 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование современной картины мира средствами биологии
Формирование современной картины мира средствами биологии
Формирование современной картины мира средствами
биологии
Глушенков О.В.
(статья опубликована в Вестнике Тамбовского
университета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11(67))
Аннотация.
В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, проведенного
автором на основе изучения педагогического процесса, осуществляемого в Полевом
учебном Центре "Экосистема" и доказывающие возможности биологии
сформировать у учащихся экологическую картину мира, близкую к современной
общенаучной картине мира. Такая возможность обеспечивается посредством
применения экологического принципа, обуславливающего подачу биологических
знаний в мировоззренческом аспекте. В эксперименте это привело к увеличению
процента школьников со сформированной экологической картиной мира в 2, 5 раза.
В
Закон РФ «Об образовании» в 1992 году вошел важный пункт о том, что
«…содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование
картины мира, адекватной современному уровню знаний…» (ст.14, п.2). На данном
этапе развития цивилизации в соответствующих культурно-исторических условиях
картиной, адекватной современному уровню знаний, является целостная общенаучная
картина мира (КМ). Задача поставлена, но без разработки специальных подходов, форм
и методов работы, процесс формирования современной картины мира в умах учащихся
не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее
начало.
Вырабатываемые
в фундаментальных науках картины реальности, характеризующие неживую природу, органический
мир и социальную жизнь, объединяются в качестве фрагментов целостной
общенаучной КМ посредством фундаментальных идей глобального эволюционизма и
историзма, обуславливающих их взаимозависимость. Биологическое образование, имеющее
многолетний опыт использования идей эволюции и исторического развития несет в
себе объединительный потенциал, способный сцементировать в единое целое
представления, формируемые всеми остальными предметами.
Такие
возможности в первую очередь необходимо искать в основах учения о биосфере и
ноосфере и основах экологии. В недрах соответствующих им наук зародилась
синергетика (теория самоорганизации), так как способность к самоорганизации
изначально признавалась только за живыми объектами и, следовательно, они несут
в себе фундаментальные идеи системности и синергизма. В возможностях
биологического образования сформировать экологическую картину мира (ЭКМ), носящую
синтетический междисциплинарный характер.
ЭКМ
— это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающая общие
закономерности системно-структурного взаимодействия предметов мира и их сред;
единая, интегральная, ценностно обоснованная концепция гармонизации
социоприродных отношений на базе комплексного изучения взаимодействия человека,
общества и природы [1]. ЭКМ выступает в качестве интегрирующего начала общего
знания, непротиворечиво объединяющего естественные и гуманитарные, рациональные
и внерациональные знания. В этом ракурсе ЭКМ может рассматриваться, как очень
близкая к целостной общенаучной КМ.
По
нашему мнению, такие возможности имеют место в системе биологического
образования не только по причине того, что экология зародилась как
биологическая наука, но, прежде всего, потому, что биология тем самым приобрела
опыт использования экологического принципа. Экологический принцип, сформировавшийся
в качестве исходного положения, выражающего основные требования к содержанию, организации
и проведению процесса обучения основам экологии в школе, соответствовал
потребностям образования на данном этапе развития общества и позволял
представить рациональное знание в ясной, образной или образно-схематичной форме
в виде модели. Однако, отнесенный к методическим принципам, он не смог
противостоять требованиям общедидактических принципов к подаче знаний в
онтологическом аспекте даже в «Основах экологии».
Под
экологическим принципом понимается установление в процессе обучения
ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе
основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию с целью
раскрытия сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выяснения
их места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы
в целом.
Основная часть
Мы
считаем, что при отсутствии в школе курса экологии, школьная биология может
стать ведущей в формировании ЭКМ у учащихся, целенаправленно используя
мировоззренческие возможности экологического принципа. Влияние на подачу знаний
в мировоззренческом аспекте обеспечит экологическому принципу результативность
в плане формирования целостности представлений и в самом биологическом
образовании.
