|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Положение субъекта познания в контексте концепции глобального эволюционизма
Положение субъекта познания в контексте концепции глобального эволюционизма
Положение субъекта познания в контексте концепции глобального
эволюционизма
Актуальность статьи заключается
в необходимости разработки проблемы положения субъекта познания в контексте
формирования постнеклассической научной картины мира, основанной на идеях универсального
эволюционизма.
Целью статьи является сравнительный
анализ исторически сложившихся концепций субъекта, его места в процессе
познания для формирования современных подходов к проблеме познания в рамках
приоритетного научно-философского направления постнеклассического этапа
развития науки – универсального эволюционизма.
От правильного определения
положения субъекта в процессе познания зависит не только степень достоверности
полученного знания, но также сама возможность научного познания. Вот почему
необходимо обозначить некоторые принципы, определяющие место субъекта познания
в формирующейся современной научной картине мира, представленной, прежде всего,
концепцией универсального эволюционизма.
Известно, что предпосылки
проблемы места человека в Космосе, Универсуме обозначились уже в
космогонических мифах древних народов. В древности человек интуитивно ощущал
свое особое положение по отношению к природе: с одной стороны, он мог познавать
закономерности окружающей среды, с другой, сам являлся частью этой среды. Но
человек не вычленялся из окружающей среды, а познание ни в коем случае не ассоциировалось
в этом случае с властью, противопоставлением познающего субъекта природе. Не
случайно, в этой связи, важнейшим принципом для понимания истины в ранней
греческой философии являлся принцип единства. «Во всем есть часть всего»
(Антология мировой философии. – Т.1. Ч.1. – М.: Мысль, 1969. – С.315.).
Проблема двойственности положения
человека - как субъекта познания и как часть окружающей среды - формулировалась
в классической античной философии. Классики античной философии, используя такие
понятия, как идея (эйдос) в философии Платона или законы формальной логики у
Аристотеля вычленили новую область в сфере познания, тесно связанную со
специфическими субъективными средствами познания и деятельности, отождествив
(или даже ставя выше) эту область со сферой объективной действительности, или в
досократическом смысле, άλήθεια .
Идеи антропоцентризма
эпохи Возрождения, как нам представляется, также внесли большой вклад в
проблему места субъекта познания в окружающей действительности. Предшественниками
антропного принципа можно считать исторически сложившиеся идеи, основанные на
представлении человека как микрокосма, заключающего в себе макрокосм Вселенной.
«В своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все –
вне всякой сложенности из частей, и не так, что одно есть это, а другое – иное,
а так, что все есть одно и одно есть все» (Николай Кузанский. Избранные
философские сочинения. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 364с. – С.188).
В классической науке,
абсолютизировавшей принцип объективности, субъект, который предполагался
единственным, исключался из процесса познания, сфера науки противопоставлялась
бытию природы. В научной среде преобладала наивно-реалистическая модель
познания с жестким детерминизмом причинно-следственных отношений. Онтологические
предпосылки познания представлялись статичными и неизменными, что было
обусловлено доминированием ньютонианских представлений о природе.
Декарт оказался
исторически первым, кто сформулировал концепцию познающего субъекта – Cogito ergo sum («Я мыслю – следовательно существую»), согласно
которой «…я – субстанция, вся сущность или природа, которой состоит в мышлении
и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от
какой материальной вещи» (Декарт Р. Сочинения в 2 т. - Т.I. – М.: Мысль, 1989 –
654с. – С.269.). Субстанциальная концепция, или дуализм Декарта, утверждает,
что мыслящая и протяженная субстанции суть вещи разной природы. Концепция
познания Декарта, соответственно, представляет собой классическую форму
абсолютного субъекта, где субъект в форме мыслящей субстанции
противопоставляется объекту (протяженной субстанции).
С корректировкой на
проблемы познания субъекта взгляды И. Канта обнаруживают сходные с антропным
принципом идеи. Кант, разделив познание на априорное и апостериорное, поставил
тем самым вопрос о положении субъекта в процессе познания. Кант выдвинул
положение, что с правилами рассудка, выраженными в априорных понятиях, «все
предметы опыта должны необходимо сообразоваться и согласоваться» (Кант И.
Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591с. – С.19.). Апостериорные
понятия, напротив, сами должны согласовываться с результатами опытного
познания. Таким образом, четко разделяя субъект и объект познания, Кант, тем не
менее, на основе подразделения видов знания на априорное и апостериорное, находит
взаимосвязь законов рассудка с законами природы, выводя двоякую их взаимозависимость.
Однако для Канта критерием истины в познании служит отнесение к опыту,
следовательно, трансцендентальный субъект всегда будет ограничен субъектом
эмпирическим, даже в смысле познания априори. (Кант И. Критика чистого разума.
– М.: Мысль, 1994. – 591с. – С.189.).
Ф.В.
Шеллинг разрешил противопоставление Канта, осуществив примирение субъекта,
ассоциирующегося у него с умопостигаемой свободой и объекта, выраженного в
природной необходимости - самопознании природой самой себя и высшей его форме -
искусстве. Познание, согласно Шеллингу – это как раз «самосознание природы
самой себя, беспрерывное возвращение природы к самой себе, от простого вещества
к организации» (Шеллинг Ф.В. Сочинения. – М.: Мысль, 1998. – 1664с. – С.636.). Таким
образом, субъект и объект оказались в философии Шеллинга в диалектической
связке.
Однако важно
отметить, что во всех классических философских концепциях субъект познания
носит абсолютный характер. Субъект вычленяется из процесса познания и никаким
образом на него не влияет.
В неклассической науке
возникли первые попытки отхода от статичной модели субъекта классической науки.
Это выразилось в стремлении сместить центр тяжести научных проблем в сторону
изучения средств и методов познания субъектом действительности, а затем –
изучения бытия субъекта познания, его субъективных характеристик. Происходило
осознание необходимости преодоления жесткого противопоставления субъективного
бытия и бытия объективного, природного. Это происходило за счет признания
наличия нескольких субъектов познания, их диалогичности, незамкнутости (М.М.
Бахтин), проникновением идей исторической динамики в процесс познания
(неокантианская школа).
Направления феноменологии
и герменевтики выдвигали новые модели познания действительности и,
соответственно, положения субъекта. Однако эти направления представляли процесс
познания с противоположных методологических позиций. При этом феноменология,
отходя от традиционных средств познания с помощью понятий языка, выдвигала
«организмическую» модель, в которой бытие оказывалось неотделимым от самого
субъекта познания. Герменевтическая позиция предполагала углубление в
мировоззрение субъекта с целью поиска там онтологических оснований познания.
Последние выражались в ценностно-целевом характере познания. Таким образом, обе
модели познания предполагали наличие синтетического субъекта в процессе
познания, чье знание носит мировоззренческий, глубоко интегрированный в мир
объекта, характер.
Подобные Канту идеи
выдвигались также М. Хайдеггером, который выделял две формы представления мыслящего
субъекта познания: логический субъект как «сознание по себе» (в этом
смысле «Я мыслю» есть «не нечто представленное, но формальная структура
представления как такового, через которую только и становится возможно нечто такое
как представленное») и эмпирический субъект (Я-субъект), познание
которого представляет собой классический образец представления действительных
вещей, иными словами «я мыслю» трактуется как «я воспринимаю». Причем «логический
субъект высказывания способен служить основанием лишь в качестве объекта для
познающего Я-субъекта». (Хайдеггер См. Время и бытие: статьи и выступления. –
М.: Республика, 1993. – 447с. – С.369.). В концепции субъекта Хайдеггера познающий
субъект (Я) осуществляет процесс познания не непосредственно, как у Декарта, но
с помощью «внутреннего» логического субъекта, имеющему сходство с кантовским
трансцендентальным субъектом. Таким образом, в продолжение идей Канта,
познающий субъект Хайдеггера имеет структуру матрешки, причем логический
субъект (чистое рассудочное знание и знание априори) заключен в границы
эмпирического субъекта, который руководствуется данными опытного знания. Теоретическое
знание субъекта не выходит за пределы его эмпирического знания.
Одним из основных
принципов для определения положения субъекта в процессе познания в концепции глобального
эволюционизма служит выдвинутый Б. Картером антропный принцип. Антропный принцип
провозглашает зависимость структур Вселенной от положения наблюдателя
(субъекта). Как известно, антропный принцип имеет две основные формы: сильную,
согласно которой «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от
которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции
допускалось существование наблюдателей» (Картер Б. Совпадения больших чисел и
антропологический принцип // Космология. Теория и наблюдения. – М.: Мир, 1978.
– 468с. – С. 372.). В этом случае предполагается согласованность с фактом
существования субъекта действительной, физической Вселенной. Слабый антропный
принцип предполагает, что «наше положение во Вселенной с необходимостью
является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим
существованием в качестве наблюдателей» (Картер Б. Совпадения больших чисел и
антропологический принцип // Космология. Теория и наблюдения. – М.: Мир, 1978.
– 468с. – С. 372.). В этом случае не сама Вселенная, а те ее космологические
модели, должна согласовываться с фактом бытия наблюдателей.
В постнеклассической
науке наблюдается отход от доминирования одной модели описания явлений
(эволюционной или физикалистской) и переход к идеям системности,
междисциплинарности и универсальности в научном описании действительности.
Разрабатываются конкретные междисциплинарные направления, преодолевающие
пропасть между субъектом познания и объектом. При этом в направление
универсального эволюционизма кроме основного принципа эволюции органично
включаются антропный принцип космологии, принцип системности общей теории
систем Л. Берталанфи, принцип обратной связи кибернетики, принцип изоморфности
структур внешнего мира и когнитивного аппарата эволюционной эпистемологии,
наконец, принцип самоорганизации в сложных синергетических системах. Но если
раньше, например, в физикалистских моделях описания (например, в
электродинамике Максвелла, место субъекта было четко обозначено (субъект носил
абсолютный характер и элиминировался из процесса познания), то в условиях
построения универсальной научной картины мира возникает вопрос о месте субъекта
в описании действительности с позиции универсального эволюционизма.
Эволюционная
эпистемология, не являясь составной частью концепции глобального эволюционизма,
тем не менее, соответствует ключевым принципам последнего. Согласно
разрабатываемой И.Р. Пригожиным и Н.Н. Моисеевым теории глобального
эволюционизма, развитие всякой системы происходит в некотором «канале
эволюции», когда заранее и однозначно определены пути развития этой системы, ее
начальные условия и направление.
Представляется, что одним
из таких каналов в эволюции человеческого мозга было развитие когнитивного
аппарата, который явился важнейшим фактором приспособления и выживания человека
в окружающей среде. О последнем свидетельствует направление эволюционной
эпистемологии К. Лоренца и Г. Фоллмера. С другой стороны, в эволюционной
эпистемологии утверждается, что субъект познания не вычленяется из окружающей
природной среды, а его познание как деятельность есть способ приспособления к
условиям этой среды. Таким образом, в эволюционной эпистемологии происходит
преодоление резкого противопоставления субъекта познающего и субъекта
природного, или бытия культурного и бытия природного.
Положения эволюционной
эпистемологии в части предмета познания, как представляется, имеют отношение к
антропному принципу. Как считает И.В. Черникова, «антропный принцип связывает
космическую эволюцию с другими этапами всеобщего развития природы, с
биологической эволюцией, приведшей к возникновению человека» (Черникова И.В.
Глобальный эволюционизм. – Томск: Издательство Томского университета, 1987. -
182с. – С.146.). К.Лоренц, основатель эволюционной эпистемологии, считает, что
«наши познавательные способности есть достижение врожденного аппарата отражения
мира, который был развит в ходе родовой истории человека и дает возможность
фактического приближения к внесубъективной реальности» (Lorentz K. Die angeboren Formen möglicher Erfahrung // Ztschr. für Tierpsychologie. B., 1943. Bd.5. S.352).
Познание в концепции
эволюционной эпистемологии представлено Г. Фоллмером как «адекватная
реконструкция и идентификация внешних структур в субъекте» (Фоллмер Г.
Мезокосмос и объективное познание // Вестник Московского университета.
Философия. М. 1994. – №6 - С.35-56. – С.35). Таким образом, в эволюционной
эпистемологии субъект познания также, как и в антропном принципе занимает
двойственное положение: с одной стороны, он выступает как часть познаваемой
реальности, часть Вселенной, с другой, субъект трактуется как внешний по
отношению к объекту познания, независимый от него. Тем самым, субъект и в
эволюционной эпистемологии занимает особое место в процессе познания.
Для понимания проблемы
субъекта в эволюционной эпистемологии важно понятие мезокосмоса. Мезокосмос -
своеобразный уровень средних измерений, иначе говоря, относительно процесса
познания мезокосмос составляет поверхность планеты Земля и видимую
невооруженным глазом часть Вселенной, где действуют законы классической науки. «Каждый
организм, включая также и человека, имеет свою собственную когнитивную нишу или
окружающий мир.… Наш мезокосмос есть, таким образом, часть реального мира,
которым мы овладеваем, воспринимая и действуя сенсорно и моторно…» (Фоллмер Г.
Мезокосмос и объективное познание // Вестник Московского университета.
Философия. М. 1994. – №6 - С.35-56; 1995. - №1 – С.27-47. - С.50).
Однако, с точки зрения
синергетики, развитие любой сложной системы (в том числе и когнитивного
аппарата) четко не детерминировано, а зависит в значительной степени от самого
субъекта исследования. Синергетика предполагает, что сама эволюция имеет
нестабильный характер, а значит, зависит от некоторых внешних факторов,
способных повлиять на ее течение (См. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос,
квант. - М.,1994). В свою очередь, концепция универсального эволюционизма,
включающая в себя принципы синергетики, существенно дополняет представления последней
о познании, формируя, тем самым, новую парадигмальную модель для получения
нового знания.
Основания антропного принципа первоначально заключались
не в проблеме места человека во Вселенной. Отправной точкой для выработки
антропного принципа явилось постановка проблемы совпадения больших чисел –
странной численной взаимосвязи параметров микромира (постоянной Планка, заряда
электрона, размера нуклона) и глобальных характеристик Метагалактики (ее массы,
размера, времени существования). Выводы антропного принципа о том, что даже
незначительное изменение физических параметров нашего мира приводит к
невозможности существования нашей Метагалактики в наблюдаемой форме и не
совместимо с появлением в ней жизни и разума представляли собой только
следствие из антропного принципа в его сильной форме. Однако это следствие
почти полностью совпадает с основным принципом эволюционной эпистемологии. Подобные
идеи имеются и у Э. Эзера: «Структура нашего познавательного аппарата
обусловлена не только органическо-генетической эволюцией, но также
молекулярно-химической и физико-космологической эволюцией. Мы несем в себе,
поэтому также, в смысле слабого антропного принципа, космологическую
информацию, к которой, конечно, мы не имеем прямого доступа» (Oeser E. Die evolutionäre Theorie des Bewustseins als Brücke zwishen genetish–organisher und soziokultureller Evolution // Philosophie – Wissenschaft-Politik: Festschrift Rudolf Wolgenannt zum 60 Geburtztage. Wien; New-York, 1985. S.47.). Таким
образом, ученый приходит к двум заключениям: во-первых, наши знания генетически
априорны, сформировались и закрепились генетически в ходе биологической
эволюции, с другой стороны, признается антропный принцип, предполагающий
определенную зависимость структур Вселенной, а, значит, и условий, где
формируются познавательный аппарат, от познающего субъекта. Тем самым эволюционная
эпистемология делает вывод о взаимовлиянии познающего субъекта и окружающей
среды по нескольким направлениям.
Если эволюционная эпистемология объясняет возникновение
субъекта познания из оснований эволюции, то антропный принцип подходит к
проблеме с противоположного конца и объясняет возникновение сознания из
результата эволюции – факта существования и развития самого познающего
субъекта.
В.И. Вернадский, разработавший учения о биосфере и
ноосфере, входящие в концепцию глобального эволюционизма утверждал принцип
взаимосвязи и взаимовлияния научного разума и структур окружающего мира. «Наука
представляет ту силу, которая спасает человечество, не дает ему опуститься,
является той силой, которая совершает геологическую работу…». (Вернадский В.И.
