 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Японские сады. История ландшафтного дизайна.
Японские сады. История ландшафтного дизайна.
Японские сады. История ландшафтного дизайна.
Японцы
— это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время.
Как и большинство представителей воинственных рас, они страстно любят природу и
поэзию. Эта любовь в большой степени порождена ландшафтом Японии — каскадами ее
зеленых холмов, ее побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных
далей. Буйная темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских
заливов, и трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи
сосен.
Когда
вы едете из Токио в Киото — древнюю столицу Японии и родину ее садов, может
показаться, что вы находитесь в долине Кангры индийской провинции
Химахал-Прадеш. Справа от вас — высокая гряда гор, а под ними — селения,
окруженные рисовыми полями. Фудзияма, или Фудзи-сан, как ее почтительно здесь
называют, в молчаливой красоте вздымает над Центральной Японией белый лотос
своей вершины. На горизонте, точно призраки, маячат в тумане сосны.
Вулканические скалы и горы имеют своеобразные очертания, а рисовые поля,
которые в сезон посадки заливают водой, напоминают мозаику из зеркал. Склоны
холмов покрыты карликовыми мандариновыми деревьями, которые придают
удивительную прелесть декабрьскому пейзажу. Крестьянские дома с покатыми, часто
крытыми голубой черепицей крышами гармонично вписываются в этот пейзаж, а
колокола храмов украшают его музыкой. Можно сказать, что вся сельская местность
Японии с ее ухоженными полями и деревеньками, обрамленными соснами и лесистыми
горами, похожа на естественный парк.
Японская
поэзия пронизана любовью к природе, преклонением перед величием рек,
восхищением облаками и озерными туманами. Она воспевает цветы ириса и вишни,
полет диких гусей, в ней слышится голос океана, звучат музыка дождевых капель и
шум водопадов. Она носит отпечаток поэзии Южного Китая эпохи Тан, в которой
идеалы буддизма сливались с поклонением природе.
Хорошо
известна японская сказка о девушке, которая однажды утром пришла за водой к
колодцу и увидела, что вокруг веревки с ведром обвился стебелек повилики. Она
не стала набирать воду из колодца, чтобы не повредить растения. Есть подобная
же история о пилигриме, который перестал звонить в свой колокольчик, чтобы не
потревожить лепестков цветущей сливы.
Говоря
о приношении цветов в жертву Будде, императрица Комио, знаменитая
властительницы Нары, правившая Японией в VIII в., пишет в одной из своих поэм:
Срывая
цветы, я рукою невольно их оскверняю.
Пусть
же стоят на лугу ветром колеблемой жертвой
Буддам
времен минувших, сегодняшних и грядущих.
Эти
стихи и предания говорят о благоговении японцев перед цветами, и не
удивительно, что этот народ создал сады столь изысканной красоты и очарования.
И если о культуре страны судить по ее садам, Япония, вне всяких сомнений,
займет здесь одно из ведущих мест.
Интересно,
что японский сад, отличающийся совершенством, сад, в похвалу которому так много
написано европейцами, уходит своими корнями в индийскую почву.
В
VI-VII вв. между Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные
горные перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское
искусство и религию в Китай и Корею.
В
538 г., в период правления Асуки, Корея сделала японскому двору «в знак
почтения и дружбы» первое официальное подношение, состоявшее из позолоченной
статуи Будды, нескольких расшитых знамен и священных текстов. С введением
буддизма Япония словно бы почувствовала прилив новых жизненных сил. Садовое
искусство пришло сюда также через Корею, и первыми дизайнерами сада здесь были
осевшие в Японии корейцы. Позже на Японию большое влияние оказал буддизм Китая
эпохи Тан. Так индийские пророки буддизма, проникая в Центральную Азию, Китай и
Корею, становились носителями культуры прогресса. Неся с собой «послание»
Будды, они, в частности, распространяли идею храмового сада. Описывая историю
садоводства на Дальнем Востоке, миссис Вильер Стюарт говорит: «Буддийский сад
индусов, забытый у себя на родине, все еще сохраняется на Дальнем Востоке, хотя
он так изменился под влиянием другого климата и так окрашен гением других
народов, что садовая история сливовых и вишневых деревьев, глицинии и вьюнка,
лотоса и японского ириса часто оказывается трудно восстановимой. Тем не менее,
японский сад – наиболее сокровенное и притягательное выражение национального духа
страны – пришел сюда, как и многие другие искусства, из Индии, через Китай и
Корею. Зачатая первыми храмовыми садами, заложенными буддийскими монахами и
паломниками, постепенно выстроилась вся прекрасная и сложная система японского
садоводческого искусства. Индийские «носители лотоса» достигали Китая двумя
путями: через Туркестан и с юга – через Бирму и Камбоджу. Таким образом,
«Угольный холм близ Тартар-сити в Пекине есть не что иное, как воплощение
«Холма Удовольствий». Стиль этот, как предполагается, был занесен в Японию в VI
в. неким Юанлунханом, который устроил высокие насыпные холмы (некоторые из них
достигали ста футов и более) и с помощью труб провел к ним воду, чтобы
наполнить озера и пруды. Эти холмы и пригорки были на индийский манер засажены
цветущими деревьями и кустарниками. Буддийский храмовый сад нашел в Китае и
Японии благодатную почву. Влажный, умеренный климат Японии вообще благоприятен
для растительности, а населяющий ее народ не только трудолюбив, но обладает
яркими художественными наклонностями. Благодаря этому буддийский храмовый сад
трансформировался здесь в новый тип сада — японский ландшафтный парк с
великолепным ландшафтным дизайном.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://gov.cap.ru/home/21/park/land.htm
|  |