рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Лекция: Истина и ее критерии

Лекция: Истина и ее критерии

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

подполковник В. Грабарь.

«__» ________ 1999г.

Лекция №10.

Истина и ее критерии. Знание и вера.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Тема: "Истина и её критерии. Знание и вера."

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории

познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств

и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и

интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы,

теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Проблемы истины, её понимание, аспекты, формы, критерии мы рассмотрим в лекции:

Истина и её критерии. Знание и вера. Основные вопросы которой:

1. Проблема истины и её место в гносеологии.

2. Проблема критерия истины.

3. Проблема соотношения знания и веры.

В ходе рассмотрения первого вопроса мы изучим разные походы к определению

истины, рассмотрим понятие объективности, конкретности, абсолютности и

относительности истины. Особенности познания истины в военном деле.

Во - втором увидим многообразие подходов к критерию истины, рассмотрим

критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики.

В третьем вопросе определим границы научного познания, рассмотрим диалектику

веры и знания.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих

проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость",

"добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на

возможность познания мира, общества, военного дела, человека и его мышления.

В этом актуальность сегодняшней темы лекции, и её значимость для формирования

инженерного мышления, мировоззрения офицера РВСН.

1 вопрос.

Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных

вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть

соответствие знания действительности", "Истина - это опытная

подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",

"Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его

эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее

своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли

Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте

философы XX Века.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже

агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности

и по вопросу о механизме соответствия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую

входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с

предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим

внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное

тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а

постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и

относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное,

исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа

развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть

достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не

может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных

истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это

неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика

квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о

флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной

черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит

релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности

истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за

пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже

2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина -

это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими

свойствами.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с

точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с

фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм,

антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного

мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а

также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная,

обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и

заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса

познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету,

несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно

из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания.

Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения

многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские,

эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения

истины в корыстных целях и дезинформации -передачи

ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и

подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат

неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают

логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о

"вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию,

астрологии в астрономию),

Познание истины в военном деле имеет свои особенности связанные с

многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические, и

организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей разного

характера.

Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями

противоборства.

Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё более

осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что

называется - военной хитростью.

Военное познание отражает действительность и в чувственных и в логических

формах, но значительное место отводится - интуиции. Развитая интуиция

отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть

вопрос о критерии истины.

2 вопрос.

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий

истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт

критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой

критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных

положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства -

зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его

особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и

теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных

естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и

историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что

признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие

суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к

общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму

и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие",

"деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика

считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве

теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим

практику через понятие "деятельность".

Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная

деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно,

через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её

изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и

познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система

человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы -

это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем

важнейшие формы практики: Это - материальное производство

(труд),

- социальная деятельность,

- научный эксперимент;

- техническая деятельность;

- военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны,

практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика

является источником информации для познания, в том числе и военного. Формы

военной практики:

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения

вызваны к жизни потребностями практики.

- креатиеная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и

стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -

детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для

преобразования мира и регулирует деятельность людей

- целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины

" критериальная функция Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс,

носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий

практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том

смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения.

Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому

не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями,

которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен

логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и

диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М.Хайдеггера и

КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает

Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как

противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок,

свободы, хотения.

Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле,

истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде,

значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда,

шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой

стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим

отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями

обеспечивает процесс познания истины.

Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и остаётся

приобщение к науке, научной истине. Достижение последней связанно с

соотношением веры и знания.

3 вопрос,

В предыдущей лекции мы отмечали наличие научных и всенаучных форм познания.

Классификация форм знания и по сей день является во многом дискуссионной. Мы

же попытаемся выделить некоторые формы и рассмотреть их основные особенности.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание,

поставляющее элементарные сведения о природе, людях, социальных связях и т.д.

Основой данной формы познания является опыт повседневной жизни, практики людей.

Знания эти носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер (набор

сведений, правил и т.п.). Сфера обыденного познания включает в себя здравый

смысл, верования, приметы, традиции, предания, назидания, интуитивные

убеждения, предчувствия и пр.

Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что оно

представляет совой фантастическое отражение реальности, является

безсознательно-художественной переработкой природы и общества народной

фантазией, но и 2-е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и

обобщениях, имеющих и логическую природу.

Ему свойственно: слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое разделение

субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности

явлений. Значение мифологического познания в его обращенности к культуре.

Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в

искусстве, хотя полностью, целиком не сводима к познанию, но через систему

художественных образов - позволяет раскрыть истину. Поскольку в

структуру любого произведения искусства включаются знания о людях их

характерах, о странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях

и т.д.

Одними из древнейших форм познания является философское познание

(речь о нём шла в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью

последнего есть то, что, будучи фантастическим отражением земных, природных и

социальных сил оно содержит в себе определённые знания о действительности. Хотя

и не в теоретической форме. Религиозное познание не выполняет функций

производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и

доказательный характер.

О научном познании и его особенностях мы уже говорили. Но,

уточним, сущностью научного познания является

рациональность, которая в качестве подчинённых моментов содержит

эмоции и веру.

Сущностью научной рациональности является способность работать с идеальными

объектами с тем условием, что их можно превратить в реальную вещь, предмет

или дело - это способность разума к целостному охвату природы, общества и

собственной субъективности и их фиксация в системе общезначимых правил.

При этом научное познание имеет свои границы. Но каковы его реальные и

потенциальные пределы? Наука состоит из системы внутренне дифференцированных

научных дисциплин, имеющих свою предметную область, методы и формы познания.

Это - физика, химия, биология, социология, история. Развитие науки происходит

на основе 2-х взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции.

Дифференциация предполагает деление, отпочкование и размножение

научных направлений (специализация методов познания для отражения качественно

различных объектов).

Интеграция обратный процесс (так возникли биохимия, физическая

химия), так возникает кибернетика, как перенос одних форм и методов на другие

направления.

Наука развивается через постановку проблем, чем ограничивает поле исследования.

Такое ограничение не означает признание непознаваемости мира. Непознаваемость

означает недоступность объекта познания, а ограниченность

означает, что в объекте высвечивается определённая сторона.

Конструируется определенный образ объекта, не соответствующий его

реальной полноте.

Граница между вопросами объясняемыми науками и бессмысленными с их позиций

является подвижной и условной. Но такая граница существует, как существует

объективный процесс преодоления этой границы.

Человеческий мир сложен, более неуловим для науки. Не случайно, что

гуманитарные науки менее развиты, чем естественные, здесь меньше

общепризнанных теорий и больше разномыслия и неоднозначности. Изучение

единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.

Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно,

ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и

знание в научном познании?

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на

обобщенном практическом опыте людей.

Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое

осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет

(практически) гносеологического значения.

Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности

содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни,

так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо

до жизненных убеждений.

Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку,

человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден

опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной

информированности о мире объективно не может быть, принимая решения

принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой, самой

жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.

Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом,

технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много

вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может

натолкнуться на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить учёному

выбор.

Сами истоки практической деятельности и познавательной деятельности уходят в

глобальную веру в то, что мир познаваем и изменяем. Причем вера учёного

отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть средоточие

опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она корректируется

научным сообществом.

Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргументация верой

исключается из стиля научного мышления. Методическое сомнение, организованная

критика не допускают в науки недостаточно аргументированных идей.

Сама проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю. Особенно

активно она обсуждалась в средневековой схоластике. Так, Тертуллиан

активно выступал против разума провозглашая "Верую, потому что абсурдно"

Августин Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Более

компромиссна Формула Ансельма Кентерберийского: "Верю и понимаю". Фома

Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры

Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание - сила", в котором утверждает силу разума.

Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения веры и

разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный неотомизм

главную задачу видит в рациональном истолковании истин теологии. Причём эта

рациональность освещена "светом веры". Ж. Маритен ратовал за возрождение

религиозно ориентированной философии природы.

Французский теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден пытался создать такую

концепцию развития Вселенной, которая бы сочетала данные науки и религиозного

опыта. Бертран Рассел вообще называл истину свойством веры.

Вопрос о соотношении веры и разума (знания) занимал важное в русской

религиозной философии. Одно из важнейших понятий которой - "цельное знание".

Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт, рациональное

мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное созерцание (Хомяков,

Франк, Соловьев).

С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира человека. Она

является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию.

И.А. Ильин подчеркивал, что знание и вера не исключают друг друга. Наука

имеет свой предмет и метод и не отрицает, что истину можно достичь при помощи

другого опыта и метода, в том числе и-религиозного. А настоящая вера идёт

своим особым путем, не вторгаясь в научную область.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал, что они не

мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую.

Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры,

откровения.

Бердяев различал религиозную веру и веру гносеологическую. Он

указывал, что знание в обоих аспектах оказывается формой веры. Знание есть

вера, вера есть знание. Образуя единство, они различаются, поскольку для

упрочнения истин научного знания и веры нужен "свет религиозной веры".

Каково соотношение науки и религии, знания и веры? Ещё раз заострим внимание

на соотношении знания и религиозной веры. Здесь три позиции:

• абсолютизация знания и элиминация веры;

• гипертрофирование веры в ущерб знанию;

• совмещение обоих полюсов (религиозная философия).

В современной науке высказываются идеи о многообразии духовного опыта

человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма) и его учёта в

поисках научной истины. Нужно стремиться к диалогу меду всеми формами

культуры, всеми способами освоения человеком мира.

Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на

веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.

Подведём итог нашему сегодняшнему занятию:

1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие

знания действительности.

2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и

относительные черты.

3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями

логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и красоты.

4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на

взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты