 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Использование фольклора в преподавании ОБЖ
Использование фольклора в преподавании ОБЖ
Использование фольклора в преподавании ОБЖ
О. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Государственного
педагогического университета им. В. Г. Белинского, г. Пенза
Развитие
событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему
выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. Целенаправленная
подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая
призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные
задачи. Комплекс вопросов по обеспечению безопасности граждан рассматривает,
как известно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Содержание
образовательной области ОБЖ построено на нескольких тематических линиях:
безопасное поведение индивида; защита населения в ЧС; проблемы безопасности
(индивидуальный, национальный, глобальный уровни); здоровый образ жизни (ЗОЖ);
основы медицинских знаний; оборона государства.
Практический
компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:
различные
практические работы;
поиск
выхода из проблемных ситуаций;
игровая
деятельность;
участие
школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения;
овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;
овладение
умениями эколого-аналитического контроля за окружающей средой, а также
нацеленными на ее сохранение (санитарно-гигиенический аспект);
овладение
навыками самообороны и др.
Эмоциональный
компонент должен быть направлен на формирование системы ценностных ориентации и
отношений человека к себе самому, другим людям, природному окружению как
совокупности духовных и материальных ценностей.
Существенную
помощь в достижении целей обучения ОБЖ может оказать использование народных
традиций. Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся
от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и
социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают
общественные установления, нормы поведения, материальные и духовные ценности,
идеи, обычаи, обряды и т.д.
Педагогические
воздействия, которые традиции оказывают на учащихся: адаптация: включение
индивида с раннего детства в хозяйственное дело; обучение: сообщение знаний,
показ умений, самостоятельное научение путем подражания; шлифовка мастерства,
накопление оригинального опыта. формирование: ориентация на определенные
ценности духовного и нравственного порядка; образование: специальное обучение
навыкам (например, ремеслу); развитие: тренировка и закрепление навыков,
наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов.
Традиция
как способ передачи информации вызывает у людей определенное отношение, которое
со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков,
нравственных оценок, эмоций. Традиции как послание коллективного опыта
устанавливают историческую связь поколений. Воспитание на традициях позволяет
черпать убеждения (знания самого высшего порядка) из самого чистого родника -
народного опыта.
Составной
частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Разновидности
разговорных жанров фольклора - пословицы и поговорки, загадки, прибаутки,
легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и
национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные
авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение. Фольклор обладает мощной
воздействующей воспитательной силой. Народ смог «углядеть», подметить и облечь
в яркую запоминающуюся форму закономерности, которые можно использовать в
собственной практической деятельности.
По
мнению ученых, ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой
образностью, выразительностью и, как выясняется уже сейчас, солидным
потенциалом знаний. Восприятие учащимися фольклорных произведений способствует
формированию эмоциональной отзывчивости; развитию воображения, мнемонической
памяти и мышления. Приобщение учащихся в процессе обучения ОБЖ к народным
традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования
у них национального самосознания, выработки гражданской позиции, реализации их
творческого потенциала. Для каждого возрастного периода рекомендован свой
фольклорный жанр как наиболее эффективный ради достижения целей воспитания и
развития. Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней
нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках
При обучении ОБЖ учащихся 4-6-х классов используют межпредметные связи с
уроками литературы, на которых изучаются народные сказки («Бытовые сказки»,
«Волшебные сказки» и «Сказки о животных»). Сказки воспитывают в детях доброту,
трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к нравственно высокому,
без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности,
знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на болоте, на речке. Через
сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном)
поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и
ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и
правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).
Чем
старше обучающиеся, тем чаще включают в процесс обучения школьников поговорки и
пословицы. Специалисты считают их наиболее удобной формой устной передачи
знаний из поколения в поколение.
Пословица
- краткая притча, изречение с назиданием, поучением. Поговорка - выражение, не
составляющее законченного высказывания (как бы половина пословицы).
В
пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной
форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание развивает память,
мышление, смекалку, расширяет кругозор. Передача знаний осуществляется как бы
мимоходом, без особого напряжения; и эти знания, опыт народа осваиваются
прочно, на всю жизнь. Это и есть желаемый вариант, когда учение проходит без
мучения.
Мы
предлагаем ввести в структуру урока ОБЖ раздел "Азбука народной
мудрости" (АНМ).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/
|  |