НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Техногенные аварии
Техногенные аварии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ.. 4
1.1.
Аварии на гидротехнических сооружениях. 4
1.2.
Аварии на транспорте. 5
1.3.
Аварии на морском и речном транспорте. 6
1.4.
Аварии на авиационном транспорте. 6
2.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЫХ АВАРИЙ И
КАТАСТРОФ.. 8
3. СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ
АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 17
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной
работы - «Техногенные аварии – источники негативных факторов техносферы».
Исследование
данной темы волнует нас с точки зрения обеспечения безопасности. То есть
технологические катастрофы – которые в принципе последствие деятельности
человека – необходимо исследовать и изучать именно дл обеспечения безопасности
для человека при возникновении таких катастроф.
Безопасность
является одним из природных факторов существования живых систем, потому что без
защиты от внешних и внутренних опасностей не выживет ни один живой организм.
Следовательно, рассматривая проблему безопасности организмов, можно отнести ее
к проблеме экологии. Человек также является живым организмом, но его
безопасность имеет специфические особенности. Как разумное существо он создает
собственную среду обитания, не похожую на природную, а значит имеющую
опасности, каких в природной среде нет. На заре человечества людям угрожала
опасности природных явлений, другие животные организмы, но в последствии
творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих
опасностей. В то же время непрерывно изменялись и природные условия, менялся
климат, появлялись новые представители биологического мира. Поэтому процесс
эволюции человека стал процессом обеспечения собственной безопасности в
складывающихся условиях. Человек, создавая собственную среду обитания, не
успевая приспосабливаться к новым условиям, обеспечивать свою защиту. Так
происходит и в настоящее время, когда человек больше всего страдает от им же
созданных опасностей. Например, огромное количество людей получают
инвалидность, становятся больными, погибают в дорожно-транспортных
происшествиях, на производстве. Происхождение опасностей может быть различным –
природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические,
социальные.
1. ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ
1.1. Аварии на
гидротехнических сооружениях
Опасность
возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин,
дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и
мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и
сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за
большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей
воды.
Высота и скорость
волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот
в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны
прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100
км/час.
Значительные
участки местности через 15 – 30 минут обычно оказываются затопленными слоем
воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории
могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому
гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается
характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и
предприятий.
В случае прорыва
плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио,
телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо
немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте
находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о
том, что опасность миновала.
При возвращении
на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты,
которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не
брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что
нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его.
Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для
просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.
1.2. Аварии на транспорте
Чрезвычайные
ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом
с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании
непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также
удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели
людей.
Для уменьшения
последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила
поведения в поездах.
Чрезвычайные
ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в
результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов,
разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях
посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных,
самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров
с платформы на пути.
Автомобильный
транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников
движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил
безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков.
Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного
происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности,
принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е.
свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести
лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол,
голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в
рулевое колесо или переднюю панель.
Пассажир,
находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.
Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок.
Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается
сидеть на нем.
Как правило,
после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина,
упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее
нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую
помощь» и ГАИ.
1.3. Аварии на морском и
речном транспорте
Ежегодно в мире
происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс.
человек.
При
кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет
посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале
женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки
загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
Все плавучие
средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть
к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать
дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать
экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти
суток, тогда как без пищи – более месяца.
1.4. Аварии на авиационном
транспорте
Безопасность
полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны
занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло
следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги
необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное
впереди кресло.
Заняв свое место,
пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка,
огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет
проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный
жилет и как им пользоваться.
При взлете и
посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке
самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.
Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться
вблизи самолета.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ
Крупные аварии и катастрофы на объектах могут возникать в результате
стихийного бедствия, а также нарушения технологии производства, правил
эксплуатации различных машин, оборудования и установленных мер безопасности.
Их воздействия подобны стихийным бедствиям.
Под аварией понимают внезапную остановку работы или нарушение процесса
производства на промышленном предприятии, транспорте, других объектах,
приводящие к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Под катастрофой понимают внезапное бедствие; событие, влекущее за собой
трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий
различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.
Наиболее опасным следствием крупных аварий и катастроф являются
пожары и взрывы. В ряде случаев, особенно на предприятиях нефтяной, химической
и газовой промышленности, аварии вызывают загазованность атмосферы, разлив
нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ.
Аварии и катастрофы могут быть на железнодорожном, воздушном и водном транспорте,
а также в результате обрушения при строительстве и монтаже сооружений и
конструкций различных объектов.
Основы использования формирований при стихийных бедствиях, крупных
авариях и катастрофах. Для ликвидации последствий, вызванных стихийными
бедствиями, могут привлекаться как формирования общего назначения, так и
формирования служб ГО. В отдельных случаях помимо указанных формирований могут
привлекаться воинские части ГО и Вооруженных Сил РФ.
Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийных
бедствий, крупных аварий и катастроф—спасение людей и материальных ценностей.
Характер и порядок действий формирований при выполнении этой задачи зависят от
вида стихийного бедствия, аварии или катастрофы, сложившейся обстановки,
количества и подготовленности привлекаемых сил гражданской обороны, времени
года и суток, погодных условий и других факторов.
Успех действий формирований во многом зависит от своевременной организации
и проведения разведки и учета конкретных условий обстановки.
В районах стихийных бедствий разведка определяет: границы очага бедствия
и направления его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает
непосредственная опасность, места скопления людей, пути подхода техники к
местам работ, состояние поврежденных зданий и сооружений, а также наличие в
них пораженных людей, места аварий на коммунально-энергетических сетях,
объем спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
При крупных авариях и катастрофах разведка уточняет степень и объем
разрушений и возможность проведения работ без средств индивидуальной защиты,
возможность обрушения зданий и сооружений, которые могут повлечь за собой
увеличение размера аварии или катастрофы, места скопления людей и степень
угрозы для их жизни, а также состояние коммунально-энергетических сетей и
транспортных коммуникаций.
Разведку ведут разведывательные группы и звенья. В состав разведывательных
формирований рекомендуется включать специалистов, знающих расположение объекта
и специфику производства. Если в районе предстоящих действий могут быть
сильнодействующие ядовитые вещества, то в состав разведывательных формирований
необходимо включать специалистов-химиков и медицинских работников.
В связи с внезапностью возникновения стихийных бедствий, крупных аварий
и катастроф оповещение личного состава формирований, их укомплектование,
создание группировки проводятся в короткие сроки.
В первый эшелон группировки сил обычно включаются формирования объектов,
где произошли бедствия, а во второй — формирования соседних объектов (районов).
Выдвижение формирований из районов сбора в район действий осуществляется на
максимально возможных скоростях.
В районах стихийных бедствий и местах крупных аварий спасательные работы
в первую очередь проводят с целью предупреждения возникновения катастрофических
последствий, бедствий (аварий), предотвращения возникновения вторичных
причин, которые могут вызвать гибель людей и материальных ценностей. Командиры
формирований должны постоянно знать обстановку в районе работ и в соответствии
с ее изменением уточнять или ставить новые задачи подразделениям.
После выполнения поставленных задач формирования выводятся в район
постоянного расквартирования.
3.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ
При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации
последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или
катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений,
технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на
коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории
объекта и других условий.
Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся
в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками
зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а
также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью
людей и потерей большого количества материальных ценностей.
С возникновением аварии или катастрофы начальник гражданской обороны на
основании данных разведки и личного наблюдения принимает решение на ликвидацию
последствий и ставит задачи формированиям.
Начальники участков руководят спасательными и неотложными аварийно-восстановительными
работами. Они указывают командирам формирований наиболее целесообразные приемы
и способы выполнения работ, определяют материально-техническое обеспечение,
сроки окончания работ и представляют донесения об объеме выполненных работ,
организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.
Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф. Крупные
производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному
хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое
государственное значение. Современное промышленное предприятие является
сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит
от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей,
обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения,
транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий
и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют
комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на
выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение
возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается
устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и
проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь
создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений,
которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или
значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так,
для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса
сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих
систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных
целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются
и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда,
техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок,
подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т. д. Таким
образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом
всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их
производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев
управления производственной деятельностью.
Борьба с пожарами. Ликвидация пожара состоит из остановки пожара, его
локализации, дотушивания и окарауливания.
Основные способы тушения лесных пожаров: захлестывание или забрасывание
грунтом кромки пожара, устройство заградительных и минерализованных полос и
канав, тушение пожара водой или растворам огнетушащих химикатов, отжиг (пуск
встречного огня).
Тушение торфяных подземных пожаров чрезвычайно сложно и трудно, особенно
больших пожаров, когда горит слой торфа значительной толщины. Торф может
гореть во всех направлениях независимо от направления и силы ветра, а под
почвенным горизонтом он горит и во время умеренного дождя и снегопада.
Главным способом тушения подземного торфяного пожара является окапывание
горящей территории торфа оградительными канавами. Канавы рекомендуется копать
шириной 0,7— 1,0 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. При
проведении земляных работ широко используется специальная техника: канавокопатели,
экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, другие машины, пригодные для этой работы.
Окапывание начинается со стороны объектов и населенных пунктов, которые могут
загореться от горящего торфа. Для тушения горящих штабелей, караванов торфа,
а также тушения подземных торфяных пожаров используется вода в виде мощных
струй. Водой заливают места горения торфа под землей и на поверхности земли.
Спасательные
работы при пожарах. Успех борьбы с лесными и торфяными пожарами во многом зависит
от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и
ликвидации. При обнаружении очага пожара начальник гражданской обороны
объекта и его штаб принимают все меры к его ликвидации: на основании данных
разведки и других полученных сведений оценивают пожарную обстановку, принимают
решение и ставят задачи формированиям.
Командир формирования после получения и уяснения задачи организует
выдвижение формирования к указанному участку пожара. Для уточнения обстановки
на маршруте и в районе пожара он высылает разведку, которая выявляет: характер
пожара и его границы; направление распространения огня и возможные места
устройства заградительных опорных полос; наличие и состояние водоисточников,
подъездные пути к ним; пути вывода и способы спасения людей, находящихся на
участке пожара.
При подходе формирования к участку пожара его командир на основе
полученной задачи, данных разведки, личного наблюдения определяет:
приемы, способы и порядок действия при тушении пожара, ставит задачу
каждому подразделению. При постановке задачи он указывает направление
распространения пожара, приемы, способы и порядок действий при тушении пожара,
район отдыха, пункт питания, меры безопасности.
Формирования общего назначения при тушении и локализации пожара действуют
самостоятельно или во взаимодействии с лесопожарными, противопожарными и
другими формированиями.
Спасение людей — главная задача спасательных работ при пожарах. Из зон
возможного распространения пожара эвакуируются люди и материальные ценности.
В первую очередь разыскивают людей, оказавшихся в горящих районах, зданиях и
сооружениях. Розыск людей осуществляют в целях безопасности парами: один разыскивает,
а второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте. В условиях
сильного задымления и скопления угарного газа спасателям следует работать в
противогазах с использованием дополнительного патрона.
Меры безопасности при борьбе с пожарами. Весь личный состав,
привлекаемый для тушения пожаров, изучает правила техники безопасности.
Руководители тушения пожаров и личный состав, работающий на кромке огня,
обеспечиваются противодымными масками или противогазами с дополнительными
патронами. Командир формирования перед началом работ указывает личному составу
места укрытий от огня и пути подхода к ним, характерные ориентиры на местности
в противоположной стороне от очага пожара, выделяет в подразделениях
проводников и наблюдателей, определяет порядок использования техники.
Техника используется группами (не менее двух машин). Ближе к фронту
пожара направляют тракторы с коловратными насосами. Они в лесу более надежны,
чем автомашины, — из опасной зоны их можно вывести без тягачей.
Особая осторожность должна соблюдаться при тушении подземных пожаров,
так как можно провалиться в выгоревшую яму.
При взрывных работах следует строго соблюдать «Единые правила
безопасности при ведении взрывных работ». Уходить с рабочего места на пожаре
без разрешения руководителя тушения пожара или командира формирования
запрещается. Запрещается в зоне действующего пожара устраивать ночлег.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение
отметим, что причины технологических катастроф требуется исследовать и изучать,
это поможет свести к минимуму последствия этих катастроф. Учитывая, что вся
техносфера – это творение рук человека, можно полгать, что эта созданная им
сфера не должна причинять вред или таить в себе опасность, но это, увы, не так.
Технологические
катастрофы становятся все более масштабными, их количество и ущерб от них
растет.
Мировой
опыт свидетельствует, что причины техногенных катастроф коренятся не в
технических параметрах, а в социальных. Наиболее опасные события происходят
из-за того, что принимаются ошибочные решения, и люди неправильно действуют в
сложных ситуациях. Так было и в Чернобыле, где, как известно, неоправданное
экспериментаторство вылилось в неуправляемую ядерную реакцию, и на заводе в
индийском городе Бхопале, где была нарушена элементарная техника безопасности,
и т.д.
Таким
образом, думаю, что кроме изучения и рассмотрения технологической стороны
катастроф стоить обратить внимание именно на человеческий фактор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Алтунин А. Т. Формирования гражданской обороны в борьбе
со стихийными бедствиями. Москва, 1999.
2.
Анофриков
В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистратов Г.Д. Безопасность жизнедеятельности:
Учебное пособие для вузов / ГУУ. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999.
3.
Безопасность
в чрезвычайных ситуациях: Учебник под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.
4.
Белов
С.В. Безопасность жизнедеятельности // Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
5.
Буянов Н.
А. Полишко В. В., Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск. 1995.
6.
Микрюков
В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М. 2000.
|