|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: Растительная и животная клетки в основном похожи друг на друга, различны они только теми частями, которые отвечают за питание клетки. Вопросы: №1)В чём причина сходства и различия растительной и животной клетки: Причина сходства в том, что обе клетки живые, а различия в том, что они питаются по- разному. №2)Попытайтесь объяснить, как шла эволюция растительной и животной клеток: Мне кажется, что в процессе эволюции клетки старались выжить и приспособиться к окружающей среде и разделились на живую и растительную клетку.
Практическая работа №3 Тема: Решение задач на моногибридное скрещивание. Цель: Сформировать умение и навыки по определению фенотипа и генотипа. Оборудование: карточки с заданием. Ход работы: 1)Определить свой генотип и фенотип по данным признакам: А - тёмный цвет волос, а – светлый цвет волос. Запишите первую схему скрещивания по цвету волос. 2)Запишите схему скрещивания по цвету глаз. А – карие, а – зелёные. Задача №1:
А – серебристо чёрный, а – платиновый Здесь в потомстве произошла изменчивость, поэтому из 30 детей 14 платиновых.
Лабораторная работа №5 Тема: Построение вариационного ряда и прямой, изменчивость. Цель: Познакомить учащегося со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости данного признака. Оборудование: Сантиметр. Ход работы: 1)Измерить рост каждого учащегося в группе, округлить цифры. 2)Количество учащихся с повторяющимся ростом, полученные данные запишите в таблицу. 3)Постройте вариационный ряд роста учащихся, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтали рост в сантиметрах, а по вертикали количество повторов с данным ростом. 4)Вычислите средний рост учеников вашей группы по формуле. 5)Вычислите и отмерьте на графике средний рост. 6)После ваших исследований сделайте вывод и ответьте на вопросы: а) Какой рост учеников вашей группы встречается часто, какой редко. б) Какие отклонения встречаются в росте учащихся. в) Каковы причины разного роста. Учащиеся: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Число учащихся
1
2
3
4
5
6
160
165
170
175
180
185
Ответы:
а) Самый частый рост это 180, самый редкий 160.
б) Низкий и высокий рост.
в) Наследственный рост, условия жизни, влияние вредных привычек (курение, алкоголь), влияние положительных или отрицательных факторов (радиация).
Вывод: Я понял, что рост у всех разный, т. к. у всех разные условия жизни.
Лабораторная работа №6
Тема: Приспособленность организмов к среде обитания, и её относительный характер.
Цель: Установить приспособленность организма к среде обитания, и её относительный характер, закрепить умение выявлять черты приспособленности к среде обитания.
Оборудование: Гербарии растений, рисунки животных представленных на наглядных пособиях.
Ход работы:
1) Определите среду обитания растений и животных предложенных вам для исследования.
2) Выявить черты приспособленности к среде обитания.
3) Выявите относительный характер приспособленности.
4) На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособленности.
5) Оформите ответы в виде таблицы.
6) Вывод.
Название
растений или животных.
Среда
обитания
Черты
приспособленности.
Значение
приспособленности
в природе.
Относительный
характер приспособленности.
1)Иглица
понтийская
Земная
Острые, ломкие,
маленькие листья
Приспособлен
хранить влагу во
время засухи.
При сильной
влажности
растение
погибнет
из-за сильной
влажности.
2)Водоросль
зелёная
Водная
Мелкие, тонкие
листья.
Получает
питательные
вещества в воде,
для фотосинтеза.
Если поместить на
сушу водоросль
погибнет из-за
засухи.
3)Пустельга
Наземная, воздушная.
Окраска - защитная,
Клюв - мелкий,
хвост – длинный.
Хвост во время
охоты предаёт
манёвренность,
клюв приспособлен
к ловли насекомых,
окраска защитная.
Не может долго находиться
в воздухе.
4)Чёрный
аист
Наземная, воздушная,
водная.
Клюв – длинный,
окраска – защитная,
ноги – длинные.
Клюв приспособлен
к ловле пищи под
водой, ноги –
стоять в воде.
Птица погибнет
если высохнет
водоём с пищей,
не может долго
находиться
в воздухе.
5)Черепаха
Наземная,
водная.
Панцирь - крепкий,
ноги – ласты.
С помощью ног
может плавать
(как ласты),
панцирь – защита.
Не может
долго находиться
в воде, а то
погибнет из-за её
переизбытка.
4)В процессе эволюции каждый организм, пытался выжить в каких – либо окружающих его условиях и вырабатывал приспособления для выживания и более комфортного существования в данной среде обитания.
Вывод:
Каждый организм приспособлен к своей среде обитания и имеет свои приспособления к ней.
Лабораторная работа №7
Тема: Морфологические особенности растений и животных.
Цели: Уметь характеризовать виды по морфологическому критерию,
Закрепить умение составлять описательную характеристику растений и животных.
Ход работы:
1)Охарактеризуйте растения и животные разных видов запишите их названия. Составьте морфологическую характеристику растений и животных каждого вида, описав особенности их внешнего строения (окраска, форма листьев или тела, длинна и форма корней, расположение листьев, цветков, плодов, их окраска, форма конечностей, клюва).
2)Сравнить растения и животные разных видов по морфологическому критерию, выявите черты сходства и различия по морфологическому критерию.
3)Чем объяснить сходства и различия растений и животных сравниваемых между собой.
4)Оформите в виде таблицы.
Название
растения или
животного.
Особенности
внешнего строения.
Сходства двух
видов.
Различия двух
видов.
1)Берёза
обыкновенная
и кактус
африканский.
Берёза белого цвета,
листья округлой
формы с зубчиками,
корень стержневой.
Кактус зелёного цвета,
листья в форме колючек,
корень стержневой.
Наземная среда
обитания,
стержневой корень,
поочерёдное
расположение
листьев.
Разные цвета,
форма листьев,
дерево и кустарник.
2)Лиса
чёрно-бурая
и волк серый.
Лиса цвет чёрно-бурый,
хищник, 4 конечности,
хвост, вытянутая морда,
длинная шерсть,
сравнительно небольшие
размеры.
Волк серый окраска серая,
хищник, 4 конечности,
длинная шерсть, хвост,
вытянутая морда,
большие размеры.
Наземная среда
обитания,
4 конечности,
вытянутая морда,
хищники,
длинная шерсть,
хвост.
Разная окраска,
размеры тела.
3)Аист
чёрный и
орёл дикий.
Аист чёрный окраска
чёрная, длинные ноги,
большие крылья, хищник,
длинный клюв,
наземно-воздушно-водная,
среда обитания.
Орёл дикий окраска
тёмная, короткие ноги,
наземно-воздушная
среда обитания, хищник,
короткий клюв.
Большие крылья,
хищники,
окраска
тёмная.
Разная
среда обитания,
разные ноги,
форма клюва.
5)Выводы по данным вопросам:
№1)Почему по одному морфологическому критерию нельзя дать полную характеристику о двух видах?
Потому что морфологический критерий характеризует только сходства внутреннего и внешнего строения, а у организмов схожих по морфологическому критерию может быть разное количество хромосом.
№2)В чём причина различия данных растений и животных.
а) Разная среда обитания.
б) Разные способы добычи пищи.
в) Разные виды.
№3) Почему растения и животные относят к разным видам?
Потому что они имеют разный набор хромосом, разные морфологические, физиологические, биологические и т. д. признаки. Поэтому они не могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Вывод: Все растения и животные характеризуются по критериям, но у них есть сходства и различия по данным критериям.
|
|
|