НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии
Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии
Межпредметные
связи в высшей школе: математическое
обеспечение курса аналитической химии
В.И. Вершинин, С.В. Усова, Омский государственный университет, кафедра аналитической химии и химии нефти
Для оптимизации подготовки специалистов важно выявить межпредметные
связи (МПС) и учесть их профессиональную направленность при отборе содержания учебных
дисциплин. Такой подход для педагогики высшей школы является нетривиальным, а его
возможности мало изучены. В данной работе, выполненной по программе "Университеты
России - фундаментальные исследования" (направление 10.11), в качестве примера
рассматривается связь курсов аналитической химии (АХ) и высшей математики (ВМ).
Выбор связан с тем, что при подготовке химиков АХ является типичной общепрофессиональной,
а ВМ - важнейшей общеобразовательной дисциплиной естественно-научного блока. В нашу
задачу входило: а) выявить те разделы математики (методы, понятия, умения и навыки),
которые необходимы и достаточны студенту для освоения программы АХ на требуемом
уровне; б) на этой основе дать рекомендации для уточнения программ и методов преподавания
обеих дисциплин.
Характеристика курсов и методика исследования. В соответствии
с госстандартом специальности 011000 - Химия курс АХ является общепрофессиональной
дисциплиной с трудоемкостью 500 часов [1]. В классических университетах АХ обычно
изучают в 3 и 4 семестрах в объеме 300-400 аудиторных часов (в ОмГУ - 369 при
86 лекционных). В разных университетах меняется не столько перечень разделов курса,
сколько доля часов, выделяемых на изучение каждого раздела [2], при этом используются
одни и те же учебники. Программа модернизируется раз в 5-10 лет без существенного
изменения содержания.
Курс ВМ изучается студентами-химиками в 1-2 семестрах
(т. е. до АХ) в объеме 200-300 аудиторных часов. В ОмГУ на него отведено 278 часов,
в том числе 130 лекционных. Типовая программа курса ВМ [3], к сожалению, не профилизирована
и фактически является урезанным вариантом курса ВМ для математиков. Это неоднократно
вызывало предложения по изменению структуры математической подготовки в целом и/или
содержания курса ВМ [4]. Однако анкетирование вузов показало, что содержание курса
ВМ на химических факультетах классических университетов однотипно и стабильно. Таким
образом, обе исследуемые учебные дисциплины являются "устоявшимися", что
и позволяет анализировать МПС на программном уровне.
Методика исследования заключалась в рассмотрении рабочих
программ и содержания учебников по АХ (например, [6-8]). Для каждого раздела выделяли
необходимый математический аппарат (набор методов, понятий и т.п.).
Таблица 1. Связи между основными разделами курсов АХ (строки)
и ВМ (столбцы)
Раздел
| | |