Доказательством
нашей позиции в отношении возможностей экологического принципа в биологическом
образовании служат проведенные нами соответствующие методические исследования.
Базой исследования была внешкольная структура — Московский полевой учебный
Центр «Экосистема» (далее «Центр»), использующая в натуралистической работе с
учащимися методы полевой экологии. В «Центре» была смоделирована ситуация, когда
значительная часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие
полевые исследования были направлены на выполнение практической части программ
школьного биологического образования, часто не выполняемых в школе по различным
причинам.
В
соответствии с целью и задачами исследования по подпрограмме «Экологический
ликбез» (48 часов) со школьниками проводились тематические экскурсии в
природные экосистемы, а затем учащиеся в рамках подпрограммы
«Эколог-исследователь» (24 часа) ставили простейшие полевые исследования, результаты
которых докладывались ими на мини-конференциях.
Наиболее
действенной их частью служил экологический принцип в подаче биологических знаний,
немаловажную роль в результативности которого в биологическом образовании по
формированию ЭКМ имел его основополагающий экосистемный подход. Он применялся
как к знакомству или изучению природных объектов, и явлений на экскурсиях, так
и при постановке исследовательских работ. Суть его заключалась в знакомстве или
изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо
экосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей между
объектами живой природы и окружающей их средой.
Методика
исследования.
Определение
уровня ЭКМ, сформировавшейся у школьников, происходило согласно классификации
Т.В. Наймушиной — разработчика этого раздела в философии. Ею выделены ЭКМ
частного уровня (химическая, зоологическая, историческая, техническая и т.п.), ЭКМ
фундаментального уровня (космологическая, биологическая, социологическая, технологическая),
с объединением их на двух надуровнях естественноэкологическом и
гуманитарноэкологическом, а в конечном итоге в виде общей ЭКМ [1].
Сложность
процесса исследования заключалась в нахождении объективированных путей и
средств получения «обратной связи», изучения тех тончайших изменений, которые
происходят в мировосприятии ученика. К тому же, процесс формирования картины
мира в умах учащихся не соотносится напрямую с простым накоплением знаний и
наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины
мира.
Поэтому
актуальным стало применение в исследовании новых подходов получения информации
о социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира, разработанных
С.В.Тарасовым [2]. Методика изучения категорий восприятия мира основывается на
выявлении и обработке посредством контент-анализа смысловых единиц (категорий)
информации, которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного
материала (слов-символов).
Нами
были использованы три группы стимульных слов: для определения сформированности
уровней естественноэкологической КМ (трава, лисица, солнце, заяц);
гуманитарноэкологической КМ (завод, планета Земля, человек, воздух) и этической
социологической ЭКМ (костер, упаковка, еда, лес). Выявленная подсознательная
информация дублировалась получением рефлексированных ответов с пояснениями на
вопрос специального задания. И в этом случае ответы и пояснения, как единицы информации
обрабатывались посредством контент-анализа.
Анализ
полученного материала осуществлялся по группам классов: 5-6 классы; 7-9 классы;
10-11 классы, соответствующим установленным С.В. Тарасовым периодам развития
категориальной структуры мировосприятия школьника [3]. Исследование проводилось
среди школьников Москвы 11-16 лет, полностью или частично прошедших обучение в
«Центре» по соответствующим программам с использованием экологического принципа
в подаче биологических знаний (900 человек); предварительно у 600 человек был
снят контрольный срез, позволивший оценить сформированность ЭКМ, на базе
школьных программ.
Результаты и обсуждение
Перебор
всего массива информации, полученного в результате исследования, позволил
выявить процент школьников со сформированной ЭКМ и ее уровни. Как и
предполагалось, применение экологического принципа в полевой работе при
изучении природы, показало его высокую результативность.
