НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основы этики ученого
Основы этики ученого
План
Введение
1.
Ответственность
ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения
2.
Ответственность
ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научная
деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только
беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское
мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством,
защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие
взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не
жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс
цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель,
материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.
В
эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник —
стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в
целях войны.
Цель
работы – изучение ответственности ученых за судьбы мира.
В
ходе работы решались следующие задачи:
-
определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового
поражения;
-
изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии
и клонирования;
1.
Ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения
Ученые
во все времена высказывались за недопущения войн и кровопролития, а так же за
прекращение использования ядерных технологий. Так, в декабре 1930 года Альберт
Эйнштейн высказал мысль: «Если бы можно было добиться того, чтобы только два
процента населения земли заявили в мирное время, что откажутся воевать, вопрос
о международных конфликтах был бы разрешен, ибо нельзя было бы заключить в
тюрьму два процента населения земного шара, для них не хватило бы места в
тюрьмах всей земли». Тем не менее, призыв Эйнштейна оставил заметный след: это
был неизбежный и необходимый этап в непростом процессе осознания учеными своего
гражданского долга перед человечеством.
А.
Эйнштейн и ряд других видных ученых, в том числе Поль Ланжевен, Бертран Рассел,
входили в инициативный комитет по подготовке Всемирного антивоенного конгресса,
состоявшегося в Амстердаме в августе 1932 года. Значительный шаг к объединению
ученых против войны, был сделан антивоенным конгрессом в Брюсселе, в 1936 году.
В рамках этого конгресса представители научной общественности тринадцати стран
обсудили вопрос об ответственности ученых перед лицом военной опасности[1].
В
резолюции, принятой научным комитетом конгресса они осудили войну как
подрывающую интернациональный характер науки и обязались направить свои усилия
на предотвращение войны. Участники конгресса призывали ученых разъяснять
пагубные последствия применения в целях войны научных достижений, вести
антивоенную пропаганду разоблачать псевдонаучные теории, с помощью которых
определенные силы пытаются оправдать войну.
Это
решение, принятое в канун второй мировой войны, не имело сколько-нибудь
серьезных практических последствий, прежде всего, потому, что правительства
империалистического Запада думали не о том, как пресечь гитлеровскую агрессию,
а о том, как направить ее на Восток. Но оно заставило многих западных ученых
задуматься о социально-экономических причинах войны, о той роли, которую могут
сыграть ученые в просвещении широких масс относительно причин и последствий
войны, в содействии организации сопротивления силам, заинтересованным в
развязывании войны.
Эти
мысли подтолкнули ученых-антифашистов к действию, которое с позиций
сегодняшнего дня можно оценить, как проявление стремления не допустить, чтобы
атомное оружие оказалось в руках Гитлера и его союзников.
Следует
вспомнить, при каких условиях оно создавалось. Основные закономерности,
связанные с процессами деления ядер урана, были открыты перед началом второй
мировой войны, а само деление осуществлено уже в начале войны. В этих работах
участвовали выдающиеся ученые многих стран мира.
Гитлеровская
Германия тоже могла создать ядерное оружие и использовать его для порабощения
народов — так думали многие ученые, особенно те, кто познал на практике что
такое фашизм. Они делали все, чтобы не позволить Гитлеру использовать эту
мощную силу. Отважный сын французского народа Фредерик Жолио-Кюри, исследования
которого о делении ядра урана на два осколка под действием нейтрона выявили
последнее звено в цепной реакции, принял все меры к тому, чтобы не допустить
захвата гитлеровцами находившихся во Франции запасов урана и тяжелой воды,
необходимой для создания атомного реактора.
Сведения
о том, что гитлеровская Германия проводит работы с целью военного использования
атомной энергии, определили направление дальнейших исследований ученых западных
стран. Тревога за судьбы народов и возможность овладения ядерным оружием Германией
побудили прогрессивных ученых в США, многие из которых являлись беженцами из
Европы, обратиться к американскому правительству с предложением о незамедлительном
создании атомной бомбы.
Такое
решение было принято, а для разработки и изготовления атомной бомбы создана
специальная организация под названием «Манхэттенский проект». Руководство этой
организацией было поручено генералу Л. Гровсу — представителю Пентагона.
23
апреля 1957 года известный ученый, лауреат Нобелевской премии, врач и философ
А. Швейцер привлек внимание общественности в обращении, переданном Норвежским
радио, к генетическим и иным последствиям продолжающихся испытаний ядерного
оружия. Жолио-Кюри поддержал это обращение, подчеркнув настоятельную
необходимость прекращения испытательных взрывов ядерного оружия. В
предупреждении, подписанном более чем 2 тыс. американских ученых, которое было
опубликовано Л. Полингом, говорилось: «Как ученые мы знаем о грозящих
опасностях и несем особую ответственность за ознакомление людей с этими опасностями.
Мы считаем необходимым предпринять немедленные действия для достижения
международного соглашения в целях полного прекращения испытаний ядерного
оружия»[2].
Это
заявление встретило положительный отклик со стороны ученых многих стран.
Советские ученые так же категорически заявили, что они поддерживают запрещение
ядерного оружия и требуют заключения между странами соглашения о
незамедлительном прекращении испытаний атомных и водородных бомб, считая, что
любая ядерная война, где бы она ни возникла, обязательно превратилась бы во
всеобщую войну с ужасными последствиями для человечества.
Можно
было бы привести множество других примеров, свидетельствующих о
бескомпромиссной борьбе прогрессивных ученых за запрещение ядерных испытаний.
Благородное человечество воздает должное тем, кто самоотверженно выступает за
прекращение испытаний и производства ядерного оружия, за запрещение его
использования.
Современного
ученого нельзя представить без высокого чувства гражданственности, без
обостренной ответственности за результаты своей деятельности, без серьезной
озабоченности судьбами мира и человечества. Ученый любой специальности при
любых обстоятельствах должен рассматривать заботу о благе человечества как свой
высший моральный долг.
2.
Ответственность ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования
Генная инженерия возникла
в 1970-е гг. как раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным
созданием новых комбинаций генетического материала, способного размножаться (в
клетке) и синтезировать конечные продукты. Решающую роль в создании новых
комбинаций генетического материала играют особые ферменты (рестриктазы,
ДНК-лигазы), позволяющие рассекать молекулу ДНК на фрагменты в строго
определенных местах, а затем «сшивать» фрагменты ДНК в единое целое. Только
после выделения таких ферментов стало практически возможным создание
искусственных гибридных генетических структур — рекомбинантных ДНК.
Рекомбинантная молекула ДНК содержит искусственный гибридный ген (или набор
генов) и «вектор-фрагмент» ДНК, обеспечивающий размножение рекомбинированной
ДНК и синтез ее конечных продуктов — белков. Все это уже происходит в
клетке-хозяине (бактериальной клетке), куда вводится рекомбинированная ДНК[3].
Методами генной инженерии
сначала были получены трансгенные микроорганизмы, несущие гены бактерии и гены
онко-генного вируса обезьяны, а затем — микроорганизмы, несущие в себе гены
мушки дрозофилы, кролика, человека и т.д. Впоследствии удалось осуществить
микробный (и недорогой) синтез многих биологически активных веществ,
присутствующих в тканях животных и растений в весьма низких концентрациях:
инсулина, интерферона человека, гормона роста человека, вакцины против
гепатита, а также ферментов, гормональных препаратов, клеточных гибридов,
синтезирующих антитела желаемой специфичности, и т.п.
Генная инженерия открыла
перспективы конструирования новых биологических организмов — трансгенных
растений и животных с заранее запланированными свойствами. Огромное значение
имеет так же изучение генома человека.
Ответственность ученых в
ходе развития генной инженерии можно охарактеризовать тем, что они должны
соблюдать конфиденциальность генетической информации о конкретных людях. Например,
в некоторых странах приняты законы, ограничивающие распространение такой
информации.
Несмотря на то, что в
лабораторных условиях проведена значительная работа по конструированию
трансгенных микробов с самыми разнообразными свойствами, ученые ответственны
перед обществом за недопущение применения в открытой среде трансгенных микробов.
Это обусловлено неясностью последствий, к которым может привести такой в
принципе неконтролируемый процесс. К тому же сам мир микроорганизмов изучен
крайне слабо: наука знает в лучшем случае около 10% микроорганизмов, а об
остальных практически ничего не известно; недостаточно исследованы
закономерности взаимодействия микробов между собой, а также микробов и других биологических
организмов. Эти и другие обстоятельства обусловливают повышенное чувство
ответственности ученых-микробиологов, выраженное не только к трансгенным
микроорганизмам, но и вообще к трансгенным биоорганизмам[4].
Нельзя так же
недооценивать важность осознания своей ответственности учеными, занимающимися
клонированием.
В последнее время в
средствах массовой информации распространяется много предсказаний, пожеланий,
догадок и фантазий о клонировании живых организмов. Особую остроту этим
дискуссиям придает обсуждение возможности клонирования человека. Вызывают
интерес технологические, этические, философские, юридические, религиозные,
психологические аспекты этой проблемы; последствия, которые могут возникнуть
при реализации такого способа воспроизводства человека.
Конечно, ученые
защищаются тем, что в XX в. было проведено немало удачных экспериментов по
клонированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитающих), но все они были
выполнены с помощью переноса ядер эмбриональных (недифференцированных или
частично дифференцированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с
использованием ядра соматической (полностью дифференцированной) клетки
взрослого организма невозможно. Однако в 1997 г. британские ученые объявили об успешном сенсационном эксперименте: получении живого потомства (овечка Долли)
после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного
(донорской клетке более 8 лет).
Но особо следует
относиться к ответственности за клонирование человека. Не смотря на то, что пока
отсутствуют технические возможности клонировать человека, принципиально
клонирование человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает
множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических,
юридических, философских, религиозных.
Вместе с тем ученые очень
осторожно относятся к перспективам клонирования, указывают на ограниченности
этого метода. В частности, отмечают, что, исходя из закономерностей
молекулярной генетики, можно сформулировать ряд предположений.
Заключение
В
результате исследования ответственности ученых за судьбы мира, можно сделать
следующие выводы.
Значение
науки в общественной жизни непрерывно возрастает. Из года в год увеличивается
число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток
времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями.
Наука становится производительной силой, следовательно, растет и
ответственность ученых перед обществом и человечеством.
Ученый
творит в обществе, чья история, чье современное состояние оказывают на него
непрерывное воздействие. И, конечно, существует обратная связь — ученые наравне
с остальными мыслящими людьми воздействуют на общество.
Служение
нравственным идеалам следует из понимания ученым своей ответственности перед
обществом. Ученому многое дано. Его творческая работа вырабатывает у него
строгое и непредвзятое мышление, способность к точному логическому рассуждению.
Общество внимательно прислушивается к словам ученого; его деятельность может
иметь серьезные последствия для человечества. Ответственность ученого перед
обществом требует от него гражданского мужества. Это свойственно далеко не
всем. И далеко не все зависит от ученого.
История
атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер
руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества
преступниками — с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки
американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых
остановить это ужасное дело оказались тщетными. Физики — не Теллер, конечно, —
пережили тяжелую нравственную травму.
Во
времена Ломоносова ученый мог творить в одиночку, сейчас же ситуация
изменилась. Современность выдвинула новый тип ученого-организатора и
руководителя. Невероятное усложнение и увеличение масштаба научного
оборудования, необходимого для решения актуальных задач физики или астрономии,
делает в ряде случаев невозможной работу в одиночку или малыми коллективами.
Вместо скромной лаборатории — грандиозное научное учреждение, в деятельности
которого участвуют многие сотни людей. Ими руководит крупный ученый. Он
вынужден ежедневно и ежечасно преодолевать громадные трудности совмещения
творческой умственной работы с решением конкретных задач общественного,
организационного, экономического, финансового характера. Таланта и
сосредоточенности здесь недостаточно. Руководитель должен быть и сильной
личностью.
Сказанное
не означает невозможности в наши дни индивидуальной работы или работы с малым
числом сотрудников. Молекулярная биология, наряду с физикой микромира ставшая
ведущей областью современного естествознания, в значительной мере создана
именно такими индивидуальными усилиями.
Ученый,
вне зависимости от того, работает он в группе или же является ярким
индивидуалистом, сталкивается с этическими проблемами непрерывно.
Научная
работа требует абсолютной правдивости. Очень часто результаты опыта
противоречат ожиданиям, режут под корень исходную концепцию. Основной этический
принцип научной работы — честное отношение к этим результатам. Здесь нужно
мужество. Тем более оно необходимо, когда уже опубликованная работа оказывается
ошибочной, и ее опровергают. Честный ученый вынужден признать свою ошибку,
принять научно аргументированные возражения.
Особенно
это актуально, если речь идет о биоэтике. Большинство ученых сходятся в том,
«что во многих случаях приобретает актуальность и вопрос о необходимости
предварительного этического обоснования предпринимаемого научного исследования»[5].
Так, например, проблемы, возникающие с развитием генной инженерии, должны быть
решены на широкой гуманистической основе, предполагающей приоритет блага
человека. Вместе с тем это решение не должно закрывать новые пути познания
природы, которое также, в конечном счете, служит благу человека. Таким образом,
возникает одна из важнейших проблем современной философии, которая касается
свободы исследования и социально-этической ответственности ученого.
Как
написал в своем труде М. Волькенштейн: «Подлинное научное творчество —
нравственное занятие.… На высшем уровне служения истине ученый оказывается
поборником нравственных идеалов человечества»[6].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Волькенштейн
М.В. Наука людей: // Новый мир №11, 1969.
2.
Герцик
Ю.Г. Основы этики ученого //Знание – сила, 1990, №6. С. 34-38.
3.
Емельянов
В.С. О науке и цивилизации. – М.: Мысль. – 1986. – 239 с.
4.
Емельянов
В.С. Ответственность ученых. – М.: Мысль. – 1988. – 134 с.
5.
Фролов
И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.
6.
Этико-правовые
аспекты проекта «Геном человека»: // Международные документы и аналитические
материалы. М., 1998.
[1] Емельянов
В.С. О науке и цивилизации. – М.: Мысль. – 1986. С. 166.
[2] Емельянов В.С. О науке и цивилизации. – М.:
Мысль. – 1986. С. 168.
[3] Фролов
И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.С. 144.
[4] Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»:
Международные документы и аналитические материалы. М., 1998.
[5] Волькенштейн
М.В. Наука людей: Новый мир №11, 1969.
[6] Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки.
Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.
|