рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Лекция: Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Лекция: Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.

1. О сущности демократии.

В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно забывают ,

что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии , что отмирание

гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не тождественна с подчинением

меньшинства большинству . Демократия есть признающее подчинение меньшинства

большинству гос-ва ,т. е. организация для систематического насилия одного

класса над другим , одной части населения над другой . Но стремясь к

социализму будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще .

2. О соотношении демократии и диктатуры .

Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого главного

периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода свержения буржуазии

и полного её уничтожения . Этот период является периодом ожесточённой

классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого периода неизбежно должны быть

гос-вами по-новому демократическими и диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва

очень разнообразны , но их суть одна : все эти гос-ва являются так или иначе

, но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии .

Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать громадного

обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом будет

неизбежно одна - диктатура пролетариата .

3. Отношение рабочего класса к формам государства .

“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого с.-д. 70-х

годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для пролетариата

форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать , что наёмное

рабство есть удел народа , и в самой демократической буржуазной республике .

Всякое гос-во есть “особая сила для подавления” угнетаемого класса . Поэтому

всякое гос-во несвободно и ненародно .

В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное право

должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы подыскивать рабочих

, надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное избирательное право служит

для этой цели всякому другому работодателю .

А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в уничтожении

представительных учреждений а в превращении представительных учреждений в

“работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским учреждением ,а

работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным .

4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.

Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую гос-ю

политику , проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению

бюрократизма .

Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм сократит рабочий

день , поставит большинство населения в условие , позволяющее всем без

изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к полному отмиранию всякого

гос-ва .

А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так , чтобы сам

пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат будет с нами в

борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за демократическую

республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов , за

революционную диктатуру пролетариата .

5. О судьбе демократии.

У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии . Буржуазное гос-

во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще , т. е. самая полная

демократия . Развитие демократии до конца , изыскание форм такого развития ,

испытание их практикой , всё это - одна из составных частей б-бы за

социальную революцию.

6. Борьба против бюрократизма.

Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного общества.

Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на паразитирующий

организм . Громадное число крестьян унижено правительством и жаждет свержения

его . Осуществить это может только пролетариат и осуществляет это , делая

вместе с тем шаг к социалистическому переустройству .

К. Маркс “ К критике политической экономии. ”

Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем порядке :

капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш. торг. ,

мировой рынок .

Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,

последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны , как и

форма гос-ва .

Общий результат может быть кратко сформулирован так : в общественном

производстве своей жизни люди отступают от определений , необходимые от их

воли , не зависящие отношения - производственные отношения.

Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества , реальный

базис , в котором обозначаются политическая и экономическая надстройка , и

которому составляет определение формы общественного сознания . Не сознание

людей определяет их бытие , а наоборот , их общественное бытие определяет их

сознание . Человечество ставит себе только такие задачи , которые оно может

разрешить ,т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается , что сама

задача возникает лишь тогда , когда мат. условия имеются на лицо . В недрах

буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем мат. условия

для разрешения этого ...

Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .

В. И. Ленин “Социализм и религия”.

В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего

класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды политического

унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта . Бессилие униженных

также порождает лучшую загробную жизнь . Религия должна быть объявлена

частным делом .

Полное отделение церкви от государства - вот то требование , которое

предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и церкви .

Русская революция должна осуществить это требование , как необходимую

составную часть политической свободы .

Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса за

создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае на небе

. Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала действительно

частным делом для гос-ва .

В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.

Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги “общества” .

Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть поучительный

камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .

Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии . Борьбу с

религией нельзя организовать абсолютно идеологической проповедью .

В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .

Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию классовой

б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .

Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия должна

быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .

Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция поступила

правильно и создала таким образом прецедент , который должен послужить

основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало ли идти дальше

? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем , что нет . Это

могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны политической партии

пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани между буржуазной и

социалистической б-бой с религией .

Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .

Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В тюрьме , в

начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й выпуск

“Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел внимательно за

неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня ещё яснее стало то.

Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я написал ему тогда

“объяснение в любви” , письмецо по философии в размере трёх тетрадок .

Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист в философии , но

чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно написанные работы

убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и правоте Плеханова .

Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям ( Луначарскому в том числе ) и

подумывал было напечатать под заглавием “Заметки рядового марксиста о

философии” , но не собрался . Теперь я жалею о том , что тогда тотчас не

напечатал . Написал на днях в Питер с просьбой разыскать и прислать мне

тетрадки .

Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи , кроме

суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от негодования

. Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики , эмпириомонисты и

эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что “вера” в реальность

внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать самым безобразным

образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов ) , проповедовать

разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих “религиозному

атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций ( Луначарский ) ,-

объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике ( Берман ) , - черпать из

вонючего источника каких-то французских “позитивистов” - агностиков или

метафизиков , чёрт их подерёт , с “символической теорией познания” ( Юшкевич

) ! Нет , это уж через чур !

Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но зачем

уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как философию

марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь участвовать в

органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .

25 февраля 1908 г.

--------------

“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно и

вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение

научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло .

Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел

философию : к тому обязывает решение БЦ .

Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны .

Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая

дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в

отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .

Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно

выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а

“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и

именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,

только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”

16 апреля 1908 г.

“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.

Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении , то ещё

хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается

исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь

окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее редко.

Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу . Какая мораль

проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное ,

унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на католическое

и протестантское .

Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических отношений , в

которых совершается производство и обмен . Все три теории морали имеют одну

историческую основу .

Всякая теория морали является продуктом данного экономического положения

общества .

Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно

человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность

классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .

Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.

Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из него пользу

, нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями и предметами

труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба . Следовательно

, чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута известная ступень

развития производства и известная ступень в неравенстве распределения .

А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется гораздо более

значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления богатств . В

первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо играло весьма

подчинённую роль .

“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья , воспитание .

Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим отражением в

головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их повседневной

жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных .

В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре вступают и

общественные силы - силы , которые противостоят человеку в качестве столь же

чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним , господствуют над

ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На дальнейшей ступени

развития вся совокупность природных общественных атрибутов , множество богов

переносится на одного бога , который в свою очередь , является отражением

абстрактного человека . Возникает монотеизм . В этой форме религия может

продолжать своё существование , как непосредственная , т. е. эмоциональная

форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам , природным и

общественным до тех пор , пока люди фактически не окажутся во власти этих сил

. До сих пор ещё в ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает

.

Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо действие .

И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во владения всю

совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими , освободит этим путём

себя и своих членов от того рабства , в котором нынче их держат , но

противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы , средства пр-ва ,

тогда следовательно человек будет не только предполагать , но и располагать ,

исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё выражается в религии

, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине

, что тогда уже нечего будет отражать .

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении гегелевской

философии образовалось ещё одно направление . Это направление главным образом

связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля произошёл и здесь путём

возврата к материалистической точке зрения . Люди этого направления решили

принимать действительный мир таким , какой он есть на самом деле .

Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона философии

была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических оболочек

, которые у Гегеля затрудняли её последовательное поведение.

Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим” .

Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы

совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед , благодаря

трём великим открытиям :

а) открытию клетки .

б) открытию закона сохранения энергии .

в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .

Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными областями

природы .

Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от

развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием .

Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .

Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-

ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а

гражданское общество - решающим элементом .

Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же

отношениями определяется и гражданское право .

В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но став

самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает новую

идеологию .

Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен .

За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё царство

частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса , диалектика

.

После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории и

перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса продолжает

жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является наследником

немецкой классической философии .

В. И. Ленин “Великий почин”.

Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм трудящихся

масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .

Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало

переворота , более трудного , более существенного - это победа над

собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .

Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами . Это

источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .

Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке

означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в состоянии

руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов , за полное

уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить социализм ,

пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить своим

беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу трудящихся

, организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-вторых ,

повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же все

мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой организации

труда .

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты