишь в малом, переходящем ее отрывке."
Поиски смысла жизни- укрепление в себе веры, которая представляет собой
напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В глубине
человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся основным
делом человека. То есть внутри человека совершается творческое и плодотворное
дело, являющееся его основным делом. Оно состоит в действенном утверждении
себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении человеческой
души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших
чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.
4. Вывод.
Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл
жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие.
Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас
есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть
живым, так как он- смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.
Список использованной литературы:
1. Франк С. Л . Сочинения. Москва ,1990
2. Лосский Н.О. "Духовные основы общества." Москва ,1991
3. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва ,1995
|