НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Доклад: Закон и вера
Доклад: Закон и вера
“ Всякая религия содержит в себе и открывает некоторую систему
ценностей ; иначе говоря , устанавливает некоторое этическое учение . ” *
С приходом Иисуса Христа мир познает совершенно новую этику — этику Царствия
Божия . ” Приблизилось Царствие Божие” (Мк.1:14,15;Мф.3:2,4:17,23). Вот она
— высшая ценность , абсолютно желанная , ради которой необходимо отдать все
остальное . Это и есть предел человеческих исканий .
Новая этика — новая система ценностей . Новый Завет со всею силою
противополагается старому . ” Закон есть высшая ценность ветхозаветной
религиозной этики , а может быть , и всей дохристианской этики вообще . ”
Книжники и фарисеи — самые праведные люди Израиля , но их праведности
противопоставляется другая , истинная праведность , без которой недосягаемо
Царство Небесное . Праведность их состояла в неотступном исполнении Закона.
НО...”Закон и пророки до Иоанна — отныне Царство Божие возвещается ”
(Лк.16:16;Мф.11:12,13).
То , что Иисусом противопоставляется Закону — есть ”облегчение ,
освобождение , приглашение на пир , радость и блаженство . ” Эти
противопоставления проходят через все Евангелие— ” Закон дан чрез Моисея ;
благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ” (Ин.1:16,17). Христос
проповедует , что нет спасения Законом : праведность от Закона затворяет вход в
Царствие Божие (Мф.23:13). Закон разделяет людей на чистых и нечистых , в
зависимости от соблюдения ими внешних норм : о времени и месте , где , как и
когда поклоняться Богу . Иисус проповедует поклонение Отцу в духе и истине .
Проблема религии Закона , разделяющая людей — это проблема неистинных
поклонников и неистинной религии . Она снимается Иисусом в силу ее
недуховности . ” Бог есть дух , и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и
истине ” (Ин.4:7-27).
____________________________________________________________
* Все дальнейшие цитаты,кроме цитат из БИБЛИИ,взяты из работы
Б.П.Вышеславцева “Этика преображенного эроса”.
Закон Моисея , получивший религиозное значение — это , прежде
всего , норма внешнего поведения : ” не прикасайся ” , ” не вкушай ” ... Весь
Закон , лишь заповеди человеческие , ” Закон заповеди плотской ” (Евр.7:16).
Надеющиеся на Закон лишь на плоть надеются . ” Ритуальные законы всех религий ,
а особенно еврейской , поражают своим мелочным материализмом : ” желающие быть
под Законом ” ” порабощают себя немощным и бедным вещественным началом ”
(Гал.4:21,9,10)... решают вопрос о том , где и на какой горе молиться ; и в
конце концов думают о ” стихиях мира ” , о земном . Это суетная религия , ”
суеверие ” . Всем таким , на плоть надеющимся , противопоставлены живущие духом
, водимые духом , возрожденные и обновленные Святым Духом . По проповеди Христа
, они и есть те , которых ищет Себе Отец . ” Дух Святой есть благодать ,
радость , красота , утешение , исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому ,
кто верит в Отца и идет путем Сына ” . Религии Закона противопоставляется
религия Веры . Плотским ценностям противопоставляется ценность
” непосредственного мистического общения с Абсолютом , с Богом... ”
Противопоставляется и как непосредственное отношение между Богом и человеком
, не через посредство приказов и запретов Закона , а в интимно-сердечном
соприкосновении любви ; с нею связанно ответное воздействие Бога ” . Закон —
” покрывало , лежащее на сердце ” (2Кор.3:14-15). Бог закрыт для сердца
человека , отделен завесой Закона . В Законе невозможны отношения дружбы и
сыновства , только отношение Законодателя и подданного . ” Покрывало Закона
снимается с сердца Христом . Сердце начинает жить в Духе и дышать духом
свободы : ” но когда обращается к Господу , тогда это покрывало снимается .
Господь есть Дух ; а где Дух Господень , там свобода ” . Таким образом ,
пребывание под Законом определяется как рабство , а благодать Христова , как
свобода .
Закон Моисея касается всех сфер человеческого поведения и
деятельности , и самое ценное в нем — это борьба со злом и запрещение
преступления . Но борьба эта постоянно терпит неудачу . ” Закон не есть высшая
творческая сила . Высшая творческая сила есть любовь . Больше того , любовь
есть высшая ценность и святость , венец достижений , ибо ” Бог есть любовь ” .
Христом нарушались строгости Закона и это ставилось ему в вину фарисеями . Он
не соблюдал омовений , постов , присутствовал на пирах , пил вино , общался с
нечистыми , мытарями , грешниками , блудницами .
Он не осудил женщину , которая по Закону должна была быть осуждена и побита
камнями . Но все это не ради беззакония , а во имя любви .
Ни один человек не творит по Закону . История творится Верою , а
не Законом : ” верою Ной создал ковчег спасения , верою Авраам повиновался
идти в страну обетованную , верою Моисей страдал со своим народом , верою он
вывел народ из Египта , верою перешли евреи Черное море , ... ” Вера — это
всегда стремление к лучшему , к небесному . Бесполезно искать спасение в Законе
, оно лежит только в Вере : ” вера есть творческая сила , она творит жизнь , ”
животворит ” , указует конкретное деяние в своих угадываниях и предвосхищениях
. Напротив , закон ” есть ” мертвая буква ” , он не может ”животворить”,
созидать жизнь ... ” Законодательство Моисея есть акт Веры Моисея .
Христианская этика вырастает и раскрывается в противопоставлении
Закона — и Царства Божия , благодати , Духа , любви и Веры . Чтобы жить для
Бога — нужно умереть для Закона . Закон преходящ , и Христос есть конец Закона
. Предметом несовместимости является распятие Христа : ” мы имеем закон , и по
нашему закону Он должен умереть , ибо сделал Себя Сыном Божьим ” (Ин.19:7). Но
зато Христос освободил нас , искупил нас , спас нас . Несовместимость
Закона и Веры — это жизненная трагедия, развертывающаяся в истории и , может
быть , повторяющаяся в жизни каждого из нас .
|