НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обеспечение безопасности судоходных гидротехнических сооружений на юге России
Обеспечение безопасности судоходных гидротехнических сооружений на юге России
Обеспечение безопасности судоходных гидротехнических
сооружений на юге России
Г.Г.Губский
Проблемы
обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических
сооружений являются одними из актуальных и не вызывают сомнения в своей
значимости. Компетентный подход к решению данного вопроса показывает
необходимость создания общей системы мер безопасности касаемо как судоходных
гидротехнических сооружений (сГтс), так и транспортных средств (морских и
речных судов) и портовых комплексов.
На
водных путях в Ростовской области расположено 13 гидротехнических сооружений,
включая плотину цимлянской ГЭС, 14 и 15 шлюзы ВолгоДонского канала. Шлюзы № 14
и № 15 , Николаевский и Константиновский гидроузлы, расположенные на реке Дон,
находятся на балансе ВолгоДонского государственного бассейнового управления
водных путей и судоходства (г. Волгоград). На балансе и техническом
обслуживании Азово-Донского государственного бассейнового управления водных
путей и судоходства (г. Ростов-наДону) - остальные десять гидросооружений:
Кочетовский ГУ и две системы шлюзования: Северско-Донецкая, состоящая из 6
гидроузлов №№ 2-7 и Манычская шлюзованная система, состоящая из Усть-Манычского,
Пролетарского и Веселовского гидроузлов. Все перечисленные СГТС структурно
подчиняются Нижне-Донскому району гидросооружений - филиалу ФГУ «Азово-Донское
ГБУВПиС». Нижне-Донской РГС осуществляет содержание и эксплуатацию СГТС.
В
соответствии с распоряжением Правительства РФ № 411 от 23.03.2006 все СГТС ФГУ
«Азово-Донское ГБУВПиС» включены в перечень критически важных объектов РФ.
При
этом необходимо отметить, что в силу сложившихся условий эксплуатации
внутренних водных путей Ростовской области судоходными являются Кочетовский
СГТС, и гидроузлы № № 2,3,4 (согласно Программе навигации ФАМРТ на 2007 год).
Остальные гидроузлы осуществляют периодический пропуск технологического флота,
в основном выполняя функцию поддержания водно-экологического баланса. Несмотря
на это все гидроузлы зарегистрированы в Российском речном регистре и
задекларированы. Гидросооружения находятся в рабочем состоянии, ежегодно на
гидроузлах проводятся работы по капитальному и текущему ремонту.
В
регионе находятся и входят в систему внутренних водных путей России три порта:
Азовский, Ростовский и Усть-Донецкий, причем первые два работают в
круглогодичном режиме и являются международными с 1994 г. и 1997 г.
соответственно. Кроме того, имеются портопункты Багаевская и Семикоракорская.
На перечисленных объектах расположена 21 стивидорная компания, участвующая в
перевалке экспортных грузов. И эта цифра не окончательная, так как Азовский и
Ростовский порты активно развиваются.
Общий
грузооборот и транзит в границах бассейна составляет около 20 млн. тонн,
наблюдается тенденция его роста.
Таким
образом, в территориальных границах деятельности Азово-Донского
государственного управления водных путей и судоходства находится достаточно
большое количество объектов водного транспорта, а именно гидротехнических
сооружений, портовых средств и судов, из которых около 50 % осуществляют
перевозку опасных грузов.
Реально
уязвимыми объектами, являются: – судоходные гидротехнические сооружения; –
флот, перевозящий опасные грузы и, прежде всего нефть и нефтепродукты; – порты,
имеющие всего около 80 причалов; – 20 рейдов.
Необходимо
отметить, что разрушение или повреждение любого из указанных объектов в
результате акта незаконного вмешательства может привести к серьёзным
последствиям, как для региона, так и для государства в целом. Последствия в
зависимости от объекта, против которого будет направлен террористический акт,
могут носить, экологический, экономический, политический или смешанный
характер, а также повлечь человеческие жертвы.
Учитывая
особенность складывающейся обстановки, ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» особое
внимание уделяет обеспечению безопасности СГТС, с этой целью принимаются
следующие меры.
В
Управлении создана постоянно действующая рабочая группа (из числа руководителей
структурных подразделений Управления). Указанная группа осуществляет
планирование и разработку мер по противодействию актам незаконного
вмешательства в деятельность транспортного комплекса, в части касающихся
объектов ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС». В пределах своей компетенции члены группы
осуществляют реализацию профилактических, режимных, организационных и
разъяснительных мер, направленных на повышение безопасности гидротехнических
сооружений, особое внимание, уделяя данной работе в периоды обострения
обстановки.
Опыт,
полученный в результате практической деятельности по вопросам безопасности
показал целесообразность следующего состава рабочей группы: руководитель группы
– помощник руководителя ФГУ «АзовоДонское ГБУВПиС» по вопросам безопасности,
члены рабочей группы: заместитель руководителя Управления, заместитель
руководителя Управления – начальник Нижне-Донского района гидросооружений,
главный инженер Управления, начальник службы гидросооружений и капитального
строительства, начальник Военно-мобилизационной службы, начальник службы
управления движением флота ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС».
Одним
из основных направлений в деятельности рабочей группы является организация
взаимодействия с правоохранительными органами. В основу взаимодействия положено
незамедлительное информирование подразделений органов МВД, ФСБ и МЧС о фактах
противоправного вмешательства, нарушениях режимно-охранных мер и чрезвычайных
происшествиях. Реагирование на указания и ориентировки, поступающие из Главного
Управления Внутренних Дел Ростовской области, Северо-Кавказкого Управления
Внутренних Дел на транспорте и Управления ФСБ России по Ростовской области
путем доведения их до исполнителей, проведение инструктажей и проверки
действенности, принятых мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности
объектов управления.
Серьезным
стимулирующим фактором технической укрепленности и антитеррористической
защищенности СГТС явилось ноябрьское решение 2006 года Национального
антитеррористического комитета.
Используя
федеральное финансирование ФГУ «АзовоДонское ГБУВПиС» выполнило первоочередные
мероприятия по оснащению СГТС инженерно-техническими средствами охраны, все они
обеспечены средствами мобильной и проводной связи. Установлены электросирены,
ревуны и громкоговорящая связь, необходимые для оповещения населения в случае
возникновения ЧС. Периметр территорий всех СГТС освещен и оборудован
ограждением, общая протяженность которого составляет десятки километров,
ограждение соответствует нормативным требованиям по труднопреодолимости.
В
соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации
охрану всех СГТС на территории Ростовской области осуществляет Северо-Кавказкий
филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России».
С
1 января 2007 г. круглосуточная охрана выставлена на всех СГТС и в настоящее
время ведется 10 караулами в составе 33 вооруженных постов охраны.
Для
обеспечения эффективной деятельности охраны ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» в 2007
г. приобрело и установило 6 автономных модульных караульных помещений, 3
караульных помещения оборудованы в реконструированных зданиях СГТС.
С
целью повышения надежности охраны, обучения сотрудников подразделений
ведомственной охраны и отработки взаимодействия между администрацией СГТС,
охраной и подразделениями правоохранительных органов с 2006 г. на всех СГТС
Ростовской области проводятся учения по предотвращению актов незаконного
вмешательства в деятельность транспортного объекта.
Так,
12 сентября 2007 года Северо-Кавказким филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» в
рамках всероссийских сборов на Веселовском гидроузле были проведены
образцово-показательные учения по теме «Организация взаимодействия ФГУП «УВО
Минтранса России» с территориальными органами МВД, ФСБ и Администрацией ГТС при
обнаружении СВУ и нападении на охраняемый объект».
Проведенные
учения, а также обмен опытом по организации охраны объектов транспортного
комплекса между руководителями филиалов ФГУП «УВО Минтранса России» показал,
что состояние охраны и технической укрепленности СГТС ФГУ «Азово-Донское
ГБУВПиС» являются одними из лучших на внутренних водных путях РФ.
С
целью создания системы обеспечения безопасности и антитеррористической
защищенности в 2007 году завершена работа по оценке уязвимости судоходных
гидротехнических сооружений ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС», на основании которых
разработаны и утверждены Федеральным агентством морского и речного транспорта
«Планы обеспечения транспортной безопасности СГТС».
В
планах указаны организационные и технические мероприятия по повышению
транспортной безопасности СГТС и сроки их выполнения при условии финансирования
данных работ из федерального бюджета.
В
частности, финансирование по программе обеспечения транспортной безопасности на
2007 год позволило ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» начать пилотный проект на
Веселовском СГТС по созданию охранно-сигнализационного комплекса, включающего
две системы: систему видеонаблюдения со стопроцентным охватом объекта и
сигнализационную систему, осуществляющую контроль пересечения человеком
замкнутого периметра.
Вывод
информации будет осуществляться на автоматизированное рабочее место оператора в
модульное караульное помещение Веселовского гидроузла.
При
этом необходимо отметить, что введение охранно-сигнализационных комплексов
вызовет необходимость пересмотра нормативно-правовых документов, определяющих
тактику и методику физической охраны объектов. Нам видится целесообразным
постановка перед УВО Минтранса России вопроса по сокращению постов физической
охраны и созданию вместо них мобильных «тревожных групп», реагирующих на сработку
сигнализационной системы или появлению нарушителей в охраняемой зоне
видеоконтроля. Принятие указанного объекта межведомственной комиссией
планируется в I квартале 2008 года.
В
соответствии с разработанными в 2007 году Планами обеспечения транспортной безопасности
ФГУ «Азово- Донское ГБУВПиС» в Федеральное агентство морского и речного
транспорта (ФАМРТ) направило предложения по дальнейшему совершенствованию
системы безопасности и антитеррористической защищенности СГТС.
В
частности при выделении финансовых средств в 2008 году ФГУ «Азово-Донское
ГБУВПиС» во взаимодействии с ФГУ «Служба морской безопасности» ФАМРТ планирует
сосредоточить основные усилия по установке охранно-сигнализационного комплекса
на стратегически важном Кочетовском гидроузле, являющимся, по сути, Южными
воротами внутренних водных путей России.
Необходимо
отметить, что вступивший в силу в 2007 году Федеральный закон «О транспортной
безопасности» четко определил систему формирования мер по противодействию актам
и незаконного вмешательства в производственную деятельность объектов
транспорта. Однако, для успешной его реализации требуются ведомственные
нормативные акты, которые бы касались определения круга полномочий и прав
государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в области
обеспечения транспортной безопасности, охраны объектов речного транспорта и
СГТС, создание в структурах государственных бассейновых управлений отделов
безопасности, порядка взаимодействия ГБУВПиС с подразделениями
правоохранительных органов, заинтересованных в предотвращении незаконных актов
на объектах речного транспорта. Предложения по данному вопросу ФГУ
«Азово-Донское ГБУВПиС» разработаны и направлены в ФАМРТ.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/
|