НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Наука БЖД
Наука БЖД
Московский департамент образования. Московский городской педагогический университет. Реферат на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение». Выполнен: студенткой очно- заочного отделения 5 курса 2 группы Ратниковой А. А. Москва 2004 План работы.
Введение………………………………………………………………………….3 1. Наука БЖД……………………………………………………………………4 2. Цель, задачи и практическое значение науки………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….8
Библиография…………………………………………………………………….9 Введение. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой
обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать
благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека,
его самочувствие и работоспособность. Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного
и естественного происхождения и достижением комфортных условий
жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности. Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ),
охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее
началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и
вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у
человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка
риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических
бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология,
эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория
надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает
вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый
вопрос. 1. Наука БЖД. БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии
человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных)
условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его
среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия
вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание
оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для
высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни
и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому
объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений
и процессов в системе «человек – среда обитания». Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение
потенциальной опасности. Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного
взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей
в чрезвычайных ситуациях. Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы. 2. Цель, задачи и практическое значение науки. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита
человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и
естественного происхождения и достижение комфортных условий
жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и
умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических,
биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и
определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности
жизнедеятельности. Эта дисциплина решает следующие основные задачи: - идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания; - защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; - ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; - создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и
жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через: - описание жизненного пространства; - формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.; - организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия; - разработку и использование средств биозащиты; - реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС; - обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности. Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач,
которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение
БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. Заключение. Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания
человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В
современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной,
бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при
возникновении ЧС техногенного и природного происхождения. Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в
области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на
воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках,
количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания;
принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей;
сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти
к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих
позиций. Библиография. 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с. 2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с. 3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.
|