НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Вопросы надежности при чрезвычайных ситуациях
Вопросы надежности при чрезвычайных ситуациях
Вопросы надежности при чрезвычайных ситуациях
В.Н. Новиков, А.В. Тачков
Обеспечение
надежности функционирования зданий и сооружений железнодорожных объектов должно
быть реализовано на этапах их проектирования, строительства и эксплуатации.
Надежность
строительных систем при их проектировании, возведении и эксплуатации
обеспечивается выполнением следующих условий:
•
правильный выбор основных расчетных схем, в наибольшей мере соответствующих
действительной работе системы в процессе возведения и эксплуатации;
достоверность и полнота инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий;
•
рациональные технологические процессы изготовления и возведения конструкций, а
также условия их эксплуатации;
•
выбор материалов с соответствующими прочностными характеристиками в зависимости
от их назначения и значимости, от района строительства, заданного срока службы
системы и условий ее эксплуатации;
•
защита, при необходимости от разрушения или износа всей системы или отдельных
ее элементов;
•
учет при проектировании природно-климатических, силовых и других воздействий,
возникающих в процессах возведения и эксплуатации системы;
•
учет при проектировании и возведении поперечной и продольной жесткости и
устойчивости системы;
•
выполнение требований технических регламентов на строительные материалы,
изделия и конструкции при строительстве и эксплуатации;
•
рациональные решения сопряжений и соединений (узлов, стыков) элементов системы
с учетом условий возведения и монтажа системы;
•
строгий операционный, лабораторный и геодезический контроль в процессе
изготовления материалов и конструкций, а также в процессе строительно-монтажных
работ и эксплуатации сооружения.
Как
показывает анализ аварий строительных конструкций, зданий и сооружений,
нарушение одного или нескольких из перечисленных условий приводит к снижению
надежности системы, а зачастую – к ее разрушению.
В
настоящее время для определения возможных, но нежелательных явлений на
железнодорожном транспорте, приводящих к экономическим и социальным потерям,
употребляется ряд терминов понятий (авария, крушение, катастрофа, трагедия,
чрезвычайная ситуация и т.д.). Всякое явление предполагает его анализ, влияние
причин и их исключение или же воздействие на это явление с целью восстановления
первоначального состояния объекта, на который было оказано воздействие этого
явления.
С
этой точки зрения целесообразно использовать и рассматривать следующие явления
– чрезвычайные ситуации:
-
ситуации, которые можно и прогнозировать, и предотвратить;
-
ситуации, которые можно прогнозировать, но невозможно предотвратить;
-
ситуации, которые невозможно ни прогнозировать, ни предотвратить.
Учитывая,
что основным показателем работы железнодорожной линии, обеспечивающий уровень
безопасности движения, является надежность, под которой следует понимать
сохранение во времени в допустимых пределах значений всех параметров системы,
характеризующих способность ее выполнять свои функции в заданных режимах и
условиях. Исходя из этого, безопасность железнодорожной системы в целом можно
определить, как способность ее осуществлять перевозки людей и грузов с уровнем
риска, не превышающим заданной величины, как для нее самой, так и для
окружающих систем, исходя из допустимой частоты событий и условий эксплуатации.
В свою очередь, уровень определяется как вероятность того, что в отдельной
поездке возникает чрезвычайная ситуация, реализовавшая в виде аварии или
крушения. Дальнейшее изучение проблемы надежности позволит выработать
рекомендации по оценке предложенных в этой статье подходов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/
|