НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Пожарная безопасность религиозных организаций
Пожарная безопасность религиозных организаций
Пожарная безопасность религиозных организаций
К.А. Чернега, юрисконсульт Управления делами
Московской Патриархии, профессор кафедры гражданского права и процесса АТиСО,
к.ю.н.
Федеральный
закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ определил
правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом
требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее
канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих
правоспособность юридического лица.
в
то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов
безопасности руководствуется нормами специального законодательства о
некоммерческих, в том числе религиозных, организациях, а именно Федеральным
законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом
«О некоммерческих организациях». Впрочем, важно отметить, что указанные законы
не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной
безопасности. Так, ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о
религиозных объединениях», 32 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» определяют особенности осуществления Росрегистрацией (ее
территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций
целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.
Конкретные
требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены,
главным образом, в двух нормативных актах:
–
в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в
Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838)
-
нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения.
Противопожарные требования».
Комментарий
к ППБ 01-0
В
силу п. 772. ППБ 01-0 подсвечники, светильники и другие устройства с открытым
огнем должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное
выпадение.
Вопросы
внутреннего убранства православных храмов регулируются внутренними установлениями
– каноническими правилами Русской Православной Церкви, которые имеют
многовековую историю. Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и
о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со
своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству
Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их
уставах.. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций,
если указанные установления не противоречат законодательству Российской
Федерации.
В
соответствии с каноническими правилами Церкви практически все виды светильников
(паникадило, седмисвещник, лампада, дикирий и т.д.) вообще не ставятся на пол
храма. Например, паникадило утверждается на куполе храма. Единственный вид
светильника – односвещник устанавливается на полу, однако, вместе с тем он
подлежит перемещению во время богослужения (выносится из алтаря, ставится перед
Царскими вратами и т.п.). Таким образом, светильники в православном храме вообще
не могут «надежно прикрепляться к полу» (см., в частности, Вениамин,
архиепископ Нижегородский и Арзамасский «Новая скрижаль или объяснение о
церкви, литургии и обо всех службах и утварях церковных» С-Пб, 1908).
Соответствующее требование п. 772. ППБ 01-03 о прикреплении к полу светильников
грубо противоречит внутренним установлениям Русской Православной Церкви.
Что
касается изобретенного составителями ППБ 01-03 риска «выпадания» светильников и
подсвечников, то, очевидно, указанные церковные предметы могут упасть. Однако,
«выпасть» (подобно первому снегу) они, конечно же, не могут.
Большинство
православных храмов являются памятниками истории и культуры. Полы таких храмов
(деревянные, мраморные и т.п.) находятся под охраной государства и составляют
предмет обязательств по сохранению памятников истории и культуры (охранных
обязательств) либо договоров безвозмездного пользования (охранных договоров). В
случае передачи храма-памятника в собственность религиозной организации
оформляется обязательство по сохранению памятников истории и культуры (охранное
обязательство); при передаче храма памятника в безвозмездное пользование
религиозной организации с ней заключается договор безвозмездного пользования
(охранный договор), содержащий условия по сохранению храма-памятника.
Согласно
вышеуказанным охранным документам религиозная организация, получившая здание
храма в собственность или безвозмездное пользование, не вправе изменять его
внешний вид пола, в том числе просверливать пол.
В
силу п. 1.2 НПБ 108-96 требования органов государственного пожарного надзора в
отношении культовых зданий памятников истории и культуры и мероприятия,
компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться
совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.
Однако,
порядок такого согласования и, соответственно, урегулирования неизбежных
межведомственных разногласий не определены нормативными правовыми актами. В
этой связи подавляющее большинство споров, возникающих в связи с применением
ППБ 01-03 и НПБ 108-96 между органами государственного пожарного надзора и
государственными органами охраны памятников истории и культуры, заходят в
тупик. Такая ситуации сложилась, в частности, в Республике Коми.
Важно
подчеркнуть, что поскольку религиозные организации являются стороной
обязательств по сохранению храмовпамятников (договоров безвозмездного
пользования), решения вышеуказанных государственных органов в отношении
культовых зданий – памятников истории и культуры и мероприятий, компенсирующих
отступления от требований ППБ 0103 и НПБ 108-96 должны приниматься с
обязательным участием религиозных организаций. Кроме того, решения,
направленные на изменение внешнего вида храма-памятника, должны быть отражены в
тексте соответствующих охранных документов.
Что
касается вновь выстроенных храмов (не являющихся памятниками истории и
культуры), то в ряде случаев попытки применения в отношении них ППБ 01-03 и НПБ
108-96 доходят до абсурда. Так, в одном из актов проверок Сыктывкарского отдела
Госпожнадзора содержится предписание о перемещении на 15 метров от жилых домов
расположенного в центре столицы Республики Коми вновь выстроенного храма св.
блг. Князя Александра Невского.
Комментраий
к НПБ 108-96
Вторым
нормативным актом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности для
религиозных организаций, являются НПБ 108-96 «Культовые сооружения.
Противопожарные требования». Хотелось бы высказать свою точку зрения по
существу данного документа непосредственно касающегося деятельности религиозных
организаций в сфере предупреждения пожаров.
Он
был введен в действие приказом Главного управления Государственной
противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 г. № 32. НПБ,
затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в
Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению
Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных министерств,
в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет
юридической силы и не обязателен для применения.
Обращает
на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с
Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95 г.) и Минкультуры России (письмо
№ 495-41-14 от 06.05.96 г.). Однако при этом совершенно проигнорировано
положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях», согласно которому органы государственной власти при рассмотрении
вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе,
учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и
предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в
рассмот-ении указанных вопросов.
В
целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне
созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей
заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с
религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (см.
распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 357-рп);
Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской
Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006
г. № 438). Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в
аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в
федеральных округах Российской Федерации.
Несмотря
на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с
централизованными религиозными организациями, но также и с упомянутыми
совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при
Правительстве Российской Федерации.
Анализ
правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на
повестку дня еще один важный вопрос: Почему для религиозных организаций без
какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен
большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для
других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.
В
конце марта этого года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в
театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал
клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого
спирта.
Аналогичный
пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области где также погибло 10
человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.
При
этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций
установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается
хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в
ночном клубе применяется чистый спирт и это никем не нормируется и не
пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам
гораздо опаснее лампадного масла.
В
этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых
и развлекательных заведений, начиная от баров, клубов, игровых залов, казино,
варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения?
Как
не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и
других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый
раздел.
Чем
обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм
пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?
Священнослужителей,
сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с
футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то
же время, для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета
традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса
различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения,
хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и
самому их контролировать.
В
этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других
объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где
поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с
поведением прихожан в храме.
Столь
большое количество вопросов поставленных выше не имеет своей целью кого-либо
обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко
говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора
на религиозные организации.
Русская
Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее
каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными,
чтобы в храмах, монастырях и других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно
строго соблюдались правила пожарной безопасности.
В
заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус НПБ 10896 далек от
совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не
знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 года
МЧС России издает приказ №316 «Об утверждении норм пожарной безопасности».
Этим
приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли
НПБ 106-96.
Согласно
заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от
18.06.2003 года №136 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть
небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм
пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе
не означает, что в ней не нуждаются сами НПБ, которые включены в указанный
перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются
не более чем рекомендацией.
К
сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются
пожары.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/
|