рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Концепция здоровья человека как запаса его прочности в условиях его цивилизационных перегрузок

Концепция здоровья человека как запаса его прочности в условиях его цивилизационных перегрузок

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: " Концепции современного естествознания "






                                              РЕФЕРАТ                                     

по теме :

" Концепция здоровья человека как "запаса его прочности"

 в условиях его цивилизационных "перегрузок "

Подготовил:

профессор кафедры ГиСЭД,

к.ф.н., доц.

Номерков А.Л.

Проверил:

Студент 534 группы

Малявкин Г.Н.







Белгород – 2008


План Реферата


 

Введение

1. Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности человека

2. Долголетие и работоспособность человека как признаки его здоровья

3. Окружающая среда человека  как фактор его здоровья:

а.) воздух как фактор влияния на  здоровье человека

б.) вода как фактор влияния на  здоровье человека

в.) почва как фактор влияния на здоровье человека

г.) радиация как фактор влияния на здоровье человека

д.) звук как фактор влияния на здоровье человека

е.) погода как фактор влияния на здоровье человека

ж.) ландшафт как влияния на здоровье человека

з.) адаптивность человека как фактор влияния на его  здоровье


 

Введение: Концепция здоровья в истории цивилизации


Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем, решить которую человечество стремилось все­гда, потому что речь в данном случае идет о таком состоянии человека, как качество его биологической жизни.

Исторически социально-философская концепция здоровья всегда основывалась как на данных наук ес­тественнонаучного профиля дисциплин (скажем, биологии, физиологии, генетики, биоритмологии и др.), так и с учетом принципов гуманитарных наук (например, антропологии, валеологии, этнологии и пр.). В соответствии с этой концепцией, мир так или иначе всегда  представляется, как гармония, но гармония не статич­ная, а динамичная, изменяющаяся, противоречивая, непрерывно исчезающая, и постоянно стремящаяся к своему восстановлению и возрождению. Отсю­да здоровье человека всегда  понималось, как состояние соответствия жизнедеятель­ности организма природной гармонии. Нарушение же этого соответствия определялось в этом случае, как дисгармония, то есть - болезнь.

Человеческое здоровье и продолжительность жизни сегодня можно рас­сматривать с точки зрения потенциальных ресурсов человека, человеческих потенций физического тела, ума и духовности всего народонаселения Земли, отдельных этносов и индивидов.

Здоровье человека является предметом различных наук. Так, медицинская наука представляет здоровье, как то, что относится прежде всего к отдельно взятому  индивиду. Она изучает и утомление, и факторы, которые могут привести к нарушению гомеостаза (относительного постоянства, устойчивости основных физиологиче­ских функций) организма, к ускорению, нарастанию утомления, и, наконец, - к  срыву. К факторам, нарушающим гомеостаз, относятся: инфекционные, химические, физические начала, элементы питания, климата, географии, социальных от­ношений.


1. Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности       человека


Труд, как известно, является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно эволюционно преобразились. Особенности строения скелета современного человека, развития его мус­кулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге явилось резуль­татом именно трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда значительно повыси­лась от того, что одна рука - левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая, совершенствовалась в его обработке.

Понятия "труд" и "работа" не однозначны. Термин "работа" означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, за­трачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зре­ния выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа мо­жет считаться трудовой деятельностью.

Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие "тяжесть труда", отражающее нагрузку на ске­летную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические систе­мы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие "напря­женность труда", отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым разви­тием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность.

С повышением тяжести физического труда увеличивается и потребление кисло­рода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек - так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда достав­ка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем ста­новится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия, вообще говоря, тренирует организм. Но если тяжелый физический труд продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его ды­хательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактором.

При выполнении труда большой тяжести и значительной продолжительности происхо­дит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъек­тивно воспринимается нами в виде ощущения усталости. Если работоспособ­ность человека не успевает восстановится к началу следующего трудового дня, развивается пере­утомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением работы нерв­ной системы - неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Тяжесть умственного труда во время учебы возрастает еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с не­обходимостью длительное время сохранять определенную позу.

Полноценный отдых в этом смысле, как указывал еще классик отечественной физиоло­гии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. "Рабо­таешь сидя - отдыхай стоя," - писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкульт­минутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки воз­будительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным.

Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Каждый из нас от природы и воспитания получил определенный комплекс индивиду­альных (биологических и социальных) характеристик, которые обязательно нужно учи­тывать при выборе профессии. Эти характеристики - способности, стремле­ния, интересы - каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо ес­ли нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это от­рицательно скажется на тех или иных функциях организма и на качестве самой  работы.

Профессии первого типа определяются на основе отношений "человек-природа". Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других представителей "природообусловленной" человеческой деятельности. Второй тип профессиональной человеческой деятельности  объединяет профессии связанные с отношениями "человек - техника". К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Можно выделить профессионалов и своего рода третьего типа: "человек - художественный образ". Это, к примеру, маляры, художники-оформители, живописцы ит.д.

Какую бы профессию человек при этом не выбирал, для достижения успеха необходимо прежде всего  научиться именно трудиться, ибо главный источник удовлетворения от работы – это именно са­ма работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет на­слаждение, тогда, как говорится, не чувствуется усталости.

Однако существуют и "малоинтересные" производства, где человек не может  ис­пытывать эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие и организованность помогают человеку в его тру­де. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве. Известно,  настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика человека зависят не только от него самого, а важно, чтобы трудовые усилия человека были справед­ливо оценены другими, чтобы конфликты и споры разрешались честно. Отсюда каждый может и должен выбирать профессию по душе и по плечу.

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - есть проблема первостепенного значения. Именно это является предметом одной из современных наук о здоровье человека – валеологии. И вместе с тем приходится констатировать, что, к сожалению, значительный "валеологический потенциал" физической культуры до настоящего времени еще далеко не востребован в нашей стране.

Развивающиеся в течение последних лет исследования в области валеологического подхода в оздоровительной физической культуре все больше приходят к следующей трактовке понятия здоровья .

Здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характери­зуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения фи­зической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания.

Указанная дефиниция, как представляется, не только позволяет понятийно отделить собственно "качество здоровья" от "благополучия", учитываемого, как известно, при  определении фактора здоровья, но и детерминирующего специ­фику подхода к селекции как метода валеометрии. Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных про­блем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоро­вья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени.

К сожалению, приходится констатировать, что проведенные в последнее время исследования показали крайнюю мало­численность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям может быть охарактеризована как группа "здоровых". Процент здоровых лиц, как пока­зали исследования, колеблется от 12% до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состоя­ния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследо­ванных, составляющих группу "здоровых".

В связи с этим встала проблема поиска методов измерения состояния здо­ровья, которые позволили бы объективно оценить именно ослабление психо­физических резервов организма, предшествующих развитию как донозологи-ческих изменений состояния здоровья, так и, естественно, устойчивых пато­логических состояний.

Данные, полученные на большом контингенте населения города Санкт-Петербурга,  свидетельствуют, что более чем у 55% практически здоровых лиц проведен­ный  комплекс валеометрических исследований обнаруживает измененное психосоматическое состояние. Здесь важно подчеркнуть, что данное состояние - это состояние психофизиологических резервов, которое характеризуется неустойчивостью процессов системной и межсистемной ав­торегуляции физиологических функций. При этом можно считать, что измененное психосоматическое состояние, по всей видимости, является патогенетической основой формирования так на­зываемых "измененных состояний массового сознания".

Здесь необходимо отметить, что указанный комплекс валеометрических исследований позволил выделить ряд характерных особенностей измененного  психосоматического состояния, в число которых входят:

- заметное преобладание принципиально устранимых негативных факто­ров над генетически детерминированными, в частности социальной неудов­летворенностью в сочетании либо с курением, либо со снижением неспеци­фической резистентности организма;

- дезадаптационные явления со стороны нервно-психического статуса, в которых проявляется тревожная и депрессивная направленность;

- снижение субъективного уровня личностного благополучия, главным образом в сфере эмоционального и физического состояния;

- неадекватное (выражающееся в завышении или в занижении) восприятие интенсивности физической нагрузки и дисгармоничность активности звеньев биоэнергетической системы организма.

На последнем положении следует остановиться подробнее, ибо совершен­но очевидно, что "передозировка" физических нагрузок в этих случаях спо­собна не только усугубить изменение психосоматического состояний, но и практически полностью разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Существенно, что в проведенных исследованиях была выявлена связь восприятия интенсивности физической нагрузки с психотипом личности, а также доказано, что низкий уровень личностной тревожности, высокие показатели силы нервных процес­сов способствуют более легкому восприятию интенсивности (выше субмак­симального уровня) нагрузок.

Если обратиться к литературе по валеологии последних лет, то нельзя не заметить обилия валеометрических систем. Однако, несмотря на многочис­ленность развиваемых подходов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство из существующих методов изначально ориентировано на пара­дигму так называемой "адаптационной" валеологии.

Из материалов исследований, приведенных выше, следует, что измененное психосоматическое состояние со­поставимо с так называемым "третьим состоянием", которое описывается в литературе, как состояние, когда "резервы функциональных систем организ­ма сдвинуты в сторону истощения".

Более того, указанная особенность сосуществует в функциональной структуре измененного психосоматического состояния с другой, не менее важной, как можно полагать, характеристикой - изменением оценки личностного благополучия, включая снижение духовного благополучия, а также черты социально-психологической дезинтеграции.

Таким образом, при изучении особенностей измененного психосоматического состояния происходит реальное столкновение с фактором психического и социального благополучия личности. Более того, обращает на себя внимание и  то, что в определении здоровья называется, с точки зрения аксиологии, целая  иерар­хия неоднозначных личностных ценностей таких, как инструментальные и терминальные.

Вряд ли правомерно утверждать, что здоровье само по себе является изна­чальной терминальной ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев, как известно, у здо­рового индивида ценностный аспект "здоровья" активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных ре­зервов, причем и в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.

В связи с этим особую значимость, как надо полагать, приобретает концепция, так называемой, "интегративной валеологии", с позиции которой оздо­ровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентации человека, реинтегрируя "здоровье" в систему дос­тижения высших ценностей существования личности.

Примечательно, что осознание принципиальной значимости этой пробле­мы уже с середины 80-х годов привело к тому, что ряд известных специали­стов в области физической культуры и спорта приступили к разработке пси­хотехник, которые в ходе сопряженной психофизической тренировки позволяли обогатить процесс оздоровления процессами гармонизации внутреннего мира личности и гуманистическими целевыми установками.

Все изложенное выше может служить основанием для разработки  такой оздоровительной технологии, в основу которой была бы положена концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тре­нинга.

Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного разви­тия физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала лич­ности.

Данный подход, безусловно, в целом имеет глубокие исторические корни, а именно "чтобы ум был здравым в теле здоровом". Отсюда приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической ме­дицины) не могут не представлять наибольшую ценность в раз­работке оздоровительных технологий холистического уровня.


2. Долголетие и работоспособность человека как признаки его здоровья


Феномен долголетия является плодотворной "стартовой площадкой" для исследования состояния подлинного здоровья человека. Здесь прежде всего обращает на себя внимание, что долгожители отличаются определенной невосприимчивостью к болезням. У многих из них мож­но обнаружить обычные возрастные изменения, но ни у кого не встречается тяжелых органических заболеваний, существенно ограничивающих их дея­тельность.

Может возникнуть вопрос: значит, до глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней? Да, именно так и считают большинство ученых, занимающихся проблемой долголетия. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, нико­гда ничем не болели. Это позволило говорить о нормальном функционирова­нии у них всех органов и систем, позволяющем обеспечить состояние равно­весия с окружающей средой. Недаром специальными исследованиями у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологиче­ской старости.

Было отмечено также, что долгожители очень активны, жиз­нерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психи­ческих потрясений, не поддаются мрачным мыслям. Прав был Гуфеланд, пи­савший: "Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, пре­имущественное место занимают такие душевные настроения, как печаль, уныние, страх, тоска". Та же самая мысль содержится и в народных изречени­ях типа: "Смейся побольше  - проживешь подольше", или – "Хорошее настроение — основа долголетия".

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особен­ности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием сует­ливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытыва­ли серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко перено­сили все невзгоды.

Ученые на Западе, например, пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и цен­тров цивилизации. Как правило, это были люди, занимавшиеся сельским хо­зяйством, часто примитивным. Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья - одно из важнейших условий, благоприятствую­щих долголетию.

До сих пор существует мнение, что непременным условием долголетия является благоприятный климат. Сторонники этой точки зрения утверждают, что долгожители встречаются лишь среди жителей гор и их жизнь продолжа­ется долго благодаря горному климату (избыток кислорода, ультрафиолето­вых лучей).

В какой-то степени это верно. Горный климат благоприятствует долголетию, но если бы оно зависело только от климатических условий, то долгожителями были бы все живущие в горах. Однако это не так. Кстати, ис­следования, проводившиеся в Грузии, Армении, Северной Осетии, показали, что долгожителей чаще можно встретить не в горах, а в долинах, где в боль­шей степени по сравнению с горными местностями развиты сельское хозяй­ство и промышленность, сосредоточена основная масса населения и гораздо интенсивнее трудовая деятельность.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу - вопросу о труде как ис­точнике творческих и физических сил человека, источнике долголетия. Мно­гочисленными исследованиями доказано, что долгожители - люди деятель­ные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Со­фокл дожил до 90 лет. Гениальное произведение "Царь Эдип" он создал в 75-летнем возрасте, а "Эдип в Колоне"- несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: "Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: "Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось". Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества.

Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил "Фауста" в воз­расте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой! Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать беско­нечно.

Человеку нужна жизнь не просто долгая, а обязательно плодотворная и созидательная. Постоянный, пусть даже очень напряженный труд, - одно из обязательных условий долголетия.

Некоторые ученые прошлого, исходя из механистического понимания биологических закономерностей, высказывали суждение, что к старости ор­ганизм "срабатывается", подобно любой машине. Эта точка зрения оказалась неверной.

Если считать, что передающиеся по наследству "запасы" определенных веществ или энергии только расходуются в течение жизни, то остается прий­ти к выводу, что изначально они достались человеку от далеких-далеких предков. Тогда получается, что ослабление процессов жизнедеятельности да­ет гарантию более благополучной и к тому же продолжительной жизни. На самом деле это не так.

В отличие от неживой природы, все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливают­ся. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они интен­сивно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! "Ни один лентяй не достиг глубокой старости: все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни", — подчеркивал X. Гуфеланд.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего рабо­тает.

Тогда можем ли мы заставить головной мозг работать больше, чтобы та­ким путем задержать, "отсрочить" его старение?

Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функции. В результате его деятельность усиливается. Исследования по­следнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются ум­ственные способности, имеющие решающее значение для, жизни человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает нормальному функционированию.

Результаты последних исследований дают основание полагать, что у физически и эмо­ционально здоровых людей развитие интеллекта (отдельных наиболее важ­ных сторон) может продолжаться даже после 80 лет. Все это позволяет прий­ти к заключению, что в отдельных случаях снижение интеллекта обратимо и когда-то выдвигавшаяся гипотеза о наступающей с возрастом потере клеток является ошибочной.

Некоторые специалисты утверждают, что все еще бытующие старые пред­ставления о возрасте и интеллекте имеют подчас трагические последствия: большое число интеллектуально развитых людей обнаружило в старости снижение своих возможностей из-за неправильных суждений, что якобы пре­клонный возраст несет неизбежное ослабление интеллекта. "Снижение умст­венных способностей — это самоисполняющееся пророчество,— считает английский психолог У. Чей, занимающийся исследованием процесса старе­ния. Тот, кто чувствует себя способным действовать в старости так же хоро­шо, как и в остальные периоды своей жизни, не становится интеллектуально беспомощным".

Утверждение о том, что активная деятельность будто бы ускоряет старе­ние, в корне неверно, оно не имеет под собой никакой почвы. Наоборот, практикой установлено, что у людей, не желающих стареть, то есть интенсивно работающих до глубокой старости, продолжительность жизни не сокращает­ся, а увеличивается.

Так, с годами меняются сложившиеся веками представления о старости. В на­ши дни прочно вошло в жизнь выражение "активная старость". Проф. З. Айтнер, один из ведущих геронтологов Германии, провел интересное ис­следование. Объектом его неожиданных изысканий стали детские книжки. Оказывается, что в течение многих лет из одной книжки в другую кочуют одни и те же картинки с изображением стариков и старушек, на лицах кото­рых отражается тяжесть прожитых лет, скорбь, отрешенность от окружаю­щего мира.

В жизни все иначе. Теперешние старики совсем не соответствуют этим изображениям. Им свойственно живое участие в окружающем их мире, у них полностью сохранен интерес к общественной жизни. Люди преклонного воз­раста делают все, чтобы не утратить тонус и работоспособность. Женщины, даже переступившие порог 70-летия, не отказываются от косметики, модной одежды и прически. Большинство современных людей пожилого возраста не расценивают свой возраст как закат жизни. Их характеризуют оптимистиче­ский взгляд на будущее и деятельное отношение к жизни, желание постоянно быть в гуще событий, энергия и активность, что может служить прекрасным образцом подражания  для других поколений.

Улучшить и повысить свое здоровье можно, составив определенный гра­фик работы над собой. Не все могут сразу кардинально взяться за улучшение здоровья. В таком случае приступить к осуществлению программы можно постепенно, например начать с утренней гимнастики, а потом дополнить ее бегом трусцой. Затем мы можем заняться борьбой с лишним весом. Дости­гать цели следует не экстраординарными мерами (полным голоданием или изнуряющими сидениями в парилке), а опять же постепенными уменьше­ниями в рационе углеводов, жиров, исключением из употребления  алкоголя.

Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что вы­жить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть здоровье.

 

3. Окружающая среда человека  как фактор его здоровья:

а.) воздух как фактор влияния на  здоровье человека


Наша планета окружена воздушной оболочкой - атмосферой, которая распространяется над Землей на 1500-2000 км вверх, что составляет около 1/3 радиуса Земли. Однако эта граница условна, следы атмосферного воздуха обнаружены и на высоте 20000 км.

Наличие атмосферы является одним из необходимых условий существования жизни на Земле. Атмосфера регулирует климат Земли, суточные колебания температуры на планете (без нее они бы достигли 200 °С). В настоящее время средняя температура поверхности Земли равна 14 °С. Атмосфера пропускает тепловое излучение Солнца и сохраняет тепло, там образуются облака, дождь, снег, ветер. Она также играет роль переносчика влаги на Земле, является средой распространения звука (без воздуха на земле царила бы немая тишина). Атмосфера служит источником кислородного дыхания, воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на теплообмен и другие функции живых организмов. Основное значение для жизнедеятельности организма имеют кислород и азот, содержание которых в воздухе составляет соответственно 21% и 78%.

Кислород необходим для дыхания большинства живых существ (исключение составляет лишь небольшое количество анаэробных микроорганизмов). Азот входит в состав белков и азотистых соединений, с ним связано происхождение жизни на земле. Углекислый газ является источником углерода органических веществ - второго важнейшего компонента этих соединений.

За сутки человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, а выделяет приблизительно 580 л углекислого газа. Поэтому атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды.

Необходимо отметить, что в удалении от источников загрязнения его химический состав достаточно стабилен. Однако в результате хозяйственной деятельности человека появились очаги выраженного загрязнения воздушного бассейна в тех районах, где размещены крупные промышленные центры. Здесь в атмосфере отмечают наличие различных твердых и газообразных веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на условия жизни и здоровье населения.

К настоящему времени накопилось много научно обоснованной информации о том, что загрязненность атмосферы, особенно в крупных городах, достигла опасных для здоровья людей размеров. Известно немало случаев заболеваний и даже смерти жителей городов индустриальных центров в результате выбросов токсичных веществ промышленными предприятиями и транспортом при определенных метеорологических условиях. В связи с этим в литературе часто упоминаются катастрофические случаи отравления людей в долине Маас (Бельгия), в городе Доноре (США), в Лондоне, Лос-Анджелесе, Питсбурге и ряде других крупных городах не только Западной Европы, но и в Японии, Китае, Канаде, России и др.

Двуокись кремния и свободный кремний, содержащиеся в летучей золе, являются причиной тяжелого заболевания легких, развивающегося у рабочих "пыльных" профессий, например, у горняков, работников коксохимических, угольных, цементных и ряда других предприятий. Ткань легких заменяется соединительной тканью, и эти участки перестают функционировать. У детей, проживающих вблизи мощных электростанций, не оборудованных пылеуловителями, обнаруживают изменения в легких, сходные с формами силикоза. Большая загрязненность воздуха дымом и копотью, продолжающаяся в течение нескольких дней, может вызвать отравление людей со смертельным исходом.

Особенно губительно действует на человека загрязнение атмосферы в тех случаях, когда метеорологические условия способствуют застою воздуха над городом.

Содержащиеся в атмосфере вредные вещества воздействуют на человеческий организм при контакте с поверхностью кожи или слизистой оболочкой. Наряду с органами дыхания загрязнители поражают органы зрения и обоняния, а воздействуя на слизистую оболочку гортани, могут вызвать спазмы голосовых связок. Вдыхаемые твердые и жидкие частицы размерами 0,6-1,0 мкм достигают альвеол и абсорбируются в крови, некоторые накапливаются в лимфатических узлах.

Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая бронхит, эмфизему, астму. К раздражителям, вызывающим эти болезни, относятся SO2 и SO3, азотистые пары, HCl, HNO3, H2SO4, H2S, фосфор и его соединения. Пыль, содержащая окислы кремния, вызывает тяжелое легочное заболевание - силикоз. Исследования, проведенные в Великобритании, показали очень тесную связь между атмосферным загрязнением и смертностью от бронхитов.

Уличные глазные травмы, вызываемые летучей золой и другими загрязнителями атмосферы, в промышленных центрах достигают 30-60% всех случаев глазных заболеваний, которые очень часто сопровождаются различными осложнениями,  конъюнктивитами.

Признаки и последствия действий загрязнителей воздуха на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность. Отдельные загрязняющие вещества вызывают специфические симптомы отравления. Например, хроническое отравление фосфором первоначально проявляется болями в желудочно-кишечном тракте и пожелтением кожного покрова. Эти симптомы сопровождаются потерей аппетита и замедлением обмена веществ. В дальнейшем отравление фосфором приводит к деформации костей, которые становятся все более хрупкими. Снижается сопротивляемость организма в целом.

СО - бесцветный и не имеющий запаха газ. Воздействует на нервную и сердечно­сосудистую систему, вызывает удушье. Первичные симптомы отравления оксидом углерода  (появление головной боли) возникают у человека через 2-3 часа его пребывания в атмосфере содержащей 200-220 мг/мЗ СО. При более высоких концентрациях СО появляется ощущение пульса в висках, головокружение. Токсичность СО возрастает при наличии в воздухе азота, в этом случае концентрацию СО в воздухе необходимо снижать в 1,5 раза.

Оксиды азота  представляют собой NO,  N2O3,  NO5,  N2O4. В атмосферу выбрасывается в основном диоксид азота NO2 – бесцветный,  не имеющий запаха ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания. Особенно опасны оксиды азота в городах, где они взаимодействуют с углеродами выхлопных газов и образуют фотохимический туман - смог. Отравленный оксидами азота воздух начинает действовать с легкого кашля. При повышении концентрации NO возникают сильный кашель, рвота, иногда головная боль. При контакте с влажной поверхностью слизистой оболочки оксиды азота образуют кислоты HNO3 и HNO2 , которые приводят к отеку легких.

SO2 - бесцветный газ с острым запахом,  который уже в малых концентрациях (20-30 мг/мЗ) создает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Вдыхание SO2 вызывает болезненные явления в легких и дыхательных путях, иногда возникают отек легких, глотки и паралич дыхания. Действие сероуглерода сопровождается тяжелыми нервными расстройствами, нарушением умственной деятельности.

Углеводороды (пары бензина, метана и т.д.) обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывает головную боль, головокружение и т.п. Так, при вдыхании в течение 8 часов паров бензина в концентрации 600 мг/м3 возникают головные боли, кашель, неприятные ощущения в горле.

Альдегиды при длительном воздействии на человека  вызывают раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а при повышении концентрации отмечается головная боль, слабость, потеря аппетита, бессонница.

В организм через органы дыхания поступает примерно 50% соединений свинца. Под действием свинца нарушается синтез гемоглобина, возникает заболевание дыхательных путей, мочеполовых органов, нервной системы. Особенно опасны соединения свинца для детей дошкольного возраста. В крупных городах содержание свинца в атмосфере достигает 5-38 мг/м3, что превышает естественный фон в 10 000 раз.

Признаки отравления сернистым ангидридом замечают по характерному привкусу и запаху. В концентрации 6-20 мг/м3 он вызывает раздражение слизистых оболочек носа, горла, глаз, раздражаются увлажненные участки кожи. Особенно опасны полициклические ароматические углеводороды типа C20H12, образующиеся при неполном сгорании топлива. По данным ряда ученых, они обладают канцерогенными свойствами.

Дисперсный состав пыли и туманов определяет общую проникающую способность в организм человека вредных веществ. Особую опасность представляют токсичные тонкодисперсные пылинки с размером частиц 0,5-1,0 мкм, которые легко проникают в органы дыхания.

Наконец, существуют различные проявления дискомфорта, которые возникают в связи с загрязнением воздуха, а именно, - неприятные запахи, снижение освещенности и другие психологически отрицательно действуют на людей.

Находящиеся в атмосфере и выпадающие вредные вещества поражают и животных. Например, в Австрии свинец накапливался в организме зайцев, которые питаются травой вдоль автострад. Трех таких зайцев, съеденных за одну неделю, вполне достаточно, чтобы человек мог заболеть в результате свинцового отравления.

Кроме того, вместе с выбросами в атмосферный воздух, народное хозяйство теряет много ценных продуктов. Некоторые выбрасываемые вещества разрушают металлические конструкции, бетон, естественные строительные каменные материалы  и т.д., нанося тем самым вред промышленным объектам и архитектурным памятникам.


б.) вода как фактор влияния на здоровье человека


Воды, находящиеся на поверхности планеты (материковые и океанические), образуют геологическую оболочку, называемую гидросферой. Гидросфера находится в тесной связи с другими сферами Земли: литосферой, атмосферой и биосферой. Водные пространства – акватории - занимают существенно большую часть поверхности земного шара по сравнению с сушей. По современным данным, акватория Мирового океана составляет 70,8%, однако 95% ее сосредоточено в морях и океанах, 4% - во льдах Арктики и Антарктики, 1% составляет пресная вода рек и озер. Кроме того, большие запасы воды имеются в толще земли - это так называемые подземные воды.

Вода постоянно находится в движении, перемещаясь с течениями рек и морей, а также испаряясь с поверхности водоемов и выпадая затем в виде атмосферных осадков. Она аккумулирует тепло, влияет на распределение солнечной энергии на земле и образование различных по климатическим особенностям районов. Вода водоемов способна самоочищаться и обеззараживаться. Это сложный физико-химический процесс.

Вода жизненно необходима. Она нужна везде - в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени, чем все остальное, за исключением кислорода. Упитанный человек может прожить без пищи 3-4 недели, а без воды - лишь несколько дней.

Живой клетке вода требуется как для сохранения своей структуры, так и для нормального функционирования; она составляет примерно 2/3 массы тела. Вода помогает регулировать температуру тела, служит в качестве смазки, облегчающей движения суставов. Она играет важную роль в построении и восстановлении тканей тела.

При резком сокращении потребления воды человек заболевает или его организм начинает хуже функционировать. Но вода нужна, конечно, не только для питья: она помогает также содержать человеку в хорошем гигиеническом состоянии свое тело, жилище и среду обитания.

Без воды невозможна личная гигиена, то есть комплекс практических действий и навыков, обеспечивающих защиту организма от болезней и поддерживающих здоровье человека на высоком уровне. Умывание, теплая ванна и плавание приносят ощущение бодрости и спокойствия.

