рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Лекция: Государство Платона

Лекция: Государство Платона

Нижегородский Государственный Университет

им. Лобачевского.

КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ

Платон

8 глава

«ГОСУДАРСТВО»

Выполнил студент 1 курса

Финансового факультета

Гр. 1315

Емелин Пётр

Нижний Новгород

1999 г.

ü Как считал Платон, в образцово устроенном государстве

царями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном

деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех

общее»:

жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать.

Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса

продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо

всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле.

ü У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.

Четыре вида извращённого государственного устройства.

ü По мнению Платона, существует четыре вида порочного

государственного устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во

времена Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На

втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное устройство,

преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от неё демократия.

Прославленная тирания отлична от них всех – это четвёртое и крайнее заболевание

государства. Может быть, есть какая-нибудь иная идея государственного

устройства, которая ясно проявлялась бы в каком—либо виде? Ведь наследственная

власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также другие, подобные этим

государственные устройства занимают среди указанных устройств промежуточное

положение. Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что

наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же видов

духовного склада, сколько существует государственного устройства.

Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного

устройства.

ü Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно

быть пять различных устройств души:

1. Человек, соответствующий правлению лучших –

аристократическому – хороший и справедливый.

2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые –

соответственно принадлежат лакадемонскому строю, демократическому,

олигархическому и тираническому.

Тимократический строй.

ü Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном

«тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим

происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает

властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением. Однако,

раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохраниться

вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет следующее: урожай и

неурожай бывает не только на то, что на ней обитает, - на души и на тела,

всякий раз как круговращение приводит к завершению цикла: у недолговечных

существ этот цикл краток, у долговечных – наоборот.

ü 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а

также золота и серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе

богатые, вели души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг

с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную

собственность на землю и дома, распределить их между собою, а тех, кого они до

той поры охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в

рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и

сторожевой службой. Такой государственный строй нечто среднее между

аристократией и олигархией.

ü Защитники страны должны были воздерживаться от

земледельческих работ, ремёсел и остальных видов наживы, в устройстве

совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём

подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.

ü Там побоятся ставить мудрых людей на государственные

должности, потому что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь

люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом,

а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем для мира; там

будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет вечно воевать.

Такого рода люди будут жадны до денег.они, как дикари, почитают золото и

серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы всё это прятать,

свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки, как в собственном логове,

они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно других.

ü В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.

ü Одно только там бросается в глаза – соперничество и

честолюбие, так как там господствует яростный дух.

«Тимократический» человек.

ü Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других,

сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток, хотя

не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями послушен.

По мнению такого человека, основанием власти должно быть не умение говорить, а

военные подвиги. В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но

чем старше он становится, тем больше он их любит.

Олигархический строй.

ü Олигархией Платон называет строй, основывающийся на

имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.

ü Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим

образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они,

прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают

законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны. Затем они

уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней шес

продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Кончается это

тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится почестей, развивается

наклонность к стяжательству и наживе, и получают одобрение богачи – ими

восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не

пользуется почётом.

ü Установление имущественного ценза становится законом и

нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок

ценз... Такого рода государственный строй держится применением вооружённой силы

или же был ещё прежде установлен путём запугивания.

ü Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два

государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут

населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против

друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать

всё своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши,

продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его

сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но

тем, кого называют бедняком или неимущим.

ü Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не

правитель, и не подданный, а попросту расточитель готового.

ü В таком государстве много преступников, которыми становятся по

необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным

строем.

ü Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон,

который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок заключать на

свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в

государстве было бы меньше зол. Государство, в котором строем является

олигархия, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу.

«Олигархический» человек.

ü Переход от тимократического склада к олигархическому

происходит из-за превращения любви к почестям в любовь к деньгам.

Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных

соображений, имея ввиду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и

богатства, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его

честолюбие будет направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому

ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь

самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие

вожделения как пустые.

ü Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои

дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из

страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за

недостатка воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские,

отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.

ü Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная

добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.

ü Причиноа перехода от олигархии к демократии в

ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо

быть как можно богаче.

ü При олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми,

не хотят ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им

расточать и губить своё состояние; напротив правители будут скупать их

имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать ещё богаче и

могущественнее.

ü В таком государстве эти люди сидят без дела, но зато у них

есть и жало, и оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских

прав, а иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет

теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.

Демократический строй.

ü Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда

бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных

изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении

государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей

частью по жребию.

ü В государстве появится полная свобода и откровенность и

возможность делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут

очень различны.

ü В демократическом государстве нет никакой надобности

принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и

подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать

подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если

какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь

управлять и судить, если это придёт тебе в голову.

ü Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких

кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается

почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.

«Демократический» человек.

ü Он тоже будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что

ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными

необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит

необходимость.

ü Те вожделения, от которых люди не в состоянии справится,

можно было бы по справедливости назвать необходимыми, а также и те,

удовлетворение которых приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим

неизбежно уже по самой нашей природе.

ü Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в

обстановке бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество

опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные

наслаждения, самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом

перехода от олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день

такие люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной,

вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и пользуются. Этот

человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пёстр, как и его

государство.

Три «части» демократического государства: трутни, богачи и народ.

ü Платон мысленно делит демократическое государство на три

части. Одну часть составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и

вследствие своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При демократии

чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней из трутней произносят речи

и действует, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат, и не допускают,

чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую часть составляют богачи – обычно

богачей называют сотами трутней. С них-то трутням всего удобней собрать

побольше мёду. Третий разряд составляет народ – те, что трудится своими руками,

чужды делячества, да и имущества у них немного, они всего многочисленнее и при

демократическом строе всего влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.

ü Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного

корня, то есть как ставленник народа.

Тиранический строй.

ü Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда

из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого

и ни в чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение. Из

этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы возникает

величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к одному и

пренебрежение к остальному искажает демократический строй и подготавливает

нужду к тирании.

ü Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как

ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных,

и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном,

так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в конце концов

неповиновение привьется даже животным.

ü Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих

сыновей, а сын – вести себя наподобии отца. При таком порядке вещей учитель

боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят

своих учителей и наставников.Вообще молодые начинают подражать взрослым и

состязаться с ними в рассуждениях и делах.

ü Крайняя свобода для народа такого государства состоит в

том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.

ü Душа становится чувственной.

ü Кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами

писанными и неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над

ними власти.

ü Та же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё

больше и сильнее развивается здесь из-за своеволия – и порабощает демократию.

ü Чрезмерная свобода и для отдельного человека и для

государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством – так

возникает тирания.

«Тиранический» человек.

ü Превращение такого ставленника происходит, когда он

начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих

внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не

избежать стать волком.

ü Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.

ü Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом

вернулся – назло своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.

ü Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его

свалить снова и предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его

тайное убийство.

ü Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только

они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им

телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.

ü Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать

своих соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной

казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После

этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов,

либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув

власти, тиран нанимает телохранителей.

ü В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается

всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так

притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих

врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в

какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.

ü Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в

отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они

предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить

всех посредством войны.

ü Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех

уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из

врагов.

ü Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них

козни, пока не очистит от них государство.

ü Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой

негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.

ü Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.

ü Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди

будут ненавидеть и избегать его.

ü Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются

в государстве, пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает

обложение населения налогами.

ü Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых;

по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице

«избегая дыма, угодишь в огонь», так и народ из подчинения свободным людям

попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет

на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты