НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Доклад: Шарль Монтескье
Доклад: Шарль Монтескье
Б и о г р а ф и я М О н т е с к ь е .
Шарль луи де Сектора барон де Лабред и де Монтескье родился в 1869году в
Лабред близ Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе
Франции . Принадлежал к знатному феодальному роду. В 1700-1711 годах
Монтескье учился в монастырской школе, где познакомился не только с трудами
средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов.
До 1729года на административных должностях в судебных органах и одновременно
много занимается научной работой, избирается академиком Бордосской академии. В
это время усиленно занимается физико-математическими науками.
С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной деятельности в
основном в области философии, социологии, юриспруденции, искусства. Много
путешествует по Западной Европе, некоторое время живёт в Англии. Вся жизнь
Монтескье – неустанный труд самообразования. Ещё в юношеские школьные годы он
живо интересовался античной философией и литературой. Прочитал в подлиннике не
только главные труды классиков древнегреческой мысли, но и обширную литературу
о них . По глубине и широте знаний Монтескье – в первом ряду выдающихся
деятелей Просвещения.
Первое по времени из наиболее значительных произведений Монтескье – «
Персидские письма », сатира, написанная образно, занимательно и остроумно .
Они принесли Монтескье славу как художнику слова. Их читали в придворных
кругах , аристократических салонах, книжных лавках и на улицах Парижа.
Критика светского общества , преисполненного спеси от пустой мишуры своей «
цивилизованности», от которой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти ,
оторванная от жизни учёность и искусство, состоящее из риторических
славословий , условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого
остроумия, сатира разворошила все пласты абсолютистской монархии, её
политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных . Этими своим трудом
Монтескье немало содействовал краху абсолютизма.
В « Персидских письмах » Монтескье беспощадно критикует абсолютистскую
Францию, прежде всего за то , что в ней плохо живется крестьянам и
ремесленникам, а аз их счёт благоденствуют господствующие классы: « Чтобы один
человек жил наслаждаясь , нужно чтобы сотня других работала без отдыха.
Эти мысли перекликались с лозунгами плебейских движений 17 века , однако
сам Монтескье не делал непосредственных революционных выводов из своей критики
феодализма. Он видел спасение для Франции в конституционной монархии по
английскому образу.
Большое прогрессивное значение имела философско – историческая работа
Монтескье « Размышления о причинах величина и падения римлян » .
В ней автор пытается доказать на примере Римской империи , что только
там , где граждане свободны и независимы , где господствуют
республиканские нравы , общество в состоящих успешно развиваться . В
странах , где граждане отказываются от свободомыслия и становятся на
путь рабства , государство теряет свое величие и , в конечном счёте
терпит поражение от внутренних и внешних врагов.
Из книги следовал прямой политический вывод: Народ Франции должен
навсегда покончить с королевским деспотизмом и феодально – сословными
отношениями . В этой же книге нашли отражение исторические взгляды
Монтескье . Он отказывается от теологического понимания истории ,
выдвигает положение об объективной закономерности исторического
процесса.
Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье было произведение
« О духе законов » , над которым он работал 20 лет . Этот труд
состоит из 31 книги по 20 и более глав . Здесь Монтескье критикует
глав . Здесь Монтескье критикует феодально – религиозный подход к
обществу и его закономерностям , разоблачает феодально – сословную
монархию , выступает против реакционных династических войн . Основной
методологической посылкой автора является положение : « Принципы свои
я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей ».
Многие из античных , средневековых и более поздних социологов
выводили общественные законы , исходя из того или иного абстрактно –
логического постулата , а не из « самой природы вещей » , то есть не из
реального исторического процесса .
Попытки Монтескье понять соотношение между объективными закономерностями
природы и общества и законами , создаваемыми людьми , особый интерес
к материальным условиям жизни общества имеют глубоко прогрессивный
характер.
ВЫПОЛНИЛ АРТЕМ ПОГРЕБИНСКИЙ
|