На
основании анализа рефлексированных ответов с пояснениями установлено, что
экологическая картина мира формируется более чем у половины детей (у 68, 1%)
занимавшихся в «Центре». Это более чем в два раза выше, чем у школьников, не
посещавших занятия в этом учреждении (31, 9%). При этом доля детей со
сформированной общей ЭКМ и социолого-биологической ЭКМ составила 47, 2% и она в
три раза выше по сравнению с учащимися, не посещавшими «Центр» (15, 8%). Это
означает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередь
на формировании общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, связанных большей
частью обязательно с социальным блоком, т.е. ЭКМ мировоззренческого плана
(рис.1).
Рис.1.
Доля школьников со сформированными уровнями общей ЭКМ
Одновременно
выявилась четкая закономерность формирования экологической картины мира в целом
(независимо от уровня), от количества часов и вида занятий в «Центре»
(соотносится с количеством посещений «Центра»). Только в процессе усвоения
первой части курса «Экологический ликбез» (за одно посещение), ЭКМ формируется
более чем у половины школьников (67, 5%). При освоении курса
«Эколог-исследователь» (не менее трех посещений) их количество увеличивается
еще на 10%.
Среди
5-6-классников, посетивших «Центр» 1 раз ЭКМ сформировалась у 57% школьников , 2
раза — у 64%; среди 7-9-классников посетивших «Центр» 1 раз — у 61%, 2 раза — у
66, 7%, 3 и более раз — у 70%; среди 10-11-классников посетивших «Центр» 2 раза
у 71, 5%, 3 и более раз — у 85, 5%. То есть, у школьников, работающих по
программе «Экологический ликбез» и посетивших «Центр» в первый и второй раз, эффективность
формирования экологической картины мира возросла в полтора-два раза, по
сравнению со сверстниками, обучавшимися только по школьным программам.
Курс
обучения на основе подпрограммы «Центра» «Эколог-исследователь» оказывает
существенное влияние только на старшеклассников, их число со сформированной ЭКМ
возрастает на 14%, и слабо влияет на дальнейшее увеличение количества
школьников со сформированной ЭКМ, среди 7-9-классников (3, 3%). Скорее всего, прохождение
этого курса в 7-9 классах, когда еще существенно не изменилась базовая школьная
биологическая составляющая, преждевременно.
При
дифференцированном анализе по группам классов, обращает на себя внимание
высокая доля процента школьников со сформированной общей ЭКМ и близких к ней по
целостности ЭКМ социологической и биологической, проявившихся вместе, у тех, кто
посещал занятия в «Центре», возрастающая по мере старшинства и усвоения
программ «Центра». На основе базисных школьных программ ЭКМ у школьников Москвы
формируется лишь у 27-36%, и их число не увеличивается с возрастом по мере
освоения новых предметов биологического цикла — в старших классах их меньше
всего (рис.1).
Применение
в контрольных срезах специально ориентированного стимульного материала
позволило нам выявить сформированность ЭКМ, в подсознании учащихся, начиная с
самых низших конкретных и частных уровней. Использование 1-й группы
слов-символов: «трава, лисица, заяц, солнце» дало возможность определить долю
учащихся со сформированными уровнями естественноэкологической КМ, большей
частью онтологического плана.
На
базе школьных программ, ЭКМ естественнонаучногого блока оказалась
сформированной менее чем у половины школьников (у 42, 7%), причем, большей
частью, низшего конкретного уровня. Школьное биологическое образование с
исключением из него предмета «Основы экологии», оказалось лишь в некоторой
степени способным к формированию естественноэкологической КМ и ее
фундаментальных уровней и то, благодаря тому, что изначально экология
зародилась как биологическая наука, и основные ее законы установлены при
изучении биологических объектов.
Постепенное
освоение программного материала «Центра» приводит к увеличению доли учащихся со
сформированной надуровневой естественноэкологической КМ на 5, 4-16, 5%, что
выглядит менее эффективно по сравнению с формированием ЭКМ
гуманитарно-социологического надуровня. Действие экологического принципа на
формирование конкретных экологических закономерностей онтологического плана
значительно слабее его мировоззренческого влияния. Этот факт доказывает чистоту
нашего педагогического эксперимента в плане использования конкретных подходов в
обучении учащихся в Центре.
В
полевом учебном Центре «Экосистема» не преподается «Экология» как предмет, то
есть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. Знания учащиеся
получают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологического
принципа в их обучении биологии. Чтобы важные экологические закономерности
стали превалирующими в подсознании учащихся, необходима целенаправленная работа
по подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучения биологии в школе.
Вторая
группа стимульных слов позволила выявить сформированность технологического
блока общей ЭКМ. Результат оказался столь высок (сформирована у 76% школьников),
а ответы столь однозначны, что сразу стало ясно: нельзя все это ставить в
заслугу только системе биологического образования. Отношение к производству, как
к источнику загрязнения нашей планеты сформировано средствами массовой
информации (СМИ). Роль биологического образования в этом случае сведена в
большей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой СМИ,
т.е. если и в биологии говорится о загрязнении среды производством, то
информация, полученная из СМИ, заслуживает доверия и закрепляется. В этом
случае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципа
невозможно полноценно отследить. Оно в некоторой степени проявляется в
небольшом увеличении количества детей со сформированной
социологическо-технологической ЭКМ (на 6%) .
Ситуация
по формированию ЭКМ социологическо-технологического направления воспринимается
двояко. Мы можем оценить этот факт как положительный с точки зрения того, сколь
многого можно добиться с помощью средств массовой информации, если их
возможности направить на формирование экологической культуры у населения.
Сформировавшееся же однозначно негативное отношение к производству, как к
губителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасения.
Все-таки, в умах подрастающего поколения нужно формировать сбалансированное
представление о насущной необходимости производственной деятельности для всего
человечества и реальных возможностях сведения к минимуму вреда для окружающей
среды и самого человека. На этом примере мы убеждаемся в значимости роли
образования в формировании объективных представлений, в сравнении с другими
социальными институтами.
Высокой
оказалась доля московских школьников со сформированной этической
социологической ЭКМ (54%), свидетельствующей о проявлении у них экологической
культуры поведения, формирование которой относится к воспитательному процессу, а
его наскоком не ускоришь и не усилишь. Краткосрочность пребывания учащихся в
«Центре» не позволяет оказать существенное влияние на процесс формирования
экологической культуры Усилиями педагогов «Центра» удается лишь несколько
повысить уровень экологической культуры среди школьников, взаимоотношений
человека и природы и увеличить их долю до 62%.
Выводы
На
основании результатов анализа мы можем констатировать:
1.
В процессе обучения биологии в школе, имеющиеся в программах элементы
экологических знаний, подаваемых в онтологическом аспекте, приводят к
формированию экологической картины мира у 27-36% школьников, тогда как
дополнительное к школьной программе освоение биологических знаний поданных в
мировоззренческом аспекте с использованием экосистемного подхода в рамках
эксперимента формируют ЭКМ у 57-85% школьников.
2.
Как и предполагалось, воздействие экологического принципа на подачу знаний в
мировоззренческом аспекте обеспечило результат в плане целостности
представлений в школьном биологическом образовании, и главное, обеспечило
формирование общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, большей частью обязательно
связанных с социальным блоком, т.е. близких к целостной общенаучной КМ.
3.
Действенность экологического принципа в подаче биологических знаний, направленных
на формирование ЭКМ и целостности представлений о мире, можно считать
доказанной и рекомендовать его активное использование в биологическом
образовании в школе и при написании учебников.
Список литературы
1.
Наймушина Т.В. Экологическая картина мира как форма интеграции экологического
знания: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Пермь, 2005.
2.
Тарасов С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников как предмет
психолого-педагогических исследований: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб., 1996.
3.
Тарасов С.В. Образ мира: опыт изучения категориальных структур мировосприятия
школьников. Научное издание. — СПб., 1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecosystema.ru/
|  |