О науке. Том I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна:
Изд. Центр «Феникс», 1997. – 576с. – С.133). Расширяя мысль Вернадского, в
рамках концепции универсального эволюционизма, как представляется, можно
расширить это утверждение до масштабов Вселенной.
В соответствии с представлениями Н.Н. Моисеева, развитие
биосферы и ноосферы должно проходить в рамках коэволюции человека, общества и
природы. «Появление на Земле Человека означает, что Природа начала с его
помощью познавать саму себя, возникло СОЗНАНИЕ» (Моисеев Н.Н. Современный
рационализм. – М.: МГВП КОКС, 1995. – 376с. – С.170). Таким образом, в
концепции универсального эволюционизма познание трактуется в форме, близкой Ф.В.Й.
Шеллингу - познание через человеческое сознание природой самой себя.
Человеческое сознание, как важнейшая часть ноосферы,
особенно на современном этапе развития науки и техники оказывается тем
фактором, который влияет на естественное возникновение и развитие жизни, вплоть
до подобных человеку высших разумных форм материи, которые, в свою очередь
осознают посредством научного познания, самое себя. Таким образом, идея о
самопознании природой в лице человека самой себя адсорбирует идею эволюционной
эпистемологии о согласованности субъективных познавательных структур с
окружающей действительностью, так как если бы такого согласования не было, то
невозможно было бы познание, поскольку само существование познающего субъекта в
этом случае подвергается сомнению.
Проблема положения субъекта возникла с момента
зарождения философии, в античности. Сформировавшееся в период господства
классической науки представление о субъекте носило жесткий абсолютный характер.
Путем введения различных гносеологических схем И. Кантом и Ф.В. Шеллингом делались
попытки обойти жесткий характер абсолютного познающего субъекта. В концепции
универсального эволюционизма происходит аналогичный синтез субъективных и
объективных черт процесса познания. Однако постнеклассическая наука не
допускает понятие абсолютного субъекта. Если классическая схема познавательного
процесса предполагала независимость от субъекта объективной реальности, то
постнеклассический идеал в рамках слабого антропного принципа допускает влияние
субъекта (наблюдателя) на объект – рациональные модели структуры Вселенной –
мегамира. Эволюционная эпистемология уточняет это влияние в рамках мезомира –
мира средних размерностей.
Эволюционная эпистемология, учение о ноосфере, антропный
принцип в разных версиях – все они констатируют факт взаимодействия между
окружающей средой и (в том числе Вселенной) с субъективными познавательными
структурами. На наш взгляд, здесь прослеживается некая эволюционная связь
(преемственность) во взглядах на это взаимодействие. В связи с этим можно
выделить следующие ступени в этом взаимодействии: на первой ступени
эволюционная эпистемология, объясняя причину возникновения научного познания и
познавательных структур как инструментов приспособления к окружающей среде,
является первым этапом указанного взаимодействия. В этой связи имеется связь со
слабым антропным принципом (Э. Эзер). В этом случае эволюционная эпистемология
выступает конкретизацией слабой версии антропного принципа для мезокосмоса
(доступной наблюдателю области реальности); если эволюционная эпистемология в
части объяснения познания исходит из классической схемы субъект-объектных
отношений, то концепция универсального эволюционизма путем синтеза различных
направлений постнеклассической науки существенно дополняет трактовку познания
как эволюционного процесса, выявляя новые пути взаимодействия и взаимовлияния
субъекта и объекта познания. Последнее выражается в идеях антропного принципа,
принципах доверия субъекту и учета субъективных характеристик
(ценностно-целевого детерминизма) в процессе познания постнеклассической науки;
учение о ноосфере В.И. Вернадского, утверждающее, что субъект (в данном случае
научное знание) выступает в качестве геологической силы, воздействующей на
объект (окружающую среду, и шире, на Вселенную), является второй ступенью
взаимодействия между субъектом и объектом познания. В этом случае познание как
часть человеческой деятельности должно происходить в рамках коэволюции,
гармоничного сосуществования, человека, общества и природы (по Моисееву). Концепция
Вернадского будет иметь в этом отношении аналогию с сильным антропным
принципом.
| |