Ряд кожных и глазных заболеваний может быть предупрежден благодаря систематическому механическому удалению с поверхности тела и одежды с помощью мыла и воды болезнетворных микробов.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей, преимущественно в менее развитых странах, обычным для которых является низкий уровень личной и коммунальной гигиены. Такие болезни, как брюшной тиф, дизентерия, холера, анкилостомоз, передаются прежде всего человеку в результате загрязнения водоисточников  экскрементами, выделяемыми из организма больных.

Успех в борьбе с указанными болезнями или достижение полной их ликвидации зависит от того, как организована система удаления всех продуктов обмена, выделяющихся из организма человека, как поставлено дело обеспечения чистой водой всего населения.

Через воду могут передаваться инфекционная желтуха, туляремия, водная лихорадка, бруцеллез, полиомиелит. Вода подчас становится источником заражения человека животными паразитами - глистами. С загрязненной фекалиями водой в организм человека могут попасть яйца некоторых паразитических червей. В кишечнике они превращаются в паразитов (таковы аскариды, острицы). Наконец, через воду иногда происходит заражение лямблиями, которые поражают тонкий кишечник и печень.

Качество воды определяется также по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа - красноту.

Присутствие в воде железа не угрожает нашему здоровью. Однако повышенное содержание солей железа в воде придает ей неприятный болотистый вкус. Если в такой воде постирать белье, на нем останутся ржавые пятна. Подобные же пятна появляются на посуде, раковинах и ваннах.

Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта. Вода, в 1 л которой хлоридов больше 350 мг, а сульфатов больше 500 мг, считается неблагоприятной для здоровья.

А с содержанием солей кальция и магния тесно связано другое свойство воды - ее жесткость. Сильно насыщенная солями вода причиняет массу неудобств: в ней труднее развариваются овощи и мясо, при стирке увеличивается расход мыла, накипь портит чайники и котлы, засоряет водопроводные трубы. Исследования ученых доказали, что существует определенная связь между употреблением жесткой воды и распространенностью некоторых болезней.

К такому выводу пришли западногерманские медики, изучавшие состав воды и распространенность наиболее часто встречающихся болезней в различных городах Германии. Оказалось, что, чем больше в воде того или иного города солей и примесей, тем меньше среди горожан, употреблявших эту воду, случаев инфаркта и приступам гипертонии. И наоборот, чем мягче питьевая вода, тем выше процент сердечников среди населения.

Такого же мнения придерживаются и английские ученые. По данным исследований доктора Томаса Грау Форда из Лондона, в Глазго, где очень мягкая вода, самая высокая на Британских островах смертность от сердечно-сосудистых болезней. В Лондоне же картина совершенно другая: случаев инфаркта со смертельным исходом здесь на 37% меньше, чем в Глазго.

Вода также отвечает за зубы человека. От того, сколько фтора содержится в воде, зависит частота заболеваемости кариесом. Считается, что фторирование воды эффективно для профилактики кариеса, особенно у детей.

Но,  кроме полезных примесей,  в воде находятся и другие, опасные для организма человека. По данным отечественных исследователей, употребление шахтной воды, содержащей 0,2-1 мг/л мышьяка, вызывает расстройство центральной, и особенно пери­ферической, нервной системы с последующим развитием полиневритов. Безвредной признана концентрация мышьяка 0,05 мг/л.

Об опасности для здоровья содержания в воде свинца гигиенисты впервые заговорили в связи с массовыми интоксикациями, которые возникли при использовании на водопроводах свинцовых труб. Однако повышенные концентрации свинца могут встречаться в подземных водах. Вода считается безвредной в том случае, если содержание в ней свинца не более 0,03 мг/л.

Бериллий довольно широко распространен в природе. Он содержится в некоторых природных водах. Бериллий является ядом общетоксического действия, который способен накапливаться в организме человека и в таком случае приводить к поражению дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем. Содержание бериллия в питьевой воде допускается не более 0,002 мг/л.

Молибден встречается в природных водах. Избыточное его попадание в организм человека ведет к заболеванию молибденовой подагрой. Безвредной считается концентрация молибдена в питьевой воде на уровне 0,5 мг/л.

Стронций широко распространен в природных водах, при этом его концентрации колеблются в широких пределах (от 0,1 до 45 мг/л). Длительное его поступление в больших количествах в организм приводит к функциональным изменениям печени. Вместе с тем продолжительное употребление питьевой воды, содержащей стронций на уровне 7 мг/л, не вызывает функциональных и морфологических изменений в тканях, органах и в целостном организме человека. Эта величина принята в качестве норматива содержания стронция для питьевой воды.

Также не предусматривается содержание в воде нитратов. Согласно современным научным данным, нитраты в кишечнике человека под влиянием обитающих там бактерий восстанавливаются в нитриты. Всасывание нитратов ведет к образованию метгемоглобина и к частичной потере активности гемоглобина в переносе кислорода.

Таким образом, в основе метгемоглобинемии лежит та или иная степень кислородного голодания, симптомы которого проявляются в первую очередь у детей, особенно грудного возраста. Они заболевают преимущественно при искусственном вскармливании, когда сухие молочные смеси разводятся водой, содержащей нитраты, или при употреблении этой воды для питья. Дети старшего возраста менее подвержены этой болезни, а если заболевают, то менее тяжело, так как у них сильнее развиты компенсаторные механизмы. Употребление воды, содержащей 2-11 мг/л нитратов, не вызывает повышения в крови уровня метгемогло­бина, тогда как использование воды с концентрацией 50-100 мг/л резко увеличивает этот уровень. Метгемоглобинемия проявляется цианозом, увеличением содержания в крови метгемоглобина, снижением артериального давления. Эти симптомы специалисты зарегистрировали не только у детей, но и у взрослых. Содержание нитратов в питьевой воде на уровне 10 мг/л является безвредным.

