|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате этой операции произошло увеличение только водном активном счете (запись в дебете) и одновременно – уменьшение в другом активном счете (запись в кредите). Операция 2. Отчислено из прибыли в резервный фонд 100 рублей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 "Прибыли и убытки" |
|
86 "Резервный капитал" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д |
К |
|
Д |
К |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 |
Сальдо 500 |
|
|
Сальдо 200 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сальдо 400 |
|
Сальдо 300 |
Изменения произошли в двух пассивных счетах. В одном произошло уменьшение (запись в дебете), во втором – увеличение (запись в кредите).
Операция 3. По решению собрания учредителей фирмы увеличен размер взносов в уставный капитал – 600 рублей.
75 "Расчеты с учредит."
85 "Уставный капитал"
Д
Д
600
600
Сальдо 1 450
Сальдо 4 000
Дебетуют один счет, в данном случае активный, поскольку долг за учредителями возрастает, и одновременно кредитуют пассивный счет, так как параллельно этому на ту же сумму возрастает уставный капитал.
Операция 4. Частично погашены кредиты банку – 300 рублей.
51 "Расчетный счёт"
92 "Долгосрочные кредиты банков"
Д
Д
300
300
Сальдо 1 350
Сальдо 350
Как видно, повторяется тот же порядок записей на противоположных сторонах двух счетов. Кредитуется активный счет, поскольку уменьшаются средства на расчетном счете, и дебетуется пассивный счет, который в связи с сокращением задолженности по ссудам тоже уменьшается на ту же величину.
Схематично все указанные типы хозяйственных операций и их влияние на изменения, происходящие на счетах бухгалтерского учета, представлены в табл.1.
Табл.1
Типы
операций
Отражение хозяйственных операций на счетах
Влияние хозяйственных операций на остаток (сальдо)
по дебету
по кредиту
активного счета
пассивн. счета
1-й
активного
активного
увеличение по одному счету (+) уменьшение по другому счету (-)
_
2-й
пассивного
пассивного
увеличение по одному счету (+) уменьшение по другому счету (-)
3-й
активного
пассивного
увеличение (+)
увеличение (+)
4-й
пассивного
активного
уменьшение (-)
уменьшение (-)
Таким образом, счета и двойная запись представляют собой основу, на которой строятся баланс и весь бухгалтерский учет.
4. Инвентаризация и её виды.
Одним из главных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, является его достоверность; важнейшим условием достоверности является своевременное и точное отражение хозяйственных операций в учетных регистрах. Однако случается, что и при этом условии данные учета не соответствуют действительности. Причинами этому могут быть:
Y естественные потери в процессе хранения ценностей (усушка, раструска, распылка и т.д.). Подобные изменения в состоянии средств не поддаются оформлению документами в текущем порядке;
Y неточности и ошибки при приеме и отпуске ценностей в местах хранения (просчеты, промеры и т.д.);
Y ошибки в учёте из-за неправильных арифметических подсчетов и описок в первичных документах, то же может быть и при учётной регистрации.
Выявить это можно только с помощью инвентаризации Как метод бухгалтерского учета инвентаризация – это проверка в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств с одной стороны и выверка данных бухгалтерского учёта и отчетности с другой.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и ответственности в РФ[2] выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
Y основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на результаты хозяйственной деятельности с последующим установлением причин возникновения излишка;
Y убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя на издержки обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
Y недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки обращения.
5. Документооборот.
Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом. Расписание сроков составления, предоставления и обработки первичных документов, регистрации и группировки учётных данных, прохождения других стадий учетного процесса принято называть графиком в учёте.
График обычно включает перечень и сроки учётных работ, выполняемых оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм и др.
Своё назначение графики в учёте оправдывают только тогда, когда они неуклонно соблюдаются. Поэтому их выполнение должно повседневно контролироваться главным бухгалтером и всеми работниками бухгалтерии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание. Вариант Ф.
1. Осуществить экономическую группировку хозяйственных средств предприятия по видам и размещению, по источникам образования и назначению; отразить ее в табл. 3.
2. На основании произведенной группировки составить бухгалтерский баланс предприятия по упрощенной форме (табл. 4).
Решение:
1. В табл. 3 приведена классификация хозяйственных средств и источников их образования.
2. В табл. 4 дана выписка бухгалтерского баланса предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухгалтерский учёт: Учебник/ П.С.Безруких, В.Б.Ивашкевич, Н.П.Кондраков и др; Под ред. П.С.Безруких, - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 1996.
2. "Годовой отчет за 1997 год"//Приложение к журналу "Главбух". М. 1998.
3. Б.Н.Ивашкин. Бухгалтерский учёт в торговле. Учебно-практический курс. Изд-е 4-е. – М.: ИКЦ "ДИС", 1997г.
4. М.Л.Макальская, А.Ю.Денисов. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. Учебное пособие – М.: АО "ДИС", 1996.
[1] Сальдо – первоначальная сумма и вновь образовавшийся остаток.
[2] Утверждено приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, в редакции изменений и дополнений от 19 декабря 1995 г. № 130.
|
|
|