рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Контрольная: Конфуцианство

Контрольная: Конфуцианство

Контрольная работа по теме

Конфуцианство

Одесса 1998

Контрольная: Конфуцианство

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших

социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в

состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана

давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла

родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта,

междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания

простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на

основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека

изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в

его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность

(жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие,

любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность

совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал

гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего

цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще

одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство,

которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не

расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о

выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая

верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и

обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и,

таким образом, “благородный человек”

Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс

добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится

к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех,

представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных

бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали

управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую

мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения

в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма,

проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной

скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были

канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в

зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой

момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и

при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго факсированые

и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод

правил – трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом

обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем

старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала,

сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в

поднебесной:

“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник –

чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и

обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом

общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех,

кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения

общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не

богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот

критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников

было отделено от простого народа “стеной иероглифов” – грамотность. Уже в

Лицзы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения

к простотонародью и что грубые телесные наказани не применяются к грамотным.

Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа.

Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и

недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись

никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно

объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это

элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что

государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал

учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по

правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам

ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и

клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного

превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к

росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к

совместному проживанию близких родственников резко преобладало над

сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей,

державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи,

важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную

единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы

которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для

китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и

никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские

конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего

воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале

ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и

обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести

структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший

наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни

стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо

важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец,

Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и

– от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир.

Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ

правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого

неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай

и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших

знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели

просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная

система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом

это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской

цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы

и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление,

восприятие, на их быт и уклад жизни.

Cписок литературы:

Васильев Л.С. «История религии востока»

Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»

Контрольная: Конфуцианство

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты