НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Повышение безопасности движения поездов на основе совершенствования и развития станционной техники
Повышение безопасности движения поездов на основе совершенствования и развития станционной техники
Повышение безопасности движения поездов на основе
совершенствования и развития станционной техники
В.А. Бураков
В
XX столетии были проведены большие работы по модернизации железнодорожного
транспорта: паровозы заменены на электровозы и тепловозы, двухосные вагоны – на
четырехосные, весь подвижной состав оборудован автотормозами, автосцепкой и
роликовыми подшипниками.
Однако
ряд технических устройств, систем и технологий не полностью удовлетворяют
требованиям безопасности движения поездов и охраны труда. Еще больший объем
операций выполняется вручную. Велик человеческий фактор в работе устройств
безопасности. Так, при закреплении составов на станционных путях широко
используются ручные тормозные башмаки. Каждые сутки под колеса вагонов
подкладывается и снимается более 100 тысяч тормозных башмаков. На сортировочных
горках все отцепы расцепляются вручную. Объем таких операций составляет более
150 тысяч в сутки. Во многих технологических процессах еще велик визуальный
контроль. Так, при техническом обслуживании поездов на станциях каждый вагон в
полевых условиях визуально осматривается, отстукивается, ощупывается
работниками ПТО с использованием в основном руки, молотка и шаблона.
Качество
ряда технологических процессов на станциях и подъездных путях так же не
удовлетворяет требованиям безопасности движения поездов и современным
технологиям. Так, на сортировочных, грузовых станциях и подъездных путях
повреждается около 90 тысяч вагонов в год, в основном (около 50%) при
недопустимых скоростях соударения и около 50 тысяч получают ползуны при ручном
торможении.
На
кафедре «Железнодорожные станции и узлы» МИИТА проводятся фундаментальные
исследования, направленные на разработку высоких технологий на основе
совершенствования и развития новых технических средств, включающих «НОУХАУ» на
уровне изобретений, решающих назревшие проблемы XXI века в интересах
обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Наиболее актуальными из
них являются:
1.
А втоматизация закрепления вагонов и составов на станционных путях на основе
оборудования вагонов автоматиками стояночными тормозами системы МИИТ а.
Известно,
что проблема закрепления вагонов на станционных путях возникла в связи с оборудованием
вагонов роликовыми подшипниками, без должного учета безопасности движения
поездов.
В
результате для закрепления вагонов и составов стали в массовом порядке
использовать тормозные башмаки, точечные упоры и даже колесосбрасывающие
башмаки. Однако и при этом проблема автоматизации закрепления вагонов и
составов не решается, так как на сети имеются сотни тысяч пунктов, где вагоны
необходимо постоянно закреплять, что неизбежно связано с человеческим фактором.
Для
полного решения проблемы автоматизации закрепления вагонов и составов
предложено оборудовать вагоны автоматическими стояночными тормозами (ACT)
системы МИИТа. В этих условиях вагоны автоматически закрепляются на всех
станционных путях ОАО «РЖД» и подъездных путях без участия человеческого фактора.
В
связи с тем, что автоматический стояночный тормоз обладает большой тормозной
силой, предлагается также оборудовать ACT только часть вагонов (например,
20-25% парка) и включать их в поезда по специальной схеме с возможностью
производства маневровой работы с такими составами. Что касается новых вагонов,
то они должны выпускаться с заводов с ACT.
2.
А втоматизация регулирования скорости движения отцепов на сортировочных горках
и вдоль сортировочных путей на основе дистанционного управления автотормозами
вагонов.
В
настоящее время на станциях имеются две системы тормозных средств-автотормоза
на вагонах и замедлители на путях. На станциях автотормоза выключаются вручную
или автоматически (истощаются) и не работают, при этом вагон на станции
находится около 80% оборота.
Исследованиями
установлено, что автотормоза вагонов могут обеспечивать торможение не только
поездов в пути следования, но и отцепов на сортировочных горках. Для этого
разработаны системы дистанционного управления автотормозами вагонов, позволяющие
включать и выключать автотормоза вагонов на спускной части горки и вдоль
сортировочных путей. При оборудовании грузового вагонного парка
электропневматическими тормозами решение этой проблемы упрощается.
Применение
такой технологии позволит автоматизировать все сортировочные горки независимо
от их мощности и исключить дорогостоящие и несовершенные вагонные замедлители и
тормозные башмаки на ручных тормозных позициях.
3.
А втоматизация продвижения вагонов вдоль сортировочных путей на основе применения
замедлителей-ускорителей системы МИИТ а.
В
настоящее время ни одна существующая система АРС не решает автоматическое
регулирование скорости движения отцепов вдоль сортировочных путей. Каждый
второй отцеп соударяется со стоящими на пути вагонами со скоростью свыше 5
км/ч.
В
связи с этим предложено для плавного продвижения вагонов вдоль сортировочных
путей широко применять замедлители-ускорители системы МИИТа. Предложенная
технология позволяет существенно повысить безопасность движения поездов,
эффективность работы сортировочных станций и сократить затраты на ремонт
вагонов на сумму около 270,0 млн. руб. в год.
4.
Механизация ручных тормозных позиций сортировочных горок на основе безъюзового
торможения вагонов.
Известно,
что на ручных тормозных позициях повреждается около 50 тысяч вагонов в год.
Кроме того, на многих колесах образуются ползуны глубиной менее 1,0 мм, которые
в пути следования углубляются и разбивают рельсы, превращая их в
остродефектные, количество которых ежегодно обнаруживается более 50 тысяч.
С
целью исключения образования ползунов на колесах вагонов при ручном торможении
на сортировочных горках разработаны теория, способ и устройства для безъюзового
торможения вагонов, которые могут применяться более чем на 30 горках,
перерабатывающих около 30000 вагонов в сутки. Экономический эффект составит по
эксплуатационным расходам 247933 тыс. руб. в год, а по капитальным затратам –
160790 тыс. руб. Разработана также методика учета количества повреждения
вагонов в зависимости от объема переработки вагонов на горках с ручными
тормозными позициями.
5.
Автоматизация закрепления вагонов, торможения и заграждения сортировочных путей
на основе применения автоматических устройств балочного типа и подвижных
упоров.
Предложенная
технология имеет ряд технико-эксплуатационных преимуществ по сравнению с
точечными закрепляющими устройствами: исключатся прицельная постановка
последней оси вагона относительно устройства, перескакивание колес вагона через
устройства с последующим сходом, возможность закрепления составов в двух
направлениях, исключается человеческий фактор и обеспечивается возможность
изготовления их из стандартных деталей пути и вагонов хозяйственным способом.
6.
А втоматизация торможения и закрепления групп вагонов на путях подборки вагонов
с вытяжных путей с применением автоматических устройств балочного типа системы
МИИТ а.
Разработанная
технология позволяет повысить эффективность процесса подборки вагонов примерно
в 2 раза за счет применения маневров на вытяжных путях толчками.
7.
Механизация и автоматизация расцепления отцепов на сортировочных горках. Для
механизации расцепления вагонов на сортировочных горках разработаны устройства
напольного и навесного типа, даны расчеты размещения расцепных позиций и систем
управления.
8.
А втоматизация очистки колес вагонов от мазута, краски, влаги и снега на
сортировочных горках.
Около
70% всех отказов вагонных замедлителей связано с загрязнением колес вагонов.
Предложена
технология очистки колес вагонов в процессе роспуска составов. Для этого на
одном или двух путях надвига перед горбом горки размещаются автоматические
устройства балочного типа системы МИИТа. При поступлении вагонов с
загрязненными колесами с пульта ГАЦ включается устройство очистки колес
вагонов, что повышает стабильность торможения вагонов на вагонных замедлителях
и исключает аварийные ситуации.
9.
А втоматизация гашения энергии неуправляемых поездов при наезде на тупиковые
призмы и в улавливающих тупиках.
Для
гашения энергии неуправляемых поездов используются автоматические устройства
балочного типа системы МИИТа, которые способны погашать энергию движения
поездов до 30000 тс/м.
10.
А втоматизация технического обслуживания поездов на сортировочных станциях.
В
настоящее время техническое обслуживание поездов в парках приема сортировочных
станций осуществляется работниками ПТО путем прохода каждого состава и
визуального осмотра узлов и деталей вагонов. Все эти операции осуществляются в
основном вручную в полевых условиях, что сказывается на безопасности движения
поездов.
С
целью повышения качества технического обслуживания поездов предлагается
техническое обслуживание поездов перенести на надвижные пути сортировочных
горок, где необходимо создать специализированные линии, оборудованные
современными устройствами диагностики, систем слежения, контроля,
информатизации и автоматизированными расцепными позициями. Надвижные пути с
таким современным оборудованием должны быть перекрыты прозрачными материалами.
Разработанные
и предложенные высокие технологии позволят существенно повысить безопасность
движения поездов и в основном автоматизировать работу сортировочных станций и
превратить их в автоматы XXI века по переработке и пропуску вагонопотоков.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/
|