рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Доклад: Историческая наука

Доклад: Историческая наука

Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как

наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в

истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из

исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой

жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре

основные группы исторических источников:

1. Вещественные;

2. Письменные;

3. Изобразительные;

4. Фонические.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача

истории.

«История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди

всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской

лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы

современности. На исторических примерах люди воспитываются на уважении к

вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,

свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О.Ключевский

остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о

том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит

тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый писал: «Не цветы

виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не

учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы

напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам

в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся

воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они

обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических

событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает

определенные основания для скептического отношения к истории как к науке,

объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно

услышать слова о том, что история используется для обоснования целей

политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю

заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка

зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от

современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической

революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и

математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о

несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности

реконструкции безвозвратно исчезнувшего из прошлого из-за непрезентативности

(непредварительности) сохранившихся источников о реально происходивших

событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при интерпретации отдельных фактов,

существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его

- задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание -

сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания

особенностей этого познания, так и определенного профессионального

мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет прав на

обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все

времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью

человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного

поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием

современности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни

людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от

настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая

материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в

единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как

и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов,

совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы

обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей истории

с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора,

совершенствованием теоретического знания сегодня оценивается иначе, чем пять

– десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю переписывают не

только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших

знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена.

Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого

делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах

и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории

позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь,

ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не

только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история «дает

государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества,

судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в

советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное».

Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В. Н. Татищев

писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл,

наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания

оной совершен, мудр и полезен быть не может».

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты