 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Итальянское барокко в ландшафтном дизайне.
Итальянское барокко в ландшафтном дизайне.
Итальянское барокко в ландшафтном дизайне.
Предпосылки возникновения.
Барочное
садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на
живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого
средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев
со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально
комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию
своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не
просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Поэтому эпоха
барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а
материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с
затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности
предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах
(разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть
различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а
в садах виллы Д'Эсте — восемь.
Особенности планировки.
В
процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца
XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га,
виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д'Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для
прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи
того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными
комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило,
располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее
положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что
формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты
ограничивались определенными точками и направлениями обзора.
Террасы
в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту
ограничения пространства.
К
началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают
особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи
приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы»,
а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по
саду в направлении наиболее интересных объектов.
Использование ландшафтных компонентов.
Если
ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко
разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и
камень, водные поверхности и устройства, растительность. Подчеркнутая
архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в
использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во
множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов,
гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.). Другим, не менее важным,
моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных
водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на
разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой,
казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к
всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода
к растительной составляющей. Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета
топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников),
известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла
приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны,
скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.
Итак,
основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать
торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также
развлечь посетителя и показать эрудицию владельца.
Сады
итальянского барокко отличаются: террасированным
расположением сада;
подчеркнутой
архитектурностью (центральное положение дворца, широкое применение каменного
мощения, скульптуры, лестниц и других архитектурных сооружений);
большим
количеством водных устройств (фонтаны, каскады и др.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://gov.cap.ru/home/21/park/land.htm
|  |