рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Лекция: История развития

Лекция: История развития

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4

Подполковник В. ГРАБАРЬ

« » __________ 1998 г.

ЛЕКЦИЯ №2.

Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании ПМК «Философия»

Протокол № от « » ______ 1998

Председатель ПМК «Философия»

полковник В. Карпов

План:

Введение.

1.Предпосылки и условия зарождения философии.

2.Философия Древнего Мира и Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Заключение.

Литература:

1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -

Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).

2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).

3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989

г. (с. 74 - 192).

4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС,

1997 г. (с. 251 - 285).

5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:

ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).

Время: 2 часа.

Аудитория: №

ВСТУПЛЕНИЕ.

В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории

философии.

Задача этой лекции:

- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех

важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в

истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.

Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.

- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь

на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное

богатство человеческой мысли.

- Изучение истории философии является необходимым условием овладения

философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.

- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к

актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.

- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность,

критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с

настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение

передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли,

теории, а это надо знать.

- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и

быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой

суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,

ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-политической

информации.

Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.

ВОПРОС №1.

Предпосылки и условия зарождения философии.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает

особая наука - история философии.

История философии - это история самосознания человеческой

культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а

в сущностном, категориальном выражении.

Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и

решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.

Каковы исторические типы философии?

Это:

-Философия древнего мира, включающая в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:

* Античная философия - развивалась под влиянием,

-С одной стороны - мифологии,

-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.

* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с

религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным

воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной

литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов

гуманистов.

* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на

науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое

естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой

науки, ещё не знавших эксперимента.

* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,

теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской

революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю

общественного прогресса.

* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической

совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в

суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились

в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период

характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной

цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического

строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические).

* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,

русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,

неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д.

Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.

По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии

этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского

процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует

отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно -

мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые

мировоззренческие запросы.

Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между

людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.

* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На

место обычая пришло образование.

ВЫВОД:

Таким образом:

- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми

отношениями (формированием права и государства).

- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена

передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и

рождение новой культуры.

ВОПРОС №2.

Философия Древнего Мира и Средневековья.

1. Философия Древнего Мира.

Философию Древнего Мира разделяют на:

n философию Древнего Востока

n Античную философию.

1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,

Вавилона, Индии и Китая.

А. Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и

Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до

нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься

умственным трудом.

Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух

мощных процессов:

- с одной стороны – космогонической мифологии

- с другой – научных знаний.

Это отразилось на её характере.

Черты:

1. Философская мысль включала в себя представления о материальной

первооснове мира. В качестве таковой выступала вода -

источник всех живых существ.

Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух,

заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».

2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли

роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как

творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

Письменные памятники:

-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.

-«Диалог господина и раба о смысле жизни»

-«Песня арфиста»

-«Беседа разочарованного со своим духом».

ВЫВОД:

Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня

характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения

египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и

философской мысли.

Б. Древняя Индия:

В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской

философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение

Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения

страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней

Индии классового общества и государства.

1-й этап - Ведический:

Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе

с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии

духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.

Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они

представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,

наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении -

творении мироздания.

Веды делятся на 4 части:

-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

-брахманы - сборник ритуальных текстов;

-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна»

и «Махабхарата».

* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии

характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.

3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв

(русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим

словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё

есть видоизменение единой сущности».

2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека.

Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния

просветления, и блаженства - Нирваны.

3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление,

недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ

жизни, руководства жизнью.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы

первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный

круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности

заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в

сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма

определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого

духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го

тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было

уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и

начался новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

n осознание природы, общества, человека

n взаимосвязь человека и п[11] рироды.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о

противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход).

Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней

философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший

мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное

представление о Небе. Это великое начало, верховное божество,

которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и

великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные

правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья

почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в

соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает

по определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы

(воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни

шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен

вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании

естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество -

пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.

Черты Китайской философии.

1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,

прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о

«золотом веке».

2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы

занимали важные государственные посты.

3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение -

школа Моистов)

4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,

управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были

основным материалом.

5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между

естествознанием и философией.

6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил

формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и

мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для

большинства китайских школ остался фактически неизвестным.

7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его

взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.

8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение

проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,

недеяние.

В целом выводы по философии Древнего Востока.

1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их

социально-хозяйственные и государственные традиции.

2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы:

-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии

о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства

Вл. Соловьёва;

-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё

отражение в античной философии материалистов.

-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех

вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве

канта, диалектике Гегеля.

б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей

авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии.

3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,

Просвещение, Реформация.

Почему?

Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а

поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом

очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с

особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.

Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была

предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому

цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле

промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло

состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно.

Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо

сознавалась, и сознаётся теперь.

2. Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности,

поэтому античная философия выступает как предтеча

современной философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:

1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец

- декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей

эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.

Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и

крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые

немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин

"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

Этические школы:

- гедоническая (Аристипп)

- циническая (Антисеен).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

Философские школы:

-перипатетика (школа Аристотеля)

-академическая философия (Платоновская академия)

-стоическая школа (Зенон из Китиона)

-эпикурейская (Эпикур)

-скептицизм.

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

-скептицизм (Секст Эмпирик).

Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

Почему?

1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это

что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное,

самодостаточное).

2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

3. Человек изначально связан с природой.

4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди

опираются на доводы разума.

5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за

его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении

рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из

этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а

он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из

противоположных стремлений». Душа - огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы

соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение

которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей

вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370

г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы,

из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем.

Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из

атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число

. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное

качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.

Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и

многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие

есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо),

ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и

всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в

пространстве нет - всё наполнено бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне

Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности

воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются

испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на

основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет

ничего неподвижного.»

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и

туже реку нельзя войти дважды.»

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют

вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о

бесконечном множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как

антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека

.

Почему?

1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные

войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой

демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к

жизни идеологию рабовладельческой аристократии.

2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили

условия формирования человеческой личности.

3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан

инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к

философии как «первонауке».

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению

человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает

субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как

морального существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что

составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека

вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса

познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,

красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум

впервые стал мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы

- для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери

.

* Платон - создал теорию «Идеального государства

», разделив общество на три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек,

придуманных и управляемых Богом.

* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление

заботы о другом есть проявление заботы об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических

систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска

рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими

вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова -

это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно

«созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он

является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил

мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его

бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в

человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до

земного существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

· подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина

дороже»);

· создал учение о категориях (сущность и качество);

· учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её

вечной, несотворимой, неуничтожимой;

· произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,

первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

· развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения

бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

· учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом

Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами

политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы,

созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который

вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики,

проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению

возможность познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал -

невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и

внешние раздражители.

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм

и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это

означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из

абсолютной личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная

философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу.

Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость

применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно

неизвестна, он может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий

(категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и

идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

2. Философия Средневековья.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный

содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство

становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали

одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во

всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри

являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с

учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -

служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность

философии на обоснование правил поведения христианина в мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего.

n Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего

сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

n Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,

поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания

смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое

зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом

познания выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое,

ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма

новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других

было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность

обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских

трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в

виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков

и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение

этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) -

форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах

Западной Европы (с 12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из

самых крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён

Папским престолом святым, а его система становится официальной философской

доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание

к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении

человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом

религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;

-а главное - восприятие развитого категориального аппарата с

точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения

не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум

и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к

познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»

(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные

вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой

сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять

же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского

мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании,

выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на

опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи

Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического

направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало

отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью

подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм

эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

6. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный

метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

ВОПРОС № 3.

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.

1. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому

времени (с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в

Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г.

- Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521-

Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.

освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский,

Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник,

Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве

университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль

отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее

содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи

неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч.

pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия

«бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на

концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение

земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная

комедия»; Петрарка - «Книга песен»).

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек

теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное

существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает

его с антропоцентризмом.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и

природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического

единства.

· Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для

возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский

индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль

мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги,

дипломаты. Носившие имя «философ»).

· Творческая деятельность человека приобретает сакральный

(священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает

новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм:

· Центр мира Солнца;

· Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

· Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

· Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

· Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.

Коперника.

· Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

· Солнце - центр только нашей планетной системы;

· Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

· Жизнь и разум есть на других планетах;

· Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел

телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического

процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального

равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким

должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком.

Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

· Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в

общественной жизни;

· Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем

приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте,

не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества,

государства и морали объясняется естественным ходом событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического

социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя

фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого

нет - слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

· Уничтожение всех видов частной собственности;

· Обязательный труд всех граждан;

· Выборность государственных органов;

· Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник

борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд:

«Город Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

· Упразднение частной собственности и семьи;

· Дети воспитываются государством;

· Обязательный 4х часовой труд;

· Распределение продуктов по потребностям;

· Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

· Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

· Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и

народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между

народами.

Выводы:

1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм.

Человек рассматривается как Творец.

2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское

творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего

воспоминания», она:

· обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;

· заложила основу философии, свободной от религии.

2.Философия Нового времени.

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

3-й период: Немецкая классическая философия.

Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества

на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

-Ньютон - сформулировал основные законы механики;

-Бойль - применил механику в химии.

Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный

или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки»,

а наука для увеличения власти человека над природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:

-систематизации огромного количества фактов;

-создания целостной картины мира;

-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы

теории познания (гносеологии):

-что значит знать?

-что пролагает дорогу к истине:

· ощущение или разум;

· интуиция или логика.

-аналитическим или синтетическим должно быть познание.

Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов»

разума, который проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к

истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического

индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не

сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.

Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:

*единственный источник знания - это опыт

n опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,

представлениями;

n содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится

к опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений

или идей.

n душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже

ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к

обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного

познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила»

- его изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого

класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его

метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из

«чистого сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают

(т.е. это подъём от эмпирии к теории).

5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е.

дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду

(в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами

мышления (научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679)

материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу,

вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как

перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял

механизму не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как

средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение

об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями.

Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -

знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис

Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил

развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного

метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые

идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея

такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е.

эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире

(хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент

- важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать

в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до

ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

n они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных

и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в

математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций:

духовные и материальные.

n Духовная – неделимая субстанция

n Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт

считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы

(1632-1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует,

но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая

протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это

частный случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.

Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного

идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из

мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы

бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном

изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует

единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир);

у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного

понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах

английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является

общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,

утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д.,

восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в

качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он

исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений,

а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно.

Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм

.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив

человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно

описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм,

благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления,

были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного

устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-религиозной

идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

n насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и

быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

n философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

n философия становится делом идеологов и политиков;

n развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

· распространение положительных, практически полезных знаний о природе и

обществе среди широких кругов образованных людей;

· приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и

философии, которые внедрят принцип разума в государства;

· критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое

учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно

действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со

своими разумами.

n разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей

субъективной деятельности человека.

n человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать

властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

n мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -

это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

n механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,

законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные

и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)

В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие

техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях

природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и

политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств (

«Священная Римская империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для

индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа:

сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая

философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с

сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики»

чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она

возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и

Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический

и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной

системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных

процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического

разума», «Критика способности суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания

и установление его границ

-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который

протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а

специфика познающего субъекта - как главный фактор, определяющий и

способ, и предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу

вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал

воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим

явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи

невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности

познания мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность -

самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя

общего блага).

-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда

может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других.

Поступок

-не является моральным, если в его основе лежит стремление к

счастью, любви, симпатии и т.д.;

-является моральным, если он основан на следовании долгу и

уважении морального закона.

В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным,

производным от практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие

категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

7. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского

университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на природу:

-Природа - не средство для реализации нравственных целей

человека, не «материал» для человеческой деятельности.

-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не

признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в

экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»,

«Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории»

и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от

первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией

(феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом

развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи

Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть

и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта

преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая

является основой объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы -

философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним

проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную

сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа -

Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой

себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух (личность)

2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)

3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является

искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не

только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной

религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не «Абсолютный

дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых

характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же

должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Выводы:

Немецкая классическая философия:

1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи,

её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии для

осмысления будущего.

2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания -

диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности

позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.

3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы,

позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.

Выводы по лекции:

1. История философии показывает, что философия это не есть чисто

умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно

связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.

2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса,

Нового времени - характерны особые способы философствования, между которыми

сохраняется преемственность.

3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую

направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не

претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют духовное

богатство человечества.

4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит

нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного

руководителя.

[11] [11] [11]

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты