 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - О телепатии и психокинезе у животных
О телепатии и психокинезе у животных
О телепатии
и психокинезе у животных
Юрий
Карпенко
Классические
опыты В.Л.Дурова и В.М.Бехтерева по телепатии с собаками
В 1921г.
академик В.М.Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л.Дуровым
проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных
действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории
зоопсихологии, которой руководил В.Л.Дуров при участии одного из пионеров
мысленного внушения в СССР инженера Б.Б.Кажинского. Уже к началу 1921г. в
лаборатории В.Л.Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов
мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582.
Статистическая обработка материала показала, что «...ответы собаки не были
делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Опыты с
собаками показали, что мысленное внушение не обязательно должен был проводить
дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он
знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение
проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на
расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он их.
Следует
подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения
в психике, возникшие после специальной дрессировки.
Классическими в
изучении телепатии и суггестии являются описанные академиком В.М.Бехтеревым
шесть опытов над дрессированной собакой Пикки (1919г.). В четырех опытах
передающим задание академика был В.Л.Дуров, а в двух остальных – сам академик,
причем о своем мысленном задании он никому перед опытом не говорил. Опыты
проходили в ленинградской квартире В.М.Бехтерева, т.е. в обстановке, не привычной
для подопытного животного. Вот, что пишет сам В.М.Бехтерев.
«Третий опыт
заключался в следующем: собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и
ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед
Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает
ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки
остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю,
вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры
раздается трезвон нескольких дискантовых нот.
В четвертом
опыте собака должна была, после известной процедуры внушения, вскочить на один
из стульев, стоявших у стены комнаты, и затем, поднявшись на стоящий рядом
круглый столик, поцарапать лапой большой портрет, висевший на стене над
столиком. Казалось бы, что это сложное действие собаке не так-то просто
выполнить. Но Пикки превзошел все наши ожидания. После обычной процедуры (Дуров
сосредоточенно смотрел в глаза собаке в течение нескольких секунд) Пикки
спрыгнул со своего стула, подбежал к стулу, стоящему у стены, затем с такой же
легкостью вскочил на круглый столик, и поднявшись на задние лапы, достал правой
передней конечностью портрет и стал царапать его когтями...
Чтобы иметь
полную уверенность, я решил сам проделать аналогичный опыт, не говоря никому о
том, что я задумаю. Задание же мое состояло в том, чтобы собака вскочила на
стоящий неподалеку круглый стул и осталась там сидеть. Сосредоточившись на
форме круглого стула, я некоторое время смотрю собаке в глаза, после чего она
стремглав бросается от меня и начинает бегать вокруг стула. Опыт не удался и я
понял почему: я сосредоточился исключительно на форме круглого стула, упустив
из виду, что мое сосредоточение должно начинаться движением собаки к круглому
стулу и затем вскакиванием на него. Ввиду этого я решил повторить опыт, не
говоря никому о своей ошибке и поправив себя в вышеупомянутом смысле. Я снова
усаживаю собаку на стул, обхватываю ее мордочку обеими ладонями, начинаю думать
о том, что она должна подбежать к круглому стулу и, вскочив на него, сесть.
Затем отпуская собаку и не успеваю оглянуться, как она уже сидит на круглом
стуле. Пикки разгадал мой «приказ» без малейшего затруднения...»
Вот описание
опыта по телепатическому внушению на расстоянии, поставленному в
зоопсихологической лаборатории с участием академика В.М.Бехтерева, в 1926г.
«Задание
состояло в том, что экспериментатор В.Л.Дуров должен передать собаке Марсу
мысленный «приказ» пролаять определенное число раз. В.Л.Дуров находится вместе
с другими сотрудниками в зале лаборатории. Профессор А.В.Леонтович уводит
собаку в другую комнату, отделенную от зала двумя промежуточными комнатами.
Двери между этими комнатами А.В.Леонтович плотно закрывает за собой, чтобы
достичь звуковой изоляции собаки от экспериментатора.
В.Л.Дуров
приступает к опыту. В.М.Бехтерев вручает ему вдвое сложенный листок бумаги, на
котором написана одному Бехтереву известная цифра 14. Посмотрев на листок,
В.Л.Дуров пожал плечами. Затем достал из кармана блузы карандаш, что-то написал
на обороте листка и, спрятав листок и карандаш в карман, приступил к действию.
Со сложенными на груди руками он устремляет взгляд перед собой.
Проходит пять
минут. В.Л.Дуров в свободной позе садится на стул. Вслед за тем появляется А.В.Леонтович
в сопровождении собаки и делает следующее сообщение: «Придя со мной в дальнюю
комнату, Марс улегся на полу. Затем вскоре привстал на передние лапы, навострил
уши, как бы прислушиваясь, и начал лаять. Пролаяв семь раз, Марс снова улегся
на полу. Я уже думал, что опыт закончен и хотел уходить с ним из комнаты, как
вдруг вижу: Марс снова приподнялся на передние лапы и опять пролаял ровно семь
раз.
Выслушав его,
В.Л.Дуров торопливо достал из кармана блузы листок бумаги и подал его
Леонтовичу. Все увидели на одной стороне листа цифру 14, на другой стояли
дописанные рукой Дурова знаки: 7+7. Волнуясь, великий укротитель объяснил:
«Владимир Михайлович (Бехтерев) дал мне задание внушить Марсу пролаять 14 раз.
Но ведь вы знаете, что передавать число лаев, большее семи, я сам не
рекомендую. Я и решил: в уме разбить заданное число пополам – как бы на два
задания и передал ощущение лая сначала семь раз, а потом после некоторой паузы,
еще семь раз. В таком именно порядке Марс и пролаял.»
В.Л.Дуров
отмечал, что, по его мнению, собаки не воспринимали «приказы» индукторов как
нечто внешнее, которому они подчинялись, как извне навязанной воле, т.е.
«понимали» их в нашем, человеческом смысле этого слова, а как свою собственную
потребность. Это относилось не только к собакам. Вот любопытнейшее описание
опыта по внушению двигательного рефлекса В.Л.Дуровым своему сотруднику,
Б.Б.Кажинским.
– Владимир
Леонидович, вы хорошо умеете передавать мысленное внушение. Заставьте меня
мысленно сделать то или иное движение. Интересно, что я при этом буду сознавать
или чувствовать. Однако удастся ли это?
– Пустяки,
только сидите спокойно! – решительно ответил Дуров, и мы приступили к делу.
Я оставался
неподвижным в течение не более двух минут и видел, как мой знаменитый
собеседник, не глядя на меня, взял листок бумаги и что-то спешно написал на нем
карандашом, который он извлек из кармана своей любимой черной бархатной блузы.
Записку он положил на столе надписью вниз, прикрыв ее ладонью, а карандаш
водворил на место. Затем Дуров стал смотреть на меня. Ничего особенного я не
почувствовал, только вдруг машинально притронулся пальцем правой руки к коже
головы у себя за ухом. Не успел я опустить руку, как В.Л.Дуров протянул мне
листок, на котором я с изумлением прочитал: «Почесать за правым ухом.»
Пораженный случившимся, я спросил:
– Как вы это
сделали?!
– Вообразите
себе, что у меня за правым ухом сильное раздражение кожи и что надо поднять
руку и почесать это место. Ощущение зуда за ухом я постарался представить себе
наиболее резко. Вот и все. А что вы почувствовали?
– Конечно,
никакой передачи я не почувствовал. Просто мне захотелось почесать за ухом.
Дуров
торжествовал:
– В том-то и
заключается самое замечательное, что вы восприняли продуманное мной движение,
как свою собственную ассоциацию идей и движений, как приказ из своего
собственного мозга, да к тому еще и двойного свойства: почувствовали эффект
раздражения за ухом и выполнили движение к уху, именно к правому, как я и
задумывал.»
Как видим
Б.Б.Кажинский не «прочитал» мысленный «приказ» В.Л.Дурова и сознательно
подчинился ему, а выполнил его, как свою собственную спонтанную потребность.
Опыты
М.Эдемс и Р.Пеоша по психокинезу у животных
В последнее
время появились исследования, указывающие на возможность воздействия животных
на физические приборы. Очень убедительны опыты М.Эдэмс по воздействию енотов на
кормушки, действие которых определяются встроенными в них генераторами
случайных чисел. Опыты были максимально приближены к естественным для животных
природным условиям. Животные находились за полупрозрачным экраном, и не имели
доступа к аппаратуре, установленной перед экраном.
Было
установлено, что кормушки выдают животным при их воздействии больше корма, чем
это должно было бы быть при случайном срабатывании кормушки. М.Эдэмс считает,
что у диких животных пси-способности выражены ярче по сравнению с домашними
животными, у которых они практически исчезли.
Фундаментально
важными в области биокоммуникации живых систем стали результаты многолетних
исследований французского парапсихолога д-ра Рене Пеоша по изучению психокинеза
и телепатии у животных. Его статья, в которой опубликованы результаты этих
исследований, имеет характерное название: «Цыплята не лгут!»
В своих опытах
он использовал механический робот с заложенной в него программой действий,
запускаемой генератором случайных чисел. Согласно этой программе, робот
совершал случайные, заранее не предсказуемые движения в экспериментальной зоне,
где вылуплялись инкубаторные цыплята. Цыплята, после появления на свет,
благодаря способности к запоминанию (импринтингу), признавали движущийся
хаотично робот за свою «мать» (курицу-несушку) и следовали за движущимся
роботом, если их выпускали из прозрачного бокса, где они находились в течение
всего времени опытов.
После трех дней
совместного пребывания с хаотично движущимся роботом, цыплят убирали, и в их
отсутствии робот совершал свои непредсказуемые действия согласно программе.
Затем цыплят вновь приносили в экспериментальную зону в прозрачном боксе, чтобы
они могли видеть робота, но не следовать за ним. Было замечено, что в этом
случае движения робота становились менее хаотичными и случайными: он проводил
больше времени у ящика с цыплятами, нежели чем в других местах
экспериментальной зоны.
В другой серии
опытов с цыплятами, робот был запрограммирован так, чтобы он намеренно уходил
из экспериментальной зоны. Но и в этом случае влияние цыплят на поведение
робота сохранялось и он снова проводил больше времени в зоне с цыплятами.
Контрольные опыты с цыплятами, вылупившимися без присутствия робота (т.е. не
обладавшими импринтингом на робота), показали, что они не способны оказывать
влияние на его движение.
Во второй серии
опытов с роботом и кроликами было обнаружено, что эти животные тоже способны
влиять на движение робота. Поскольку кролики – пугливые животные, то когда их
поместили в боксе рядом с хаотически движущимся роботом, они сильно испугались.
Влияние испуганных кроликов было столь сильным, что оно сказалось на движении
робота и он стал больше времени проводить в зоне наиболее удаленной от бокса с
кроликами.
В серии опытов
с кроликами был проведен также контрольный эксперимент. Он состоял в том, чтобы
вызвать у кроликов не отрицательную, а положительную реакцию на движущийся
робот. С этой целью кролика, уже знакомого с роботом, не кормили в течение двух
дней. После этого на верхнюю часть робота поместили еду и кролик так повлиял на
движение робота, что тот стал проводить больше времени у бокса с голодным
кроликом.
Результаты этих
и многих других исследований с животными показывают, что пси-феномены являются
не только свойством сознания человека, но и фундаментальным свойством живого
вообще. Различие заключается лишь в том, что человек может сознательно
управлять этими процессами, а у животных это происходит по-другому.
Психокинез и
способность управлять своим телом
Если сравнить
поведение животных в естественных и экспериментальных условиях, то легко
понять, что цыплята или кролики не стали бы «тянуть» к себе или соответственно
«отталкивать» объекты, по поводу которых они испытывают столь сильные эмоции и
желания. Цыпленок сам бы побежал к курице-несушке, а кролик удрал бы от
страшного робота или, наоборот, приблизился бы к нему.
Что происходит
в этих двух ситуациях, проявление совершенно разных способностей eли одной и
той же, но в разных условиях?
Ведь животные
даже не подозревали, что они участвуют в экспериментах по обнаружению у них
экстраординарных способностей к психокинезу. Они просто реагировали на образ,
вызывающий у них очень сильные эмоции. В одних условиях, когда их собственная
двигательная активность не ограничена, следствием этой реакции были бы
собственные движения, в других, как оказалось, – дистанционное влияние на
движение неживого робота!
Самая обычная
способность управлять своим телом, совершать последовательность
целенаправленных действий, где-то в своей глубине, которая практически никогда
не проявляется, оказывается психокинетической по своей природе. Из результатов
исследований по психокинезу у животных это очень хорошо видно, как мне кажется.
Но тогда вопросы о психокинезе и о природе этой нашей способности становятся
двумя сторонами одной медали.
В общем плане
вопрос о природе способности двигаться, которой мы, не задумываясь, ежесекундно
пользуемся – это вопрос о том, как связаны между собой сознание и мозг, ум и
тело. Это, так называемая, психофизиологическая проблема, вокруг которой вне
связи с исследованиями паранормальных явлений ведутся длительные дискуссии.
Что такое
сознание, каково его соотношение с мозгом, телом? Это продукт биохимической
активности мозга, что-то относительно независимое и возникающее на определенной
стадии развития сложноорганизованного мозга, или же это некая реальность,
которая существует параллельно с веществом и излучением и каким-то образом
взаимодействует с физической реальностью, в том числе и с телом, мозгом?
О
психокинетической природе связи между сознанием и телом говорят некоторые
исследователи психофизиологической проблемы и паранормальных явлений. А именно
те, которые считают, что феномены сознания не могут быть сведены к
биохимической активности нейронов мозга и не возникают на определенной стадии
развития сложноорганизованных систем, а образуют некоторую собственную
реальность, которая несмотря на свое существенное отличие от реальности
вещества и излучения тем не менее может взаимодействовать с ней. Механизмом
воздействия сознания является психокинез.
Но в
экспериментах по психокинезу мы видим наличие влияния на движение неживых
объектов. Живое влияет на неживое. Это выходит за рамки психофизиологии, связи
сознания и мозга.
Изучение проблемы
сознания в целом и паранормальных явлений, в частности, приводит исследователей
к выводу о том, что феномен сознания присущ не только человеку или высшим
животным, но в той или иной форме неживой, косной материи (см. статью «Физика и
паранормальные явления»). Психокинетическая природа связи между сознанием и
телом наводит на мысль о том, что проявление сознания в неживом, в косном
веществе может быть связано с его движением.
Именно на этом
настаивает в своих исследованиях известный физик-теоретик Р.Пенроуз. Мерцание
перехода волна/частица, с одной стороны, связано с редукцией волновой функции
частицы (ее локализацией), с траекторией ее движения, а с другой стороны, –
согласно модели Пенроуза – Хамероффа, с проявлением феномена сознания на
квантовом уровне, самом фундаментальном уровне неживой материи.
Мудрецы
утверждают, что движение – это жизнь. Возможно, что движение (на квантовом
уровне) – это проявление той формы сознания, которая пронизывает все
мироздание. Ведь в соответствии с современными представлениями первоначальный
импульс, породивший Вселенную, – это Большой Взрыв, т.е. Импульс Движения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/
|  |