Уран - широко распространенный в природных водах радиоактивный элемент. Особенно большие его концентрации могут встречаться в подземных водах. В основу нормирования урана положены не его радиоактивные свойства, а токсическое влияние как химического элемента. Допустимое содержание урана в питьевой воде равно 1,7 мг/л.

Строго регламентируется и предельно допустимая концентрация в воде некоторых добавок, применяемых для осветления воды (например, полиакриламида, сернокислого алюминия).

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей. Но чтобы она приносила пользу, ее необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку.

За последние годы взгляд на воду изменился. О ней все чаще стали говорить не только врачи-гигиенисты, но и биологи, инженеры, строители, экономисты, политические деятели. Да и понятно - бурное развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния, культурного уровня населения постоянно увеличивают потребность в воде, заставляют более рационально ее использовать.


в.) почва как фактор влияния на здоровье человека


Почва - основной компонент любых наземных экосистем, в ней протекают разнообразные физические, химические и биологические процессы, ее населяет множество живых организмов. На содержание в ней минеральных и органических веществ, а также микроорганизмов влияют климатические условия того или иного района, наличие промышленных и сельскохозяйственных объектов, время года и количество выпадающих осадков.

Физико-химический состав и санитарное состояние почвы могут оказать влияние на условия проживания и здоровье населения.

Загрязнение почвы, так же как и атмосферного воздуха, связано с производственной деятельностью человека.

Источниками загрязнения почвы служат сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а также жилые здания. При этом от промышленных и сельскохозяйственных объектов в почву поступают химические (в том числе и весьма вредные для здоровья: свинец, ртуть, мышьяк и их соединения), а также органические соединения.

Химические вещества, попадающие в почву от промышленных и сельскохозяйственных объектов, в отличие от органических, не подвергаются разложению. Она накапливаются в ней и могут влиять на процесс самоочищения. Из почвы вредные вещества (неорганического и органического происхождения) и болезнетворные бактерии могут поступать с дождевыми водами в поверхностные водоемы и водоносные горизонты, загрязняя воду, используемую для питья.

Некоторые из химических соединений, в том числе и канцерогенные углеводы, могут поглощаться из почвы растениями, а затем через молоко и мясо попадать в организм человека, вызывая изменения в состоянии здоровья.

С бытовыми отходами и нечистотами в почву попадают болезнетворные бактерии, которые длительное время сохраняют свою жизнеспособность. Так, возбудитель дизентерии сохраняет активность более месяца, брюшного тифа - до 1 года, а вирус полиомиелита в сточной воде и почве не гибнет 2-3 месяца.

В почве длительное время сохраняют жизнеспособность также яйца гельминтов (бычьего цепня - 8 месяцев, власоглава - до 1 года, аскарид - до 10-13 лет). Через почву передаются такие заболевания, как сибирская язва, сап, бруцеллез, столбняк и даже газовая гангрена.

Заражение людей кишечными инфекциями (дизентерия, брюшной тиф) и яйцами гельминтов могут происходить как при прямом контакте с отбросами и отходами, так и при употреблении немытых овощей


г.) радиация как фактор влияния на здоровье человека


Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут "запустить" не до конца еще установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма.

Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обыкновенно проявляются в течение нескольких часов или дней. Раковые заболевания, однако, проявляются спустя много лет после облучения - как правило, не ранее чем через одно-два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением гене­тического аппарата, проявляются лишь в следующем или последующих поколениях: это дети, внуки и более отдаленные потомки индивидуума, подвергшегося облучению.

В то время, как идентификация быстро проявляющихся ("острых") последствий от действия больших доз облучения не составляет труда, обнаружить отдаленные последствия от малых доз облучения почти всегда оказывается очень трудно. Частично это объясняется тем, что для их проявления должно пройти очень много времени. Но даже и обнаружив какие-то эффекты, требуется еще доказать, что они объясняются действием радиации, по­скольку и рак, и повреждения генетического аппарата могут быть вызваны не только радиацией, но и множеством других причин.

Чтобы вызвать острое поражение организма, дозы облучения должны превышать определенный уровень, но нет никаких оснований считать, что это правило действует в случае таких последствий, как рак или повреждение генетического аппарата. По крайней мере, теоретически для этого достаточно самой малой дозы. Однако в то же самое время никакая доза облучения не приводит к этим последствиям во всех случаях. Даже при относительно больших дозах облучения далеко не все люди обречены на эти болезни: действующие в организме человека репарационные механизмы обычно ликвидируют все повреждения. Точно так же любой человек, подвергшийся действию радиации, совсем не обязательно должен заболеть раком или стать носителем наследственных болезней, однако вероятность, или риск, наступления таких последствий у него больше, чем у человека, который не был облучен. И риск этот тем больше, чем больше доза облучения.

Острое поражение организма человека происходит при больших дозах облучения. Радиация оказывает подобное действие, лишь начиная с некоторой  минимальной,  или "пороговой",  дозы облучения.

Большое количество сведений было получено при анализе результатов применения лучевой терапии для лечения рака. Многолетний опыт позволил медикам получить обширную информацию о реакции тканей человека на облучение. Эта реакция для разных органов и тканей оказалась неодинаковой, причем различия очень велики.

Разумеется, если доза облучения достаточно велика, облученный человек погибнет. Во всяком случае, очень боль­шие дозы облучения порядка 100 Гр вызывают настолько серьезное поражение центральной нервной системы, что смерть, как правило, наступает в течение нескольких часов или дней. При дозах облучения от 10 до 50 Гр при облучении всего тела поражение центральной нервной системы может оказаться не настолько серьезным, чтобы привести к летальному исходу, однако облученный человек скорее всего все равно умрет через одну-две недели от кровоизлияний в желудочно-кишечном тракте.

При еще меньших дозах может не произойти серьезных повреждений желудочно-кишечного тракта или организм с ними справится, и тем не менее смерть может наступить через один-два месяца с момента облучения главным образом из-за разрушения клеток красного костного мозга-главного компонента кроветворной системы организма: от дозы в 3-5 Гр при облучении всего тела умирает примерно половина всех облученных.

Таким образом, в этом диапазоне доз облучения большие дозы отличаются от меньших лишь тем, что смерть в первом случае наступает раньше, а во втором - позже. Разумеется, чаще всего человек умирает в результате одновременного действия всех указанных последствии облучения.

Дети также крайне чувствительны к действию радиации. Относительно небольшие дозы при облучении хрящевой ткани могут замедлить или вовсе остановить у них рост костей, что приводит к аномалиям развития скелета. Чем меньше возраст ребенка, тем сильнее подавляется рост костей. Суммарной дозы порядка 10 Гр, полученной в течение нескольких недель при ежедневном облучении, бывает достаточно, чтобы вызвать некоторые аномалии развития скелета. По-видимому, для такого действия радиации не существует никакого порогового эффекта. Оказалось также, что облучение мозга ребенка при лучевой терапии может вызвать изменения в его характере, привести к потере памяти, а у очень маленьких детей даже к слабоумию и идиотии. Кости и мозг взрослого человека способны выдерживать гораздо большие дозы.

Крайне чувствителен к действию радиации и мозг плода, особенно если мать подвергается облучению между восьмой и пятнадцатой неделями беременности. В этот период у плода формируется кора головного мозга, и существует большой риск того, что в результате облучения матери (например, рентгеновскими лучами) родится умственно отсталый ребенок. Именно таким образом пострадали примерно 30 детей, облученных в период внутриутробного развития во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а после аварии в Чернобыле многие беременные женщины ложились под нож хирургов.

Еще одним тяжелым последствием облучения является рак. Рак - наиболее серьезное из всех последствий облучения человека при малых дозах, по крайней мере, непосредственно для тех людей, которые подверглись облучению. В самом деле, обширные обследования, охватившие около 100000 человек, переживших атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, показали, что пока рак является единственной причиной повышенной смертности в этой группе населения.

Существуют также генетические последствия облучения. Их изучение связано с еще большими трудностями, чем в случае рака. Во-первых, очень мало известно о том, какие  повреждения возникают в генетическом аппарате человека при облучении; во-вторых, полное выявление всех наследственных дефектов происходит лишь на протяжении многих поколений; и, в-третьих, как и в случае рака, эти дефекты невозможно отличить от тех, кото­рые возникли совсем по другим причинам.

Около 10% всех живых новорожденных имеют те или иные генетические дефекты, начиная от необременительных физических недостатков типа дальтонизма и кончая такими тяжелыми состояниями, как синдром Дауна и различные пороки развития. Многие из эмбрионов и плодов с тяжелыми наследственными нарушениями не доживают до рождения. Согласно имеющимся данным, около половины всех случаев спонтанного аборта связаны с аномалиями в генетическом материале. Но даже если дети с наследственными дефектами рождаются живыми, вероятность для них дожить до своего первого дня рождения в пять раз меньше, чем для нормальных детей.

Радиация - отнюдь не новое явление в совокупности причин заболеваний человека. Ее новизна состоит лишь в том, как люди пытались ее использовать. И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Ионизирующие излучение сопровождало и Большой взрыв, с которого, как мы сейчас полагаем, началось существование нашей вселенной. С того времени радиация постоянно наполняет космическое пространство. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее рождения. Даже человек слегка радиоактивен, так как во всякой живой ткани присутствуют в следовых количествах радиоактивные вещества. Но радиация, как и многое другое, допустима лишь в меру.

д.) звук как фактор влияния на здоровье человека


Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из видов воздействия окружающей среды на них.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь - "под колокол". Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека из-за шума становятся заметными лишь с течением времени.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.


е.) погода как фактор влияния на здоровье человека


Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями.

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.

В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира.

Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма, то есть от времени суток. Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине - хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получение большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.

Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.

При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.

Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.

Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.

Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.

Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды

ж.) ландшафт как влияния на здоровье человека


Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность, Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильное оздоровительное действие.

Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность - вся его жизнь.

В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни - жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению.

Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение.

Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.

Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем. Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов.

Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению.

В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.


з.) адаптивность человека как фактор влияния на его  здоровье


В истории нашей планеты (со дня ее формирования и до настоящего времени) непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли. С появлением могущественного фактора - человеческого разума - начался качественно новый этап в эволюции органического мира. Благодаря глобальному характеру взаимодействия человека с окружающей средой он становится крупнейшей геологической силой.

Производственная деятельность человека оказывает влияние не только на направление эволюции биосферы, но определяет и собственную биологическую эволюцию.

Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечна.

В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека

При утомлении здорового человека может происходить перераспределение возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появятся силы. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительного продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро.

Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека. Первый из них - спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Обратный тип - стайер. Интересно, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа "стайер", что явилось, по-видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к местным условиям.

Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеет в настоящее время важное практической значение, однако  до сих пор, к сожалению, человечество до сих пор не осознает важности и глобальности указанной выше проблематики. Но больше всего на этом пути люди сами должны индивидуально самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны, а человечество - лишь незначительная часть биосферы.  Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромную самостоятельность. Человек на протяжении веков стремился не приспосабливаться к природной среде, а делать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привело к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.


Литература


I. Основная

1.                 Банников Ю.А. Радиация. М., 1988.

2.                 Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.

3.                 Воронцов А.И., Щетинский Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. М., 1989.

4.                 Макевнин С.Г., Вакулин А.А.. Охрана природы. М., 1991.

5.                 Новиков Ю.В. Вода как фактор здоровья. М., 1989.

II. Дополнительная

1.                 Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2001.

2.                 Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 2002.

3.                 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2002.

4.                 Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. М., 2002.


рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты