|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Происхождение человека
Происхождение человека
Мариупольский городской технический
лицей
Реферат
на тему: «Происхождение человека»
Выполнил:
ученик
411 группы
АНИЩЕНКО
Сергей Александрович
г.
Мариуполь
2002 г.
План
Введение.
1. Эволюционная теория.
1.1. Австралопитек.
1.2. Питекантроп.
1.3. Палеантроп
(неандерталец).
1.4. Неоантроп.
1.5. Прародина
человека.
2.
Креационизм.
2.1.
Христианские взгляды на происхождение человека.
2.2.
Критика теории эволюции.
2.3.
Причины доминирования теории эволюции.
3.
Теория внешнего вмешательства.
4.
Теория пространственных аномалий.
Выводы.
Список
использованной литературы.
Введение
Каждого
человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос
«откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого
ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой
возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в
науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть
процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения
человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. В связи с
этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека
на Земле, но основные из них следующие:
- Эволюционная теория;
- Теория творения;
- Теория внешнего вмешательства;
- Теория пространственных аномалий.
1.Эволюционная теория
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов -
человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних
факторов и естественного отбора.
Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный
набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических,
биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако
многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет
противникам эволюционной теории оспаривать ее.
Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии
эволюции человека:
- время
последовательного существования антропоидных предков человека
(австралопитек);
- существование
древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа
или архантропа);
- стадия
неандертальца, то есть древнего человека или палеоантропа.
- Развитие
современных людей (неоантропов).
1.1. Австралопитек
Австралопитеков
или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято
считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в
наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными
из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами
при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были
вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина
тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил
выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует
строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности
давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел
относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие,
располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов, характерным для человека.
Обитали на открытых равнинах типа саванн.
Если
судить по находке Луиса Лики, то возраст австалопитеков 1,75 млн. лет.
1.2. Питекантроп
Впервые
ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были
обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году,
благодаря находке близ Пекина, сорока индивидуумов древнейших людей вместе с их
каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем,
что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в
родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым встав
на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие,
среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих
черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже
отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам, возраст
древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…
1.3. Палеантроп (неандерталец)
О
культуре палеантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским
стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной
как по технике обработки и использованию орудий, так и по разнообразию их
формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы
были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению
скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался
от 1200 см3 до 1800 см3, хотя по форме их череп отличался
от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в
эволюционной теории является именно период неандертальцев. Как объяснить столь
резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло
послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться,
что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в
какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так
быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам?
1.4. Неантроп
Время
появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита
(70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии
производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса
завершения биологической эволюции Homo sapiens.
Неантропы
были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185
см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой
длины голени. Мощный торс, широкая грудная клетка, сильно развитый мышечный
рельеф производят сильное впечатление на современников.
Неоантропы
– это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые
сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры
изобразительного искусства и т.д.
Ареал
расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных
географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам.
Они жили повсюду, где мог обитать человек.
1.5. Прародина человека
Накопленные
в настоящее время научные данные позволяют сторонникам эволюционной теории
считать "колыбелью человечества" Северо-Восточную Африку. Хотя некоторые
исследователи до сих пор отстаивают Южную Азию, но в пользу африканской
гипотезы говорят такие факты как:
- в
Африке в настоящее время живут антропоморфные обезьяны, из всех приматов
наиболее близкие к человеку;
- в
Южной Африке обнаружены остатки существ, которые по всей вероятности, были
двуногими и по строению передних зубов и всего скелета в целом обладали
исключительно большим сходством с человеком;
- дифференциации
высших приматов, выработка у них разных типов локомоции и превращение
каких-то групп двуногих наземных антропоморфных в древнейших людей должна
была благоприятствовать очень большая величина африканского континента и
разнообразие его ландшафтов.
- данные
о телантропе позволяют предполагать, что в Южной Африке в начале
плейстоцена существовали формы, еще более близкие человеку, чем австралопитеки;
- новейшие
открытия показали, что находки типа рамапитека, т.е. кениапитек, в Африке
древнее, чем в Сиваликских холмах, кроме того, такие формы как Homo habilis
и чадантроп – являются более прогрессивными формами, чем австралопитеки.
- в
Олдовае был обнаружен питекантроп в слоях, пограничных между
глюнц-менделем и менделем.
По убеждению И.К.Ивановой переломный пункт процесса
гоминизации был достигнут в приэкваториальной части Восточной Африки и этому
способствовала палеографическая обстановка, сохранявшаяся там продолжительное
время. Она была, с одной стороны, благоприятной для гоминизации, с другой – создавала
трудности, которые требовали преодоления.
Стоя на одной позиции с эволюционистами, можно
сделать некоторые выводы:
1. Древнейший из известных предков человека -
рамапитек (Ramapithecus) - известен только по нескольким зубам и фрагментам
челюсти, возраст которых определяется в 9-14 млн. лет назад. Неизвестно, был ли
он прямоходящим.
2. Начальные стадии антропогенеза начались 2,5 - 3
млн. лет назад с возникновением австралопитека африканского (Australopithecus
Africanus), который был прямоходящим, обладал развитым мозгом и изготавливал
орудия труда. Однако часть современных специалистов не считает какую-либо
известную разновидность австралопитека прямым предком современных людей, а
полагает, что это была боковая (тупиковая) ветвь эволюции, и, следовательно,
архантропы лишь имели с австралопитеками общего предка.
3.
К древнейшим людям (архантропам) относятся и различные разновидности человека
прямоходящего (Homo erectus): питекантропы, синантропы, гейдельберский человек
(время существования - приблизительно 1 600 - 650 тыс. лет назад) и др. Из
человека прямоходящего развился человек умелый (Homo habilis) - промежуточный
тип между архантропами и современными людьми. Судя по местам находок их
останков, основной регион обитания древнейших людей располагался в Африке и
Юго-Восточной Азии.
4.
Совершенствование орудий труда и развитие человека привели к следующему периоду
антропогенеза, представленному современными людьми (Homo sapiens). Современный
вид человека включает всего два подвида: неандертальцы (Homo sapiens
neanderthalensis), появившиеся 250-200 тыс. лет назад, и люди современного
морфологического облика (Homo sapiens sapiens), появившиеся около 40-35 тыс.
лет назад.
4.1.
Неандертальцы жили 250-40 тыс. лет назад во время ледникового периода. Эти люди
были широко распространены по земле, жили в разных климатических и природных
условиях и делились в антропологическом отношении на разные группы, но эти
группы не соответствуют современным расам. Ранее ученые предполагали, что от
одной из групп неандертальцев в последующую эпоху и произошли люди современного
типа. Сейчас неандертальцев рассматривают как своеобразную боковую ветвь Homo
sapiens. На Дону и Северном Кавказе появление людей связано как раз с
неандертальцами.
4.2.
Переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет назад) совпал с завершением
антропогенеза - формированием человека современного физиологического типа.
Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов
в Кро-Маньон, Франция).
Родиной
современного человечества была скорее всего Передняя Азия с прилегающими
областями. Около 20 тыс. лет назад современные люди широко распространились по
территории Европы, Азии и Африки.
У
кроманьонцев развилась членораздельная речь, появилось изобразительное
искусство. В это время существенно изменилась материальная культура
первобытного человека - высокого уровня достигла технология обработки камня,
широко использовались рог и кость, на смену первобытному стаду пришла новая
форма организации человеческого общества.
2. Теория творения (креационизм).
Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги,
возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и
эволюции обезьяны в человека. В разных философских, теологических учениях
древности акт творения человека приписывался различным божествам.
Например,
по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних
правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины
возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека
в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире
властвовал триумвират – Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало
человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии,
которые в главном совпадали: человек – творения Высшего разума или попросту
Бога.
2.1. Христианские взгляды на происхождение человека
Наиболее
распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем,
связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во
Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и
Бог-Святой Дух.
Область исследований, направленных на
поиск научных доказательств этой версии, называется креационизмом.
Современные креационисты подтверждают тексты Библии точными расчетами. В частности,
они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре – если учесть,
что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных
позвоночных животных – около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два
(в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней
величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было
бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей
вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще
осталось – для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из
Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и
молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.
Креационисты в большинстве своем
отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К
примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик
в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что
невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности
сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои,
выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду.
Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан
естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей
степени нелепым».
2.2.
Критика теории эволюции
Теория эволюции подвергается
креационистами критике, в основном, по трем направлениям.
1. Палеонтологическая летопись
обнаруживает скорее структуру эволюционных скачков, а не постепенные
преобразования.
2.Гены – мощный
стабилизирующий механизм, главная задача которого заключается в том, чтобы
предотвратить развития новых форм.
3. Случайные, возникающие друг за
другом мутации на молекулярном уровне не являются объяснением высокой
организованности и растущей сложности живых организмов.
Согласно эволюционной теории от
палеонтологической летописи следовало бы ожидать постепенного появления
простейших форм жизни, постепенного преобразования простых форм в более
сложные, множество промежуточных «звеньев» между разными видами, зачатки новых
признаков организма, например, конечностей, костей и органов.
На самом деле палеонтологи
представляют доказательства внезапного появления сложных форм жизни,
размножения сложных форм жизни «по роду их» (по биологическим семействам), не
исключающее вариаций, отсутствие промежуточных «звеньев» между разными биологическими
семействами, отсутствие частично развитых признаков, то есть полную
законченность всех частей тела.
Резкой критике подвергается теория
происхождения человека от обезьяны. Обращается внимание общественности на то,
что «пилтдаунский человек», которого считали «недостающим звеном» в течение 40
лет, на деле оказался подделкой: в 1953 году выяснили, что на самом деле части
челюсти и зубов орангутанга были соединены с частями человеческого черепа.
Не лучшим образом обстоят дела и у
рамапитека. Как можно было рамапитека, реконструированного по одним лишь только
зубам и челюстям – без информации о тазе, конечностях или черепе – назвать
«первым представителем человеческого рода»?
Со слов креационистов, все большее
число ученых убеждается, что и австралопитек не был нашим прародителем.
Тщательные исследования его черепа показали, что он гораздо более похож на черепа
нынешних обезьян, а не человека
А вот неандерталец, считают
креационисты, несомненно, относится к человеческому роду. Беда в том, что его
изображали похожим, скорее, на обезьяну. Позже выяснили, что его скелет был
сильно деформирован болезнью, и новый воспроизведенный по останкам вид неандертальца
показывает, что он мало чем отличался от ныне существующих собратьев.
Что касается кроманьонца, то
обнаруженные кости были практически неотличимы от костей современных людей,
поэтому говорить о нем, как о каком-то «переходном звене» уже никто не
решается.
Чарльз Дарвин не отрицал
существования Бога, однако считал, что Бог создал лишь начальные виды,
остальные же возникли под действием естественного отбора. Альфред Уоллес,
который пришел к открытию принципа естественного отбора почти одновременно с Дарвином,
в отличие от последнего утверждал, что между человеком и животными существует резкая грань в отношении психической деятельности.
Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат
естественного отбора. Уоллес провозгласил, что этот “мыслительный инструмент”
возник в результате потребностей его обладателя, и предполагал “вмешательство
высшего разумного существа”.
В приведенной ниже таблице изложено мнение креационистов о
происхождении жизни и человека на Земле.
Сопоставительный анализ теории творения и
эволюционной теории происхождения жизни и человека
Таблица 2.1.
|