рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Павловский парк

Павловский парк

В Павловском парке.

Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,

многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть

льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в

мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине-

некогда Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне

полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из

лучших памятников русского садово-паркового искусства конца

18 века . Непреходящая ценность Павловского парка – в многогранности его

художественного облика , в совершенстве архитектурных форм

и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.

Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению

и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки

с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие

и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких

“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой

берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,

Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной

подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.

Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и

лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно

говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия

садово-паркового искусства.

Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его

дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно ,

на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый

ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,

Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие и

изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы ,

другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались

каскады , декоративные руины .

Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой

скульптурой .

Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в

рисунке сети

дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе размещения

архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка

художественно

связанны и образуют единый законченный ансамбль .

В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.

Воронихин,

К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос , М. И. Козловский ,

В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие

замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного

, они превратили огромный вековой лес в произведение искусства.

История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь

времён.

Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а

некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах , о

торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях , что

приходилось вести новгородцам

со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края . Эти

земли захваченные шведами в 18 веке , были освобождены во время Северной

войны. Шведский

Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что

не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились

на месте еще возведенных новгородцами в 13 столетии деревянных и

земляных укреплений –

“Городка на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая

крепость

Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг

неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с

дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи

фонтанов Петергофа.

1

В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой

дворец.

А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.

Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две

небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её

семейство лосей ,

пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века

эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и

нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда

придворные во главе Екатерины второй ,

любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика

–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой

Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная

из больших дубовых брёвен.

Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.

В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами

окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был

приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны

следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих

деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами

такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину ,

расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.

Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных

загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.

Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.

Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.

По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария

Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,

возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного

леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый

лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные

постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия

Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция

наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз

Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец

Камерон создал в России замечательные творения , которыми

вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой

раскрылся талант этого большого и тонкого художника в

Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь

начались планомерные строительные работы , подчиненные единому

Дворец со стороны

художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой

Славянки.

каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада

Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется

долина

Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные

участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было

начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная

постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на

высоком холме и словно царит над

парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг

кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,

то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же

как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от

центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба ,

отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону

дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.

В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был

надстроен

второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие

от них большие полуциркульные флигеля.

2

Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .

Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для

торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную

часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт

строгим и монументальным . Высокий первый этаж

является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары

белых

колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая

композицию ,

высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие

спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной

цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору ,

в центре которого

в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы

И. П.Витали,

находящейся в Гатчине.

Противоположный

парадному , западный

фасад дворца обращен

к Славянке. Крутой

склон берега словно

образует величественный

постамент, на котором Вид дворца со

возвышается здание.

Стороны Тройной

Портик , украшающей

липовой аллеи.

фасад , и колонна купола

усиливают впечатление

устремлённости ввысь и

лёгкости постройки .

Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.

Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А.

Жуковского :

Люблю , когда закат безоблачный горит ,

Пылая , зыблются древесные вершины ,

И ярким заревом осыпанный Дворец ,

Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,

Мрачится медленно , и купол , как венец .

Над потемневшею дерев окрестных сенью ,

Заката пламенем сияет в вышине

И вместе с пламенем заката угасает.

Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика,

созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб

строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого

расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной

глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна

второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и

украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он ,

так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в

своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие

тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь

зеленую завесу листвы проглядывают его стены.

Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей

природой .

Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие

застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены

здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле

оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж

парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь

Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она

уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться

и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и

Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,

без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на

древний римский храм .

3

В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным

мрамором

(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля

, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут

в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей

. Когда смотришь на неё .

из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон

Греческого зала ,

напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и

зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона

.

Колоннада Аполлона.

Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном

единстве

с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные

примеры .

Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла

1 .

Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна

. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и

торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными

изображениями

шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце

создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,

церковь и другие .

И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих

случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских

интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,

применивший

высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и

изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски

львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803

году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца

.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.

Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,

архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых

случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,

но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в

кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,

явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком

. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже

дворца .

Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и

соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной

кариатидами работы В. И.

Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские

фигуры

на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .

Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,

находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет

-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по

проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .

Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,

возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .

4

Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными

полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи

. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны

галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной

декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как

бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и

колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .

Фрагмент фасада

Библиотеки

Росси.

Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .

И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во

внешнем облике

и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет

большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с

дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом

тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер

развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении

участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,

использует черты парадных торжественных садов .

От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она

была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в

форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда

лип образовали Тройную

аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть

предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже

- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным

деревьям угасал . И липы , которых уже

не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко

раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно

хороши они ранней весной ,

одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом

боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные

коридоры с зелёными

сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,

ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен

лабиринт с затейливым рисунком

дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .

Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат

привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,

заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,

восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед

находится

Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .

Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит

из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –

с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые

соединены с ним сквозными галереями .

Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди

растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка

в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо

переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли

. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .

И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы

расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .

5

У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега

заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо

из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18

столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру

женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится

павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона

.

Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая

перекрытие , напоминает классический портик .

Фронтоны его украшены барельефами работы

скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,

обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,

на противоположном - богиня мудрости Маневра .

Павильон находится на высокой террасе . От

дворца сюда ведёт центральная дорожка

Собственного сада . Несколько каменных

ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая

плитами светлого камня . Шестнадцать стройных

белых колонн стоят по сторонам её . А в центре

на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен

этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .

Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и

радостного .

Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон

Трёх граций .

они поддерживают установленную на колонне

вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение

женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.

Трискорни

из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный

вид .

Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу

стоит

обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по

рисунку Камерона .

Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором

Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней

гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были

установлены орудия . Оттуда часто слышался

бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья

.

Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость

напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада

дворца , на самом

краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая

колоннада .

Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,

обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в

живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в

1780- 1783 году архитектором Камероном ,

Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком

лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя

античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком

постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он

тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они

попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена

ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,

ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,

сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать

Парнас с чистыми водами

катального источника , где , по верованию древних греков , обитали

Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула

часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт

Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были

яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый

утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим

видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон

одобрил это ”.

6

Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую

живописность.

Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :

Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,

И сеть багренная во мраке лип сияет ;

Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,

Лучи бросаются злотыми полосами ,

Горят на белизне разрушенных столпов

И искрой огненной с кипящими волнами

По каплям прядают и гаснут на лету . . .

Парадный фасад

Дворца .

Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у

самой воды ,

среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон

отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных

объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,

прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня

с круглым бассейном и комнатой для отдыха .

Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув

холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё

течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших

районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт

долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые

берега – сравнительно пологий заросший кустами ,

деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где

он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,

наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .

Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются

красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,

образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся

пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает

естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В

результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега

, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим

вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской

северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,

сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных

возможностей.

Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой

половины 18 века

с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической

планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .

Долина Славянки

образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в

глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот

небольшой горбатый мост .

Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над

почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к

другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .

7

А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на

высокий берег.

Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,

дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм

дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;

склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль

крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей

раскидистой кроной .

А вот они сбежались большими группами , и в

Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени

, какое богатство

игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными

листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые

стволы берёз .

Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается

на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают

пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по

небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.

Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже

пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем

гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,

непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .

Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы

один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .

Второй половины 18 века . Он создан по проекту

Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с

тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в

пейзаж .

Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его

от всего парка и

создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по

зелёному лугу,

ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из

доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн

поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .

Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют

замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными

медальонами . Цельность общего замысла ,

логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая

соразмерность частей

вот что является характерным для этой постройки . Павильон был

построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике

богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри

сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и

почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные

отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение

Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею

дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют

“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти

, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .

Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого

архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам

жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её

становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как

огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,

и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .

Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета

и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев

мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина

каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .

8

Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит

Камерон мемориальное

сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного

леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда .

Огромные прямоствольные сосны ,

мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки

задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились ,

словно освобождая место для этого небольшого , но монументального

сооружения - подлинного храма скорби .

От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской .

Узкая плотно обсаженная высоким кустарником ,

Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на

размышления . “Памятник родителям” (1786)

напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с

большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте

скульптура женщины , склонившейся к урнам .

Её фигура с наряжено протянутыми руками

выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений

смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания .

“Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С.

Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена

здесь только в 1807 году .

Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в

памятник ноту глубокого драматизма .

По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны

: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших

дней

Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям .

“Памятника родителям” туда можно пройти по

Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев ,

стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены

из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с

большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в

землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась .

Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с

колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от

него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и

уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса

мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по

вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины

“сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века .

Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от

дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок ,

развлечься и отдохнуть .

Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой

роскошью :

золоченная мебель , зеркала , бронза .

Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на

левом берегу

Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села ,

создавалась

Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса

рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от

центральной круглой площадки .

Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных

направлениях

и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды .

Это и определило название района . Постепенно лесные просеки

превратились в аллеи ,

по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый

лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто

приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные

для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные

названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,

“Зелёной женщины” и т. п.

9

На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён

круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его

второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было

начато Камероном , но заканчивал его уже

Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна ,

возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской

усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил

дворец , но и создал новые участки

парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году

появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и

празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в

парке .

Большие круги .

Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных

итальянских садов ,

с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это

две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами

и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах

установлены мраморные фигуры –

“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта

конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1

вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание

белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а

также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного

кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность

. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики ,

“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым

красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали

мраморные статуи .

Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки ,

Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят

четыре ступени ,

разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На

нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся ,

словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу

стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом

провожают всех проходящих . Для создания иллюзии

большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный

приём :

делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница

и склон холма,

на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее .

Лестница Бренна

соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и

Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую

Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки ,

за Висконтиевым мостом .

Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и

двенадцать

отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое

название

района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия

напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья

заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем

художественный облик этой части парка совсем иной.

Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника

образуют круглый “зал”.

10

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты