 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии
Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии
Безопасность наших детей и некоторые образовательные
технологии
А.Луценко,
директор СОШ №7 г. Новосибирска, отличник народного просвещения РСФСР
Э.Мирмович,
ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, действительный член
Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
Интегрирование
- это не размывание и уничтожение
Заканчивается очередной учебный год. И очередной год
остаются нестыковки по вопросам обучения детей основам безопасной
жизнедеятельности между позициями и деятельностью структур МЧС России и
Минобрнауки России, а точнее Агентства Рособразования.
Пожалуй, все научные отрасли, учебные предметы
родились в результате решения задач обеспечения нормальной и безопасной
жизнедеятельности. Как птицы учат летать своих птенцов, так и мы, поколение
родителей и дедов, призваны передать соответствующие знания, умения и навыки
детям и молодежи. Попросту говоря, физика изучается - чтобы согреться и не
обжечься, химия - чтобы есть-пить, но не отравиться, иностранный язык - чтобы
важную информацию по безопасности и комфортному бытию не пропустить и т.д. Ну
скажите, какая чрезвычайная ситуация может случиться, если ребенок не будет
знать доказательства подобия треугольников по трем признакам? Или, какова
статистика пострадавших на улицах и дорогах среди плохо знающих силу трения?
Сегодня же получается, как в сказке про лису из
ледяной избушки: попросилась к зайцу пожить в его лубяной избушке, да его же
самого оттуда и выжила. Вопросы безопасности, когда-то давшие толчок изучению
различных предметов, из этих предметов выталкиваются, в лучшем случае
«интегрируются» в них.
Спросите любого математика, что есть интегрирование. И
никто не ответит, что это размывание, уничтожение и т.п. А вот у некоторых
чиновников от образования именно так и получается. Для них интегрирование курса
ОБЖ - это не выборка из основных предметов жизненно важной учебной информации и
создание, наконец-то, высокосодержательного, сверхполезного и профессионально
организованного учебно-дидактического пакета по предмету, а размывание целой
образовательной отрасли в других предметах. А откуда же детям взять знания,
умения и навыки в области личной безопасности человека и взаимопомощи в
экстремальных ситуациях? Это первый вопрос.
«Кадетство»
как образовательная технология
А второй вопрос — как обеспечить детям безопасность
жизни или выживание в самом широком смысле?
Не секрет, что нарастающее сегодня расслоение в
обществе увеличивает непронырливую, некоммерческую родительскую среду, а вместе
с ней часто и девиантную прослойку в юном безработном (еще не работающем)
«классе» России. Многие из детей живут в неполных семьях, включая тех, чьи отцы
погибли в «горячих точках», либо являются инвалидами боевых действий или работ
на благо Отечества. Как же быть с этой «трудной» составляющей детского
населения?
Дети обязаны учиться, так как в этом возрасте они
ничего другого делать не могут и не должны. Но эта часть нашего социума за
учебу платить не может.
Восстанут ли «из пепла» реальные, ремесленные,
фабричные и заводские училища, с одной стороны, возрастет ли доступность детей
в суворовско-нахимовские и другие ведомственные элитарные
воспитательно-образовательные учреждения и их число - с другой?
Кадетство как одна из наиболее эффективных форм
обучения и воспитания детей в 1918 году было упразднено. А ведь это была
замечательная школа для ребят погибших военнослужащих, выходцев из неполных
семей и сирот. Именно здесь многого лишенные, ничем неприметные дети имели возможность
для широкого раскрытия своих способностей и лучших качеств, выбирали своим
поприщем на всю жизнь самоотверженное служение Отечеству и становились
выдающимися людьми нашей страны.
Кадетство сегодня - это романтика, воспитание
мужественности, профессиональное образование. Это одно из важных направлений
развития профильной школы России начала XXI века. Это реальный путь воспитания
патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности
во благо общества, во имя будущего России.
Можно считать, что «К-А-Детство» - это
Конструктивно-Альтернативное Детство ребят из «старорусских» семей, которые, в
отличие от «новорусских», даже не помышляют об обучении своих детей «за
границами». Которые хотят вырастить и воспитать их на своей родной земле,
впитавшей многовековые традиции, в числе которых любовь к Родине, готовность
прийти на помощь ближнему и пожертвовать собой «за други своя».
В настоящее время кадетское обучение, в силу ряда
причин экономического, организационного и другого характера, реально может
осуществляться лишь под флагом Министерства обороны, МЧС России, МВД России,
пограничной и таможенной, авиационной и железнодорожной государственных служб
или других структур специальных видов военизированного характера.
Следует признать, что сейчас создание кадетских
корпусов, школ и классов - это неуправляемый, инициативный процесс,
развивающийся вне нормативно-правового пространства. Данная
образовательно-воспитательная форма может в полной мере стать педагогической
технологией только при наличии соответствующего нормативно-правового
обеспечения, а также самодостаточного организационного, материально-финансового
и учебно-дидактического пакета программ и средств обучения в унифицированном
(тиражируемом) варианте. А этого пока нет.
Начальным этапом реализации кадетских технологий
обучения являются специализированные профильные классы в общеобразовательных
учреждениях. И тон здесь задает МЧС России, стремящееся научить максимальное
число сегодня юных, а завтра полноправных граждан России профилактике
чрезвычайных ситуаций и защите от их последствий населения страны.
Пример,
каких много
В средней школе №7 города Новосибирска еще в 2000 году
были созданы специализированные профильные классы (9-11-й), где учащиеся
проходят обучение по программе «Спасатель». Оно состоит из теоретической и
тактико-специальной подготовки. Ребята получают здесь не только расширенную
подготовку по программе ОБЖ (4 часа в неделю), но и реально учатся спасать
человеческие жизни в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Общеобразовательная часть включает в себя, как говорилось выше,
занятия по ОБЖ, разнообразную физическую подготовку, в том числе альпинизм,
приемы рукопашного боя (8 часов в неделю), курс «Современные информационные
технологии»,а также основы воинской службы.
В раздел тактико-специальной подготовки («Школы
выживания») включены, например, парашютно-десантная подготовка и основы
медицинских знаний. Короче говоря, она охватывает ряд специальных дисциплин,
«позаимствованных» у спасателей-профессионалов, но изучаемых в меньшем объеме и
с поправкой на возраст учащихся, с исключением нюансов, способных представлять
опасность для жизни и здоровья детей.
Но данному разделу обучение проводится во второй
половине дня. И учащиеся домой не спешат. Во-первых, занятия увлекают и всерьез
затягивают. Во-вторых, они организованы так, что у ребят есть возможность и
отдохнуть, сменив род деятельности, и вовремя пообедать. Благодаря пониманию
важности такого обучения и его поддержки со стороны главы Управления
образованием района Ольги Анатольевны Пешковой учащиеся обеспечиваются горячим
питанием. А значит, ничто не мешает им проводить в школе полный день.
Большую помощь в организации работы специализированных
профильных классов «Спасатель» оказали депутат Государственной Думы РФ А.
А.Карелин и депутат Новосибирского областного Совета депутатов Н.Е.Мамулат.
Нельзя не отметить также постоянное содействие Главного Управления МЧС России
по Новосибирской области, Регионального центра МЧС и Новосибирской государственной
академии водного транспорта.
Руководит обучением юных спасателей преподаватель ОБЖ
подполковник запаса Р.А,Ходжаян, человек, щедро отдающий детям тепло своей
души, умело воспитывающий патриотов России. Огромную работу с ребятами ведет их
классный руководитель, Почетный работник общего образования В.М.Медведева. И
труд названных выше людей и организаций не напрасен. Под их призором ребята
растут здоровыми, крепкими, самостоятельными и полезными стране.
Результат,
к которому надо стремиться
За годы существования классов юные спасатели
новосибирской школы № 7 становились победителями соревнований «Школа
безопасности» на областном уровне и призерами - на всероссийском, выигрывали
гранты, которые использовались на развитие классов, приобретение необходимого
оборудования и снаряжения.
При выпуске из 11-го класса ребята, успешно освоившие
все разделы общеобразовательной и тактико-специальной подготовки, кроме
аттестата получают удостоверения парашютиста, матроса-спасателя,
спортсмена-разрядника по альпинизму» рукопашному бою, стрельбе. Они умеют вести
спасработы широкого спектра и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Многие из юных спасателей решительно избирают
профессию, по которой получили первичные знания, делом всей будущей жизни, упорно
готовятся к поступлению в Академию гражданской защиты и Академию
государственной противопожарной службы МЧС России, в другие образовательные
учреждения министерства. Поступят туда, конечно, не все, но то, что все станут
нормальными, порядочными, достойными людьми, несомненно. Подготовку, воспитание
и закалку они получают хорошую.
Увы, во время так называемых «интегрированных» уроков
не достичь этого и близко. А значит, такая «интеграция» не может использоваться
как обязательная образовательная технология, способная сегодня обеспечить
безопасность молодого поколения, а следовательно, в будущем - готовность
взрослого населения к действиям в ЧС и передаче жизненно необходимых знаний,
умений и навыков своим детям.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.school-obz.org/
|  |