НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза
Гребенниковой
Марины
12-A
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением,
способностью к трудовой деятельности.
Антропогенез (от греч. antropos
- человек и genesis
- происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.
Антропогенез осуществляется под
влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции,
являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним
относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта
Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на
ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют,
например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней
среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы,
преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных
условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся
выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
К социальным факторам антропогенеза относят труд,
общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в
антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала
ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность
изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь
использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна
использует палку, чтобы достать лакомство).
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и
физиологических изменений у предков человека, которые называют
антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В
течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с
наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно
сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник,
сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних
конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла
выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала
выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом
труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать
примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за
существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов
коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение
способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов.
Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными
звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование
ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение
длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных
факторов осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические и физиологические особенности человека
передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и
мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при
длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень
плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.
|