рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпора: Шпора по философии-2

Шпора: Шпора по философии-2

7.1. Условия возн и распрост христианства

Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно

меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни христианства,

что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным отличием является

служение философии целям религии и теологии.

Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления позиций

только-только появившегося христианства, которое и концептуально и

организационно нуждалось в такой поддержке. Не меньшим препятствием для

утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась

античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его

познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II

веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и

христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской

религии.

В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие шаги,

чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии и

церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского

наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных догматов.

Неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития

средневековой философии и христианства.

Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих

позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать

аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и

одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности ими

игнорировалась.

Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось главным образом

в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского теизма происходило

своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» и в частности,

наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и аристотелизма.

Одновременно шла борьба за использование философских идей для усиления

позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция и достижения

аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и человеке.

Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с целью

усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).

Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в это время религии,

философия продолжает не только существовать, но и получает определенное

развитие.

7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.

Патристика – обозначает совокупность теологических, философских и политико-

социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых

отцов церкви. Четырех деятелей называют докторами Западной церкви - Святого

Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.

Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период

между победой католической церкви в Римской Империи и варварским нашествием.

Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто бы

то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла церковь.

Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и

государством (независимость церкви).

Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива

монашеского движения.

Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации. Он

пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали более

ранние христианские философы. Лучшее его произведение - "Исповеди". Августин

утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то время, как

греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен из ничего. Эти

воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы.

Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил, что бог вечен и

существует вне времени. Он не предшествует своему собственному творению

времени, т.к. он пребывает вне потока времени. Прошедшее и будущее могут быть

осмыслены только как настоящее: прошедшее может быть отождествлено с

воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они являются фактами, относящимися к

настоящему, т.е. время является аспектом наших мыслей.

Патристика 5 - 6 веков.

5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской Империи.

После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти угасла.

В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.

Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование

совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и

бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый

счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.

7.3. Философия Августина

Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент

религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем

разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики,

истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а

недостаток, порок и повреждение формы. Бог - есть источник бытия, чистая

форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В

мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога

возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения

опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в

отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не

простое свойство тела. Она бессмертна.

Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как

конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает у

А. как центральная.

А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и

человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек,

будучи результатом его творения, зависит от творца.

Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.

Опираясь на тексты Св. Писания, где говорится о доброте творца, А.

доказывает, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой

абсолютной доброте, ведь всевышний осуществляет творение, запечатлел в

сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены неземной образ и

смысл. В меру этого а природе, в людях, в обществе, заключено добро. Подобно

тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это отсутствие добра, а

не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А. пытался снять

ответственность бога за зло в мире. Нужно учитывать относительность зла и

воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к добру.

Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном итоге оборачивается добром

( наказание за преступление ).

8.2. Философия Аквинского 13 в.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах

доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого

средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого

(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы

христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было

преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с

догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса

Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о

том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не

менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий

корень.

В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На низшей

ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность

вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей ступени форма -

конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность

таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма - действующая

причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности,

движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю,

организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже

не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи.

Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих

способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение,

каковым он считает способность различать добро и зло.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь

официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот

своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и

средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных

"скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил.

8.3. Поздняя схоластика.

Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением

теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила

наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению

философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.

Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.

Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к

знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии - бытие.

Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве бытия.

Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено: человеческий ум

постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных,

поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких

как бог или ангелы. Категории бытия последнее мыслится как нечто запредельное

и неопределенное. В телесных вещах материя характеризуется изначальной

неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она

способна принимать конкретные способы бытия. Душа едина и ее отдельные

способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они

направлены: способности направленные на чувственные предметы называются

чувственными, направленные на умозрительные - мыслительными. Связь души с

телом осуществляется посредствам особой формы - телесности, которая

отличается от самой души.

В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной деятельности:

знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - оно всегда

складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого

предмета.

9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Центральной Европы.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в

оценке всего сущего и отношении к нему.

Отличительные черты идеологии Возрождения:

1.антифеодальная направленность

2.светский характер (против церкви)

3.гуманистическое мировоззрение

4. обращение к культурному наследию античности

Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как

личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В эту

эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса",

богоравного существа, создающего и творящего самого себя.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и

философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические

тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен

для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы,

отождествившего понятие "бог" и "природа".

Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм

самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических

проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему

благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.

В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции,

получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая

натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились

преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую

связь материи и духа.

Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась

пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности

вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального,

потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным,

потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало

быть чудесным.

В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего

самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися

средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой

естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем

производительных сил, материального производства, науки и техники.

8.2. Гуманизм Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном

(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование

человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы

человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из

грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную

роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них

определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными

заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его

индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать

творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении

«О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает

стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное

благо.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,

важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые

свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в

мире.

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему

образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя.

Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том,

что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем

пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными

творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению

человека с Богом.

Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять

Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а

затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей

Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как

социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает

и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний

церкви и духовенства на господство в обществе.

9.3. Натурфилософия Возрождения

Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма, класса

более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в новой

философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое

мировоззрение.

Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей

ренессансной философии. Кузанский, разделяющий принципы христианского

монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не

противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -

формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано

Бруно.

Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.

Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет

его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский, таким образом, открыл

принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот

методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской

диалектики.

По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность

космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы

замкнут. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом

относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как

тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом

пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.

Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления выдающихся

ученых, внесших большой вклад в развитие науки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Новый тип мышления - материалистический.

2. Философская мысль становится светской.

3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.

4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.

Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек созидающий,

активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от догматов

церкви.

8.4. Соц-полит идеи Возрождения

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к

проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические

теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и

социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и

государственный деятель Никколо Макиавелли

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет

идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека

считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над

человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с

фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту — воплощение

человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли

политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила»,

позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять

необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы,

исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в

обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей,

а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли

решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы

политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было

освобождено от абстрактного морализирования.

Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и

церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного

следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и

объясняется противоречиями социальной действительности.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная

заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного

лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа,

тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства

возможного.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты